Рабочая программа для работу краеведческого кружка Юный краевед
Пояснительная записка
В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передачи духовных ценностей была нарушена.
В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным.
Истинным идеалом воспитания в России испокон веков является традиционное духовное мировоззрение, основанное на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, родному краю, городу, их истории, достижениям и жертвам значит нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач.
Программа “Юный краевед” разработана руководителем кружка Крыловой О.В., на основании основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского) и предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе и рассчитана на учащихся 10-15 лет. Программа реализуется в течение 2016-2017 учебного года по одному академическому часу в неделю при 35 учебных неделях.
Цели программы
Целью программы «Юный краевед» является знакомство учащихся с историко-культурным наследием города Шахты и Ростовской области и формирование основ патриотизма и гражданственности, воспитание духовности. Также стоит отметить такую цель программы как создание условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.
Задачи программы
К основным задачам программы относятся: изучение прошлого и настоящего города Шахты и Ростовской области, обычаев, традиций и духовной культуры рассматриваемой местности; воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родной земле; формирование и сохранение семейных ценностей и традиций; активизация поисковой деятельности учащихся; выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения; формирование у школьников навыков информационной культуры; формирование навыков владения коммуникативной; информационно-поисковой; рефлексивной; ·учебно-познавательной; трудовой компетенциями.
Формы и методы работы
Программа предполагает синтезирование двух форм работы: теоретической и практической. К теоретической форме работы стоит отнести лекции, беседы, самостоятельные работы, викторины и др. К практической работе относятся экскурсии, практикумы в музее, встречи, практические отчеты, записи, работа с документами и др.
В основе программы положен принцип гуманизма, объективности, историзма. Реализация программы подразумевает использование научного и личностно-ориентированного подход.
Тематическое планирование
Вводное занятие (1 час)
Знакомство с программой кружка. Что такое краеведение и что оно изучает? Источники для изучения края.
Физико-географическая характеристика (3 часа)
Географическое положение района. Территория и границы. Климат. Растительный и Животный мир. Знакомство с природой района. Воспитание бережного отношения к природе.
Экономическое развитие района (1 час)
Краткая характеристика экономического развития. Крупные предприятия и экономические центры на территории области.
Откуда пошел мой род (2 часа)
Что означает моя фамилия, имя, отчество. Состав моей семьи. Знакомство с родословной. Сбор материала и создание родословной своей семьи.
Культурные традиции (2 часа)
Культурные традиции края. Семейные традиции, обычаи, приметы, суеверия и т.п. Сбор и систематизация материала на тему: « Традиции в моей семье».
Я и мой Родной край (9 часов)
История Ростовской области и районов. Крупные города и их достопримечательности. Каким был город и область 50 лет назад и какими они будут через 50 лет. Создание проектов улиц, зданий, природного ландшафта. История страны, области и города в названиях улиц. Культурно-исторические достопримечательности города. Что находится на твоей улице?
«Их имена навечно останутся в нашей памяти» (7 часов)
Краткая история боевых действий и конфликтов на территории области. Военные конфликты в которых принимали участие земляки. Знакомство с Ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, Чеченской республики. Сбор и систематизация материала на тему « Война в истории моей семьи».
«Не позволяй душе лениться» (4 часа)
Трудовые достижения Родного края. Сбор материала о земляках-героях социалистического труда и героях спорта. Они рядом с нами. Сбор материалов о людях разных профессий. Профессии края. Шахтерская традиция.
Итоговая диагностика (4 часа)
Обработка и систематизация собранного материала. Применение и закрепление полученных навыков. Выбор темы и подготовка итогового проекта.
Заключительное занятие (1 час)
Итоговая конференция. Защита проектов. Подведение итогов деятельности.
Резервное занятие (1 час)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема занятия
Форма и вид работы
Планируемые результаты
Планируемая
Фактическая
Введение (1 час)
1
Вводное занятие
Знакомство с программой кружка. Что такое краеведение и что оно изучает? Источники для изучения края.
Учащиеся ознакомятся с программой кружка, познакомятся с определением и содержанием понятия «Краеведения». Учащиеся узнают какие источники используются для изучения истории России и родного края.
Физико-географическая характеристика (3 часа)
2
Географическое положение района. Территория и границы.
