Олимпийские игры в Древней Греции
Тема урока "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цели урока:
Изучить на уровне ознакомления историю Олимпийских игр, первые спортивные традиии;
Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, высказывать свою точку зрения;
Задачи:
обучающая: сформировать у учащихся представление о любимом общегреческом празднестве - Олимпийских играх, о том, в чью честь они проводились и когда состоялись первые Олимпийские игры; о подготовке и проведении игр, знаменитых атлетах древности и современности;
развивающая: развивать у учащихся навыки аналитической деятельности, умение выделять главные и второстепенные связи, развивать умение работы с учебником, историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации, оперировать историческими датами;
воспитательная: воспитать интерес обучающихся к истории через понимание значения олимпийских игр.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Учебное оборудование: Презентация, раздаточный материал к уроку, отрывок из мультфильма «Олимпиада Гуффи», карта «Древняя Греция», мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Садитесь.
Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Я желаю вам плодотворно потрудиться.
А проведем мы наш урок в форме путешествия. Мы уже изучили раздел Древняя Греция и поэтому, чтобы приступить к изучению новой темы, мне хотелось бы задать вам несколько вопросов, связанных с историей Древней Греции. Постарайтесь меня внимательно слушать и прежде чем ответить на вопрос, подумайте и поднимите руку. За каждый правильный ответ вы будете получать поощрительные жетоны. А в конце урока, кто больше наберет жетонов, тот и получит самые высокие оценки.
Проверка знаний учащихся (слайд 1)
На каком полуострове располагалась Древняя Греция? (Балканском)
Какими морями омывается Греция? (Ионическим и Эгейскими, Средиземным)
Назовите самый большой остров, бывший частью Греции? (Это остров Крит)
Какой город является столицей современной Греции? (Афины)
А теперь у меня для вас есть несколько загадок в стихотворной форме, где вы должны назвать имена греческих Богов: (слайд 2-5)
Он собьет с пути
Или на путь наставит
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть, как молнию
Доставит всем с небес,
И зовут его ... (Гермес)
2) На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости ... (АФИНА)
3) Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта ... (Афродита)
4) Своей наружностью пугает всех невест
от горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец ... (Гефест)
Молодцы!
2. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока А впрочем, попытайтесь сами догадаться о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии. (слайд 6)
Учитель: Ребята, как вы считаете, для кого предназначены такие почести в Древней Греции?
Ну что догадались, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Учитель: Молодцы!
В рабочей тетради записываются число и тема урока.(слайд 6)
Учитель: Звенит, заливается школьный звонок.
Позвал он нас с вами на этот урок
Нас ждёт не немецкий и не английский.
Нас ждёт необычный урок - олимпийский.
Олимпийские игры. Эти два слова знают сейчас во всех уголках нашей огромной земли.
Учитель: При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова). Посмотрите, кто из вас знает значение этих слов. (слайд 7 )
Учитель: Давайте запишем определения в тетрадь. (слайд 7 )
Учитель: История олимпийских игр - одна из самых удивительных историй, которые привлекают внимание поэтов, писателей и ученых. Олимпийские игры – именно та арена, на которой человек еще раз подтверждает, что нет предела человеческим возможностям. Не случаен олимпийский девиз – «Быстрее, выше, сильнее! » (плакат)
А главным символом олимпиады является олимпийский белый флаг с пятью кольцами. Каждое кольцо имеет свой цвет и обозначает континент.
Голубой - Европа, чёрный - Африка, красный - Америка, жёлтый - Азия, зелёный – Австралия. Пять переплетенных колец - это символ праздника мира и дружбы. (плакат с кольцами на магнитной доске) (Слайд 8)
Учитель: Давайте сейчас попробуем вернуться в те давние времена, откуда все началось.
3. Основная часть. ( карта)
Учитель: Посмотрите на карту Древней Греции. На какие части делится Греция?
Дети: Средняя, Северная, Южная. (Слайд 9)
Учитель истории: В Южной части Греции на Пелопоннесе находится г. Олимпия- место, где проходили первые олимпийские игры. Какое место в Греции с подобным названием, вы уже знаете?
Дети: Гора Олимп.
Учитель истории: Что мы с вами уже знаем о горе Олимп?
Дети: Это место где живут боги.
Учитель истории: Каких богов вы знаете?
Дети: Зевс, Гера, Гефест, Гермес, Афина, Аид, Посейдон. (Слайд 10)
Учитель: Боги древних греков жили на священной горе Олимп. В честь них и устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые игры? Кто в них участвовал? Вы и узнаете на нашем сегодняшнем уроке.
Учитель: Но прежде чем начать нашу работу, я хотела бы обратить ваше внимание на вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока. (слайд 11)
Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?
3. Изучение новой темы.
1. Первые олимпийские игры.
