Планирование школьного краеведческого кружка Юный краевед
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 34 VII вида»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности
«Юный краевед»
(для 6-9 классов, срок реализации программы 1 год)
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Бурундасова Р.А.
учитель истории
2015
Озерский городской округ
Челябинской областиПояснительная записка
Краеведческое объединение обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и развивает подлинные исторические знания учащихся. Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственностью. Участие детей в поисковой работе, изучение и описание предметов, участие в конкурсах, проведение экскурсий способствуют заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности.
Нужно учитывать и тот факт, что учащиеся коррекционной школы отличаются низким и средним уровнем форсированности обще учебных навыков. Занимаясь краеведческой исследовательской деятельностью, они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сборам источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием предложений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендации по использования достигнутых результатов. В итоге у учащихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации и т.д.
В процессе исследовательской деятельности обучающиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседы с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документами, изобразительными объектами наследия среди их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать как история малой родины, города Озёрска связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Таким образом, объединение является одним из центров патриотического воспитания обучающихся МБСКОУ СКОШ № 34 VII вида.
Программа «Юный краевед» реализует краеведческую направленность дополнительного образования учащихся. На изучение программы выделено 4 часа в неделю, всего 136 часов. Программа «Юный краевед» рассчитана на обучающихся с 5 по 9 классов, разновозрастные группы.
В методике проведения занятий сочетаются как коллективная работа учителя со всей группой, так и индивидуальные занятия, где определяются творческие способности каждого обучающегося.
Объединение «Юный краевед» работает не первый год в нашей школе. Он существует при школьном музее «Наследники великого города» пятый год.
Программа основана на достигнутых результатах в деятельности объединения.
Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе объединения. Это обусловлено её спецификой, необходимостью сбором материала, связанного с историей родного края и школы. Центральной идеей программы является идея гуманизации и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы.
Цель реализации программы
Познакомить учащихся с историко-культурным наследием края, города. Сформировать черты патриотизма и гражданственности, воспитание духовности.
Задачи
Обучающие - развивать познавательный интерес к изучению истории города, края, обучать исследовательской и проектной деятельности, формирование у учащихся информационной культуры, использование интернет, информационных технологий в изучении краеведения.
Развивающие – развивать умение обрабатывать материал, формировать ответственность за порученное дело.
Воспитательные – формировать культуру общения, воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе, крае.
Коррекционные – коррекция и развитие личностных компонентов познавательной деятельности: умение ориентироваться в задании, умении планировать свою работу.
Принцип построения программы
Принцип личностно - ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
принцип системности;
принцип самовыражения участников образовательного процесса.
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год.
Специфика работы объединения в разнообразии деятельности.
Методы работы
Словесные - беседы, рассказы, объяснения.
Наглядные - фото и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты и т. д.
Игровые методы - конкурсы, олимпиады.
Репродуктивный метод - повторение, закрепление, обобщение материала,
Эвристический - поисковые задания, составление анкет и т. д.
Исследовательский метод - исследование, изучение документов, находок, описание.
Информационно - рецептивный метод - восприятие, осознание готовой информации.
Практический метод - оформление краеведческого материала.
Программа должна способствовать творческой самореализации подростков посредством участия в различных формах краеведческой деятельности.
Основным принципом в работе объединения является нравственное воспитание учащихся через музейную работу, музейные экспонаты. Есть у музея ценное качество: одна и та же страница прошлого может быть прочитана и первоклассником и старшеклассником, но по-разному.
Прогнозируемые результаты
В обучающей сфере - приобретение учащимися глубоких знаний по истории города Озёрска, Челябинской области и страны. Умений ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать в эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
В воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими её свободу и независимость, строившими наш город. Достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
В развивающей сфере - достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея - организация и проведение экскурсий по экспозициям музея, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ, развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания учащихся.
Форма подведения итогов:
- участие в международной олимпиаде «УРФО» по основам наук;
- участие в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах краеведческой и гражданско-патриотической направленности;
- проведение диагностики.
Материально-техническое обеспечение:
- школьный музей,
- АРМ учителя.
Примерный учебно-тематический план
№
Название разделов
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
2
2
-
2
Фондовая работа в музее
12
2
10
3
Теоретические занятия
12
12
-
4
Практические занятия
39
-
39
5
Исследовательская работа
37
7
30
6
Проведения экскурсий в школьном музее
34
4
30
Всего:
136
27
109
Содержание программы
Вводное занятие (2 ч)
Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения. Правилам поведения в общественных местах.