Рассказать учащимся с использованием карты о географическом положении Ростовской области. Показать территорию и границы. Рассказать об административном делении области и города.
3
Климат. Растительный и Животный мир.
Знакомство с климатическими показателями области. Сформировать навыки ведения дневника погоды.
Рассказ о животном и растительном мире нашего края.
4
Занятие обобщения и систематизации знаний.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Практическая деятельность. Знакомство с природой района. Посещение и работа в краеведческом музее. Воспитание бережного отношения к природе.
Учащиеся научатся с помощью карты показывать и рассказывать о границах и географическом положении Ростовской области.
Учащиеся познакомятся с климатом региона.
Учащиеся научатся вести дневник погоды, систематизировать и анализировать данные из него.
Учащиеся получат сведения о растительном и животном мире региона и на практике познакомятся с некоторыми видами.
Учащиеся познакомятся с природой района и научатся бережному к ней отношению.
Экономическое развитие района (1 час)
5
Экономическое развитие района
Краткая характеристика экономического развития района. Рассказ о крупных предприятиях и экономических центров на территории области.
Учащиеся получат информацию об экономическом развитии региона и смогут анализировать его направления и результаты.
Учащиеся научатся соотносить крупнейшие предприятия области прошлого и настоящего и сферы их деятельности.
Откуда пошел мой род (2 часа)
6
Откуда пошел мой род
Выяснить, знают ли учащиеся что означает их фамилия, имя, отчество. А что они могут значиться? Рассказа учащихся о составе их семьи: численность, состав, род занятий. Учащиеся знакомятся со своей родословной
7
Занятие обобщения и систематизации материала
Обобщение и систематизация полученных знаний. Практическая деятельность по составлению родословной семьи.
Учащиеся узнают откуда пошли их фамилия, имя и отчество, а также что они могут означать.
Учащиеся соберут и систематизируют знания о родословной свой семьи.
Учащиеся научатся составлять и оформлять родословную.
Культурные традиции (2 часа)
8
Культурные традиции
Рассказать и показать культурные традиции региона. Какие праздники отмечаются традиционно, как проходит празднование. Объяснить характерные приметы и обычаи Донского края. Рассказать как формировались приметы и суеверия.
Выяснить у учащихся есть ли в их семье традиции, обычаи, приметы и суеверия.
9
Занятие обобщения и систематизации материала
Обобщение и систематизация полученных знаний. Практическая деятельность. Сбор и систематизация материала на тему: «Традиции в моей семье» Подготовка рассказа или презентации.
Учащиеся получат информацию о культурных традициях региона.
У учащихся сформируется представления о традиционных праздниках на Дону и о их традиционном праздновании.
Учащиеся научаться рассказывать о своих семейных традициях и обычаях, приметах и суевериях, научаться анализировать их значение.
Я и мой Родной край (9 часов)
10
История Ростовской области и районов
С помощью карты, иллюстраций и видеороликов сформировать у учащихся представление об истории Ростовской области и ее районов. Провести сравнение каким был город и область 50 лет назад и какими они будут через 50 лет.
11
История Ростовской области и районов
С помощью карты, иллюстраций и видеороликов сформировать у учащихся представление об истории Ростовской области и ее районов. Провести сравнение каким был город и область 50 лет назад и какими они будут через 50 лет.
12
Административное деление области и ее крупнейшие города.
Рассказать учащимся о принципах и географии территориального деления Ростовской области и ее крупнейших городах. Рассказать о самых известных и значимых достопримечательностях города. Подготовка учащимися рассказов, докладов и презентаций о местах в области в которых они были, или хотели бы побывать.
13
История города шахты
Беседа об истории города Шахты, основных этапах его развития. Посещение и работа в краеведческом музее.
14
История города шахты
Культурно-исторические достопримечательности города. Старые и новые памятники на территории города. Рассказать об их истории и значимости. Прогулка по городу. Практическая деятельность по уходу за монументами.
15
История страны, области и города в названиях улиц.
Рассказать учащимся как названия улиц отражают культурные традиции, исторические ценности и политические реалии. Рассказать о крупнейших улицах города и о том, откуда происходят их названия. Подготовка учащимися рассказа о происхождении названия и истории своей улице.
16
Что находится на твоей улице?
