Разработка урока по психологии на тему: Темперамент
Разработка урока по психологии.
Педагог – психолог ОСШ Мелькомбината
Касенова С.М.
Тема: Темперамент.
Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием «темперамент», его видами.
Оснащение урока: Проектор
Ход урока.
Организационный момент.
Урок начинается с цитаты
«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком». В.Вундт
1 слайд
- Сегодня мы с вами поговорим о темпераменте. Скажите, а что вы знаете о темпераменте, что это такое? (ответы учеников)
- Прежде чем дать определение темперамента, давайте отправимся в небольшое историческое путешествие по психологии (работа с проектором)
2 слайд
В V веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Гиппократ вошёл в историю как «отец медицины». Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью.
3 слайд
Гиппократ описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. От преобладания той или иной жидкости зависит темперамент человека, темп, ритм, интенсивность происходящих в его душе процессов.
Виды темперамента:
Холерический – от слова «желчь»
Сангвинический – от слова «кровь»
Флегматический – от слова «слизь»
Меланхолический – от слова «черная желчь»
- Темперамент исследовали на протяжении долгого времени, такие ученые как: Гален, И.Кант, П.Ф.Лесгафт, А.Галлер, Г.Врисберг, И.Генле, А.Фулье, П.П.Блонский, Н.А.Белов, Б.М.Завадовский, Мак – Дауголл, В.М.Русалов, И.Павлов.
- В XIX веке исследованием темперамента занимался И.П.Павлов.
4 слайд
И.П.Павлов - русский ученый, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.
И.П.Павлов доказал, что указанные Гиппократом 4 вида темперамента связаны с высшей нервной деятельностью.
«Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», - писал великий русский физиолог Иван Павлов, развивший идеи
Гиппократа.
Особенности нервных процессов
Типы
нервной
системы
Слабый
Сильные
инертный
живой
безудержный
Сила
Уравновешенность
Подвижность
Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный
Сильный Уравновешенный Инертный
Сильный Уравновешенный Подвижный
Сильный Неуравновешенный Подвижный
Темперамент
Меланхолик
Флегматик
Сангвиник
Холерик
Реакции
Медленные Сильные
Медленные Сильные
Быстрые Умеренные
Быстрые Чрезмерные
5 слайд
Типология темперамента по И.П.Павлову:
6 слайд
Сравнительный анализ темперамента по Гиппократу и по И.П.Павлову.
Темперамент по Гиппократу
Краткая характеристика
Свойства нервной системы по Павлову
ФЛЕГМАТИК
Работоспособный
Малоэмоциональный Серьезный Надежный Спокойный
Сильный
Уравновешенный
Малоподвижный
САНГВИНИК
Активный
Энергичный
Жизнерадостный Легкомысленный Беззаботный
Сильный
Уравновешенный
Подвижный
ХОЛЕРИК
Очень энергичный Вспыльчивый
Эмоциональный
Напористый
Чувствительный
Сильный
Неуравновешенный
Подвижный
МЕЛАНХОЛИК
Замкнутый Ранимый
Сдержанный
Задумчивый Грустный
Слабый
Неуравновешенный
Сдержанный
- Исходя из многолетних исследований темперамента, на сегодняшний день существует следующее определение темперамента:
Слайд 7
Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей), особенности психики, объясняющие образ действий человека в той или иной ситуации. Отражает динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности.
Слайд 8
На основе исследований Гиппократа, И.П.Павлова и др. выделяют 4 вида темперамента:
Флегматик
Холерик
Меланхолик
Сангвиник
Слайд 9
- Знаете ли вы свой тип темперамента?! Давайте проведем небольшой тест, на выявление вашего темперамента
Инструкция: «Попробуйте представить себя на месте человека, шляпа которого «пострадала» и выберите соответствующий вариант. Вам предлагается выбрать картинку из карикатур. В момент тестирования будьте честными с самим собой!»
Слайд 10
Выбор учениками подходящей картинки.
Слайд 11
- А теперь подведем результаты нашего теста.
Если вы выбрали картинку по номе ром , вам присущ тип темперамента - Холерик
2. Меланхолик
3. Сангвиник
4. Флегматик.
- А теперь, давайте ознакомимся с характеристикой каждого темперамента.
Слайд 12, 13, 14, 15.
- Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии, но не следует путать темперамент с характером. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом. Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.
Слайд 16, 17
- Известные личности и их темперамент
Слайд 18
- А теперь давайте посмотрим на интересные особенности свойственные представителям разных темпераментов: Слайды 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25.
Вопросы на понимание темы урока.
- Какие 4 темперамента вы знаете?
- Что такое темперамент?
- Кто первым описал 4 типа темперамента?
- Каким одним словом можно охарактеризовать холерика, флегматика, сангвиника, меланхолика?
Итог урока
- Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Плохих и хороших темпераментов не бывает. Свой темперамент можно и нужно контролировать. Слайд 26, 27.
1. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 14152. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
3. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 4. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
5. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 6. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
7. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 8. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
9. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141510. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
11. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 12. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 14. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
15. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 16. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
17. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 18. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
19. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 20. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
21. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 22. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
23. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 24. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
25. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 26. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
27. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
15