Организованная учебная деятельность по экологии на тему: Путешествие капельки 4-5 лет
Путешествие капельки
Образовательная область: Познание.
Интеграция: Коммуникация, Художественное творчество.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма - проведения: занятие - путешествие.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)
Цели и задачи:
1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
3. Прививать бережное отношение к воде;
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.
Материал: Гость «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; самодельный картонный аквариум, готовые шаблоны-рыбки для аквариума.
Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Билингвальный компонент: су-вода
Ход занятия
Организационный момент
-Қайырлы күн, құрметті қонақтар және балалар.
- Здравствуйте уважаемые гости и ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас не обычное занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются с гостями на государственном языке)
-Ребята, давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка
Начинается река
А игра - начинается с улыбки!»
(дети проговаривают вместе с воспитателем)
2. Игровая ситуация Звучит музыка.
- Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?
-Здравствуйте ребята, я капелька воды и зовут меня Капитошка. А как вас зовут?
(Каждый ребёнок берёт за руку гостя и называет своё имя)
-Мне очень приятно с вами познакомится. Я путешествую по свету и ищу своих сестричек- капелек. Вы поможете мне их найти?
- Да, поможем. И покажем, Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
3. Путешествие-поиск капелек по группе
(Дети идут по группе делают остановки)
-Ребята как вы думаете, где может спрятаться капелька? А капелька чего? (Воды)
В уголке природы: возле растений.
- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
- Где еще живут капельки воды?
У аквариума:
Какую пользу приносят? Для чего рыбкам вода?
Рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)
Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
На тумбочке стоит кулер с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить, утолить жажду в жаркие дни. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)
- Ребята, а теперь давайте перечислим капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знал сколько их. (Ответы детей сопровождаются слайдами)
- Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.
-Ребята, вода на казахском языке будет звучать так: Су
(дети повторяют с воспитателем, затем по одному и хором)
4. Физкультминутка
«Рыбки весело плескались
В тёплой, солнечной воде.
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке!»
(движения выполняются под музыкальное сопровождение)
5. Гимнастика для глаз
За - За - За - берегу свои глаза. Прослеживать взглядом движения пальца вправо-влево.
Зу - Зу - Зу - я увидела осу. Описать в воздухе рукой большой круг.
Са - Са - Са - на носу сидит оса. Коснуться пальцем кончика носа,
Ай - Ай - Ай - ты глазами поморгай. Быстро поморгать глазами.
Бай - Бай - Бай - крепко глазки закрывай. Крепко зажмурить глаза.
6. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»
-Вода- это источник жизни для всего живого на земле. Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в мини-центр и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
- Ребята и Капитошка, посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
- Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.
- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?
Ответы детей: Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.
- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё ватный диск и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается.
-Какой стала вода? Чистой
- А что стало с нашим ватным диском? Он стал грязный.
- Молодцы! Настоящие волшебники мы с вами.
7. Массаж лица
Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.
Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым глазам от внутреннего края века к внешнему.
Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по щекам.
Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.
Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.
8. Совместная деятельность
- Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.
-Как нужно ухаживать за водой и аквариумом?
Чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.
- Ребята, у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите по всему аквариуму, а Капитошка вам поможет.
Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.
9. Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)
Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)
Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)
Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)
10. Практическая деятельность. Дети распределяют рыбок по аквариуму. Капитошка им помогает. Работают под музыку.
- Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.
11. Итог.
- Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки. (Сопровождение слайдами)
- Для чего нам нужна вода?
- Как нужно беречь воду?
- Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не покушать, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
- Ребята, спасибо вам за то, что вы помогли отыскать сестричек-капелек. И и хочу подарить вам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
(Каждому ребёнку и гостям вручается капелька под спокойную музыку)
-Мне пора прощаться с вами. До свидания.
(Дети прощаются с Капитошкой на государственном языке)
- Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии. Құрметті қонақтар, назарларыңызға рахмет!