Конспект урока по биологии 6 класс: Рост и развитие животных.
Учитель: Щурихина Ф.Ф. Класс: 6.Дата проведения: 23.04.14
Цели и задачи:
Расширить представление о росте и развитии животных, определить особенности роста и развития животных, уметь различать стадии и пути развития животных.
Развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, способности анализировать и обобщать, делать выводы; совершенствовать умения работать с источниками информации.
Воспитать биологическую культуру.воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, слова в конвертах, рисунки и таблицы, раздаточный материал: карточки для работы в группе.
Тип урока:изучение новой темы - комбинированный урок.
Форма урока: групповая работа.
Методы обучения:
словесный;
репродуктивный;
аудиовизуальный;
эвристический;
симулирующий.
Методические приемы:
анализ;
сравнение;
установление аналогии;
демонстрация рисунков и таблиц;
составление схемы;
работа с терминами.
Урок состоит из 7 этапов. Все этапы взаимосвязаны между собой. При этом применяются мультимедийные слайды созданные учителем, а также готовые образовательные ресурсы в виде видеоурока. Цель урока достигнута, целесообразны методы и приемы на разных этапах урока. Урок требует большого труда для подготовки, тема интересна для обучающихся.
Во время работы на уроке каждый учащийся имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. На уроке учитывается индивидуальность ребенка - его интерес, темп работы, уровень обученности.
Тема урока актуальна, так как позволяет не только познакомиться с историей развития жизни на Земле, но и с тем, что может ожидать её в будущем.
Ход урока
І. Организационный момент. (2 минуты)
Вступление – приветствие.
– Добрый день. Я рада видеть ваши умные и любознательные лица! Сегодня у нас с вами не совсем обычная работа и я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное мы сможем осуществить. Поэтому мы должны работать слаженно, как единый организм. Сегодняшний урок мы начнем словами:
Эпиграф урока:
«Биология – это жизнь, а жизнь – это биология».
Нас много в мире, мы различны… Нас – это всех живых организмов. Почему организмов много?
Да, благодаря очень важному свойству организмов – размножению, продолжается существование живых организмов, т.е. существует жизнь. Мы уже говорили с вами на уроках о размножении, способах и формах размножения, о размножении и развитии растений. Поэтому я хочу представить вам несколько утверждений, а вы должны сказать правильно это или нет. Так или не так.
ІІ. Повторение пройденной темы.
Игра «Да или нет» (+, -)Цветок – это орган полового размножения растений.(+)
Опыление – это процесс попадания пыльцы на тычинку (-) на пестик
У цветковых растений мужские половые клетки развиваются в пыльцевых зернах.(+)
Гаметы – это обычные клетки тела. (-) половые
Женские гаметы у цветковых растений развиваются в зародышевом мешке (+)При двойном оплодотворении растений две мужские гаметы сливаются: первый с женской гаметой и второй с крупной центральной клеткой. (+)После двойного оплодотворения формируется зародыш и запас питательных веществ – эндосперм. (+)После попадания семени в благоприятные условия, появляется проросток, затем взрослое растение. (+)ІІІ. Усвоение новых знаний.
Актуализация знаний.
А как происходит развитие животных?
Составить предложения из слов в группе (по парте):
Размножение – это воспроизведение себе подобных.С помощью чего происходит размножение?
Гаметы – это половые клетки.
Какой процесс должен произойти?
Оплодотворение– процесс слияния двух половых клеток.
Что формируется после оплодотворения?
Зигота – это оплодотворенная яйцеклетка.
. Сколько клеток мы (животные) имеем?т.е. каждый организм растет и развивается из одной клетки - из зиготы. Как же это происходит? Как растет эта маленькая клетка – зигота. Что развивается из зиготы?
На это мы найдем ответ
Чтоб больше было пользы, прока,
В конце урока подведем итог.
Вот, в общем-то, начнем урок.
Я попрошу вас всех открыть тетрадь
И тему нашу быстро записать.
Тема урока: Рост и развитие животных.
