Выпускная творческая работа Тема «Инновационные образовательные технологии: игровые технологии в обучении младших школьников».
Выпускная творческая работа
Тема «Инновационные образовательные технологии: игровые технологии в обучении младших школьников».
г.Севастополь
2014г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Игровая деятельность…………………………………………………………………………………5
1.2 Игра как метод обучения……………………………………………………………………………6
1.3 Классификационные параметры игровых технологий……………………………..7
1.4 Концептуальные основы игровых технологий…………………………………………..8
ГЛАВА II. Особенности игровых технологий и их значение в развитии ключевых компетентностей младших школьников
2.1 Игровые технологии в обучении младших школьников…………………………10
2.2 Обучение орфографии с использованием дидактических игр…………………11
2.3 Творческие игры…………………………………………………………………………………………15
2.4 Интеллектуальные игры…………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………………………………...24
Литература……………………………………………………………………………………………………….25
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь – невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.
Сегодня ценность является не там, где мы воспринимает по схеме знаю – не знаю, умею – не умею, а где есть тезис ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, тренируюсь – и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
В свою очередь, иными становятся и задачи учителя – не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношении к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором, получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - еще не значит быть готовым эти знания использовать. Без усилий воли, без личного участия камень не сдвинуть, воду не <<открыть>>. В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в созидание и сотворение.
Реализация этой цели требует выполнения основных задач:
Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий.
Формирование личностных качеств – ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности.
Формирование картины мира - адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.
В последние годы наибольшее изменение претерпевает начальное образование как фундамент для формирования личности и развития духовного и интеллектуального потенциала ученика. Процесс обновления начального образования выдвинул на первый план новые приоритеты целей обучения, о которых говорилось выше.
В образовательной практике начального обучения наиболее приемлемы те педагогические технологии современной школы, которые прежде всего обеспечивают комфортные условия для учащихся и для учителя, а также прочное усвоение базовых знаний, умений и навыков. Поэтому можно отметить несколько наиболее популярных в инновационной школе образовательных технологий начального звена, оправдавших себя, проверенных временем, практикой: игровые технологии, метод проектов, информационные технологии, проблемное обучение, развивающее обучение.
Более подробно хочу остановиться на игровых педагогических технологиях, т.к. их роль в обучении младших школьников трудно переоценить.
«Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра».
Й.Хейзинга
Глава I. Игровые технологии.
1.1 Игровая деятельность
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную - это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
- коммуникативную - освоение диалектики общения;
- самореализации – в игре как на полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую – выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникаций - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты ( по С.А. Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (<<поле творчества>>);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способа перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
1.2 Игра как метод обучения
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим людям использовали в древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы
Понятия <<игровые педагогические технологии>> включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могу быть основаны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные), трудовые , социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Я укажу лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
1.3 Классификационные параметры игровых технологий
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: психогенные
По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП
По характеру содержания: все виды +проникающие.
По типу управления: все виды – от системы консультации до программной.
По организационным формам: все формы.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По направлению модернизации: активизация.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентаций игр
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность;
применение ЗУН в практической деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимы в практической деятельности; развитие общих учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творчески способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
1.4 Концептуальные основы игровых технологий
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренней присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе)Игра пространство « внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).
Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализации нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношение между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
В возрастной периодизации детей (Д. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
ГЛАВА II. Особенности игровых технологий и их значение в развитии ключевых компетентностей младших школьников.
2.1 Игровые технологии в обучении младших школьников
Для младшего школьного возраста характеры яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр – по логике разыгрываемой роли, имитационно – моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношение с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному суждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а так же ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во – первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивает ряд учебных элементов. Составление игровых технологий их отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.
2.2 Обучение орфографии с использованием дидактических игр
Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание при письменном общении.
