Рабочая программа по географии 5 класс В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Землеведение(белый)
Ростовская область Миллеровский район х. Малотокмацкий
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Первомайская СОШ
Приказ от___________ № ________
__________________И.Т. Сидоренко
Рабочая программа
по курсу «География. Землеведение»
на 2015-2016 учебный год
5 класс
(Программа составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.Учебник: География. Землеведение. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.М.: Дрофа.2015)
Составитель: А.В. Цысарь
Учитель географии
I квалификационной категории
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями к образовательному минимуму основного общего образования для обучающихся в общеобразовательном классе на основании следующих нормативных документов:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах Федерального базисного учебного плана».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
Цели и задачи курса.
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Общая характеристика предмета
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Количество практических работ увеличено на 3, в связи с практической направленность предмета и большей накаляемости оценок.
Роль географии в достижении планируемых предметных и метапредметных результатов
Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование четких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участников образовательного процесса. Общественный договор между обществом и государством выражает федеральный образовательный стандарт второго поколения. В нем особое значение отводится качеству образования, выражающееся в предметных, метапредметных и личностных результатах обучающихся, образующихся в процессе обучения и воспитания на основе системно-деятельностного подхода с активным использованием инновационных педагогических технологий, подталкивающих к самостоятельному овладению учащимися новыми компетенциями. В этой связи, главной задачей современной школы становится раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Современные образовательные результаты проявляются не только в виде системы знаний ученика, но и в освоении способов их получения, в выявлении потребности в новых знаниях, умении быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии, ликвидировать имеющиеся пробелы.
Задачей педагога становится использование учебно-методического комплекта в целях формирования результатов, носящих предметный, надпредметный и личностный характер.
Цель географии как классической учебной дисциплины, состоит в формировании научной картины мира. Уникальность современной школьной географии проявляется в сплетении естественных и общественных ветвей знания, а картографическая составляющая сближает ее с группой информационно-технических наук.
Географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая пространственно-временные взаимосвязи в природных и антропогенных географических системах разного уровня.
В соответствии с ФГОС, личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса географии является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Результатом формирования познавательных УУД являются:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:
– осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
– использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
– понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Немаловажное значение в освоении знаний, умений и навыков по географии играет внеурочная занятость учащихся. Кружки в новой форме создают условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся;
- отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
Ожидаемыми результатами внеурочной учебной деятельности по географии являются:
- Овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
В целом опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в концептуальные идеи, прописанные во всех материалах, пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у учеников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС, учебный план школы отводит на изучение курса географии в 5 классе 35 учебных часов, 1 час в неделю.
Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ(1ч.)
Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
РАЗДЕЛ 1. Накопление знаний о Земле (6 ч.)
Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.
Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиция Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследование Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Практическая работа 1. Составление электронных презентаций о великих путешественниках.
РАЗДЕЛ 2. Земля во Вселенной (7ч.)
Земля и космос. Земля- часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Земля-часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля – уникальная планета.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.
Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практическая работа 2. Определению времени суток в различных городах мира
РАЗДЕЛ 3. Географические модели Земли (11ч.)
Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.
Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.
Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Планы местности и их чтение. План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.
Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке.
Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт.
Практическая работа 3. Определение с помощью линейного масштаба расстояний, детальности изображения местности от масштаба.
Практическая работа 4. Способы изображения неровностей земной поверхности
РАЗДЕЛ 4. Земная кора.(6 ч.)
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.
Разнообразие форм рельефа земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.
Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.
Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практическая работа. 5. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек. Практическая работа 6. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек. Практическая работа № 7. Измерение расстояний с помощью градусной сетки.
Тематическое планирование
№ п\пНаименование разделов и тем Всего часов Практическая часть
Практические работы Контрольные работы
1 Введение 1 2 Накопление знаний о Земле 6 1 1
3 Земля во Вселенной 7 1 1
4 Географические модели Земли 11 5 1
5 Земная кора 6 1
Итого 31 7 4
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п Кол-во часов Тема раздела, тема урока Тип урока Содержание, понятия Планируемые результаты Формы контроля предметные личностные МетапредметныеДата
Коммуникативные
Регулятивные Познавательные План. Факт.
