Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы


@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@« Организация проектной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы» Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться ПРОБЛЕМА:Недостаточно высокий уровень владения способами организации проектной деятельности учащихся на занятиях по русскому языку и литературе. Повысить уровень владения способами организации проектной деятельности. Цель: Задачи:Изучить методологию проектной деятельности.Определить способы организации проекта.Разработать задания, способствующие организации проектной деятельности учащихся на занятиях русского языка и литературы. Из истории о возникновении метода проекта История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века и основывается на теоретических концепциях, так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» . Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). «Прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи Основные концептуальные положения его теории: Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются • истинным и ценным является только то, что дает практический результат; • ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом); • усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс; • ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. • проблематизация учебного материала; • познавательная активность ребенка; • связь обучения с жизненным опытом ребенка; • организация обучения как деятельности (игровой, трудовой). Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Сторонники метода проектов в советской России В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей. Меньше внимания уделялось учебным проектам, что привело, в частности, к ослаблению содержательного наполнения деятельности ребят. В стране шел широкий поиск, который подразумевал как достижения, так и ошибки. Во многих школах метод проектов применялся успешно. Выстраивалась определенная система, нарабатывались проекты (комплексы), включающие в себя основные программные знания Актуализация проектной деятельности Сегодня, в семьях примерно на два порядка больше современных ПК, чем в школе. Следовательно, следует учитывать уровень предварительной подготовленности учащихся, реализовывать индивидуальный подход к ним в рамках коллективного метода обучения. При неизменности отведенного на занятия времени, которого явно недостаточно для