Обобщение опыта «Реализация системно — деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы».
Уважаемые коллеги! Рада представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара.
Слайд 1.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой.
Слайд 2.
Тема методического семинара: «Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы».
Важным документом, определяющим стратегическое направление развития современного образования, является ФГОС. В нём сделан акцент на усиление практической составляющей новой модели образования. Современному школьнику необходимо получить не только глубокие теоретические знания, но и практические умения, в результате которых будут сформированы универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности учащегося к самосовершенствованию и саморазвитию, которые позволят не просто реализоваться в жизни, а сделать его успешным. Задача учителя – способствовать социализации личности.
Развитие информационной цивилизации требует постоянного совершенствования самого человека, его творческих и созидательных способностей. Современный специалист – это высококвалифицированный профессионал, сочетающий эрудицию со знанием конкретной области деятельности, обладающий высокой культурой коммуникативной деятельности.
Требовательность такого учителя — это прежде всего требовательность к себе, самокритичность, а также всегда справедливая требовательность к другим. Сам статус учителя не дает автоматического авторитета его носителю. Необходимо установление определенного стиля взаимоотношений, базирующихся на общности целей, совпадении оценок и взглядов. Педагог, у которого нет ни потребности, ни необходимости учиться самому и постоянно самосовершенствоваться, наверное, все-таки нонсенс.
Слайд 3.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
- Принцип диалога.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип сотворчества.
- Принцип личного примера.
Человек воспринимает мир через призму собственного я, он имеет право на собственное суждение. А суждение возникает только в результате размышлений. А чтобы «был организован» поток рассуждений, должен возникнуть какой - то вопрос, какое - то затруднение, сомнение, проблема. Л.С. Выготский говорил: «…В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания».
Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого человека в широком смысле этого слова.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно - деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Слайд 4.
Согласно ФГОС успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход в обучении и воспитании.
Как сделать каждый урок радостным и интересным? Как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать всё больше и больше? Вот основные вопросы, на которые я стараюсь ответить в своей работе. В течение всей педагогической деятельности стремлюсь к постоянному творческому поиску.
Слайд 5.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 6.
При успешной реализации данных принципов можно определить качества, которыми должен обладать человек XXI века:
- Предприимчивость
- Самостоятельность
- Ответственность
- Коммуникабельность
- Способность видеть и решать проблемы автономно
- Способность постоянно учиться
- Самостоятельно находить и применять нужную информацию
- Умение работать в команде.
Слайд 7.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- роки развивающего контроля.
Слайд 8.
Наиболее эффективные приемы и формы организации: 1. Использование дифференцированных заданий. 2. Включение в образовательный процесс ИКТ. 3. Использование метода проектов.
Слайд 9.
К сожалению, в педагогической деятельности приходится сталкиваться с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем - словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым.
Слайд 10.
В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:
• развивать и укреплять интерес к предмету;
• использовать новые педагогические технологии;
• дать учащимся качественное образование;
• раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
• подготовить учащихся к осознанному выбору профессии, привить навыки самостоятельной работы;
• совершенствовать формы организации учебной деятельности.
Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.
В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Старюсь в своей работе слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся.
В обучении следует учитывать принцип личностного подхода, чтобы содержание, форма и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальным особенностям обучаемых: особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамента, характера, интересы учащегося.
Приложение 1.
Слайды 11 – 17.
Перечисленные приёмы и методы обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика. Перечисленные технологии применяю при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, на уроках контроля знаний, а также во внеклассной работе.
Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.
Говоря о системно - деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.Развиваю в детях коммуникабельность, использую работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развития самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.
На своих уроках стараюсь добиваться высокого уровня познавательной деятельности. Мои ребята принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах, пишут стихи, повышают свой кругозор, самостоятельно занимаясь самообразованием по моему предмету. Учащиеся с отличающимися возможностями занимаются дополнительно, причем, чаще по собственной инициативе: пишут доклады, сообщения, сочинения на конкурс, стихи, готовят к урокам новые материалы, используя внепрограммные источники. Таким детям на уроках даю задания повышенной трудности.