I 1 Введение
1 1 Что изучает география урок «открытия» нового знания География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления. Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.
Определять понятие география Формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-преобразующей деятельности человека Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.
Умение определять понятия Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебно-познавательной деятельности Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения Фронтальная 1.09 II 6 Раздел I. Накопление знаний о Земле
2 1 Познание Земли в древности урок «открытия» нового знания Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет. Древний Китай, Древняя Индия. Показывать по картам территории Древних государств Востока.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древних государствах Востока Формирование уважительного отношения к истории через накопление знаний о древних государствах Востока. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Умение выдвигать гипотезы и их обоснование Индивидуальная 8.09 3 1 Великие географические открытия урок общеметодологической направленности Причины наступление ВГО. Путешествия Х. Колумба, значение открытия Нового Света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (ф.Магеллан, Ф.Дрейк). Значение ВГО. Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.
Наносить маршруты на контурную карту.
Находить информацию и обсуждать значение открытия Нового Света и ВГО Формирование коммуникативной компетентности в общении в процессе учебно-исследовательской деятельности. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
фронтальная 15.09 4 1 Великие географические открытия Практическая работа № 1 по составлению презентаций о великих путешественниках. урок общеметодологической направленности Причины наступление ВГО. Путешествия Х. Колумба, значение открытия Нового Света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (ф.Магеллан, Ф.Дрейк). Приобретать навыки подбора, интерпретации и представление информации по заданной теме. Развитие эмоционально-ценностного отношения через творческую деятельность Умение планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и ф ормулировать для себя задачи Умение контролировать и оценивать учебный процесс индивидуальная 22.09 5 1 Открытие Австралии и Антарктиды урок «открытия» нового знания Открытие и исследование Австралии (А. Тасман, Дж.Кук). Открытие и исследование Антарктиды (В.В. Беллинзгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. Вклад в географию И.В. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского)Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий н, Дж.Кука, В.В. Беллинзгаузена, М.П. Лазарева, И.В. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.
Наносить маршруты на контурную карту.
Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного путешествия. Воспитание российской гражданской патриотичности: чувства гордости за свою Родину. Умение работать индивидуально и в группах, аргументировать и отстаивать свое мнение Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Устный ответ 29.09 6 1 Современная география. Урок рефлексии Исследование полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоев атмосферы. Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты.
Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Индивидуальная 6.10 7 1 Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» Контрольная работа № 1. Контрольно-обобщающий Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле» Индивидуальная 13.10 II 7 Раздел II.Земля во Вселенной
8 1 Земля и космос урок «открытия» нового знания Состав Солнечной системы. Система «Земля-Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля. Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.
Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».
Находить информацию и подготавливать сообщение на тему» представление о размерах и форм Земли» Формирование личностных представлений о целостности природы Земли ее крупных районов на суше и океане; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Смысловое чтение карт Устный ответ 20.10 9 1 Земля — часть Солнечной системы.
урок «открытия» нового знания Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета
Наблюдать действующую модель движений Земли.
Описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси
Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси
Решать практические и познавательные задачи на определение разницы во времени часовых поясов.
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Умение составление плана и последовательности действий Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы индивидуальная 27.10 10 1 Влияние космоса на Землю и жизнь людей Урок открытия новых знаний Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности. Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями.
Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближайшего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Индивидуальная 10.11 11 1 Осевое вращение Земли Практическая работа № 2 по определению времени суток в различных городах мира. Урок практикум Вращение земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса. Наблюдать действующую модель движений Земли.
Описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси
Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Умение составление плана и последовательности действий Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы индивидуальная 17.11 12 1 Обращение Земли вокруг Солнца.
Урок методологической направленности Движение Земли по орбите и смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Наблюдать действующую модель движений Земли и описывать особенности вращения земли по орбите.
Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времен года.
Показывать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещенности.
Осознание единств географического пространства как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Умение устанавливать причинно-следственные связи индивидуальная 24.11 13 1 Форма и размеры Земли.
Урок методологической направленности Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты Уметь выделять главное, существенные признаки понятия.