современного уровня развития информационных технологий, резко увеличивается объем содержания предмета, что требует от учащихся увеличения доли самостоятельной работы, а от преподавателя – изменения подходов в преподавании предмета. Методы реализации проектной деятельности В современной педагогике утвердилось положение о том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы учебной работы:а)объяснительно-иллюстративный, или информационно- рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.; б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму; в) проблемное изложение изучаемого материала; г) частично-поисковый, или эвристический метод; д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. ਁOӎҲ䐃਀ЈњЂǻ䄄섅$Ŀƿǿ̿쎀쎁$οчеловечек с лупойPicture 142человечек с лупой଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹巚䃸ᕃ鄛ᰠ告扠䯬䌩졭顢麹礸칟豛爫橆鞏뜄첝婅㥬ᠭ槬ꡧ껾걾窂ൟ離殺귲㣿昕鸱劍轏䐕ㆤ蟾�嫯幁诌๥㿷௩＀Ͽ倀ŋⴂ᐀؀ࠀ℀�蔀ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀䠀᭥윘�ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·˻ঀӟഃ,န$࿱܀䐄ਁOЮಢ䐄਀ѓNǯЂ氈ቬїƿǿ̿쎀οПодзаголовок 2Ҋ̙怟Ꙉ�श墙�瓞⸿ૢ朞₩⏱垩槛㌔뙅⧞⺸ါ들혷૵혾앏ࠝ踌釞ᶂ갱쮚窋஽⋄ᶻᠫ੒勷Ẳ䉨紮霠鴯줏緬㈥₞軄카錜규듷캞탱톯㜯岖䶟憃ḯ뇷峠Ⴆ榦ၰ摒멃諱ﱨ㧺㴚솠ᬖ欍횯愫䁂䱸宺ꉌ힨䶥腭輒理ᗣ祁⊂쨄力や烰嫴恰惩�䜄䭨ᓞ숎쏀�ᇂﶇꎡ㛫幤ᶛﱿ秾별ᨹ脄捇䋐ᾣ峵㱨䚋꒦⨽醮ⵜᆸ쯻Ы⣸躳ⴌ温냉�ʯ艅ꏎ永㢡䘞⁴꼼㘨ᥧ᱑六שּׁ�䝾䆱ꂑ⣳宎踨졆�볒ꂊᆫ㧵䄩哚待⌺ⲛ묍璁십ꚥ濜렣婎ꬓ蘃⾒죦윰콑匝훚㟣䮹뀔㇇㋠뿊绋뫫邲⫳꼡짚葯Ͱ驕戒䒉ᦹ붷唯䋱깟墿῎촶᱓鬫王衮该ﺺ鏢̺�擳豷䃗盶瘟꼹䕁达渊灹蕱ὒ헨刲བ乙褃聍濎皑㕋굷�贊ඣ鄛뱰ꪣ�咒៾菹쇸퉝培Ēꗃ榚㊥仗浳ꡑ껢ⅉ뎸싨闓畦�戶䬧ퟖ䶋烝�鶖䇒ᥤ풪鸆駥꤭쟭엥幥쌊엎묝═Ɨ뢫虔ၖ濣瘐练쏘豿བ립湍祎យ乘ʄ락䄮캁땛ো妰볨濎팒離ꝯⵅ䶎�⇬ꧻ㓾뢿굢崶쿢驿唆죳져夎럹숴뺾䙿䞣႔鴲쵱슩䉿葛렼鎚�잳ٽ䐆ȁC,ǡ쎀οGroup 137#ϑȀ쎩υ䭐Ѓ!쯶оƅ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹琙�ܒ滯茻젾钮쎺쀡⍍兗⫴혍ᘜ氪彩缸ԛLJ沇Ἕﳺ�띏쯋㗇䦏얩챼‶贼㿾퟼椾⬅뷸渒�э￿䭐ȁ-!쯶оƅ଀ἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!ゲ尛ДЪȇ牤⽳潤湷敲⹶浸偬Ջ̀̀뜀ကࣰ崀萄퐄倕༆ᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏDȀĀĀȌ伀ༀ̀ༀЀ胰Āऀჰ焀䴀넀䀀Ȁ਀ࣰ䔀D̀䌀଀⫰Ѐ缀老ዃ뼀Ȁ䜀爀漀甀瀀 㜀㜀紀ༀЀ⋰∀਀ࣰ一DȀꈀ਌ࣰ䠀DȀꌀ଀哰缀老氱蔒Ȁ뼀Ȁ؀뼀က＀᠀Ѐȃ㼀ࠀ耀ᣃ뼀Ȁ吀攀砀琀 䈀漀砀 ㄀㘀ࣸ䐇ȁC,ǡ쎀οGroup 145#ϒȀ쎩φ䭐Ѓ!쯶оƅ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀ꈀ롇엄�ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·˹ڪїᖧ࢝,န$࿱܀䐄ஸఁO֘Ђq͍ႱՀ䐶ȃC*ǡ쎀οGroup 80ࣸĢ"䑁ਂē~ǯЂ㪈ቬ…‡їŇໆƀƁ酎Фƃ眴¤Ƌ-ƌdƿǿ̄̿쎀οAutoShape 4䘀Ȁ਀ࣰࠀDĀ䌀଀⳰Ѐ缀老ᓃ뼀Ȁ䜀爀漀甀瀀 ㄀㌀㤀⌀∀컱缀꤂싃倀͋ᐄ؀ࠀ℀�蔀牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣�껂쇫戜⶞⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋�觗⺔젫ᮠ髛瀸�㘁풹瘍�牔䔒椳僐䵠苛殲㍺縊弶矱뾻뙞￷런䦏쾩뽡聙퓰럻헾﹡鸄蒿Ǫ￿䭐ȁ-!쯶оƅ଀ἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!ꍲБЫȇ牤⽳潤湷敲⹶浸偬Ջ̀̀뜀ကࣰﴀ稈쨄༊ᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏЇD蠀䘀ༀЀ⋰∀਀ࣰ㈀DȀธ䐉ȁC,ǡ쎀οGroup 140#ϐȀ쎩τ䭐Ѓ!