Овладение первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования, хранения информации
Овладение первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования, хранения информации.Учитель начальных классовТрунина Ольга БорисовнаМБОУ СШ № 3Городской округ город Выкса2015г.
перечень общих учебных умений, навыков и способов деятельности: Наблюдение объектов и явлений окружающего мира;Устное описание по результатам наблюдения;Сравнение объектов;Обучение искусству диалога;Овладение первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования, хранения информации;Поиск необходимой информации в словарях;Упорядочивание информации по алфавиту, по числовым параметрам;Представление информации в табличном виде;Работа с моделями;Навыки использования компьютера и пр.
Операционный компонент информационной культурыСпособы работы с информацией:- информационный поиск;- предметно-аналитическая деятельность;- перекодировка;- хранение информацииОсновные источники информации:- познавательное общение;- литературные источники;- наблюдение;- опыты, эксперименты;- медиаресурсыИнформационные умения (совокупность конкретных действий, вариативное и творческое применение которых позволяет рационализировать процесс учения)
Показатели информационной компетентности у младших школьниковКомпонентыПоказателиПланирование информационного поискаДелит информацию на известную и на неизвестную;Указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет;Выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;Пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте – по ссылкам.Извлечение первичной информацииПроводит наблюдение (эксперимент) по плану в соответствии с поставленной задачей.Извлечение вторичной информацииИзвлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям .Первичная обработка информацииСистематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры;Переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или символического представления в текстовое и наоборот.Обработка информацииТочно излагает полученную информацию;Задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;Находит выводы и аргументы в предложенном источнике информации
Классификация информационных источниковПознавательное общение:одноклассники, учитель,родственники,знакомые,люди разных профессийЛитературные источники:учебник, словари,энциклопедии,научно-популярная литература, художественная литератураНаблюдение:За собой (ощущения, переживания), За другими людьми (их словами, эмоциями, поступками),За окружающим миром (природой, обществом, рукотворными предметами)Опыты, экспериментыМедиаресурсы:Телевидение, Радио,Журналы,Газеты,Кино,Аудиозаписи,Видеозаписи,Компакт-диски,интернет
Информационные уменияНа этапе принятия учебной задачи- умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос;- умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу;На этапе поиска информации- умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией, сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности;На этапе обработки информации- умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей;На этапе хранения информации- осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.
Мотивация информационно-поисковой деятельности учащихся.Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации.Доступность информационных ресурсов.Наличие времени для самостоятельной работы учащихся с разными информационными источниками.Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой.Отсутствие жесткой регламентации процесса усвоения детьми умений информационной деятельности.Повышение уровня познавательной самостоятельности школьника.
№п/пТема урокаПроблемный вопросМетоды сбора информации1.Что такое окружающий мир.Откуда берутся «почемучки»?*подумать самостоятельно; *понаблюдать; *спросить родственников, друзей, учителя; *побывать в библиотеке2.Части растений.Задание.Сравни стебель и корень. Что общего и чем они различаются? *подумать самостоятельно; *понаблюдать; *спросить родственников, друзей, учителя; *побывать в библиотеке; *просмотреть телепередачу; *воспользоваться Интернетом;3.Части растений.Задание.Рассмотри проросшие семена пшеницы и проросший репчатый лук. Почему листья зелёные, а корешки белые?*подумать самостоятельно; *понаблюдать; *спросить родственников, друзей, учителя; *побывать в библиотеке; *просмотреть телепередачу; *воспользоваться Интернетом; *узнать в учебнике;4.Части растений.Зачем нужно знать из чего состоят растения?*узнать в учебнике; *подумать самостоятельно; *понаблюдать; *спросить родственников, друзей, учителя; *побывать в библиотеке; *просмотреть телепередачу; *воспользоваться Интернетом
Название птицыКакой корм едятКак едят кормВзаимоотношения в стаеворобьиПшено, семенаНа кормушке, боятся воронКормятся рядом, редко ссорятсясиницысалоНа кормушке и под кормушкой, пугаются других птицКормятся рядомвороныСало, семена, пшеноНа кормушкеОтгоняют всех, ссорятсяснегирирябинуНа кормушкеКормятся рядомНеизвестная птица (по описанию похожа на дрозда)рябинуНа кормушке и под кормушкойКормятся рядом