2. Подготовка к основному этапу занятия. (ребус) Эмбрион.
ИКТ на мониторе стадии эмбрионального развития. Эмбрион—зародыш. Зародышевое развитие организма длится до выхода из яиц или рождения.
Какие же стадии развития проходит эмбрион в своем развитии? Названия этих стадий вы также определите разгадав ребус.
(Учитель отмечает учеников, проявивших наибольшую активность при разгадывании ребусов).
Далее ребята я предложу вам самостоятельную работу по характеристике этих стадий. Для этого вы заполните таблицу, обратите внимание на рабочую карту, подпишите её, выполняем задания по группам. Первая группа характеризует первую стадию развития, вторая - гаструлу, третья – мезодерму. Прочитайте задания, рассмотрите таблицу. По каким признакам вы должны провести описание стадий? Где вы это найдете?
Групповые задания:
1 группа. Проанализировать статью учебника на стр.150, охарактеризовать первую стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу.
2 группа. Проанализировать статью учебника на стр. 150, охарактеризовать вторую стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу.
3 группа. Проанализировать статью учебника на стр.150, охарактеризовать третью стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу.
Представьте свои результаты: каждая группа выдвигает выступающего,
Выступление представителей групп (с использованием компьютера). (6 мин.)Вывод – в конце выступлений
1 стадия развития – дробление. В результате деления клеток образуется (ребус) бластула. (динамическое пособие на доске)
Запись в словари: Бластула – это однослойный зародыш.
2 стадия – (Ребус).гаструляция. Гаструла состоит из 2-х или 3-х слоев. Все слои имеют свои названия. Эктодерма (наружный), эндодерма (внутренний) мезодерма (между внутренним и наружным) слоем.
3 стадия – органогенез (орган, генез—происхождение) на этой стадии идет закладка новых органов. Из каждого слоя растут и развиваются отдельные органы и системы органов.
Из эктодермы: нервная система (головной, спинной мозг, нервы, различные органы чувств), кожа и ее производные (ногти, волосы, когти)Из эндодермы: пищеварительная система, выделительная система, дыхательная система (легкие, жабры), железы внутренней секреции.
Из мезодермы: мышцы, скелет (кости и хрящи), почки, сердечно-сосудистая система, половая система (семенники и яичники).ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА.
3. Как же идет развитие организмов после выхода из яиц или рождения? Было бы очень просто, да у некоторых животных имеются свои особенности развития. Посмотрим развитие лягушки. Чем дышит головастик? (жабрами) Сколько камер имеет головастик? (два: желудочек и предсердие как у рыб). А взрослая лягушка чем же дышит? (легкими, кожей в воде). Сколько камер имеет взрослая лягушка? (3: два желудочка и предсердие).
В процессе эволюции таким же образом водные обитатели вышли на сушу. Это развитие лягушки показывает, как шла эволюция земноводных. Этот процесс развития идет очень быстро у лягушки, но эволюция идет через сотни и миллионы лет. Такое развитие с изменениями называется метаморфическим (мета—изменяю, морфо—строение).
4. Бывает и такое развитие – без метаморфоза – прямое (при котором родившийся организм внешне похож на взрослую особь, только размером мал). Примеры: человек, собака, кошка, корова, олень.
Посмотрим видео сюжеты:
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Непрямое развитие с метаморфозом (полное или неполное). Неполное развитие включает стадии: яйцо-личинка-взрослая особь; Например: кузнечик,
Полное развитие: яйцо – личинка – куколка – имаго; Например: бабочка, майский жук.
Запись таблицы с экрана монитора.
IV. Закрепление новых знаний.
В группе сделать схему: Развитие животных.
ОНТОГЕНЕЗ
Разгадайте кроссворд. 1. энтодерма. 2. куколка 3. бластула 4. гаструляция 5. яйцо НАСТЯ
Найдите ошибки Незнайки и исправьте.
V. Подведение итогов урока. (1 мин)
На основание оценок из сводной ведомости журнала учитель благодарит за активную работу и выставляет оценки в дневник.(выставление оценок)
«К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог
Что вам запомнилось, что нет?