В процессе орфографической работы на исполнительном этапе необходимо использовать игровую деятельность, чтобы воодушевить учащихся, пробудить у них интерес к орфографии. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Исследователи отмечают многофункциональность игры, выделяют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, мотивационно-стимулирующую, коммуникативную, рефлексивную, диагностическую, коррекционную. Дидактическая направленность игр проявляется в применении орфографических знаний и умений, развитии общеучебных умений и навыков; воспитательная функция состоит в воспитании, с одной стороны, самостоятельности, воли, а с другой – сотрудничества, коллективизма и общительности. Развивающее значение игры отражается в развитии внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, в развитии воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии. Реализация игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности на уроке, происходит обычно по таким основным направлениям:
-дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-учебный материал используется в качестве содержания игры;
-успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом.
Организация сюжетно-ролевой игры связана с осуществлением ряда этапов: ориентирующего, тренировочно - контролирующего, активно-действенного, деятельностно - оценочного.
Подготовительный этап в организации дидактической игры характеризуется следующими структурными элементами: выбор дидактической игры; разработка сценария; плана дидактической игры; подготовка дидактической игры: распределение ролей, формирование игровых групп, выбор жюри или экспертной группы, сбор и анализ материала, изготовление наглядности, подготовка сообщений, консультации. Затем следует собственно игровая часть, и в заключение подводятся итоги дидактической игры.
Большая часть учителей проводит дидактические игры на уроках повторения и обобщения знаний, развитие умений. Можно проводить дидактические игры и на уроке изучения нового орфографического материала с целью постановки учебной задачи, и на этапе интериоризации (усвоения) общего способа деятельности по применению изученного орфографического правила.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает ей законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьника моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижения учащихся в усвоении знаний или в их применении.
1. «Найти друга»
Перед вами друзья-падежи : Р.п., Д.п., П.п. у вас есть карточки с предложенными сочетаниями слов: носить в сердц…, жить на Кубан..., ведет к побед…, напечатано в газет…, пришить к шинел…, спит в колыбел…, до последней капл…, в безвоздушном пространств…, растет у дорог…,принадлежит природ…. Задание : выберите себе одного друга. Только самый внимательный отыщет среди данных нужные предложные сочетания.
2. «Чей прицеп?»
Определите, к машине И или Е подходит прицеп. Для этого нужную букву в окончание слова-прицепа: хранить в памят…, любовь к Отчизн…, родился в рубашк…, воспоминания о юности…, нет мудрост…, цвете среди осен…, не выпало ни капл… дождя, вижу в ребенк…, скажи королев… .
3. «Наряжаем елку».
Украсьте елочки Е и И игрушками-словами: зажига…шь, слыш…шь, проход…шь, пиш…шь, вспомни…шь, вспомина…шь, боле…шь, догоня…шь, укус…шь.
4. «Боулинг».
На доске помещаются кегли с буквами Е и И.
Даны предложные сочетания слов: лететь на самолет…, рассказать об агроном…, жить по совест…, мечтать о богатств…, появился на горизонт…, отметить в тетрад…, встретиться на вокзал…, урожай гречих…. Нужно соотнести слово с безударной гласной в окончании существительного с буквой на кегле. Если ученик прав, то кегля сбивается , если нет, кегля остается. Выигрывает тот, кто собьет последнюю кеглю.
5. «Забей шайбу».
перед вами двое ворот с окончаниями – ЕМ и – ИМ. Шайбу может забить только самый внимательный: у ни…го моря, в ближайш…м лесу, под яркими лучами, весен…..ми водами, зим…й ночью, с могуч…м зверем. 6. «Снежки»
Перед вами две мишени: - ЕМ и – ИМ. Попадает в центр мишени снежком самый меткий: горяч…м воздухом, ранн…м утром, в весен…м лесу, зимн…й ночью, тих…щепотом, по син…му квадрату.
7. «Сотовый телефон».
К какому сотовому телефону – Е или - И подойдёт ваша сим-карта со словом-глаголом: кол..шь, меня…шь, представля…шь, слыш…шь, ищ..шь, вод…шь, гуля…шь, дыш…шь, вид…шь?