Объяснить учащимся расположение улиц города, что находится на центральных улицах города. Рассказать как менялся облик городских улиц с течением времени. Составление плана улиц. Учащиеся составляют план свое улицы и рассказывают о том, что находится на улице, на которой они живут. Прогулка по городу.
17
Занятие-викторина
Викторина об истории Ростовской области и города Шахты.
18
Занятие обобщения и систематизации материала.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Практическая деятельность.
Учащиеся научаться рассказывать об истории Ростовской области и города Шахты.
Учащиеся научатся определять административное и территориальное деление области, ее крупнейшие города.
Учащиеся изучат основные достопримечательности города и области, их историю, внешний вид и значение, смогут посмотреть их на практике.
Учащиеся выяснят значение названий улиц города, их связь с историческим, политическим и культурным фактором. Учащиеся научаться ориентироваться на центральных улицах города.
«Их имена навечно останутся в нашей памяти» (7 часов)
19
Военная история родного края
Краткая история боевых действий и конфликтов на территории области. Военные конфликты в которых принимали участие земляки.
20
Военная история родного края
Сбор информации и знакомство с земляками-Ветеранами Великой Отечественной войны. Интервьюирование.
21
Военная история родного края
Сбор информации и знакомство с земляками-Ветеранами Великой Отечественной войны. Обобщение материала.
22
Военная история родного края
Сбор информации и знакомство с земляками-Ветеранами боевых действий в Афганистане и Чеченской республики. Интервьюирование.
23
Военная история родного края
Сбор информации и знакомство с земляками-Ветеранами боевых действий в Афганистане и Чеченской республики. Обобщение материала.
Создание брошюр, газет, плакатов о боевых буднях и подвигах наших земляков – жителях донского края.
24
Военная история семьи
Сбор и систематизация материала на тему «Война в истории моей семьи». Выяснить в каких боевых действиях участвовали члены семьи учащихся, составление рассказа и презентации.
25
Занятие обобщения и систематизации материала.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Практическая деятельность.
Учащиеся научатся рассказывать о военных конфликтах на территории Ростовской области.
Учащиеся проведут сбор, анализ и систематизацию материала по участникам различных боевых действиях – наших земляках.
«Не позволяй душе лениться» (4 часа)
26
Трудовые достижения родного края.
Сбор материала о земляках-героях социалистического труда и героях спорта. Посещение и работа в музее. Интервьюирование.
27
Трудовые достижения родного края.
Подготовка брошюр, листовок, газет и плакатов о трудовых достижениях земляков.
28
Профессии родного края.
Сбор материалов о людях разных профессий. Профессии края.
Рассказ о профессиях в семье учащихся, об интересных профессиях знакомых и родственников.
29
Трудовые достижения родного края.
Шахтерская традиция области. Рассказать учащимся о шахтерской славе нашего города и области. О достижениях и значении шахтерского труда. Посещение и работа в музее. Рассказа о шахтах нашего города.
30
Занятие обобщения и систематизации материала.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Практическая деятельность.
Учащиеся получат сведения о трудовых и спортивных достижениях нашей области и города.
У учащихся будет сформировано представление о профессиях Донского региона и их значении.
Учащиеся познакомятся с шахтерской историей города и области.
Итоговая диагностика (3 часа)
31-33
Итоговая диагностика
Обработка и систематизация собранного материала. Применение и закрепление полученных навыков. Выбор темы и подготовка итогового проекта.
У учащихся повысится устойчивый интерес и уважение к истории своей Родины; У учащихся повысится уровень знаний культурных традиций родного края; У учащихся будет сформировано умение устанавливать связи между прошлым и современностью; У учащихся будет выработана способность творчески мыслить и рассуждать; У учащихся будут выработаны навыки исследовательской деятельности индивидуально и в творческих группах;
Заключение (1 час)
34
Заключительное занятие
Итоговая конференция. Защита проектов. Подведение итогов деятельности.
Резервное занятие (1 час)
Резервное занятие (1 час)
Планируемые результаты
Данная система изучения своей малой Родины-погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Она способствует духовному развитию школьника.
В ходе реализации программы планируется: повысить устойчивый интерес и уважения к истории своей Родины; повысить уровень знаний культурных традиций родного края; сформировать умение устанавливать связи между прошлым и современностью; выработать способность творчески мыслить и рассуждать; выработать навыки исследовательской деятельности индивидуально и в творческих группах;
Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, обществознания, литературы, географии; ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
15