На все ли вы нашли ответ?
Через минуту раздасся звонок
Увы, но к концу подошел наш урок
Большое спасибо я всем говорю
Мы цели достигли – благодарю!»
VI. Домашнее задание. (1 мин)
с.54 №3, 4Изучать текст §3.9 и ответить на вопросы с. 136.
VІI. Рефлексия. (1 мин)
Список литературы:
Н.И. Сонин Биология. 6 кл. Живой организм.: Учеб.дляобщеобразоват. учеб. заведений.-4-е изд.—М.: Дрофа, 1999.-176 с.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.—М.: Дрофа, 2005.
Структура урока и его хронометраж.
I. Организационный момент 2 мин
II. Актуализация знаний, мотивация на изучение нового материала. 8 мин
III. Изучение нового материала
Понятие «онтогенез»
Эмбриональное развитие
Постэмбриональное развитие и его периоды. 18мин
2 мин
12 мин
4 мин
IV. Закрепление изученного материала. 9 мин
V. Подведение итогов урока. 1 мин
VI. Домашнее задание. 1 мин
VІI. Рефлексия. 1 мин
Рабочая карта учащегося_________________________________
Задания:
1 группа.
Проанализировать статью учебника на стр.150, охарактеризовать первую стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу.
Стадии развития зародыша Количество слоёв данной стадии Название данных слоёв (зародышевых листков) Какие органы и системы органов из этого слоя формируются
Разгадать кроссворд.
1
2
3
4
5
Внутренний слой гаструлы
Стадия развития бабочки после личинки
Однослойный зародыш после дробления
Процесс, происходящий после дробления.
С какой стадии начинается полное и неполное развитие организмов
Рабочая карта учащегося_________________________________
группа.
Проанализировать статью учебника на стр. 150, охарактеризовать вторую стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу.
Стадии развития зародыша Количество слоёв данной стадии Название данных слоёв (зародышевых листков) Какие органы и системы органов из этого слоя формируются
В группе составить схему: Развитие животных. Онтогенез. (в конвертиках слова, которые нужно применить для составления схемы).
Рабочая карта учащегося________________________________
3 группа.
Проанализировать статью учебника на стр.150, охарактеризовать третью стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу.
Стадии развития зародыша Количество слоёв данной стадии Название данных слоёв (зародышевых листков) Какие органы и системы органов из этого слоя формируются
Найти ошибки, которые допустил Незнайка. (ошибку зачеркнуть, в графе записать правильное слово).
Из мезодермы развивается нервная трубка.
____________________________________
Первый этап развития зародыша называется гаструлой.
____________________________________
Прямое развитие характерно для лягушки.
____________________________________
Из эктодермы развивается выделительная система.
____________________________________
Бластула зародыша состоит из 2-х или 3-х слоев.
____________________________________
6.Полное непрямое развитие включает 3 стадии: яйцо-личинка-взрослая особь.
_________________________________________
Онтогенез
Эмбриональный постэмбриональный
Период период Дробление прямое непрямое
Бластула развитие развитиеГаструлаполное неполное
нейрула
Онтогенез
Эмбриональный период
Постэмбриональный период
Дробление Прямое развитие
Непрямое развитие
Бластула
Гаструла ПолноеНеполное Нейрула
Рефлексия деятельности на уроке Учитель: Ребята, а можно ли закодировать эмоции? Чтобы оценить наше сотрудничество, я предлагаю вам закодировать свое настроение: в начале урока и в конце урока. Если примеры смайликов с презентации не отразили ваше настроение, можете придумать свои. Спасибо за работу.
Учащиеся показывают свои смайлики.
Онтогенез
Эмбриональный период
Постэмбриональный период
ДроблениеПрямое развитие
Непрямое развитие
Бластула
ГаструлаПолное
НеполноеНейрула
Онтогенез
Эмбриональный период
Постэмбриональный период
ДроблениеПрямое развитие
Непрямое развитие
БластулаГаструлаПолное
НеполноеНейрула