Учитель: Посмотрите мультфильм и ответьте на вопрос: В честь какого бога устраивались Олимпийские игры?
Просмотр мультфильма.
Учитель: Так в честь какого бога устраивались Олимпийские игры?
Учитель: Правильно. (слайд 12)
Олимпийские игры были посвящены Зевсу Олимпийскому. Но местом обитания богов считалась не Олимпия, а самая высокая гора в Северной Греции – Олимп (1297 м). С ней связывают прозвание богов “олимпийцами”. Однако в вопросе о том, кто основал игры, имеются расхождения. (слайд 13)
Работа по карте: Ребята откройте в учебнике с. 111. Найдите и покажите, где находится Олимпия.
Работа по карте: В какой части Греции находится Олимпия? (В южной части Греции на полуострове Пелопонесс.)
Учитель: Молодцы. В Олимпию, расположенную в Южной Греции, съезжались сотни участников и тысячи зрителей из всех полисов Греции.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради).
От этой даты греки вели своё летоисчисление. Но что, же послужило причиной их появления?
Учитель: На ваших рабочих столах лежат желтые карточки с фрагментом мифа, с которым вы сейчас будете работать самостоятельно в течение 2–3 минут. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Задание: Выяснить каковы причины первых Олимпийских игр?.
Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.
Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Гераклу приписывают и стадию – дистанцию в беге.
По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: “Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”
Учитель: Итак, каковы же причины появления первых Олимпийских игр? (слайд 14)
Основные причины появления Олимпийских игр:
поклонение богам;
стремление показать силу и ловкость жителей Греции.
Учитель: Причины появления игр мы выяснили. А кто же был их участником? Чтение текста слайда. (слайд 15)
В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.
Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина
Учитель: Как вы думаете, что произошло с этой женщиной? (Несчастную должны были казнить, но из уважения к её сыну – победителю помиловали.)
Почти за год до начала Олимпийских игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе. День за днём 10 месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками игр обычно становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами. Во время проведения Олимпийских игр запрещались воины и объявлялось перемирие.
Учитель: У любой игры есть правила. Были правила и у Олимпийских игр. Назовите их.
(слайд 16)
Учитель: А теперь подошло время выяснить, как проходили Олимпийские игры, и какова их программа. (Слайд 17).
Пять незабываемых дней.
Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней.
В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно.Судьи клялись выносить справедливые решения.
Следующие три дня отводились состязаниям.
В последний пятый день, подводились итоги и награждались победители.
Проведение физкультминутки. Вы, наверное, немного устали, я предлагаю вам размяться.(слайд 18)
Настало время выяснить ответ на вопрос о победителях Олимпиады.
В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды.
Как вы думаете какие? (слайд 19).
Наградой победителей были венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: “Слава победителю!”
Учитель: Вот и подходит к концу наше с вами знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока. Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? (Слайд 20)
4. Закрепление изученного материала. интерактивный тест.
Учитель: в завершении нашего урока давайте проведем «состязание колесниц». В Греции это было самое зрелищное соревнование. У нас «состязание колесниц» будет проходить в виде викторины «Что мы узнали об олимпийских играх?». (слайд 21-24)
1. Где проходили спортивные состязания в Греции? ( в г. Олимпия, расположенного на Пелопоннесе )
2. В каком году состоялись первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э.)
3. Кому посвящались Олимпийские игры? (богу Зевсу – богу грома и молний )
4. Как выглядит олимпийский флаг? (белое полотнище с 5 переплетенными кольцами).
5. Каков девиз олимпийских игр? («Быстрее, выше и сильнее»).
6. Через сколько лет проводятся олимпийские игры? (4 года).
7. Какие виды спорта входили в пятиборье (бег, метание диска и копья, прыжки в длину, борьба )
8. Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? (Так как даже если шли войны, то их прекращали на время игр – «Священное перемирие».)
9.Кто имел право участвовать в Олимпийских играх Древней Греции? (Свободные греческие граждане при условии, что 10 месяцев они тренировались.)
10. XXII летние Олимпийские игры состоялись в Москве. В каком году? (1980).
11. Символом Олимпиады – 80 был. (Мишка)
12. Талисман Российской олимпийской сборной? (Чебурашка)
13. Какие спортивные состязания Древней Греции сохранились до наших дней? (Бег, метание копья, прыжки в длину).
14. Когда и где будут проходить следующие зимние олимпийские игры? (2014 год, г. Сочи, Россия)
Учитель: Ребята давайте запишем домашнее задание. Слайд 25.
5. Подведение итогов урока. (слайд 26)
Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу , которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди. Я думаю, что мы показали нашим гостям, что мы единая команда, способная плодотворно трудиться.
РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня на уроке я научился.
Я узнал что
Я оцениваю свою работу на уроке