Для развития познавательного интереса большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая, умело сочетаясь с учебной работой, ведет к общей цели. Такая работа создает условия для формирования творческих умений, необходимых знаний. Я провожу игры, викторины, тесты и различные познавательные мероприятия для всестороннего развития личности. Готовлю учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе. Как форма внеклассной работы, развивающая познавательные способности, повышающая уровень интеллекта, используется мною исследовательская деятельность.
Слайд 18.
Значительную роль в улучшении качества образовательного процесса играют и правильно выбранные программы и учебники, соответствующие уровню развития обучающихся, методы и формы, методические, наглядные, дидактические материалы и технические средства обучения.
Я и сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формируют умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.
Таким образом, предстоит ещё большая работа, направленная на повышение качества образования, формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся на основе системно - деятельностного подхода и социального опыта путём повышения эффективности каждого урока; работа по формированию у детей теоретического мышления на основе анализа и рефлексии, по созданию условий для установления новых партнёрских отношений (ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - учитель - ученик) в учебной и внеучебной деятельности, по формированию мотивации учения в процессе овладения способами получения знаний; работа по совершенствованию собственной педагогической деятельности и самообразованию. В русле такого подхода надеюсь добиться бóльших успехов не только в своей педагогической деятельности, но и в обученности учеников по предметам русский язык и литература.
Очень точно выражена цель работы учителя в словах средневекового мыслителя: «Ребёнок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь».
Я люблю свою работу, своих учеников и они отвечают мне взаимностью. И это, считаю, самое главное! И никакими критериями эту любовь не соизмерить!
Слайд 19.
Я хочу пожелать вам: «Пусть каждый, прожив со всеми вместе в коллективе, чувствует себя человеком, без которого чего-то в школе не получилось бы».
Приложение 1.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.
Создание проблемных ситуаций помогает мне поддерживать стойкий интерес учеников к русскому языку и литературе. Какие бы приёмы ни использовала в своей работе, непременным этапом любого урока является беседа с учениками, где стараюсь вести их к поиску истины совместными усилиями. Ученики спорят, мыслят, сравнивают, доказывают, делают выводы. При этом очень важна доверительная атмосфера, так как без атмосферы психологического комфорта на уроке учебный процесс никогда не принесёт желаемых результатов.
Таким образом, реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», можно предложить ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.
Основным источником приобретения коммуникативной деятельности является текст. Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка и литературы.
Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы.
Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как общее развитие школьника, где определяющим является речевое развитие; развитие логического мышления; формирование компетенций учащихся, где актуализирована коммуникативная компетенция.
Реализация текстоориентированного подхода обусловлена направленностью современного процесса обучения на формирование метапредметных умений учащихся. Текст является основой интеллектуального развития и саморазвития личности, успешной деятельности человека в любой профессиональной области:
- умение поиска информации (в каталогах, справочниках, ресурсах Интернета, СМИ);
- понимание основной, дополнительной, подтекстовой информации из разных видов текстов (рисунка, таблицы, карты);
- умение перерабатывать информацию (анализ, синтез, обобщение);
- умение передавать, использовать информацию разными способами (план, конспект, тезисы, выписки, сообщения).Именно на уроках русского языка и литературы мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.
В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».
Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.
В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.
Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, синквейн.
Слайды 11, 12.
Систематически на уроках русского языка и литературы в 5-6-х классах целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности учащихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование.
Результаты
Как уже отмечалось, качество педагогической деятельности – категория многоплановая, включающая ряд целей и задач, обусловливающих качество образовательного процесса. Главным результатом работы по формированию образовательных компетенций обучающихся считаю положительные результаты итоговой аттестации, показывающие хороший уровень сформированности у выпускников жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования.
Слайд 13.
Результаты сдачи выпускных экзаменов
по русскому языку
Учебный год Класс Кол-во учащихся Оценки Качество,
% Успеваемость,%«5» «4» «3» «2» 2011-2012 9 12 1 3 8 - 33,3 100
2012-2013 9 12 - 3 9 - 25 100
Слайд 14.
Результаты ЕГЭ по русскому языку
в 2013 - 2014 учебном году
Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором – 24
№ п/п Ф.И.О. Первичный баллБалл1. Хантимирова Мария Алексеевна49 68
2. Волженская Наталья Сергеевна34 53
3. Гордей Галина Александровна34 53
4. Симонов Константин Сергеевич 33 52
5. Цветов Никита Юрьевич31 50
6. Бардакова Елена Николаевна25 44
7. Моисеенко Екатерина Геннадьевна22 41
Слайд 15.
Динамика уровня обученностиРусский язык
Учебный год Средний балл Качество, % Успеваемость, %
2009-2010 3,9 68 100
2010-2011 3,5 51 95
2011-2012 3,5 40,2 97
2012-2013 3,5 41,3 100
2013-2014 3,6 57,4 100
Литература
Учебный год Средний балл Качество, % Успеваемость, %
2009-2010 4,2 82 100
2010-2011 4,3 83 100
2011-2012 4,3 80,1 97
2012-2013 4 65,5 100
2013-2014 4,4 88,8 100
Слайд 16.
Учащиеся 8 – 11 классов по моему предмету ни разу не оставались в стороне от участия на районных олимпиадах и занимали призовые места.
Русский язык
Учебный год Ф.И.О.
участника Класс Результат школьного этапа Результат районного этапа
2010-2011 Лохова К.С. 11 Победитель Бронзовый призёр
Мирошниченко Е.С. 11 Серебряный призёр Баранцева Е.В. 11 Бронзовый призёр 2011-2012 Румянцева Е.А. 6 Победитель Попова А.А. 6 Серебряный призёр Курсаева С.М. 6 Бронзовый призёр Евсеева Е.А. 8 Бронзовый призёр Участник
Хантимирова М.А. 9 Победитель Участник
Романцова Е.В. 9 Бронзовый призёр 2012-2013 Сыроежко Д.Е. 6 Победитель Деев А.В. 6 Серебряный призёр Малахов Д.И. 6 Бронзовый призёр Румянцева Е.А. 7 Победитель Попова А.А. 7 Серебряный призёр Гресь Е.Н. 7 Бронзовый призёр Марянина А.В. 9 Серебряный призёр Победитель
Евсеева Е.А. 9 Бронзовый призёр Участник
Хантимирова М.А. 10 Победитель Участник
Симонов К.С. 10 Бронзовый призёр Участник
2013-2014 Голикова А. А. 7 Победитель Участник
Сыроежко Д. Е. 7 Серебряный призёр Участник
Румянцева Е. А. 8 Победитель Участник
Попова А. А. 8 Серебряный призёр Бронзовый призёр
Марянина А. В. 10 Победитель Участник
Литература
Учебный год Ф.И.О.
участника Класс Результат школьного этапа Результат районного этапа
2011-2012 Науменко А.В. 9 Победитель Землин В.А. 9 Бронзовый призёр Участник
2012-2013 Марянина А.В. 9 Победитель Евсеева Е.А. 9 Бронзовый призёр Бронзовый призёр
Попова А. А. 8 Победитель Победитель
Гаркушина О. Д. 8 Серебряный призёр Серебряный призёр
Творческие способности учащихся реализуются в конкурсах разного направления и уровня:
2012 – 2013
№ п/пСроки проведения Мероприятие Класс Кол-во участников Призёры Ответственные
1. 12.10.2012 Областной конкурс стихов и слоганов«Моё право!» 6,7,9 12 Черкесов М.Г. Ι
Евсеева Е.А. Ι
Елисеева В.В. ΙΙ
Маликова Е.В. ΙΙΙ Голованёва Е.Н.
2. 15.11.2012 Международная игра – конкурс «Русский медвежонок – языкознание
для всех» 4-11 46 Голованёва Е.Н.
Егорова О.В.
3. 28.11.2012 Конкурс чтецов, посвящённый
Дню матери 4-11 15 Каратаев А.В. ΙΙ
Черкесов Н.Г. ΙΙΙ
Кухарчук В.В. Ι
Арженовский Д. ΙΙ
Загидуллина Т. ΙΙ
Курсаева С.М. ΙΙΙ
Волженский А.В.Ι
Ильючик С.С. ΙΙ
Крылова А.Е. ΙΙΙ Голованёва Е.Н.
Егорова О.В.
4. 31.01.2013 Общероссийская предметная олимпиада
по русскому языку «Олимпус» 4-9 32 2 Голованёва Е.Н.
Егорова О.В.
5. 11.02.2013 Школьный этап Всероссийского конкурса
юных чтецов «Живая классика» 6 8 Малахов Д.И. Ι Сыроежко Д.Е. ΙΙ
Песоцкая Т.Н. ΙΙΙ
Голованёва Е.Н.
6. 18.02.2013 Районный конкурс сочинений по теме «Если бы меня выбрали депутатом,
я бы сделал…» 6,7,
9,10 26 Малахов Д.И. Ι
Румянцева Е.А. ΙΙ
Попова А.А. ΙΙΙ
Марянина А.В. Ι
Симонов К.С. ΙΙ
Хантимирова М. ΙΙΙ Голованёва Е.Н.
7. 12.03.2013 Районный этап Всероссийского конкурса
юных чтецов «Живая классика» 6 2 Малахов Д.И. ΙΙΙ
Голованёва Е.Н.
8. 20.03.2013 ΙΙΙ Всероссийский дистанционный конкурс
по учебным дисциплинам «Мир Знаний» 4,6,9,10,11 15 4 Голованёва Е.Н.
Егорова О.В.
9. 19.04.2013 Конкурс сочинений, посвящённых памятнику древнерусской культуры «Слово
о полку Игореве» 11 3 Курсаева М. Ι Егорова О.В.
2013 - 2014
№ п/пСроки проведения Мероприятие Класс Кол-во участников (общее) Кол-во победителей и призёров Ответственные
1. 24.09.
2013 Школьный этап Всероссийского конкурса детских сочинений «История моей семьи в истории России» 5,10 13 8 Голованёва Е.Н., Егорова О.В.
2. 25.09.
2013 Школьный этап областного конкурса «Лучший урок письма – 2013» 8,10 14 9 Голованёва Е.Н.
3. 07.10.
2013 Областной заочный конкурс на знание государственной символики РФ «Овеянные славою флаг наш и герб» 5-8, 10,11 24 5 Голованёва Е.Н., Егорова О.В.
4. 08.10.
2013 ΙV Всероссийский дистанционный конкурс
по русскому языку «Мир Знаний» 6,7,
10,11 13 - Голованёва Е.Н., Егорова О.В.
5. 20.11.
2013 Общероссийская предметная олимпиада по русскому языку Олимпус Осенняя сессия 2013 5-8 20 2 Голованёва Е.Н., Егорова О.В.
6. 21.11.
2013 Общероссийская предметная олимпиада по литературе Олимпус Осенняя сессия 2013 5,8 3 1 Голованёва Е.Н., Егорова О.В.
7. 28.11.
2013 Конкурс чтецов, посвящённый
Дню матери 5,6
8,9 14 6 Голованёва Е.Н.
Егорова О.В.
8. 29.11.
2013 Районная акция «Наши земляки – Герои Отечества», сочинение «Герои Отечества – наши земляки» 6,11 2 1 Голованёва Е.Н.
Егорова О.В.
9. 14.01.
2014 Общероссийская предметная олимпиада
по русскому языку Олимпус Зимняя сессия 2014 5-9 11 3 Голованёва Е.Н.
Егорова О.В.
10. 16.01.
2014 Общероссийская предметная олимпиада
по английскому языку Олимпус Зимняя сессия 2014 6 - Бесчетнова С.Е.
11. 16.01.
2014 Общероссийская предметная олимпиада
по немецкому языку Олимпус Зимняя сессия 2014 2
- Бесчетнова С.Е.
12. 17.01.
2014 Областной конкурс сочинений среди учащихся 11-х классов на тему
«Почему я хочу работать в органах прокуратуры» 11 2 - Голованёва Е.Н.
13. 24.01.
2014 Школьный этап Всероссийского конкурса
юных чтецов «Живая классика» 6 7 3 Егорова О.В.
14. 10.02.
2014 Школьный этап областного конкурса школьных сочинений на тему
«Величайший подвижник земли русской» 6,8,
10,11 18 4 Голованёва Е.Н.
Егорова О.В.
15. 14.02.
2014 Муниципальный этап областного конкурса школьных сочинений на тему
«Величайший подвижник земли русской» 6,8 2 2 Голованёва Е.Н.
Егорова О.В.
16. 17.02.
2014 Районная краеведческая конференция, посвящённая
110-летию
со дня рождения
М.А. Шолохова 8 2 2 Доброквашина Н.К.
17. 19.02.
2014 Районный конкурс рисунков «Мир глазами детей» 5,7 3 3 Волоцкова Л.А.
18. 24.02.
2014 Акция «Письмо ветерану» 5-8,
10,11 40 16 Голованёва Е.Н.
Егорова О.В.
19. 03.03.
2014 Общероссийская предметная олимпиада
по литературе Олимпус Весенняя сессия 2014 5,6,8 7 1 Голованёва Е.Н., Егорова О.В.
20. 04.03.
2014 Общероссийская предметная олимпиада
по русскому языку Олимпус Весенняя сессия 2014 5,7,8 13 3 Голованёва Е.Н., Егорова О.В.
21. 06.03.
2014 Школьный этап районного конкурса сочинений для учащихся
9 – 11 классов «Я выбираю профессию» 9-11 4 2 Голованёва Е.Н.
Доброквашина Н.К.
22. 10.03.
2014 Районный конкурс сочинений для учащихся
9 – 11 классов
«Я выбираю профессию» 9,10 2 - Голованёва Е.Н.
Доброквашина Н.К.
23. 12.03.
2014 Муниципальный этап Всероссийского конкурса
юных чтецов «Живая классика» 6 3 1 Егорова О.В.
24. 21.03.
2014 II Всероссийский конкурс по русскому языку «Кириллица 2014» 10,11 4 - Голованёва Е.Н.
25. 25.04.
2014 «Всероссийский массовый конкурс домашних работ - сочинений Экономическая - культура.РФ» 8,10 2 - Голованёва Е.Н.
26. 15.05.
2014 Районный краеведческий литературно – творческий конкурс
«Родной наш край люби и знай» 11 1 - Голованёва Е.Н.
27. 11.06.
2014 Всероссийский литературный конкурс
«Отец – отчество – Отечество» 11 2 Голованёва Е.Н., Егорова О.В.
Слайд 17.
Провожу уроки с применением компьютерных презентаций. Мною созданы презентации по биографии и творчеству многих русских писателей-классиков: Н.В. Гоголя, А.А. Блока, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, С.А. Есенина, И.С. Тургенева. Более того, учащиеся старших классов сами создают такие презентации в качестве зачётных итоговых работ по литературе.
Я также не забываю и о внеклассной работе по предмету: конкурсы чтецов, выставки иллюстраций к литературным произведениям, различные викторины. Очень интересно, эмоционально, чувственно проходят занятия, приуроченные празднованию Великой Отечественной войны в форме литературно – музыкальной композиции «Дети страшной той войны», «Сороковые… роковые», акция «Письмо ветерану». Уже традиционными стали мероприятия (конкурс чтецов, конкурс рисунков), посвящённые Дню Матери «Самой любимой на свете», «Имя ангела – Мама!»
В качестве методического обеспечения, наряду с имеющимися учебно -методическими пособиями, я использую собственные разработки. Так мною разработаны программы элективных курсов. Созданы тематические папки с заданиями для контроля, тестами, раздаточным материалом.
Постоянно слежу за новинками, новыми программами, читаю методические статьи из журналов «Русский язык в школе», «Литература в школе».
Ведущим средством обучения считаю учебники по русскому языку и литературе, а также методические рекомендации авторов-составителей учебников. Помимо этого важным для меня средством обучения является устная речь, поскольку именно она помогает передавать знания, обмениваться информацией, управлять познавательно-практической деятельностью обучающихся, регулировать взаимоотношения между ними. «Я сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса», – писал А. С. Макаренко. Нельзя не согласиться с тем, что владение устной речью является одним из основных профессиональных умений учителя вообще, учителя-словесника особенно.
Кроме того я использую в своей работе дидактические материалы, материалы из опыта работы других учителей, справочники, словари, различные наглядные пособия, технические средства обучения.