Дидактические материалы «ИНТЕРАКТИВНЫЕ РАБОЧИЕ ЛИСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ»
Дидактический материал
«Интерактивные рабочие листы для изучения темы «Обработка графической информации»
Пояснительная записка
Интерактивный рабочий лист - это электронный рабочий лист, созданный учителем для самостоятельной работы ученика.
Целью работы учащихся с ИРЛ является самостоятельное осмысление и усвоение нового материала, развитие умения работать с различными источниками информации, развитие абстрактного и наглядно-образного мышления, создание совместных документов, осуществление самоконтроля и самокоррекции, овладение новым способом действия.
Универсальные учебные действия, которые могут быть сформированы при использовании рабочих листов в учебной деятельности
Познавательные
Поиск необходимой информации
Работа над проблемой
Строить рассуждения: -устанавливать аналогии.
Ориентироваться на разнообразие способов решения задач и выбора наиболее эффективного.
Классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
Доказывать свои мысли, рассуждать, анализировать.
Выделять цель и видеть проблему, добывать новые знания, давать определение основным понятиям.
Коммуникативные
Организация и планирование учебного сотрудничества со сверстниками, с учителем
Формулировать своё мнение и позицию
Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Умение отвечать на вопросы, формировать и строить правильные предложения, аргументировать свой ответ
Регулятивные
Целеполагание.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозирование результата.
Владение основами самоконтроля, самооценки, осуществления осознанного выбора.
Умение планировать свою работу, оценивать свою работу, корректировать свои действия.
Личностные
Жизненное и личностное самоопределение.
Учебно- познавательный интерес к способам решения задач.
Смыслообразование, мотивация.
Социальные компетентности, например, знание общечеловеческих норм и ценностей.
Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни;
Понимание необходимости использования системного подхода в жизни.
Дидактические материалы созданы с помощью инструментов Диска Google.
Использование ИРЛ:
Электронный - ученик копирует файл с "листом" с помощью полученной ссылки на свой компьютер и заполняет в школе или дома. Отправляет на проверку учителю (помещает в общую папку, отправляет по электронной почте или размещает ссылку на свой ИРЛ в специальном блоге учителя)
Электронный ИРЛ можно использовать для групповой работы учащихся при совместном редактировании. Конструкция электронного листа рассчитана на преобразование исходного материала листа, активной самостоятельной работе ученика с ним.
Без применения компьютеров – распечатанные листы раздаются ученикам, работающим в группах или индивидуально за обычными столами-партами.
ИРЛ «Интерактивная таблица» включает в себя автоматическую проверку, что позволяет контролировать правильность выполнения действий.
Тексты заданий в «Интерактивный тексте» (в сплошном или несплошном тексте) были подготовлены по типологии Б.Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), что способствует формированию навыков смыслового чтения, созданию проблемной ситуации. ИРЛ «Интерактивное изображение» служит для активизации знаний об инструментах графического редактора, развития наглядно-образного мышления, способствует повышению мотивации к учению.
Планирование темы «Обработка графической информации»
№ урока Тема урока § в учебнике Ссылка на ресурс Тип ИРЛ17. Формирование изображения на экране компьютера §3.1 18. Компьютерная графика §3.2 https://docs.google.com/document/d/1qlXevNUywWrgqHkN3WzWwqIWk04FI8IsfU3M86StCC8/edit - ИРЛ сплошной текст
https://docs.google.com/document/d/1Ic4F4j5OxQF6jwNtlxs4c0pLOwXT7-x2DvHfOWvbHcg/edit – ИРЛ несплошной текст Интерактивный текст
19. Создание графических изображений §3.3 https://docs.google.com/drawings/d/1-d8Wpjh_bpKoPQSMwbh3Xxmdzuz4rlu8mGpZFWS8bVA/edit - Интерактивное изображение
20. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа https://docs.google.com/spreadsheets/d/10cSVYiWGlALzA2Ktr7ixubH1LOZh1S9-Kac72545nN4/edit#gid=0 Интерактивная таблица - кроссворд
Информационные источники
https://sites.google.com/site/treninginteraktlist/home - Тренинг "Создаем дидактический материал: интерактивный рабочий лист"
https://sites.google.com/site/mkiktkm/obrazovatelnye-rezultaty - Образовательные результаты
Приложение 1
ИРЛ (сплошной текст) по темеа «Компьютерная графика» 9 класс
В компьютерной графике существуют два различных подхода к представлению графической информации. Они называются растровым и векторным.
Растровое изображение
Растровое изображение составляется из мельчайших точек (пикселов) – цветных квадратиков одинакового размера. Растровое изображение подобно мозаике - когда приближаете (увеличиваете) его, то видите отдельные пиксели, а если удаляете (уменьшаете), пиксели сливаются.