Составлять опорный конспект Осознание единств географического пространства как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Умение устанавливать причинно-следственные связи индивидуальная 1.12 14 1 Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» Контрольная работа № 2 урок развивающего контроля Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». Выполнение вариантов контрольной работы Формирование ответственного отношения к учению, осознанному выбору и построению дальнейшей ориентировки в мире профессий Умение осознанно использовать накопленные знания для выражения своих чувств и мыслей. Умение осознавать качество и уровень освоения Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы индивидуальная 8.12 III 11 Раздел III. Географические модели Земли
15 1 Ориентирование на земной поверхности урок «открытия» нового знания Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.
Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты.
Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и его тематике формирование личностных представлений о целостности природы Земли ее крупных районов и стран; Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
фронтальная 15.12 16 1 Изображения земной поверхности урок «открытия» нового знания Наука о создании карт. Глобус, как объемная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки фронтальная 22.12 17 1 Масштаб и его виды
Практическая работа № 3. Определение с помощью линейного масштаба расстояний, детальности изображения местности от масштаба. урок «открытия» нового знания Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определять по топографической карте (или по плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именного масштаба.
Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Индивидуальная 12.01 18 1 Условные знаки. урок «открытия» нового знания Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные точечные, линейные. Пояснительные подписи. Распознавать условные знаки планов местности и карт.
Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.
Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты.
Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований Смысловое чтение групповая 19.01 19 1 Способы изображения неровностей земной поверхности Практическая работа № 4 Урок методологической направленности Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей на планах и картах. Шкала высот и глубин. Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.
Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин.
Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины, суши и их вершины.
Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины.
Овладение основными навыками нахождения, использования географической информации. Умение работать индивидуально, аргументировать и отстаивать своё мнение Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации Устный ответ 26.01 20 1 Планы местности и их чтение урок рефлексии План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений Использование оборудования для глазомерной съемки.
Составлять простейший план небольшого участка местности Формирование коммуникативной компетентности в общении в процессе учебно-исследовательской деятельности Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации групповая 2.02 21 1 «Составление плана местности» Практическая работа № 5 Урок-практикум Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки индивидуальный 9.02 22 1 Параллели и меридианы Практическая работа № 6. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек. урок «открытия» нового знания Понятие «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.
Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы.
Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов Умение корректировать знания с целью обнаружения отклонений Умение выбирать основания и критерии для сравнения, классификации.
Фронтальная 16.02 23 1 Градусная сеть. Географические координаты Практическая работа № 7. Измерение расстояний с помощью градусной сетки. Урок методологической направленности Географическая широта и долгота, способы их определения. Определять по картам географическую широту и долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.
Определять расстояние с помощью градусной сетки Осознание нравственных чувств и нравственного поведения Умение использовать накопленные знания в соответствии с задачей коммуникации и с целью выражения своих мыслей. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Индивидуальная, фронтальная 1.03 24 1 Географические карты урок «открытия» нового знания Отличия карт от плана. Виды карт. Способы изображения на картах. Искажение на картах. Читать карты различных видов на основе анализа легенды.
Определять зависимость подробности карт от ее масштаба.
Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий.
Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов. Формирование личностных представлений о целостности природы Земли ее крупных районов и стран; Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Устный ответ 15.03 25 1 Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли» Контрольная работа № 3 урок развивающего контроля Обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли». Составление маршрута воображаемой экспедиции Формирование личностных представлений о целостности природы Земли ее крупных районов и стран; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Умение осознанно использовать накопленные знания для выражения своих чувств и мыслей. Умение осознавать качество и уровень усвоения Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы фронтальная
22.03 IV 6 Раздел. Земная кора
26 1 Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры урок «открытия» нового знания Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли.
Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые. Описывать модель строения Земли.
Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой.
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.
Овладевать простейшими навыками определения горных пород по их свойствам.
Анализировать схему преобразования горных пород. Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Рмение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
групповая 5.04 27 1 Разнообразие горных пород. урок «открытия» нового знания групповая 12.04 28 1 Земная кора и
литосфера— каменные оболочки Земли урок «открытия» нового знания Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты, их взаимодействие. Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.
Сравнивать типы земной коры.
Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации фронтальная 19.04 29 1 Разнообразие форм рельефа Земли урок «открытия» нового знания Понятие о рельефе земли. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различи по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа. Распознавать на физических картах разные формы рельефа.
Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты.
Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде Владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
парная 26.04 30 1 Движение земной коры Землетрясения. Вулканизм
Контрольная работа № 4 Урок методологической направленности Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия.
Выявлять при сопоставление географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма.
Устанавливать с помощью карт географические пояса землетрясений и вулканизма Земли.
Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений и вулканизма.
Формирование коммуникативной компетенции в общении в процессе учебно-исследовательской деятельности Владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
парная 17.05 31 1 Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Урок методологической направленности Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная сила текучих гор, ледников ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф. Сопоставлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношения внешних сил и формирующихся под их взаимодействием форм рельефа.
Описывать облик создаваемыми внешними силами форм рельефа.
Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа и по размерам и внешнему виду.
Находить дополнительную информацию. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде Умение планировать и регулировать свою деятельность Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
парная 24.05 Учебно–методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебник: География. Землеведение. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.М.: Дрофа.2015
Дополнительная литература:
География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).
География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).
География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).
География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.
Оборудование и приборы:
Мультимедиа учебник по географии для учащихся 5 классов. География. Землеведение.
Интерактивная доска, ПК, проектор
Результаты освоения курса «География. Землеведение»
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
Ведущие формы, методы и технологии обучения
Формы обучения – фронтальная, индивидуальная и коллективная.
Методы, в основу которых положены источники получения знаний – словесные, наглядные, практические работы.
Методы, основанные на учете характера познавательной деятельности учащихся – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.
Технологии обучения – игровые, проектной деятельности, информационные.
Формы, средства и способы проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе
Способы проверки результатов обучения – устная, письменная.
Формы проверки – индивидуальная, фронтальная.
Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в виде текущего, четвертного и итогового контроля; формы контроля: тестирование, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность
употребления географической терминологии;
- самостоятельность ответа;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.
Примерные нормы оценок за устный ответ
«5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и допол-
нительные сведения о важнейших географических событиях современности;
«4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя;
«3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе
«2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой.
Примерные нормы оценок
за умение работать с картой и другими источниками географических знаний
«5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в
определенной последовательности; соблюдение логики в описании или
характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное
выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;
аккуратное оформление результатов работы;
«4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов;
«3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в
формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов;
«2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Примерные нормы оценок за выполнение практических работ
«5» - ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении;
«4» - имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;
«3» - имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях,
небрежность в оформлении;
«2» - присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления
5 класс Контрольная работа №1«Развитие географических знаний о Земле» Вариант№1 5 класс Контрольная работа с №1«Развитие географических знаний о Земле» Вариант№2
