Конспект урока для индивидуально обучающегося на дому на тему Какие слова пишутся с большой буквы
Предмет: русский язык
Индивидуальное обучение на дому, Кероглы Шефкет
Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы?Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.Задачи: Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных. Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений. Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.
Необходимое оборудование и материалы для урока: Компьютер, презентация, тетрадь
Ход урока.1. Организационный момент.
Здравствуй, Шефкет, Давай улыбнёмся друг другу. Хорошее настроение поможет нам сегодня на уроке преодолеть все трудности.
2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания: Шишки, чай, жить, чудо, щука, щавель. (обозначить орфограмму)
3. Сообщение цели и темы урока.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
4. Работа по теме «Заглавная буква в именах собственных».
-Какие слова напишите с большой буквы?
- Почему?
Какая орфографическая задача стоит перед нами?
С большой (заглавной, прописной) буквы пишутся:
1. Первое слово в предложении.
2. Имена, отчества и фамилии.
3. Клички животных.
4. Названия городов, и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц.
5. Физминутка для глаз.
6. Работа по теме урока
Что мы знаем – повторим. Начало предложения с большой буквы.
Упражнение 1. Прочитать текст. Определи границы предложений. Первое слово в предложении пиши с большой буквы. В конце каждого предложения ставь точку.
(Учащийся работает по тексту слайда презентации, исправляя его) (слайд 6)
у оленёнка были длинные ножки с острыми копытцами и круглая головка с большими ушами он беспрестанно встряхивал и шевелил ими глаза у него были как крупные сливы ростом он был с новорожденного жеребёнка по обе стороны спины проглядывали белые пятнышки
(По О. Перовской)
Упражнение 2. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни заглавные буквы.
(Учащийся работает по тексту слайда презентации, вставляя пропущенные буквы) (слайд 7)
1.Мою подругу зовут озой. Я срезал с куста красную озу.
2.В комнате у илии стояла ваза с ароматными белоснежными илиями.
3.Летом мы ездили отдыхать на ёрное море. Мама приколола на ёрное платье жемчужную брошь.
Задание 3. Расскажите по картинкам правило (слайд 8)
7. Физминутка
8. Закрепление изученного.
1) Игра «Придумай фамилию».- Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовывать фамилию.а) Какая фамилия образовалась от имён Пётр, Василий? (Петров, Васильев)б) Какая фамилия могла быть у кузнеца, столяра? (Кузнецов, Столяров)в) Какую фамилию могли дать человеку с большой бородой? (Бородин)г) Какая фамилия могла образоваться от слова ворона, берёза, заяц, волк?- С какой буквы надо писать фамилии людей?
(Фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные.)
2) Упражнение 3. (письменно) Вставьте буквы.
Гриб (Р,р)ыжик – котёнок (Р,р)ыжик, город (О,о)рёл – птица (О,о)рёл, цветы (Р,р)омашки – деревня (Р,р)омашки, месяц (М,м)арт – девочка(М,м)арта, (Б,б)ерёзовая улица – (Б,б)ерёзовая роща, алая (З,з)орька – корова (З,з)орька.
Проверка (слайд 8)
Вывод: Большая (заглавная) буква пишется в именах людей , кличках животных , в названиях городов, деревень, улиц
9. Подведение итогов урока.
- Наш урок подходит к концу.
- Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:Сегодня на уроке я
узнал, открыл для себя
научился, смог
могу похвалить себя и своих одноклассников за
10. Домашнее задание: Впиши слова.
Твоё имя.________________________________________
Твоя фамилия____________________________________
Твой домашний адрес _____________________________
Какие клички носят твои домашние питомцы (если они у тебя есть)?______________________________________
Как зовут твоего лучшего друга (твою лучшую подругу)?____
В каких странах ты хотел бы побывать? _______________