쯶оƅ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀ഀリ쏵�ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·˷୆їᖧ඾,န$࿱܀䐄ஸఁOۀЂq͍ႱՀ䐛ȃC*ǡ쎀οGroup 92ธĢ"䐤ਂē~ǯЂ泈ቬ…‡їŇໆƀƁ酎Фƃ眴¤Ƌ-ƌdƿǿ̄̿쎀οAutoShape 4牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣�껂쇫戜⶞⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋ᄧஊ휅滋茜Ṱ捙饭ﰔ莑櫵堸ꩢ菭퓏빥Đ⻂Յ⩍쮥㉋⛨↶�涏嗀�἖渁㥪ꊋ㒅煘⡘ꆱ䥭濹㝶츊቙먟�᚜ﶣ묡ꊝ劭ᾟ萋�쎿嚷䬰䦦蜼鿧װ＀Ͽ倀ŋⴂ᐀؀ࠀ℀�蔀ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀준公옲�ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·˺ѝqқࢇ,န$࿱܀䐄ਁOዄѷЪ๶ᕌဏ䐋ȁC,ǡ쎀οGroup 141#ϏȀ쎩σ䭐Ѓ!쯶оƅ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹଀ἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!儣꜈ВЫȇ牤⽳潤湷敲⹶浸偬Ջ̀̀뜀ကࣰ䤀萎ꘄ༏ᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏЇ@ꀀࠀĀĀȌ伀ༀ̀棰ༀЀ胰Āऀჰ焀䴀넀䀀Ȁ਀ࣰഀD̀䌀଀⫰Ѐ缀老ዃ뼀Ȁ䜀爀漀甀瀀 㤀㠀ༀༀЀ⋰∀਀ࣰᘀDȀDȀ̀ଁ烰缀老저池蔒Ȁ蜀Ā蠀Ā뼀؀耀܁茀혁萀䜁a谀搁뼀ခက＀᠀Ѐȃ㼀ࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ伀瘀愀氀 ㄀㔀⌀∀ೱ뼀  ＀䀀ༀჰ䈀攀圀䐀ༀഀ廰鼀ЏĀꄀḏĀĀਠ܀Ā؀ሀ䴀䵍юꨀฏĀ܀ᤀᤄꘀฏ퐀퀁ဃ༅Ѐ怟Ꙉ�श墙�瓞⸿ૢ朞₩⏱垩槛㌔뙅⧞⺸ါ들혷૵혾앏ࠝ踌釞ᶂ갱쮚窋஽⋄ᶻᠫ੒勷Ẳ䉨紮霠鴯ᅐ皊踳켿빌曹泲啯뉋훤괉驲举ꡒ乹齟渞⡍ṱ॔⭒펞眵潴枃猦録藓⛷ఛ嬜᫰揜롭뷂�㰚恼眬祜ᣰ隨憃樌訐ꋮ딫馜ඩ㬖乞ᄭ乥铇꠨搱蟥寶已ꧻ퇽뵾�潾뜿졟ຈ䏺糡ᖴ䞞끣퓩궐嬪㧷鿃峤㡚≇ꕮ餋⪮쪲烩�቉汤펝㩑秚㚊蚆꾌愼᠈㽯D蠋ⓑ䴝怂旐递㫆鋿篫䕧ꎂ媜㳎਒Ⱉ鲏䋯蕝鲈䱴처ຯ르젎磈쥗녻쳢ꇵ蹶ࡃﳩ꿌뼥遯问풁轠該䇅ⓣ爚ꡝ锒䴚玐୬䥉ꯉ⡓ᝦ紹躚ꇇ횦桷䜎샪憞僳楒釣ᰂ䒧�뽕䞍ꀖ꣦榧ᢣ侺ꕣ骤ᘙ牘䶆➙䁋⦷ꚪ賜ဲ뗄蛓ԛ랛ၻ∡錜 Основные требования, предъявляемые к учебному проекту Наличие значимой проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, творческого поиска её решения. 1 Практическая , теоретическая , познавательная значимость предполагаемых результатов. 2 Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 3 Структурирование содержательной части проекта( с указанием поэтапных результатов) 4 ఁO٨Ђq͍ႱՀ䐍ȃC*ǡ쎀οGroup 98ဏĢ"䐖ਂē~ǯЂ歈ቬ…‡їŇໆƀƁ酎Фƃ眴¤Ƌ-ƌdƿǿ̄̿쎀οAutoShape 4ਂăpǯЂ惈ቬ…‡€їƀƃвƄ慇ƌdƿǿ̄̿쎀οOval 15#ƿ ǿ@Ղɥݗф^ྟྡ 䵍﹍ྪЙЙྦшǔːϰԐēಢ䐐ਂЈTǯЂ懨ቬ…їƿǿ̄̿쎀οText Box 16Ὕ䡠润㛘餉睘�㽴Ḋꤣ�ᑩ䔳�렩⬮㞴㸊俖᷅丈೨�芑ㄝ骬诋뵺쐋묢⬝刘뉒栞⹂⁽⾗辝ꘓ옼ٞᯔ䧬哞귕�爥䢩ً甴ᵋ蹾㱉䃺椒ၤ܏틡Ґᡃ욭䦔迌僘썞ඃ镼䀱�岰៎紜勞ꉩ␵ㅞ枦㊜㒆░᠏欨뿊ᙓ觌�噵�繆籟ꠧ翆䢹翳�筬念⺔㿷糔＀Ͽ倀͋ᐄ؀ࠀ℀㄀忝퉡輀଀开敲獬ⸯ敲獬邤櫁ッ蘌華莽뷑�᥃亣蕯䭞묇嬊䱉쭣♘�ꚾ堰潆益シ馩碲ڎ䷖訋斢糫絘銀톂쓡಑䧜�뾽仭愴䞩免ꨤꉒ᠘䥋媟ᶋꀩ鰴혨콍怹掩琞筂臁꛴띭Z䁦悷ꎪ逳溏佼ﳕᶇ춼�욗큲뻞檢퟇ꉸ効༰౔Ⲹハ�뽀껶ᆕ紓﹗ﱂꭌ쟵ឬ瘵￿䭐Ѓ!哘䕚̱ߦ牤⽳桳灡硥汭砮汭喼滍ピ븐阎ꢯ뉬ⶻ䑋땚슠ꪡ�т윓㗙汵盋뮶ℽ䕱ᇢࡸ蠮枿�놈뚓ફ倕訑㍶㾎䳏料潬䭕৖犭㺚⡎諡勩禨彎ẟ䵮焨吞刉鸫㗓瑷菡♧虳懠㋥펓ᬦᰌ�浣슸䪽᫛⸼糭Ⱡ屷ꠘ莖鉡೬ၪ⮢鲵ꦙᘍ帻ⵎ攑읎⢔ㆨﭤﭛﭝﶩ绑粽统㽯德裈﨎둼鸕捇䗔郧⪭쌹婜䜸渢஥꺙눪㡰䧙搒鵬凓�詹蘶貆㲯ࡡ漘섿䓷଀톈ᴤɍ큠ብ욐Z杻艅鲣칚ሼᤊ輬嵂袅璜題꿌琎ູˈ죯坸築绌監䎎쳼▯澿좐闭⪕自惔犏얊ᨤ⥲巣ከ᪕遍汳䤋쥉厫昨㤗驽잎ꚡ矖๨黀剐ʑꜜꉄ嗜趿ᙇꞨꍩ먘捏꒥ᦚ堖虲饍䬧띀ꨩ㊌쐐펵ᮆ鬅鞷篫ℐ欢ᳬ芓ԓ䶘쿏堦睨㗤ꨝ裘ꁐ㚂뻆㊐ⷔౙ휣꜓얼ꊘꑯ磶灌짛ⳛꗋ썅ꇩ黅ⷦﯕ쯪堪욮춫钼ײַ啼嗞�௦⺥蘯䞧鄐縿៏鿟埸ꋾ굊ౠ�ꍺᣗ礢줅餭䬦펐￿䭐ȁ-!뮊эǢ Использование исследовательских методов . 