А 1.Впервые высказал идею о земных оболочках
1) Геродот 2) Аристотель 3) Страбон 4)Птолемей А 1.Первый мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие:
1) Э.Рыжий 2) Ф.Магеллан 3) Х.Колумб 4)Дж. Кук
А 2.Эпоха Великих географических открытий началась в конце
1) 15 века 2) 16 века 3) 17 века 4)14 века А 2.Первым из европейцев побывал в Китае
1) Марко Поло 2) А.Никитин 3) Ермак 4)Васко да Гама
А3.Днём открытия Америки считается 12 октября
1) 1942года 2) 1249 года 3) 1492 года 4) 1519 года А3.Сельскохозяйственная культура, завезённая в Европу из Нового Света
1) апельсины 2) томаты 3) кофе 4) пшеница
А 4.Первым обогнул Африку с юга и достиг западных берегов Индии
1) Ф.Дрейк 2) Дж. Кук 3) Бартоломеу Диаш 4) Васко да Гама А 4.Капитаном- командором Камчатской экспедиции был
1) Ф.Дрейк 2) Америго Веспуччи 3) А.Тасман 4)В. Беринг
А5.Первым достиг Южного полюса
1) Р.Амундсен 2) Р.Скотт 3) Р. Пири 4)Т.ХейердалА5.Первым достиг Северного полюса
1) Р.Амундсен 2) Р.Скотт 3) Р. Пири 4)Т.ХейердалА 6.Последним из обитаемых материков был открыт, материк
1) Африка 2) Евразия 3) Северная Америка 4)Австралия А 6.В 1820 году был открыт материк
1) Африка 2) Южная Америка 3) Антарктида 4)Австралия
А 7.Антарктиду открыли
1) французы 2) англичане 3) русские 4)американцы А 7.Первую русскую кругосветную экспедицию возглавил
1) И.Ф.Крузенштерн 2) С.Дежнёв 3) В.Баренц 4)Ф.Ф.БеллинсгаузенА8.В каком направлении двигалась экспедиция Ф.Магеллана1) в западном 2) в северном 3) в восточном 4)в южномА8.В каком направлении двигалась экспедиция Х Колумба
1) в западном 2) в северном 3) в восточном 4) в южном
А 9.Дно Мирового океана исследовал
1) Америго Веспуччи 2) Жак Пикар 3) Эдмунд Хиллари 4) В.Баренц А 9.Изобретателем акваланга является
1) Жак Ив Кусто 2) Жак Пикар 3) Эдмунд Хиллари 4) В.Баренц
В 1.Установите соответствие между названием судна и его капитаном
1) Санта МарияА) И.Ф.Крузенштерн
2) НадеждаБ) Ф.Ф.Беллинсгаузен
3) ВостокВ) Х.Колумб
4) РаГ) Т.ХейердалВ 1.Установите соответствие между датой и совершённой экспедицией
1) 13век.А) путешествие Магеллана
2) 15век.Б) экспедиция Х.Колумба
3) 16векВ) путешествие Марко Поло
4) 18векГ) экспедиция Дж. Кука
В 2.Выберите из списка стран, страны, представители которых участвовали в покорении Северного и Южного полюсов Земли
А) Великобритания Б) Россия В) Норвегия Г) США Д) Канада Е) Франция В 2.Выберите из списка стран, страны, представители которых участвовали в покорении Северного и Южного полюсов Земли
А) Великобритания Б) Россия В) Норвегия Г) США Д) Канада Е) Франция
В3. Выберите из списка моря, за которые совершил «Хожение» А.НикитинА) Чёрное Б) Каспийское В) Азовское Г)Аравийское Д) Японское Е) Белое В3. Выберите из списка моря, за которые совершил «Хожение» А.НикитинА) Чёрное Б) Каспийское В) Азовское Г)Аравийское Д) Японское Е) Белое
С 1.Перечислите не менее 10 географических объектов, которые названы именами путешественников. Укажите их местонахождение (материк или океан). С 1.Перечислите не менее 10 географических объектов, которые названы именами путешественников. Укажите их местонахождение ( материк или океан).
С 2.Марроканский купец Абу Абдаллах Ибн Батута, путешествуя с 1325 по 1349 год, прошел путь, равный трём земным экваторам. Рассчитайте примерное расстояние( в км), которое он проходил за год. С 2.Марроканский купец Абу Абдаллах Ибн Батута, путешествуя с 1325 по 1349 год, прошел путь, равный трём земным экваторам. Рассчитайте примерное расстояние( в км), которое он проходил за год.
22.09
Контрольная работа №2 по теме «Земля во Вселенной».
1 вариант.
Часть I.
1. Скопление звезд от 100 млрд. до 1 трлн. – это:
1) Вселенная 3) Солнечная система
2) Галактика 4) Созвездие
2. Планета Земля расположена в Галактике:
1) Большое Магелланово Облако;
2) Туманность Андромеды;
3) Млечный Путь;
4) Малое Магелланово Облако.
3. Количество больших планет, входящих в состав
Солнечной системы:
1) 8; 2) 12; 3) 5; 4) 15.
4. Небесные тела, называемые «малыми планетами», это:
1) метеоры; 2) кометы; 3) метеориты; 4) астероиды.
5. Самая дальняя от Солнца из планет земной группы:
1) Земля; 2) Марс; 3) Венера; 4) Меркурий.
6. Самая большая планета Солнечной системы – это:
1) Нептун; 2) Сатурн; 3) Юпитер; 4) Марс.
7. Отличительная черта планеты Земля от других планет
Солнечной системы:
1) шарообразность;
2) вращение вокруг Солнца;
3) осевое вращение;
4) наличие жизни.
8. Какое утверждение о планетах-гигантах является неверным?