8. «Письма и конверты».
Разложите письмо со словами в соответствующие конверты - Е или - И:
сохранить для жизн…, мелькнула в воздух…, видна на небосклон…, улета..т с ладони…, звучит в космос…, желаю удач…, плач…т от радост…, стоять на горк… .
9. Какие окончания в именах существительных пропущены? Впиши эти буквы- окончания в пустые клетки. Какое слово получилось?
На городской площад…
К детской площадк…
С РН Ь
На синем катер…
По лесной тропинк…
Л Б Д Ь
У выского юнош…
Без весенней капелл…
О зимней стуж…
С В РС Т Л Ь
10. Поставь имена прилагательные в нужную форму. Выдели окончания. Вставь его в пустые клетки. Какое слово получилось?
Около оздоровительн… центра
РО Д
Рассказал о храбр… зайце
Л Е Т
Катался по крепк… льду
Т
Вернулся ранн… утром
Н А Л Систематическое проведение разнообразных дидактических игр при обучении орфографии, направленных на усвоение правил, алгоритмов их применения, а также на усвоение способов проверки, способствует значительному повышению качества орфограческой подготовки младших классов.
2.3 Творческие игры
Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, хочу видеть в каждом своем ученике простого, доброго, любящего человека. Я пытаюсь с самых первых дней обучения создавать атмосферу созидания и творчества, помогаю раскрыться способностям каждого ученика.
Этому способствуют творческие игры на уроках русского языка. Это помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету.
Творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозора. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в ее результатах. Кроме того, не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель может помочь им в процессе игры. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия. Задача педагога – создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере. Так, например, существуют игры, в которых необходимо вписать буквы так чтобы получилось слово.
Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (кит, куст, карта, книжка.) затем нужно усложнить данную игру, попросить ребят подбирать слова только одной части речи, или на заданную тему, или на какое - либо орфографическое правило. Когда данная игра будет освоена детьми в полной мере, следует переходить на новый, более сложный уровень. Ученики получают задание придумать свою игру, подобную данной, используя разное количество букв и разные буквы, например:1. Игра «Зашифрованное слово». ( Эта игра формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез.)
Задание. Из каждого слова взять только первый, второй последний слог и написать полученное слово.
Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение) - по первому слогу;
Пуговица, молоток, лава (голова) – по второму слогу;
Колесо, село, панама (солома) – по последнему слогу;
Сапоги, парашют, фантазий (сарафан) – найти самим спрятанное слово. Зашифровать можно новые словарные слова, название темы.
2. Упражнение «волшебный ряд букв». Дается любой ряд букв, с которым можно выполнить несколько заданий. Задания могут предлагать сами дети. Например : а, б, о, м, к ,л ,е, п, т.
Задания:
а- деление на группы (гласные – согласные);
б- составление слов из букв (пила, лупа, лоб);
в- записать буквы в алфавитном порядке;
г- найти лишнюю букву, ориентируясь на новое словарное слово (лишняя буква п, ее нет в слове библиотека)
Сказка о буквах, рассказанная Незнайкой
Задание для детей. В течение рассказа Незнайки нужно найти и исправить ошибки, которые он допустил.
Рассказ Незнайки
Жили-были буквы. Дружно жили, не ссорились. А было их всего 36. Или 34? Не помню. Десять из них – согласные. Очень интересные буквы! Половина – волшебные. Почему их так назвали? Ну, наверно потому, что они с помощью волшебной палочки могут превратить льва в мышку, а блоху – в огромный самолет.
А согласные буквы вообще чудаки! некоторые говорят громко, звонко. Например, п,т,х. а другие умеют только шептать, шуршать, шипеть. Это глухие звуки. Вот только я забыл, какие буквы обозначают глухие звуки. Подскажите!
Буква ч очень дружит с буквами я и ю. Она прямо-таки не может с нами расстаться! А вот ж и ш не водятся с буквой ы, а дружат только с и, и она делает их мягкими-мягкими.
А еще так есть две странные буквы. Они всегда молчат. Может, немые? Вы не знаете? И вообще, что это за страна такая? Как она называется?
2.4 Интеллектуальные игры
Педагогические возможности.
Игра создает ситуации, стимулирующие школьников к расширению своего кругозора; повышает общий интеллектуальный уровень класс; формирует опыт взаимодействия в процессе совместной познавательной деятельности.
Организационные условия.
Предложенная форма игры наиболее соответствует особенностям младшего школьного возраста. В ее основе – соревнование, в данном случае состязательный характер коллективной деятельности играет позитивную роль. Возможность сопоставить свой кругозор с уровнем эрудиции одноклассников стимулирует к самообразованию и «слабых», и «сильных» учеников. Первые, видя недостаточность своих знаний, в процессе выполнения общих и индивидуальных заданий, т.е. переживают ситуацию неуспеха, которая вполне может быть отнесена к стимулирующей. Вторые, напротив, убеждаются в ценности своей эрудиции для себя и для группы и переживают в связи с этим ситуацию успеха, которая так же стимулирует ребят к самообразованию, но несколько иначе: им хочется повторить и закрепить свой успех в дальнейшем.
Заметим, что качество успеваемости учащихся не обеспечивается общей эрудицией: случается, что знания отличников не выходят за рамки школьных программ, и наоборот, ничем не примечательные троечники на поверку оказываются весьма начитанными людьми.
Чтобы обеспечить относительную защищенность школьника, «Мозаика знаний» проводится в виде состязания между группами. При соблюдении этого условия ситуация неуспеха школьника не сопровождается чувством его унижения перед всем классом.
Методика проведения.
Коллективное целеполагание и планирование проводятся одновременно и могут опираться на вопросы: хотим ли мы проявить свою эрудицию, Должен ли обладать ею современный человек?
Этапы игры.
I. Подготовка. Участие ребят в подготовке: придумывание названия, эмблемы команды и т.д.
II. Проведение.
Название игры «Мозаика знаний» говорит о том, что задания могут относиться к разным областям знаний и нет привязки к общей тебе, кроме того, слово «мозаика» предусматривает включение нескольких форм проведения игры – тех «кирпичиков», из которых складывается общая картина; их должно быть не менее пяти.
Задача группы – выполнить задания в каждом из «кирпичиков» мозаики, получая за это бумажный значок определенного цвета. Эти значки являются фрагментами общей картины-мозаики (в виде цветка, звездочки т.п.), которая заполняется в ходе игры по преобладанию того или иного цвета в получившейся мозаике и определяет успех каждой команды.
В игре принимают участие три команды, за правильный ответ выполнения заданий они получают бумажные значки:
1-я команда – желтого цвета,
2-я команда – красного цвета.
3-я команда – зеленого цвета.
Примеры форм игры.
1. «Одним словом» - каждой команде предлагается ряд понятий, которые необходимо обозначить одним обобщающим словом или дополнить недостающими, объясняя логику своих рассуждений.
2. «Убери лишнее» - нужно убрать из цепочки слово одно лишнее, не вписывающееся в общую закономерность.
3. «Лото» – каждая команда получает набор карточек с портретами известных людей. Дается время, чтобы владельцы карточек, посовещавшись друг с другом, опередили, кто изображен на портретах. затем ведущий зачитывает поочередно те или иные сведения. После каждой порции информации команда должна определить, о ком идет речь, и поднять соответствующую карточку, назвав человека, к которому относится данная информация.
4. «Тир» - раздаются несколько конвертов с вопросами на общую эрудицию различной стоимости (от 1 до 5 бумажных значков).
5. «Утка» - командам предлагается один и тот же текст, содержащий какую-то информацию, касающуюся знакомых им областей знаний. Наряду с достоверными сведениями текст содержит несколько заведомо ложных. Задача группы – за короткое время найти, как можно больше ошибок в предложенном тексте и объяснить их суть.
Примеры заданий
Задание 1. «Визитная карточка»
Представление команд: название, девиз (максимум 3 значка).
Задание 2. «Одним словом» (за каждый правильный ответ – 1 значок).
обозначьте данные понятия один словом.
1-я команда
1. Овца, заяц, слон – это …
2. Волга, Ока - …
3. Овес, горох, капуста - …
4. День , ночь, утро, вечер - …
5. Весна , зима, осень - …
6. Вена, Афины, Дели - …
2-я команда
1. Смерч, тайфун, цунами - …
2. Черешня, смородина, малина - …
3. Комар, муха, бабочка - …
4. Козодой, снегирь, поползень - …
5. Свинья, собака, лошадь - …
6. Манат, лари, евро - …
3-я команда
1. Дождь, град, снег - …
2. Волк, заяц, лиса - …
3. Мальвина, Карлсон, Незнайка - …
4. Нева, Дунай, Днепр - …
5. Пеструшка, пищуха, поганка - …
6. Лодка, сеть, поплавок - …
Задание 3. «Убери лишнее».
Убрать из цепочки слова одно лишнее , не вписывающееся в общую закономерность, и объяснить это закономерность.
1-я команда - глагол, существительное, местоимение, предлог.
2-я команда - прошедшее время, настоящее время, будущее время, средний род.
3-я команда - суффикс, корень, приставка, подлежащее.
Задание 4. «Историческое лото»
Каждой команде дается набор карточек, нужно определить, кто на них изображен (1 минута).
Ведущий:
- А сейчас прослушайте информацию и определите, о каком историческом лице идет речь. За каждый правильный ответ – 1 значок, отвечает та команда, которая быстрее поднимет карточку.
Задание5. «Эрудит»
Каждая команда может выбрать вопросы разной стоимости. В красном конверте – один вопрос, но сложный (правильный ответ – 2 значка), в зеленом – легкие, но их пять и ответить нужно на все (за правильный ответ – 2 значка)
1. Какая нота спряталась в названии одного из месяцев года? ( Нота ре в апреле)
2. Какая буква чаще всего встречается в названиях месяцев? Сколько раз?
( Буква Ь девять раз)
3. Название какого месяца представляет собой мужское имя? ( Август)
4. Денежная единица многих европейских стран. ( Евро)
5. В итальянском городе Коллоди стоит памятник литературному герою по имени Пиноккио. Под каким именем знаю этого героя русские читатели?
6. Кто такие Афонька, Адонька, Сюр, Парелина, Куквика, Наумочка, Вкуолочка? Чьими они были родственниками? (родня домовенка Кузи)
7. Собаки этой породы – с острова Ньюфауленд. Они очень любят воду, с удовольствие плавают. Их легко научить спасать тонущих. ( Водолаз)
8. Девочка, побывшая в Зазеркалье. ( Алиса)
9. Какая птица делает себе гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)
Простые вопросы:
1. Топливо для трактора Мити. ( Продукты)
Объявление о спектакле. ( Афиша)
Букварь. ( Азбука)
Собака доктора Айболита. ( Авва.)
Какой журнал выписывал дядя Федор? ( Мурзилка)
2. Что блестело под косой у царевны Лебедь? ( Месяц)
Где обитали 33 богатыря? ( В море)
Жилище Бабы Яги. ( Избушка на курьих ножках) Кушанье из крупы. ( Каша)
Математическое упражнение. (Пример)
3. Упряжка из трех лошадей. ( Тройка)
Родина Ганса Христиана Андерсона. (Дания)
Национальная валюта Казахстана. (Тенге)
Сосуд , в котором Буратино прятался в харчевне. (Кувшин)
Рекомендуемые игры на уроках обучения грамоте
«Таинственный мешочек»
«Почтальон»
«Отдай»
«Какая буква заблудилась?»
«Какой предмет лишний?»
«Кто? Что?»
«Цепочка слов»
«Микрофон»
«Пожалуйста»
«Времена года»
«Найди лишнее слово»
«Найди похожее слово»
«Закончи предложение»
«Волшебные очки»
«Волшебная палочка»
«Забавные звуки»
«Рифма»
«Фотограф»
«Да – Нет-ка»
Дидактические игры на уроках математики в 1 классе
«Кто быстрее?»
« Магазин»
«Молчанка»
«Что потом?»
«Геометрическая мозаика»
«Где мое место»
«Дорисуй фигуру»
«Закончи пример»
«Взять высоты»
«Кто, где стоит?»
«Какое число задумано?»
«Засветило солнце»
«Кто больше?»
«Найди свою пару»
«Веселый счет»
«Живые задачи»
«Число – перебежчики»
«Хорошо – плохо»
« Веселые художники»
«Научи меня»
«Математические ручейки»
Технологическая схема деловой игры
Этап подготовки —общее описание игры
—содержание инструктажа
—подготовка материального обеспечения
Ввод в игру —постановка проблемы, целей
—условия, инструктаж
—регламент, правила
—распределение ролей
— формирование групп
—консультации
Этап проведения Групповая работа над заданием - работа с источниками - тренинг
- мозговой штурм
- работа с игротехникомМежгрупповая дискуссия — выступления групп — защита
результатов — правила дискуссии —
работа экспертов
Этап анализа и обобщения — вывод из игры
— анализ, рефлексия
— оценка и самооценка
работы
— выводы и.
обобщения
— рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учащихся и роста их успеваемости. В связи со стремлением педагогов повышать качество обучения все чаще они переходят на инновационные образовательные технологии. Практика показывает, что знания учителем инновационных технологий недостаточно, их надо внедрять в течении продолжительного времени. Только в этом случае мы сможем развивать ключевые компетентности младших школьников: коммуникативную, культурную, информационную, а также саморазвития и самообразования. Игровые технологии помогают создать ситуации успешности для каждого ученика, формировать позитивную мотивацию их познавательной деятельности, учат детей общаться, чувствовать себя частью коллектива, исполнять и развивать морально-этические нормы. В ходе игры развивается логическое мышление, память, внимание, начальные навыки критического мышления. Ребенок овладевает речью как способом свободного общения и самовыражение. И как писал М. Горький «Игра – путь ребенка к познанию света, в котором он живет». А для детей младшего возраста игра – обучение, работа, а еще серьезная форма общения. Игра - нужна растущему организму.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохина Г.М. Личностно – развивающие педагогические технологии. - Воронеж. - 2005.
2. Беспалько В.П, Слагаемые педагогические технологии // Высшая школа. -1989.
3.Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. - Мн.- 2001.
4. Куревина О.Л. Петерсон Л.П, Концепция образования: современный взгляд. – М. – 1999.
5. Махмутов М.И. Современный урок. - М. – 1988.
6.Никитин Б.П. Развивающие игры // М. Педагогика. - 1981г.
7. Игры – обучение, досуг, тренинг /Под редакцией Петрусинского В.В. - М.: Просвещение. 1994.
8. Пидкасистый П.И. Технологии игры в обучении. - М.: Просвещение. 1992.
9. Рудченко Л.И. Урок в современной школе. – Волгоград.: Учитель. 2009.
10. Скибицкий Э.Г., Скибицкая И.Ю Инновации в образовании. – 2007. - №3. – С. 80-90
11. Начальная школа №12. – 2008. - С.39; №1. – 2009. - С. 49-51; №2. – 2009. - С.56;
12. Початкова освiта №12. – 03. 2008; №8. – 02. 2009; №14. – 05. 2009.
Специализированная I-II ступеней школа № 58 с углубленным изучением общественно-экономических дисциплин
Урок – игра «В Цирке»
Математика
1 класс
Учитель: Парначева Л.А.
2009г.
Тема : Переместительное свойство сложения.