Компьютер хранит параметры каждой точки изображения (её цвет, координаты). Причём каждая точка представляется определенным количеством бит (в зависимости от глубины цвета). При открытии файла программа прорисовывает такую картину как мозаику – как последовательность точек массива. Растровые файлы имеют сравнительно большой размер, т.к. компьютер хранит параметры всех точек изображения. Поэтому размер файла зависит от параметров точек и их количества:
· от глубины цвета точек,
· от размера изображения (в большем размере вмещается больше точек),
· от разрешения изображения (при большем разрешении на единицу площади изображения приходится больше точек).
Чтобы увеличить изображение, приходится увеличивать размер пикселей-квадратиков. В итоге изображение получается ступенчатым, зернистым. Для уменьшения изображения приходится несколько соседних точек преобразовывать в одну или выбрасывать лишние точки. В результате изображение искажается: его мелкие детали становятся неразборчивыми (или могут вообще исчезнуть), картинка теряет четкость.
Растровое изображение нельзя расчленить. Оно «литое», состоит из массива точек.
Близкими аналогами являются живопись, фотография
Программы для работы с растровой графикой:
Paint, Adobe Photo Shop
Применение:
· для обработки изображений, требующей высокой точности передачи оттенков цветов и плавного перетекания полутонов. Например, для:
· ретуширования, реставрирования фотографий;
· создания и обработки фотомонтажа, коллажей;
· применения к изображениям различных спецэффектов;
· после сканирования изображения получаются в растровом виде
Векторное изображение
Базовым элементом изображения является линия. Линия описывается математически как единый объект, и потому объем данных для отображения объекта средствами векторной графики существенно меньше, чем в растровой графике. Линия обладает свойствами: формой (прямая, кривая), толщиной, цветом, начертанием (сплошная, пунктирная). Замкнутые линии приобретают свойство заполнения. Охватываемое ими пространство может быть заполнено другими объектами (текстуры, карты) или выбранным цветом. Простейшая незамкнутая линия ограничена двумя точками, именуемыми узлами. Все прочие объекты векторной графики составляются из линий. Например, куб можно составить из шести связанных прямоугольников, каждый из которых, в свою очередь, образован четырьмя связанными линиями. Возможно, представить куб и как двенадцать связанных линий, образующих ребра.
Компьютер хранит элементы изображения (линии, кривые, фигуры) в виде математических формул. При открытии файла программа прорисовывает элементы изображения по их математическим формулам (уравнениям).
Векторное изображение масштабируется без потери качества: масштабирование изображения происходит при помощи математических операций: параметры примитивов просто умножаются на коэффициент масштабирования.
Изображение может быть преобразовано в любой размер
(от логотипа на визитной карточке до стенда на улице) и при этом его качество не изменится.
Векторное изображение можно расчленить на отдельные элементы (линии или фигуры), и каждый редактировать, трансформировать независимо.
Векторные файлы имеют сравнительно небольшой размер, т.к. компьютер запоминает только начальные и конечные координаты элементов изображения - этого достаточно для описания элементов в виде математических формул. Размер файла как правило не зависит от размера изображаемых объектов, но зависит от сложности изображения: количества объектов на одном рисунке (при большем их числе компьютер должен хранить больше формул для их построения), характера заливки - однотонной или градиентной) и пр. Понятие «разрешение» не применимо к векторным изображениям.
Векторные изображения: более схематичны, менее реалистичны, чем растровые изображения, «не фотографичны».
Близкими аналогами являются слайды мультфильмов, представление математических функций на графике.
Программы для работы с векторной графикой:
Corel Draw, Adobe Illustrator, AutoCAD
Применение:
· для создания вывесок, этикеток, логотипов, эмблем и пр. символьных изображений;
· для построения чертежей, диаграмм, графиков, схем;
· для рисованных изображений с четкими контурами, не обладающих большим спектром оттенков цветов;
· для моделирования объектов изображения;
· для создания 3-х мерных изображений.
Выполните задания:
1. Прочитайте самостоятельно (каждый отдельно) текст и подчеркните ключевые слова в тексте.
2.Обсудите в паре (соседом по парте) полученные результаты.
Заполните пропуски в определениях:
а). Растровое изображение — изображение, представляющее собой сетку _________ или цветных точек (обычно прямоугольную) на _______, бумаге и других отображающих устройствах и материалах.
б).Векторная графика — способ представления объектов и _________ в компьютерной графике, основанной на использовании элементарных геометрических объектов, таких как: _______, _______.
3. Совместно дополните схему:
4. Ответьте на вопросы:
а).Какой тип графического изображения вы будете использовать при редактировании цифровой фотографии?
б).Какой тип графического изображения вы будете использовать при построения графика функции у=х2+5?
