Рабочая программа учебного предмета Технология. 1 класс. УМК Школа России
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для первого класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В Шипиловой «Технология, 1-4 классы».
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения предмета «Технология»:
- приобретение личного опыта как основы познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
В качестве основных задач, решаемых при изучении предмета «Технология» выделяются:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами других народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позициям других;
- формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
-формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
1) внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план и применять его для решения учебной задачи), прогнозирование (предсказывание будущего результата при различных условиях выполнения действия контроль, коррекцию, оценку;
2) умений переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении -предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
З) коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своими ;распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
4) первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнения технологии изготовления любых изделий;
5) первоначальных умений поиска, проверки необходимой информации, её передач: преобразования, хранения информации, а также навыков использования компьютера;
6) творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации
проектов.
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которая обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесса развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек
при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
-знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладение инвариантными составляющими (способами работы) технологически: операций разметки, раскроя, сборки, отделки;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
-изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной
деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материала ми. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической
культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического. Духовно-нравственного, физического) в их единстве. что создаёт условия для гармонизации развития. сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере- эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере- способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В итоге освоения программы учащиеся должны:
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение учебного предмета «Технология» отводится 24 час в год, в том числе 7 часов внутрипредметный образовательный модуль «Творческая мастерская».
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов
Всего часов
1
«Человек и земля»
16 ч
2
«Человек и вода»
3 ч
3
«Человек и земля»
2 ч
4
«Человек и информация»
3 ч
Итого:
24 ч
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ( 24 часа)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д.) разных народов России. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание , планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т.п. Выполнение доступных видов работ :по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание
ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки.
Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения предмета «Технологии» первоклассник научится:
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
- осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания;
- выполнять разметку деталей изделия по шаблону;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей;
- использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный
материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия;
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её по лучения, хранения, переработки.
Первоклассник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;
- демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Тема
Планируемые результаты
Деятельность
учащихся
Вид контроля
Предметные
Метапредметные
Личностные
ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ (16 часов)
1.
Природный материал.
Изделие:
«Аппликация из листьев».
Обучающийся научится- подготавливать природные материалы к работе;
- освоит приемы работы с природными материалами, пластилином, бумагой и картоном;
- познакомится с профессиями, связанными с практической предметной деятельностью;
- познакомится с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы ;
- познакомятся с видами диких и домашних животных;
- научится выполнять макет дома;
- научится пользоваться шаблоном для разметки изделия;
- научится сервировать стол;
- научится выращивать растения из семян и ухаживать за комнатными растениями.
Обучающийся получит возможность научиться- планировать, осуществлять и оценивать результаты совместной групповой проектной работы.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
- проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
-оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-называть и объяснять свои чувства и ощущения от произведений искусства,
объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- положительное относиться к занятиям предметно-практической деятельностью;
- знать о причины успеха в предметно-практической деятельности;
- ориентироваться на оценку результатов
собственной
Исследовать природные материалы их виды и свойства
Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами.
Выполнять практическую работу из природ.материалов: собрать листья высушить под прессом, создавать аппликацию из сухих листьев, заменять листья похожими по форме и размеру на образец.
Выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовый план.
Самостоятельная работа
2.
Пластилин.
Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Исследовать свойства пластичн. материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичн. материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его выполненияОценивать изделие на основе «Вопросов юного технолога».
Планировать и осуществлять работу, на основе представлен.в учебнике слайдов и текстовых планов.
Самостоятельная работа
3.
Пластилин.
Изделие «Мудрая сова».
работу по плану с опорой на образцы,
рисункиучебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
деятельности;
- проявлять интерес к отдельным видам
предметно
-практической деятельности;
-принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеч. нравственных ценностей);
Сравнивать свойства различных природн.материалов.Соотносить форму и цвет прир. материалов с реальными объектами, отбирать материалы для выполнения изделия.
Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композиц. их природ.материалов. Составлять план работы над изделиемОсмысливать значение бережного отношения к природе.
Самостоятельная работа
4.
Растения.
Изделие: «заготовка семян»
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков,
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;
- определять тему;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительн. отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работывсего класса;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- слушать и понимать речь других;
- принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
- понимать важность коллективной работы;
- контролировать свои действия при совместной работе;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
-испытывать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
- знать основные моральные нормы поведения;
- соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека.
Выполнять практическую работу по получению и сушке семян.
Самостоятельная работа
5.
МОДУЛЬ.
Растения.
Проект «Осенний урожай».
Изделие. «Овощи из пластилина».
Осваивать приемы работы с пластилином.
Осваивать навыки работы над проектом: ставить цель, составлять план,распределять роли, проводить самооценку. Осуществлять совместн. практическ. деятельность.
Самостоятельная работа
6.
Бумага.
Изделие. Закладка из бумаги.
Исследоватьсвойства бумаги; определять виды бумаги. Осваивать приемы работы с бумагой, с ножницами, разметки деталей, соединения деталей изделия при помощи клея.
Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов.
Выполнять симметр. аппликацию из геомет. фигур по образцу.
