Исследовательские проекты в практике экологического воспитания школьников
Конкурс «Наше Подмосковье»
Номинация конкурса: «Экология Подмосковья»
Тема проекта: «Исследовательские проекты в практике экологического обучения и воспитания учащихся лицея»
Цель: совершенствование методов и технологий проектной и исследовательской деятельности учащихся направленной на формирование бережного и созидательного отношения к природе Подмосковья.
ЗАДАЧИ:
- Через ученическое научное общество лицея «Поиск» изучить алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения
- Членам УНО помочь освоить методики просветительской экологической работы с разновозрастной аудиторией
- Учащихся лицея мотивировать для участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях экологической направленности, а также в работе экологического отряда «Зеленый патруль»
Сроки проекта : 1.09 2013- 25.09. 2014.
Место и объект: Городское поселение Чкаловская Щелковского муниципального р-на Московской области
Введение
Отечественная и мировая практика показала, что охрана окружающей среды, основанная лишь на запретительных мерах, является малоэффективной: возникает противостояние между государством и населением. Очевидно, что надёжным гарантом устойчивого развития общества и поддержания здоровья среды является высокий уровень развития экологической культуры населения.
Вся система работы по экологическому образованию и воспитанию в лицее имеет целью не столько дать необходимый объём нужных знаний учащимся, а главное – воспитать экологическую культуру, чтобы жили они созвучно с окружающим миром, знали своё место в нём, избавились от потребительской психологии и ощущали личную ответственность за благополучие среды своего обитания.
Старшеклассники, а также учащиеся среднего звена лицея с удовольствием работают над экологическими проектами и исследовательскими работами, представляя их на школьную конференцию научно-исследовательских работ. Я широко использую технологии исследовательской деятельности, проектных работ, игровых и интерактивных технологий с целью экологического обучения и воспитания.
Этапы проекта:
1 – на занятиях УНО «Поиск» изучить этапы работы над проектами;
2 – организовать практическую деятельность над проектом;
3 – познакомить с некоторыми критериями оценивания работ учащихся, характеристикой проектов по виду деятельности, с типологией проектов по предметно-содержательной области;
4 – реализация проекта через «Экологический лекторий»
Ход работы:
1 этап.
На занятиях УНО учащиеся научились определять темы и цели проекта; выделять подтемы; формировать творческие группы; готовить материал к исследовательской работе; осуществлять накопление информации путем работы с литературой, анкетирования, эксперимента; оформлять результаты; представлять выполненные работы.
2 этап
Организовали практическую деятельность над проектами под руководством Серединой А.В. (руководителя УНО «Поиск»)
3 этап.
Познакомили с критерия оценивания работ учащихся:
- оформление (титульный лист, оглавление, обзор литературы, содержание работы, выводы, аккуратность); формулировка цели; описание аспектов работы; наличие иллюстрирующего материала ( графики, рисунки, таблицы); наличие обобщений и выводов.
Учащиеся узнали, что проекты могут быть информационно-поисковые, исследовательские, продуктивные, игровые, практико-ориентированные. По количеству участников – парные, групповые, индивидуальные, по продолжительности – краткосрочные (несколько уроков), средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочные (до года)На уроках биологии я чаще всего провожу краткосрочные проекты, но во внеклассной работе приходится иметь дело с проектами смешанного типа, в которых имеются признаки нескольких видов, например, сочетание исследовательского и продуктивного проектов. Такие проекты имели различные сроки исполнения, этапность, различное количество участников.
4 этап.
Проведена реализация экологического всеобуча. На «Экологическом лектории» лицея провели экологический всеобуч не только для учащихся, но также для родителей и учителей биологии района и области.
22 октября 2013 года на базе лицея был проведен областной семинар учителей биологии Московской области.
Тема семинара: «Антропогенное воздействие на биосферу».
Участникам семинара был представлен доклад по теме: «Исследовательские проекты в практике экологического обучения и воспитания учащихся». С темой доклада выступила Барсукова Н.И. учитель биологии лицея.
В работе семинара приняли участие биологи всех районов области
Перед участниками семинара выступила кандидат биологических наук, руководитель экспертов ЕГЭ по биологии Московской области Данькова Е.В. Тема доклада Даньковой Е.В. «Преподавание основ экологии в школе»
Ведущие экологической конференции «Давайте сохраним!» Дегтярев В. и Кручинина А.
Учащиеся 11 -х класса на конференциии выступили с презентацией проекта: « Территории лицея, каждому классу – экологическую заботу»
В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду 2013 год в России был объявлен годом охраны окружающей среды. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации года охраны окружающей среды».
Данный проект был долгосрочный.
Основные цели проекта были следующие:
показать роль зелёных насаждений в охране окружающей среды;
провести благоустройство и озеленение территории лицея;
на основе исследования комнатных растений, которые выращивают в классных комнатах, проверить соблюдение норм СанПиНа;
сформировать практические умения по уходу за комнатными растениями, определить биологические названия комнатных растений;
развивать познавательные способности учащихся, исследовательские навыки, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, прививать интерес к цветоводству.