Фондовая работа в музее (12 ч)
Учёт и хранение музейного фонда. Работа с фондовой документацией. Подтверждение паспортизации. Экспозиционно-выставочная работа. Пополнение фондов музея. Размещение, группировка, выделения в экспозиции
Теоретические занятия (12 ч)
Изучение документов о музейном деле. Проведение инвентаризации, шифровки и обработки коллекций, собранного материала. Изучение и анализ литературы, источников по краеведению и выбранной теме. Работа в библиотеке, интернете. Распределение тем экскурсий между учащимися. Краеведение-наука о родном крае.
Практические занятия (39 ч)
Сбор и обобщение материалов о первостроителях «Город с особой судьбой». Сбор и обобщение материалов по темам «Из 2015 в 1941», «Жители нашего города – участники Великой Отечественной войны», «Герой Советского Союза Логинов – наш земляк», «Героические улицы Озёрска», «Швейная машина «Зингер», «Герой Советского Союза Юрий Смирнов». Подготовка и прослушивание тематики экскурсий в школьном музее. «Музей – хранитель истории». Обзорная экскурсия. Знакомство с музеем. Работа в муниципальном архиве г. Озёрска. Встречи с интересными людьми –родственниками спецпереселенцев, внучкой дважды героя советского союза В.А. Архипова.
Исследовательская работа (37 ч)
Организация, подготовка и участие в Международной олимпиаде УРФО по основам наук, Международной игре «Золотое руно». Сбор, подготовка и участие во Всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах. Подготовка и участие в Курчатовских чтениях. Подготовка и участие в областном слёте активов музеев.
Проведения экскурсий в школьном музее (34 ч)
Проведение экскурсий учебно-образовательных направленности в школьном музее. Проведение обзорных и тематических экскурсий в школьном музее.
Содержание программы
№
Направление деятельности
Мероприятия
Срок
Форма проведения
Ожидаемые результаты
Кол-во
часов
1
Вводное занятие
Организация объединения, составление документации
1 четверть
План развития объединения
Заинтересованность обучающихся в работе объединения
2 ч
2
Фондовая работа в музее
Реорганизация в музее,
новое оформление
в течение года
Оформление стендов, документация
Овладение знанием по этому вопросу
12 ч
3
Теоретические занятия
Дни учебы учащихся
в течение года
Лекции, беседы, выходы в библиотеки
Освоение теоритическими знаниями
12 ч
4
Практические занятия
Поездки, экскурсии по родному краю
в течение года
Походы, экскурсии,
поездки
Знакомство с родным краем
39 ч
5
Исследовательская работа
Внеурочная и урочная деятельность по разделам объединения
в течение года
Презентации, проекты,
работы
Освоение знаний исследовательской работы
37 ч
6
Проведения экскурсий в школьном музее
Проведение экскурсии
в течении года
Знакомства с историей края
34 ч
Календарно-тематическое планирование
на 2015-2016 учебный год
Организация работы школьного краеведческого кружка
№
Мероприятия
Кол-во часов
Сроки проведения
1.
Набор и запись в объединение
1 час.
2.
Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения. Правилам поведения в общественных местах
1час.
Экскурсионная работа школьного музея «Наследники Великого города»
№
Мероприятия
Кол-во часов
Сроки проведения
1.
Проведение экскурсий учебно-образовательных направленности в школьном музее
4 час.
2.
Проведение обзорных и тематических экскурсий в школьном музее.
30 час.
Теоретические знания
№
Мероприятия
Кол-во часов
Сроки проведения
1.
Изучение документов о музейном деле.
2час.
2.
Проведение инвентаризации, шифровки и обработки коллекций, собранного материала.
5 час.
3.
Изучение и анализ литературы, источников по краеведению и выбранной теме. Работа в библиотеке, интернете.
2 час.
4.
Распределение тем экскурсий между учащимися.
2 час.
5.
Краеведение-наука о родном крае.
1час.
Фондовая работа музея
№
Мероприятия
Кол-во часов
Сроки проведения
1.
Учёт музейного фонда.
2 час.
2
Хранение музейного фонда.
2 час.
3.
Продолжить работу с фондовой документацией. Подтверждение паспортизации
2 час.
4.
Экспозиционно-выставочная работа.
2 час.
5.
Пополнение фондов музея.
2 час.
6.
Размещение, группировка, выделения в экспозиции
2 час.
Исследовательская работа
№
Мероприятия
Кол-во часов
Сроки проведения
1
Организация, подготовка и участие в Международной олимпиаде УРФО по основам наук 1 тур.
2 час.
2
Организация, подготовка и участие во 2 туре олимпиады УРФО .
2 час.
3
Участие в Международной игре «Золотое руно»
1 час.