в).Какой тип графического изображения вы будете использовать при отправке по электронной почте?
г).Вы создаете мультфильм, с каким видом графики Вы будете работать?
5. Заполните таблицу:
Характеристики Растровая графика Векторная графика
Элементарный объект Изображение Фотографическое качество Распечатка на принтереОбъем памяти Масштабирование Группировка и разгруппировкаФорматы Все ли строки таблицы Вы можете заполнить, используя данный текст?
6. Как Вы думаете, для каких целей векторные рисунки преобразовывают в растровые изображения?
Бланк ответов группы: ФИ _________________________________ класс______
2.
а)____________, _______________;
б)____________, _______________, _________________;
3.
4.
а).
б)
в)
г)
5.
Характеристики Растровая графика Векторная графика
Элементарный объект Изображение Фотографическое качество Распечатка на принтереОбъем памяти Масштабирование Группировка и разгруппировкаФорматы
6. ________________________________________________________________________
Источник информации: http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2012/03/12/rastrovaya-i-vektornaya-grafika
Приложение 2
ИРЛ не сплошной текст по теме «Компьютерная анимация» 9 класс
Компьютерная анимация — вид мультипликации, создаваемый при помощи компьютера. В отличие от более общего понятия «графика CGI», относящегося как к неподвижным, так и к движущимся изображениям, компьютерная анимация подразумевает только движущиеся. На сегодня получила широкое применение как в области развлечений, так и в производственной, научной и деловой сферах. Являясь производной от компьютерной графики, анимация наследует те же способы создания изображений:
Растровая анимация: последовательность кадров, каждый из которых является растровым изображением, то есть состоит из точек-пикселей разного цвета. Примеры: формат гиф, обычные форматы видео.
Преимущества: позволяет получить реалистичные изображения (обычное видео) .
Недостатки: большие объемы данных.
Векторная анимация– это анимация векторной графики, выполненная в программе, предназначенной для работы с векторными изображениями - иллюстрациями (в нашем случае это Macromedia Flash). Т.к. многие цифровые параметры иллюстрации неоднократно повторяются, именно они и позволяют легко сжимать векторную анимацию в два, три раза. Вот почему это эффективный способ представления графики, в результате которого получаются файлы относительно небольших размеров даже при работе со сложными изображениями.
Векторная анимация: создается из движущихся геометрических объектов (так называемых примитивов) . В векторной анимации также может применяться понятие "кадр", но больше для удобства художника-аниматора. Примеры: флэш, компьютерные игры.
Векторная анимация, как и растровая имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим достоинства векторной анимации:
· гибкая масштабируемость, возможность изменять размеры анимации без потери её визуальных качеств;
· максимальная точность построенного изображения (координаты точек, между которыми могут быть проведены кривые, могут иметь точность до сотых долей микрона);
· файл с векторной анимацией имеет гораздо меньший размер по сравнению с растровой анимацией;
· возможность редактирования всех частей векторного изображения, использованного в анимации;
· изменение масштаба изображения без потери качества, сравнительно небольшие объемы данных.
Недостатки: при выводе на монитор (а это растровое устройство) требуется провести растеризацию (перевод из векторного формата в растровый), что увеличивает нагрузку на систему. (кстати, именно для этого нужны мощные видеокарты в игровых компьютерах) . Не позволяет получить реалистичное видео.
Видеосюжет для просмотра:
http://www.youtube.com/watch?v=JvYHhyjTOPA – канал « Галилео»
Сайты для просмотра информации:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0%ED%E0%FF_%E0%ED%E8%EC%E0%F6%E8%FF - Компьютерная анимация (Материал из Википедии)
Задания:
1. Прочитайте текст, подчеркните ключевые слова.
2. Просмотрите видеосюжет. Дополните схему.
3. Ответьте на вопросы:
а). Почему, если Вы планируете играть на своих компьютерах в компьютерные игры (например, стратегии), то Вам необходима более мощная видеокарта, чем если бы Вы создавали только презентации или др. документы?
б). Кто такие аниматоры?
в). Где применяется компьютерная графика?
г). Чем, по вашему мнению, отличается 3D анимация от Motion capture (технология анимации).
д). Что такое калибровка? Зачем она необходима?
е). Сколько времени уходит на обработку 1 секунды анимации компьютером, который состоит из 56 процессора?
ж). Если бы Вы выбрали в будущем профессию аниматора, то знания по каким школьным предметам Вам бы пригодились?
Источники информации
http://www.miraclestudio.ru/profile/vector_animation
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0%ED%E0%FF_%E0%ED%E8%EC%E0%F6%E8%FF
Приложение 3
ИРЛ «Интерактивное изображение»
Приложение 4
ИРЛ «Интерактивная таблица»