5 Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения. Этапы работы Содержание работы Деятельность обучающихся Деятельность учителя 1. Подготовительный Определение темы и целей проекта Обсуждение и выбор темы Предлагает темы проектов Выделение подтем в теме проекта Выбор подтемы или предложение новой подтемы Совместное обсуждение подтем проекта Формирование творческих групп Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды Организационная работа по объединению школьников в группы Подготовка материалов к исследовательской работе Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы Этапы работы Содержание работы Деятельность обучающихся Деятельность учителя Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания 2. Планирование Определение источников, способов сбора и анализа информации Корректировка и дополнение предложений учителя Предлагает основную литературу, способы сбора информации 3.Разработка проекта Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации Консультации, координирование работы обучающихся Этапы работы Содержание работы Деятельность обучающихся Деятельность учителя 4.Оформление результатов. Оформление результатов согласно выбранной форме отчета. Оформление результатов согласно выбранной форме отчета. Консультации, координирование работы обучающихся. 5. Презентация. Предоставление выполненной работы . Доклад о результатах работы. Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников. 6. Оценивание. Оценка работ согласно разработанным критериям. Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы. Виды проектов (по доминирующей деятельности) Практико-ориентированные (словарики, таблицы, газеты и т.д.) Творческие (инсценировки, сочинения, сказки, сценарии) Игровые (игры) Исследовательские (научно-исследовательские работы) Результат проектной деятельности.АльманахСборник иллюстрацийСборник собственных творческих работСтенгазетыКиносценарийВидео-, диа- или слайд-фильмКомментарии к тексту художественного произведенияПубликацияБуклетПрезентацияВеб-сайт. Проблема Мы не обо всех словарях русского языка знаем. Почему? Не интересуемся Что делать? Изучить виды словарей русского языка. Как? Взять в школьной библиотеке словари русского языка . Определить для чего предназначены данные словари. Что получить? (результат) Информация о видах словарей русского языка. Алгоритм работы над учебным проектомКласс : 5.Проект по русскому языку : «Словари русского языка»Тип проекта: практико-ориентированный. Класс : 6.Проект по русскому языку: Творчество художника А.Дузельханова (подготовка к сочинению по картине А. Дузельханова «Охота»)Тип проекта: информационный. Проблема Не знаем о творчестве А. Дузельханова.  Почему? Не встречались с произведениями художника.