4
Сбор, подготовка и участие во Всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах .
20 час.
5
Подготовка и участие в Курчатовских чтениях.
6 час.
6
Подготовка и участие в областном слёте активов музеев.
6 час.
Практическая деятельность
№
Тема
Количество часов
Дата
1
Сбор и обобщение материалов по теме «Стройка особого режима»
4
2
Подготовка компьютерной презентации по теме «Оружие Победы»
2
3
Сбор и обобщение материалов «Оружие Победы»
4
4
Подготовка компьютерной презентации по теме «Из 2015 в 1941 год»
2
5
Сбор и обобщение материалов по теме «Город с особой судьбой»
4
6
Подготовка экспозиции «Город с особой судьбой»
2
7.
Подготовка и прослушивание тематики экскурсий в школьном музее
7.1
«Музей – хранитель истории». Обзорная экскурсия. Знакомство с музеем.
1
7.2
«Жители нашего города – участники Великой Отечественной войны»
1
7. 3
«Герой Советского Союза Логинов – наш земляк»
4
7. 4
«Героические улицы Озёрска»
1
7. 5
«Швейная машина «Зингер»
1
7.6
«Герой Советского Союза Юрий Смирнов»
1
8
Работа в муниципальном архиве г. Озёрска
10
9
Встречи с интересными людьми.Родственники спецпереселенцев, дважды Героя Советского Союза А.В. Архипова
2
Список нормативных документов
Нормативные правовые акты, регламентирующие качество предоставления бюджетных (муниципальных) услуг в сфере образования:
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к образовательным программам для учреждений дополнительного образования детей»;
письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области»;
постановление администрации Озерского городского округа от 29.05.2014 № 1554 Стандарт качества предоставления муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, подведомственных Управлению образования администрации Озерского городского округа».
Список литературы
Алеврас Н.Н. История Урала XI-XVIII века. – Челябинск: 2000. – 230 с.
Артюшкина Е.И., Кузнецов В.М. Познай свой край. История и культура народов Южного Урала. – Челябинск: «АБРИС», 2010. – 112с.
Гитис М.С., Кузнецов В.М. Познай свой край. Челябинская область. Историческое краеведение. – Челябинск: «АБРИС», 2009. – 128 с.
Гитис М.С., Моисеев А.П. Познай свой край. Челябинская область. – Челябинск: «АБРИС», 2006. – 112 с.
Гитис М.С., Моисеев А.П. Познай свой край. Челябинская область. Каслинский район. – Челябинск: «АБРИС», 2007. – 32 с.
Гитис М.С., Моисеев А.П. Познай свой край. Челябинская область. Озерский городской округ. – Челябинск: «АБРИС», 2009. – 36 с.
Диагностика результативности программы кружка «Юный краевед», критерии и способы изучения эффективности работы
Критерии
Показатели
Методики
Интеллектуальная развитость
Особенность программы.
Развитие познавательных интересов.
Способность к проведению научного поиска.
Диагностика.
Участие в конкурсах краеведческого характера.
Нравственная развитость
Сформированность основных нравственных качеств личности.
Педагогическое наблюдение.
Коммуникативная развитость
Коммуникабельность.
Сфомированность коммуникативной культуры.
Педагогическое наблюдение.
Участие в разнообразных конкурсах.
Проведение экскурсий.
Развитость креативных способностей
Способность к оригинальному мышлению.
Стремление к творчеству.
Педагогическое наблюдение.
Участие в конкурсах.
Сформированность группы
Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.
Определение степени удовлетворённости учащихся своим коллективом.
Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью кружка
Комфортность, защищённость личности учащегося.
Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания своих детей.
Отзывы родителей учащихся, их помощь в организации работы.
Промежуточная аттестация обучающихся
С учётом критерия оценки по уровню: высокий, средний, низкий.
Оформление протокола аттестуемых обучающихся.
Итоговая аттестация обучающихся
С учётом критерия оценки по уровню: высокий, средний. низкий.
Оформление протокола аттестуемых учащихся.
Результаты работы по программе
Фиксируются в журнале в разделе «Творческие достижения обучающихся»
Результаты диагностики
Учебный год _____________________
№
Фамилия, имя
Интеллектуальная развитость
Нравственная развитость
Коммуникативная развитость
Развитость креативных способностей
Сформированность группы
Удовлетворенность
родителей жизнедеятельностью кружка
1 полугодие – промежуточная аттестация обучающихся 2 полугодие – итоговая аттестация обучающихся
Уровень: высокий - в выше среднего - в/с средний - с ниже среднего - н/с низкий - н
15