Роль внеурочной деятельности в успешном освоении учебных предметов
«Роль внеурочной деятельности в успешном освоении учебных предметов»
«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя
дают интересные и по содержанию и по форме уроки
Но замечательные и блестящие уроки есть там,
где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,
где имеются и применяются самые
разнообразные формы развития учащихся вне уроков»
В.А. Сухомлинский
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учёбе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Занимательная грамматика», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Необходимость данного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке, Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
Способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
Совершенствование общего языкового развития учащихся;
Способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культур мышления;
Способствовать развитию смекалки и сообразительности;
Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Ожидаемые результаты:
первый уровень:
* овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
* овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
второй уровень:
сформировать опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты и т. д .).
третий уровень:
опыт подготовки и участие в конкурсных мероприятиях по темам занятий.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учетом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.
В каждом занятии прослеживаются три части:
Игровая;
Теоретическая;
Практическая.
В нашей школе программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся раз в неделю по 40 минут во 2-4 классах и 35 минут в 1классах.
Игровая
Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении.
Из опыта и психологических исследований известно, что если решению обычных заданий придать занимательную форму или ввести их как составной элемент в игру, то эффективность их решения заметно возрастает.
Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений. Сюда относятся: задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, драматизированные игры, интересные факты, ребусы, головоломки, кроссворды и многие др.
Приведу несколько примеров таких дидактических игр.
Игра «Школьное домино» - состоит из 12-30 карточек. Каждая карточка разделена чертой на две части - на одной записано какое-либо учебное задание, на другой - ответ к другому заданию. Каждый ученик получает по 1-2 карточки. Первая карточка крепится на доске учителем, а остальные прикрепляют учащиеся.
Игра «Небылицы» или «Корректор». Учащиеся получают фрагмент научного текста по изучаемой теме, в котором допущены неточности и ошибки. За ограниченное время необходимо найти все ошибки и исправить их
Игра «Да-Нет». Может применяться для быстрой проверки уровня усвоения нового материала. Учитель вслух (или с экрана) по одному зачитывает истинные и ложные высказывания, относящиеся к изучаемому материалу. Ученики на листочках кратко в виде слов «да» или «нет» записывают свое мнение о каждом утверждении. Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя. Эта простая игра позволяет приобщить к учебе даже самых пассивных учащихся.
«Мозговой шторм» С моей точки зрения, этот прием позволяет заставить учащихся размышлять. Путем такой мозговой атаки, они называют все что знают и думают по озвученной теме или проблеме. Все идеи принимаются независимо от того, правильны они или нет
«Корзина идей» Ученики разбиваются на группы, включая как сильно, так и слабо мотивированных учеников. Каждая группа получает для разработки тему или материал. Затем идет обмен информацией группе, где каждый является экспертом в своем вопросе.
Теоретическая
Знания ребенок получает в зависимости от своих индивидуальных способностей.
Здесь присутствует многоуровневая подача материала по степени сложности.
Высокомотивированные дети ищут материал и часто выступают в рубрике
«Удиви!». На этом этапе идет усвоение знаний и самостоятельное заключение выводов.
Практическая
Ребята, используя свои знания, выполняют практические задания (составляют ребусы, загадки и т.д.). В первом классе дети моего класса предпочтение групповой работе. Во втором предпочтение работе в парах.
15