Не писали сочинений – описаний по картинам А. Дузельханова. Что делать? Изучить творчество А. Дузельханова . Познакомиться с картинами художника , поинтересоваться историей их создания. Как? Получить информацию из Интернет ресурсов , СМИ, в библиотеке. Что получить? (результат) Информация о творчестве А. Дузельханова , о его картине «Охота» . Класс : 5.Проект по русской словесности: Творчество поэта Павла ВасильеваТип проекта: информационный. Проблема В учебнике по русской словесности малый объем информации по биографии и творчеству Павла Васильева. Почему? Что делать? Изучить биографию и творчество П. Васильева . Познакомиться с произведениями поэта. Как? Получить информацию из Интернет ресурсов , СМИ, в библиотеке. Посетить музей П. Васильева в г. Павлодаре. Посмотреть видеоматериал «Васильевские чтения». Что получить? (результат) Подготовить урок-концерт по творчеству Павла Васильева. Собрать материал по творчеству П. Васильева. . Класс : 8 Проект по русской литературе: Тема «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Тип проекта: исследовательский. Цель проекта. Сравнить образы «маленьких людей» в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Выявить их общие и специфические черты. Определить влияние этих образов на русскую литературу. Что делать? Изучить дополнительную литературу по творчеству А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя : В.Г. Белинский «Критические статьи», А. Грушкин «Образ народного героя в творчестве А.С. Пушкина 30-х годов», Д.Д. Благой «Творческий путь Пушкина и Гоголя». Что получить? (результат) Подготовить реферат по теме «Тема «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя».  Цель проекта. Сравнить образы «маленьких людей» в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Выявить их общие и специфические черты. Определить влияние этих образов на русскую литературу. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы помогает учащимся овладевать научными методами исследования. Работая над проектами учащиеся учатся самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать полученную информацию .Обращение к проектной методике в образовательном процессе также позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала.Проектная деятельность в доступной для учащихся в форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребенка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предмета, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.