Учащиеся решили доказать, что совместными целенаправленными действиями можно благоустроить любые, даже совершенно заброшенные территории, сделать их лучше, чище, краше и богаче.
При озеленении решено было использовать как можно больше цветочно-декоративных растений, которые лучше очищают воздух, насыщают почву азотом, а также положительно воздействуют на эмоциональное и физическое самочувствие человека, его настроение, деловую активность, и в конечном итоге, на состояние его здоровья.
Очень важная насущная проблема сегодня - уделять каждому участку Земли экологическую заботу. Эту работу участники проекта решили поручить членам экологического и трудового отряда, участниками которых они являлись
В 2013г. в Щелковском районе среди муниципальных образовательных учреждений был объявлен конкурс на лучшее озеленение и благоустройство школьных территорий. Поэтому на заседании совета старшеклассников решили принять участие в этом конкурсе.
В весенне–летний период было проведено благоустройство и озеленение территории лицея. По итогам конкурса лицей занял 2 место в районе и был награжден ценным призом – бензопилой.
В сентябре месяце было решено продолжить работу по озеленению классных комнат и рекреаций лицея. С этой целью участники проекта исследовали растения, которые выращиваются в классных комнатах и проверили соблюдение норм СанПиНа, а также сформировали практические навыки и умения по уходу за комнатными растениями у юных цветоводов.
В теоретической части проекта рассказывается о роли зеленых насаждений, комнатных цветов в охране окружающей среды.
Участники проекта провели инвентаризацию комнатных растений. На совещании классных руководителей, занятиях кружка «Юный биолог», куда были приглашены цветоводы классов, рассказали о полезных растениях, о ядовитых и тех, которые вызывают аллергию. Вручили памятки по уходу за растениями, организовали выставку книг «Комнатные растения» в кабинете биологии
По итогам районного конкурса на лучшее благоустройство и озеленение школьной территории лицей занял 1 место, члены трудового и экологического отряда получили приз – бензопилу.
Перед участниками семинара с презентацией проекта выступают Хованская О. и Курбанбекова Ш.
На конференции участники экологического отряда «Зеленый патруль» рассказали о работе отряда, который работает в лицее больше 10 лет.
10 лет учащиеся нашей школы являются активными участниками Всероссийского конкурса « Звездная эстафета»
Победителем этого конкурса стал учащийся лицея Северин Степан
Тема проекта Северина С.- «Похитившие огонь с неба»Цель данного проекта - узнать о значении растений в природе и жизни человека,а также узнать, как будет решена проблема питания астронавтов и снабжения их кислородом во время межпланетных перелетов
Во время работы над проектом Степан провел серию опытов и экспериментов, чтобы узнать:
- почему растениям нужен свет;
- какое органическое вещество образуется в клетках растений;
- какую роль в жизни растений играет зеленый пигмент хлорофилл;
- какой газ выделяют растения в процессе фотосинтеза
- почему растения тянутся к свету
С этой целью он провел ряд опытов и экспериментов
-738505107950
На уроке биологии Северин С. рассказывает о космической роли зеленых растений, о необходимости их охраны
1112520811530-4679951901190-4756151054108 апреля 2013
недели В– встреча с летчиком-космонавтом Тарелкиным Е. И.
Вопрос о выращивании растений в космосе Семена очень заинтересовал и он начал работу по выращиванию редиса и мезуны (японской капусты). Семена этих культур в течение года были на борту МКС в открытом космосе в аппарате «Биориск». Параллельно стал выращивать опытные образцы мезуны и редиса. О результатах этого эксперимента планирует рассказать в следующем проекте
На фото – астронавты и победитель конкурса Северин С.
В 2013 году приняли участие в международном детском конкурсе «Зеленая планета 2013» На конкурс был отправлен проект «Территория жизни». Авторы этого проекта Рогава Г, Хованская О, Курбанбекова Ш. получили дипломы участников конкурса.
Северин Степан в 2014 году стал победителем районного конкурса УНО экологических проектов ( секция эколого-биологическая)
Любимыми проектами многих учеников стали презентации по различным разделам экологии, которые я использую во время проведения уроков На своих уроках в последнее время я использую ознакомительно-ориентировочные информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте живой природы или процессе и явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Представление и защита продукта проектной деятельности происходит в форме мультимедийной презентации, которую в дальнейшем можно использовать в качестве наглядного демонстрационного материала для уроков биологии. Этот факт является социально значимой мотивацией у школьников, появляется элемент соревнования: чья презентация будет в копилке наглядных материалов? Данная форма представления результатов имеет целый ряд преимуществ. Выводы 1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала по экологии. 2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения. 3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем. 4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации. 5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению. 6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем по экологии, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний