Рабочая программа кружка Юный краевед
МБОУ "Атьминская средняя общеобразовательная школа"
Рассмотрена и одобрена Утверждена
на заседании ШМО Руководитель образовательного
Руководитель МО учреждения
____________/Г.П.Бирянова/ ____________/М.Н.Дмитриева/
" " августа 2016г. " "августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА
"Юный краевед"
5-6 КЛАСС
Составитель: Чибиркина Ю.В.
учитель истории
п. Ромодановский махоркосовхоз
2016 г.
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории –
вот основа, на которой и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.
Краеведение учит людей любить не только свои
родные места, но и знания о них, приучает
интересоваться историей, искусством,
литературой, повышать свой культурный уровень.
Д.С.Лихачев
Д.С.Лихачев
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний
и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (5-6 класс), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа.
Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.
Рабочая программа краеведческого кружка «Юный краевед» разработана на основе ФГОС, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Задачи программы:
образовательные:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа;
развивающие:
- развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
- сформировать уважительное бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- развивать в детях наблюдательность, самостоятельность, инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные:
образовательные:
( формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного
( приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях
( развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность
воспитательные:
( воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
( воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
- воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
- воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников проверенных практикой;
- систематичности и последовательности- знания в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
( принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
( принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
·( научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных
( систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседы, сообщения- эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
( наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
( словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
( практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Юный краевед» необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юный краевед» является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации ( поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
( оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
( в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
( определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
( высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
( определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить дополнительную информацию;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
( ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
( добывать новые знания: находить необходимую информацию;
( добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельный вывод.
( перерабатывать полученную информацию: наблюдать и
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою речь в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу на занятии и в жизни.
( донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
( слушать и понимать речь других;.
( вступать в беседу на занятии и в жизни
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край» является формирование следующих умений:
- узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
- учиться объяснять свое отношение к родным и близким людям, прошлому и настоящему своей Родины;
- оценивать правильность поведения людей в природе.
( узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
( учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и
( оценивать правильность поведения людей в природе.
Режим занятий. Общее количество часов в год- 17 часов, в неделю- 1 час
( Общее количество часов в год – 34 часа
( Количество часов в неделю – 1 час.
Календарно - тематический план
№ п/п
Тема занятия
Теория
Практика
Дата
Введение (2 часа)
1
Краеведение- наука о родном крае
1
2
Экскурсия «Природа – наш общий дом»
1
Моя семья (3 часа)
3
Я и мое имя
0,5
0,5
4
Моя родословная. Составление генеалогического древа
1
5
Традиции моей семьи
1
Наша школа (3 часа)
6
Знакомство с историей школы
1
7
Школьный архив. Судьбы выпускников
1
8
Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы
1
Мой край родной – моя Мордовия ( 5 часов)
9
Исторические корни нашего края. Легенды и предания
0,5
0,5
10
Республика Мордовия – частица России. Флаг, герб, гимн РМ. Работа с географической картой РМ.
0,5
0,5
11
Саранск –столица Мордовии. Достопримечательности города.
1
12
Республика Мордовия в годы Великой Отечественной войны. Дети войны. Труженики тыла.
1
13
Моя малая родина - поселок Махоркосовхоз. История возникновения моего поселка
1
Культура и быт родного края (4 часа)
14
Изучение народных обрядов, обычаев, традиций. праздников мордвы. Устное народное творчество (пословицы, поговорки, сказки)
1
15
Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения
1
16
Знаменитые земляки
0,5
0,5
17
Итоговое занятие: обобщение, защита проектов «История Мордовии в истории моей семьи»
Литература:
Багрова Т.С. Республика Мордовия.- Саранск, 1998.
Бытовая культура мордвы: традиции и современность.- Саранск: Мордов. кн. изд-во,1991.- 256 с.
Голубчик М.М. География моей республики.- Саранск, 1990.
Инчин В. Над Атьмой небо чистое- Ромоданово, 1999.
Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, НГЦ, 2002.
Мокшин Н.Ф. Материальная культура мордвы: Этногр. справ. – Саранск: Мордов. кн. изд – во, 2002. – 208 с.
Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / Гл. редкол.: Н.П. Макаркин (гл. ред.), А.С. Лузгин, Н.Ф. Мокшин и др. Сост. С.С. Маркова. – Изд. доп. И перераб. – Саранск: Мордов. кн. Изд – во, 2004. – 992 с.
Мордовия: Энциклопедия: В 2 Т. Т.Т. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2001г.
Очерки, статьи, воспоминания, документы о Великой Отечественной войне
Колосов В.П. Саранск: Мордовия, 2001.
Мордовские народные сказки . для ст. и сред. школ. возраста/Собр. и обраб. К.Т.Самородов; Сост. А.А.Долгачев.- Саранск: Мордов. Кн.изд-во.1985.-400с.
15