Выступление на МО географии Формирование и развитие системы климатологических знаний и умений в школьной программе и учебниках по географии


Формирование и развитие системы климатологических знаний и умений в школьной программе и учебниках по географии.
Анализ программ и учебников по географии показывает, что формирование и развитие климатологических знаний и умений в школьной программе и учебниках систематизировано.
В «Начальном курсе географии» у учащихся на относительно завершенном уровне формируются представления о погоде, климате. Элементарные знания о причинно-следственных связях между элементами погоды, климата. В учебнике 6 класса подробно рассматриваются элементы погоды, их взаимосвязь. Зависимость климата от пояса освещенности . Закрепляются знания и умения при выполнении практических работ, определяя атмосферное давление, температуру и количество осадков, влажность воздуха. На основе данных составляют графики хода температур и розы ветров. При ведении календаря погоды, описании климатических поясов Земли.
В курсе «Географии материков и океанов» основная цель – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, о хрупкости мира. Расширяются знания учащихся о климате: распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на Земле. Формируются умения работы с климатическими картами, получение информации о климате. Климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса Земли. Как итог – практическая работа: «Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов». В учебник 7 класса имеются диаграммы, рисунки, схемы, достаточно теоретического материала для достижения поставленной цели. И по мере изучения материков, океанов и стран климатологические знания закрепляются и расширяются.
Главная цель курса «География России» - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины. На основе полученных знаний из предыдущих курсов расширяются и развиваются знания о климате наше страны. Рассматриваются факторы, определяющие климат России; закономерности распределения тепла и влаги на территории России; сезонность климата, типы климатов России; климатические условия; климат и человек. В учебнике так же содержится достаточно информации для расширения знаний: рисунки, схемы, карты, диаграммы.
Практические работы предусматривают выполнение следующих работ:
1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2.Определение по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
В 9 классе сформированные климатологические знания и умения учащиеся применяют при изучении первичного сектора экономики (АПК). Могут объяснить специализацию растениеводства и животноводства с точки зрения климата и климатических условий.
В учебнике этой теме отведено мало места, так как основные знания уже получены.
В курсе «Население и хозяйство мира» климатологические знания так же применяют при изучении хозяйства мира, народов мира, т.е. влияние климата на быт, обычаи, уклад жизни людей разных стран и этот курс тесно связан с курсом «География материков и океанов», т.е знания и умения полученные в 7 классе применяются в 10 классе.
Как показал проделанный анализ программ и учебников климатологические знания и умения формируются в 6,7 классах, в 8 классе изучаются особенности климата нашей страны, а в 9,10 классах применяются полученные знания и умения для экономической характеристики страны, территории, региона.

Выступление подготовила:
учитель географии Мирошниченко О.А.