Самостоятельная работа
7
МОДУЛЬ. Дикие животные.
Проект «Дикие животные».
Изделие: Коллаж «Дикие животные»
Осваивать приемы создания изделия в технике коллажа. Осваивать навыки работы над проектом: распределять роли, составлять план, обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнера; проводить оценки и самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Отбиратьматериал для выполнения изделия, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие.
Самостоятельная работа
8
МОДУЛЬ.
Новый год.
Проект «Украшаем класс к новому году».
Украшение на елку.
Изделие: «украшение на елку»
Украшение на окно.
Изделие: «украшение на окно»
Использовать умения работать над проектом.Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совмест. практич. деятельность, анализировать свою деятельность.
Выбиратьинструмен., материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с бумагой: выполнятьразметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру.
Создавать собствен. изделия.
Самостоятельная работа
9
Домашние животные.
Изделие: «Котенок».
Использовать приемы работы с пластилином.Анализировать форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при выполнении изделий.
Планировать и осуществлять работу, на основе слайдов и текстовых планов.
Определять и использовать приемы работы с пластилином. Понимать значение домашних животных в жизни человека.
Самостоятельная работа
10-11
Посуда.
Проект «Чайный
сервиз»
Изделия: «чашка»,
«чайник»,
«сахарница»
Использовать умения работать над проектом. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совмест. Практич. Деятельность. Создавать разные изделия на основе одной технологии. Использовать приемы работы с пластилином. Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов. Использовать правила сервировки стола при создании композиции.Осваивать правила поведения за столом.
Самостоятельная работа
12
Свет в доме.
Изделие
« Торшер».
Исследовать различн. Виды осветительных приборов. Составлять рассказ о способах освещения жилищ. Анализировать конструктивные особенности торшера. Осваиватьправила работы с шилом и подготавливать рабочее место. Выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина. Выбирать удобный для себя план работы над изделием.
Самостоятельная работа
13
Мебель
Изделие: «Стул»
Осуществлять работу, на основе слайдовых и текстовых планов. Выбирать инструмен., материалы и приемы работы. Использовать способы работы с бумагой, выполнятьраскрой деталей по шаблону, оформлять изделие. Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Составлять рассказоприспособлениях, необходим.для уборки.
Самостоятельная работа
14
15.02.
МОДУЛЬ. Одежда. Ткань. Нитки
Изделие:
«Кукла из ниток»
Определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и примен.
Осуществлять подбор тканей и нитокОпределять приспос. Для работы. Осваивать умение наматывать нитки, связывать их и разрезать.
Осуществлять работу, на основе слайдов и текстовых планов.Осмысливать способы изготовления одежды и ее назначение.
Самостоятельная работа
15-16
Учимся шить
Изделия: «Закладка с вышивкой»,
«Медвежонок»
Осваивать правила работы с иглой и шилом. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использов. Их для оформления изделий. Сравнивать различные виды пуговицы и способы их пришивания.Осуществлять выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Организовывать рабочее место.
Осваивать правила экономного расходования тканей и нитей.
Текущий
Самостоятельная работа
ЧЕЛОВЕК И ВОДА ( 3 часа)
17
05.04.
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений.
Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»
Обучающийся научится
- выращивать растения из семян и ухаживать за комнатными растениями;
- выполнять макет и модель изделия из различных материалов;
Обучающийся получит возможность научитьсяорганизовывать и оценивать результаты проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
-определять цель выполнения заданий.
-определять план выполнения заданий.
-объяснять выбор материал.иинструмен.;
-использовать прост.приборы: линейку, треугольник
-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
-оценивать результат своих действий
-оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-объяснять чувства и ощущения от произв. искусства,
-объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечел. нравствен.ценностей;
Осуществлять поиск информации о воде, ее значение для жизни на земле, использовании воды человеком, о передвижении по воде и перевозке грузов.
Осваивать способыпроращивания семян в воде. Определять и использ.инструменты
для ухода за комнатн. растениями. Осваиватьправила ухода за комнатными растениями.
Самостоятельная работа
18
12.04.
Питьевая вода.
Изделие: «Колодец»
Познавательные УУД:
-отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике -сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
-группировать предметы,
-ориентироваться в своей системе знаний;
-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике;
-понимать вопрос, строить ответ;
-анализировать объекты труда;
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
-принимать участие в коллективных работах;
-контролировать свои действия при совместной работе;
-допускать существование различных точек зрения;
-договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
-положит относиться к занятиям предмет.-практич. деятельнос.;
-ориентироваться на оценку результатов деятельности;
-проявлять интерес к отдельным видам деятельности;
-принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила
-знать основные моральные нормы поведения; -соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;
-в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить
Отбирать материалы, инструмен. для работы. Конструировать макет колодца.Использов.свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Составлять и оформл. композицию.Использоватьразличн. виды материалов для создания композиции.
Самостоятельная работа
19
19.04.
МОДУЛЬ.
Передвижение по воде.
Проект: «Речной флот»,
Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»
Конструировать макет плота. Осваивать способы соединения деталей, технику «оригами»
Анализиров. образец, определять этапы его выполнения. Исследовать различн. матер.на плавучесть.