1) находятся дальше от Солнца;
2) имеют большие размеры;
3) состоят из твердого вещества;
4) быстро вращаются вокруг оси.
9. Период вращения Земли вокруг своей оси:
1) 365 суток; 2) 24 часа; 3) 128 суток; 4) 72 часа.
8.12
10. Главной причиной неравенства дня и ночи на Земле является:
1) наклон земной оси к плоскости орбиты;
2) осевое движение Земли;
3) форма Земли;
4) размеры Земли.
11. Смена времен года на Земле обусловлена:
1) осевым вращением Земли;
2) действием приливных сил;
3) вращением Земли вокруг Солнца;
4) притяжением Луны и Земли.
Часть II. Какие утверждения верны?
1. Вселенная – это Солнце с обращающимися вокруг него планетами.
2. Дж. Бруно первым использовал телескоп для изучения небесных тел.
3. Г. Галилей открыл спутники Юпитера.
4. Все планеты – гиганты имеют твёрдую поверхность.
5. Астероиды – это малые планеты.
6. Ядро кометы неплотное, газообразное.
7. Ближайшая к Земле звезда – Солнце.
8. Млечный Путь – это особое сияние в воздухе нашей планеты.
9. Галактика – это огромное скопление звёзд, звёздная система.
10. Наша галактика неподвижна.
Часть III.
1. Что такое солнечная система?
2. Какую форму имеют орбиты планет солнечной системы?
3. Назовите планеты расположенные до планеты Земля, какая по счету Земля?
4. Отличие планет земной группы от планет-гигантов.
5. Что называют сутками.
6. Следствия вращения Земли вокруг своей оси.
7. Какова продолжительность одного земного года?
8. Какое расстояние больше от центра земли до полюса или до экватора?
9. Чем система мира, созданная Н. Коперником, отличается от системы мира по Птолемею?
10. Что вы знаете о планетах земной группы?
11. Чем метеор отличается от метеорита?
12. Назовите известные вам созвездия (не менее 3).
Контрольная работа №2 по теме «Земля во Вселенной».
2 вариант.
Часть I.
1. Галактика – это:
1) Солнце и обращающиеся вокруг него планеты;
2) несколько звезд;
3) гигантское скопление звезд, звездная система;
4) газовые и пылевые туманности.
3. Полярная звезда находится в созвездии:
1) Южный Крест;
2) Пегас;
3) Малая Медведица;
4) Большая Медведица.
4. Солнце – это:
1) планета; 2) звезда; 3) спутник; 4) созвездие.
5. Ближайшей к Солнцу планетой является:
1) Меркурий; 2) Уран; 3) Земля; 4) Сатурн.
6. Планетой –гигантом является:
1) Плутон; 2) Юпитер; 3) Венера; 4) Марс.
7. Луна является спутником:
1) Земли; 2) Марса; 3) Венеры; 4) Солнца.
8. Ближайшими к Земле планетами Солнечной системы
являются:
1) Сатурн и Юпитер;
2) Марс и Венера;
3) Юпитер и Марс;
4) Венера и Меркурий.
9. Какое утверждение о планетах Земной группы является
неверным?
1) находятся ближе к Солнцу;
2) имеют небольшие размеры;
3) состоят из твердого вещества;
4) быстро вращаются вокруг оси.
10. В каком направлении Земля вращается вокруг своей оси?
1) с запада на восток;
2) в зависимости от времени суток;
3) с востока на запад;
4) в зависимости от сезона года.
11. Смена дня и ночи на Земле является следствием:
1) вращением Земли вокруг Солнца;
2) действием приливных сил;
3) действия центробежных сил;
4) осевого вращения Земли.
Часть II. Какие утверждения верны?
1. Птолемей создал модель Вселенной, в центре которой поместил Землю.
2. Долгое время господствовало мнение, что Земля плоская.
3. Марс – самая маленькая планета земной группы.
4. Только на Земле имеется водная оболочка.
5. Самая большая планета Солнечной системы – Уран.
6. Астероиды – это звёзды.
7. Метеориты – упавшие на Землю космические тела.
8. Солнце неподвижно.
9. Световой год – расстояние, которое проходит свет за один год.