Цель: ознакомить учащихся с переместительным свойством сложения, на учить пользоваться им при решении примеров, закреплять умение решать задачи, развивать логическое мышление, аналитико-синтетические способности ; воспитывать желание учиться, любовь к математике.
Оборудование: портрет клоуна Кеши , карточки с цифрами, таблица « Название компонентов действии сложения» , таблицы с правилом, иллюстрации « Канатоходец Петруша», «Три поросенка», «Портреты клоунов» краткая запись задачи раздаточный материал, музыкальный диск.
Ход урока
I. Организация класса.II. Мотивация учебной деятельности.
-Урок сегодня немного необычный , у нас с вами гость, а кто узнаете решив примеры
3+2 4+3
6+2 9+1
С обратной стороны клоуна Кеши
-Где мы можем встретить клоуна? (В цирке)
-А сегодня артисты цирка сами пришли к нам на урок. И предложат вам несколько интересных заданий.
III. Актуализация упорных знаний
1.Минутка каллиграфии
- Какое самое большое однозначное число?
-Самое маленькое?
2. Бывая в цирке, вы наверно все видели красивую арену, одежду артистов, занавес. Мы попробуем украсить арену узором. Из каких геометрических фигур состоит узор.
3. Математический диктант (два ученика у доски)
-Записать самое наименьшее двузначное число.
-Уменьшить его на один.
-От этого числа отнять 4.
-Полученное число увеличить на два.
- Записать предыдущее число.
-Увеличить его на 4.
IV.Сообщение темы и цели урока.-Кроме клоунов, кто еще выступает в цирке? (Животные)
-Вот к нам пришли в гости артисты - три веселых поросенка
Наф-Наф, весил 3 кг
Ниф-Ниф, весит 5 кг
Нуф-Нуф, весит 2 кг
-Найдите вес всех поросят
3+5+2
2+5+3
3+2+5
-Какое выполняли действие? (сложение)
-Как называются числа при сложении?
-Менялось ли сумма при перестановке слагаемых?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с переместительным свойством сложения. Научимся применять его при решении примеров и задач.
V.Объяснение нового материала
1.Работа с таблицей.
2.Анализ вариантов сложения чисел в разном порядке. Клоун Федя любит жонглировать.
-Сколько больших колец?
-Сколько маленьких колец?
-Сколько всего колец?
1+4=5
4+1=5
-Какое свойство сложения применили?
3.Работа с таблицей
-Какое свойство применяли? (Переместительное)
- В чем оно заключается?
4. Работа с учебником стр. 79(Два человека у дочки)
5. Самостоятельная работа стр. 79 № 1,2
-Что можно сказать о примерах?
-Какое свойство применяли?
6.Физминутка. Антракт . Музыкальная пауза.
VI.Закрепление изученного материала
1. Артист цирка Миша любит мед. Помогите ему составить и решить задачу по рисунку.
В бочке – 4 кг
В бидоне – 6 кг
-Сколько всего меда?
Самостоятельное решение задачи. Проверка решения.
2. Геометрический материал
-Клоун Петруша любит ходить по канату, поэтому он предлагает вам начертить три отрезка:
первый – 4 см
второй – на 3 см длиннее, чем первый, а третий длиннее первого, но короче второго.
- Какой длины начертили отрезки?.VII. Итого урока
-Каким действие нашли второй отрезок?
- С каким свойством сложения мы познакомились на уроке?
- В чем заключается переместительное свойство сложения?
-Урок подходит к концу. У вас на парте лежат маленькие портреты клоуна Кеши, он дарит их вам на память о сегодняшнем уроке. Но на портрете не хватает одной детали. Дорисуйте, пожалуйста, клоуну рот в зависимости от того, как для вас сегодня прошёл урок.
-Если все хорошо, вы довольны
-Если что-то не получилось
-Если вы чем-то недовольны, то
-Поднимите портреты.
-Урок закончен. Поблагодарим друг друга за работу аплодисментами.