Определять материалы и инструменты по слайдам готовых изделий. Использовать умения работать над проектом: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку, обсуждать план. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совмест. практич. деятельность, анализировать свою деятельность.
Проект
ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ (2 часа)
20
Полеты птиц.
Изделие: «Попугай»
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель иплан выполнения;
-объяснять выбор подходящих материал.иинструмен.;
-использовать прост.приборы: линейку, треугольник и т.д.
- готовить рабочее место и выполнять практич. Работу по плану;
-оценивать результат действий, вносить коррективы
-называть и объяснять свои чувства и ощущения от произвед. Искусства, объяснять отношение к поступкам;
-положительно относиться к занятиям предмет.-практическ. Деятельностью;
-знать о причинах успеха в предметно-практич. Деятельн.;
-ориентироваться на оценку результатов собств. Деятельности
Осуществлять поиск информации об использ ветра, о птицах, о полетах человека, летательных аппаратах. Осваивать технологию моделирования при изготовлен.вертушки. Выполнять разметку деталей по линейке. Осваивать соединение деталей с помощью кнопки. Использовать приемы работы с бумагой. Выполнять украшение изделия.
21
Полеты человека.
Изделие: «Самолет», «Парашют»
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
-слушать и понимать речь других;
-принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
-контролировать свои действия при совместной работе.
Подготавливать своё рабочее место, соблюдать технику безопасности.Осваивать технологию моделирования. Самостоятельно создавать изделие, использовать технику «оригами». Соотносить текстовый и слайдовый план.
Проводить эксперимент, определ.зависимость (чем тяжелее груз, тем скорость падения парашюта выше.)
Самостоятельная работа
ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ (3 часа)
22
Способы общения.
Обучающийся научится
- кодировать и шифровать информацию;
-графически обозначать безопасный маршрут.
Обучающийся получит возможность научитьсянаходить нужную информацию в Интернете и других справочных пособиях.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель выполнения заданий;
-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собств. ощущений, отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-называть и объяснять свои чувства от созерцаем.произвед. искусства, объяснять свое отношение к поступкам;
Осуществлять поиск информации о способах общения. Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации и в разных средах (животный мир,человек). Осваивать способы работы с глиной и нанесение на нее рисунка с помощью стеки. Переводить информацию в знаково-символичес. системы
Определ. материалы и инструменты
Самостоятельная работа
23
МОДУЛЬ.
Важные телефонные номера,
Правила движения.
Изделие: «Составление маршрута безопасного движения от дома до школы»
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике
-ориентироваться в системе знаний:
-делать предварительный отбор источников информации:
-делать выводы в результате совместной работы класса;
-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ
-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцан., рассужд., обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечелов. нравств. ценностей);
-испытывать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
Осуществлять поиск информации о способах передачи информации. Ориентироваться в дорожных знаках. Составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы. Составлять простой графический план местности, расставлять дорожные знаки, определять маршрут.
Самостоятельная работа
24
МОДУЛЬ.
Компьютер
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге на уроке;
-соблюдать нормы речевого этикета;
-слушать и понимать речь других;
-принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
-понимать важность коллективной работы;
-договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
-знать основные моральные нормы поведения;
-соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивать правила безопасного использования компьютера.
Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить информацию в интернете
Самостоятельная работа
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по окружающему миру должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:
-комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
-использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
-оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
-сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
-использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
-использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
В первом классе ведётся безотметочное обучение, основная цель которого -сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах – на содержательно-оценочной основе.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения окружающего мира предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Портфолио ученика:
-является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
-реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
-позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
-предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заключается в следующем:
-сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД;
-содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
-учитывает особенности развития критического мышления учащихся путём использования трёх стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
-позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Критериями оценивания являются:
-соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
-динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В первом классе используются три вида оценивания – текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.
Текущее оценивание – наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью тетради, которая содержит тесты по всем темам курса «Окружающий мир» для первого класса. С их помощью ребёнок может быстро проверить свои знания. На каждый вопрос дано несколько вариантов ответов, среди них только один правильный. Почти все ответы представлены в виде рисунков. Необходимо выбрать правильный ответ и отметить его. В конце тетради имеются ответы на все тесты. Учащиеся выполняют работу самостоятельно. И только после этого могут проверить себя.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач. Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебные пособия:
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 1 класс. - М.: Просвещение, 2012.
Электронное приложение к учебнику «Технология», 1 класс (Диск СО-НОІЧІ), авторы С.А. Володина, О.А. Петрова, М.О. Майсурадзе, В.А. Мотылева.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь; 1 класс. ~ М : Просвещение, 2012.
Учебно-методическая литература:
Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. «Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - М,: Просвещение, 2011. т
Асмолов АГ., Бурменская ГВ., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2011.
Демидова МЮ., Иванов СВ. и др. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х частях. - М.: Просвещение, 2012.
Уроки технологии с применением информационных технологий. 1-4 классы. Вы пуск 2. Методическое пособие с электронным приложением / Автор-сост. Е.Н. Тюшкина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности ' С П Казачкова. М.С. Умнова. М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
13PAGE 15
13PAGE 142615