10. Туманность Андромеды находится в нашей Галактике.
Часть III.
1. Какие космические тела входят в состав солнечной системы?
2. Что такое орбита планеты?
3. Между какими планетами распложена Земля?
4. Отличие планет-гигантов от планет земной группы.
5. Что называют годом?
6. Следствия вращения Земли вокруг Солнца.
7. Какова продолжительность одних земных суток?
8. Какое расстояние больше от центра земли до экватора или до полюса?
9. Какой вклад внёс Г. Галилей в изучение строения Вселенной?
10. Что вы знаете о планетах – гигантах?
11. Чем звёзды отличаются от планет?
12. Назовите известные вам галактики (не менее 3).
22.03
Контрольная работа№3 по теме: "Географические модели Земли"
1 вариант.
1. Тестовый контроль
1. Выберите верные утверждения.
План - это изображение небольшого участка земной поверхности в виде чертежа
На плане местность изображается на плоскости без учёта кривизны земной поверхности
На планах масштаб не указывается.
2. Тематической является карта
физическая карта полушарий
политическая карта мира
физическая карта России
3. Выделите общую черту плана и карты
это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости
на плане и карте направление "север-юг" определяется по меридиану
масштаб карты и плана мелкий
4. Выделите именованный масштаб карты, соответствующий численному 1: 250 000
в 1 см - 2,5 км
в 1 см - 25 км
в 1 см - 250 км
в 1 см - 2500 км
5. Выделите три верных утверждения, характеризующих меридианы
эти линии равны между собой в километрах и градусах
меридианов можно провести сколько угодно
показывают направление с запада на восток
нулевой меридиан делит Землю на Западное и Восточное полушария.
6. Какое определение параллели верное
воображаемая линия на поверхности Земли, проведённая на одинаковом расстоянии от экватора
линия на глобусе и карте, соединяющая полюсы Земли
линии, соединяющие точки на карте с одинаковой высотой
7. Какому направлению соответствует стрелка, обозначенная буквой В на карте полушарий?
юг
юго-восток
север
3914775184150северо-запад
6667583185
8. Какие географические координаты имеет точка, обозначенная на карте Африки буквой А?
20° с. ш. 10° з. д.
10° с. ш. 20° в. д.
10° с. ш. 20° з. д.
20° с. ш. 10° в. д.
2. Практическая часть.
А. Карта.
1. На карте России найдите город, географические координаты этого города 54⁰с.ш. и 73⁰в.д. Город__________________________ был основан в 1761 году как пограничная крепость для защиты от кочевников.
2. Пользуясь картой полушарий, определите координаты Ниагарского водопада в Северной Америке. В каком направлении от Ниагарского водопада расположено озеро Верхнее.
3. Пользуясь картой полушарий, определите какой из городов на востоке Евразии - Якутск или Пекин - расположен восточнее?
4. Расскажите в какой части Африки находится Ливия и в какой части страны находится её столица Триполи.
Б. План.
-76200143510
1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ:м.
2. Определите по карте, в каком направлении от колодца находится родник.
Ответ:.
3. Участники школьной футбольной секции выбирают место для обустройства нового футбольного поля. Оцените, какая из площадок, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для обустройства футбольного поля. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Контрольная работа №3 по теме: "Географические модели Земли"
2 вариант.
1. Тестовый контроль
1. Выберите верные утверждения.
План - это изображение небольшого участка земной поверхности в виде чертежа
На плане имеется градусная сетка
план имеет крупный масштаб
2. Тематической является карта
физическая карта полушарий
геологическая карта мира
физическая карта России
3. Выделите общую черту плана и карты
это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости
на плане и карте направление "север-юг" определяется по меридиану
масштаб карты и плана мелкий
4. Выделите именованный масштаб карты, соответствующий численному 1: 150 000
в 1 см - 1,5 км
в 1 см - 15 км
в 1 см - 150 км
в 1 см - 1500 км
5. Выделите три верных утверждения, характеризующих параллели
придвижении к северу и югу от экватора длина параллелей уменьшается
параллелей можно провести сколько угодно
показывают направление с севера на юг
экватор делит Землю на Северное и Южное полушария.
6. Какое определение меридиана верное
линии, проведённые параллельно экватору
воображаемая линия на поверхности Земли, соединяющая Северный и Южный полюсы
линии, соединяющие точки на поверхности Земли
7. Какому направлению соответствует стрелка, обозначенная на фрагменте карты мира буквой Б?
восток
юго-восток
TOC \o "1-3" \h \z север
северо-запад
1143006191250
-2540026035
8. Какие географические координаты имеет точка, обозначенная на карте Евразии буквой А?
60° с.ш. 40° з.д.
40° с.ш. 60° в.д.
40° с.ш. 60° з.д.
60° с.ш. 40° в.д.
2. Практическая часть.
А. Карта.
1. На карте России найдите город, географические координаты этого города 61⁰с.ш. и 73⁰в.д. Город__________________________ был основан в 1594 году как острог на месте древней крепости
2. Пользуясь картой полушарий, определите географические координаты города Сиднея в Австралии. В каком направлении от Сиднея расположено озеро Эйр.
3. Пользуясь картой полушарий, определите какая из вершин Южной Америки - вулкан Котопахи или гора Аконкагуа - расположена западнее?
4. Расскажите в какой части Африки находится Ангола и в какой части страны находится её столица Луанда.
Б. План.
57150271145
1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до отдельно стоящего дерева. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ:м.
2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится отдельно стоящее дерево.
Ответ:.
3. Ваш младший брат зимой хочет покататься с друзьями на санках с горки. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Контрольная работа № 4 по теме «Земная кора»
1). В центре Земли располагается:
1. ядро; 2. мантия; 3. земная кора; 4. мантия и ядро.
2). Найдите соответствия:
Земная кора океанического типа;
Материковая земная кора;
Мантия;
Ядро.
А) Состоит из гранита, базальта и осадочных пород;
Б) Температура + 20000, состояние вязкое, ближе к твердому;
В) Толщина слоя 5-12 км, отсутствует гранитный слой;
Г) Температура от 2000 до 50000 С, твердое, состоит из двух слоев.
3). Ядро состоит из металлов:
платина и золото; 2. железо и никель; 3. ртуть и железо.
4). Какие утверждения верны:
Земная кора вместе с верхним слоем мантии сложена из подвижных плит;
Мантия – верхняя твердая оболочка Земли;
Земная кора находится в центре нашей планеты;
Ядро состоит в основном из железа и никеля;
Слово «рельеф» в переводе означает «покрывало»;
Материки совершенно неподвижны.
5). Как называются подвижные участки земной коры:
1. Платформы 2) Литосферные плиты
6). Горные породы, образованные при застывании магмы, поднимающейся из глубин Земли, называются:
1. глубинные 2. осадочные 3. метаморфические 4. магматические
7).** Вставьте пропущенные слова: «Верхняя твёрдая оболочка Земли называется ………………., а самая верхняя её часть это …………….. Она состоит из трёх слоёв - …………………., ……………………, и базальтового. Её толщина под океанами и материками различна. Под материками земная кора ………………….., так как в состав входит ……………………. слой, а под океанами земная кора ……………….., так как ……………………… слой отсутствует».
Слова для вставки: мощная, литосфера, земная кора, тонкая, гранитный, осадочного.
8). В состав гранита НЕ входит:
1. полевой шпат 2. кварц. 3. кальцит 4. слюда
9). Закончите предложение:
1) горные породы, образующиеся из осадочных и магматических горных пород под действием высоких температур и высоком давлении называются ……………….
2) горячий источник, фонтаном бьющий из-под земли - ………………………
3) горные породы состоят из ……………………….
4) на земной поверхности прямо над очагом землетрясения расположен…………, здесь наблюдаются самые сильные разрушения.
5) самые высокие волны, вызванные землетрясением или моретрясением называются…………..
10)***. Дай определение рельефу. Приведи 2-3 примера выпуклых и вогнутых форм рельефа.
11). Рассмотри рисунок «Строение вулкана». Определи части вулкана, зашифрованные под цифрами.
11430006858000
Согласовано
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Первомайская СОШ
от__________2015 № _______
______________ Е.В. БандуринаСогласовано
Заместитель директора по УВР
________________Е.В. Бандурина__ ____________2015 года