Методическая разработка экскурсии на тему «Детство, опаленное войной»
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Факел»
«Детство, опаленное войной»
Методическая разработка экскурсии
Составители: Кострюкова О.В.
Экскурсовод: Кострюкова О.В.
г. Ноябрьск– 2017
Краткое содержание
Экскурсия посвящена непростой и драматической теме детей, на долю которых выпало жить в годы военного лихолетья. Экскурсия проводится по экспозиции с одноименным названием «Детство, опаленное войной». В ходе экскурсии освещаются темы детства в блокадном Ленинграде; подвига пионеров-героев; судьбы участников Сталинградской битвы; работы школьников в промышленности и сельском хозяйстве; тема детского творчества в годы войны, игрушки военного времени. После экскурсии проводится мастер-класс, в ходе которого дети делают тряпичных кукол своими руками.
Цель – Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе накапливания знаний и представлений о прошлом своей страны.
Задачи:
-углубить и расширить знания о жизни детей во время Великой Отечественной войны;
-развивать у экскурсантов умение работать с различными источниками информации (экспонаты, газеты, видеофильмы и видеофрагменты и т.д.) для получения субъективно новых знаний о прошлом.
-воспитывать симпатию и уважение к сверстникам военных лет.
Маршрут экскурсии построен по тематико-хронологическому принципу, т.к. сама экскурсия носит во многом обзорный характер.
К основным объектам экскурсии относятся, в первую очередь, материалы, представленные в отделе «Детство, опаленное войной», клип «Дети войны», запись воспоминаний юной блокадницы Клейменовой А.М, запись воспоминаний нашего земляка Сувутова Энвера, запись песен: «Реквием о погибших» Маликова Даша, «Дети войны» Т.Гверцителли.
В экскурсии предусмотрено органическое сочетание методических приёмов показа и рассказа, при этом, за счёт использования современных мультимедийных технологий, предполагается достижение у экскурсантов подобия «эффекта присутствия» при просмотре материалов экспозиции. Вариант экскурсии на 35 минут разработан для одного экскурсовода. Количество участников 15 человек (от 8 до 10 лет).
Ход экскурсии.
Экскурсовод приветствует экскурсантов, обращает внимание на баннер в коридоре
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию в комнату Боевой Славы, в которой собраны предметы, отражающие героическое прошлое и настоящее нашей Родины и армии. Музейная комната была создана в 2006 году под руководством Усенко Н.Н., после первой поездки СПО «Виталис» в Тверскую область. Многие из них найдены среди останков погибших. В данное время сводно - поисковый отряд «Виталис», возглавляемый Шулико Юрием Алексеевичем также ведет свою деятельность. В его состав входят в основном подростки, начиная с 14-тилетнего возраста. В этом году поисковики подняли и перезахоронили 37 останков бойцов Красной Армии. Перед вами баннер, на котором изображена деятельность СПО «Виталис». На другой стене вы видите фотовыставки «Поисковыми тропами», «Война прошла, свой след в земле оставив», «Память на ладонях», отражающие деятельность поискового отряда на протяжении всего периода существования.
Прошу Вас пройти дальше по коридору (экскурсовод комментирует стенды и плакаты) и войти в комнату Боевой Славы. В этом году, участвуя в конкурсе «Родные города», проводимые ОАО «Газпромнефть – Ноябрьскнефтегаз», мы получили грант. В рамках проекта «Это нужно живым» и на деньги гранта переоборудована комната Боевой Славы». Мы смогли полностью поменять все экспозиционные шкафы, заказать несколько баннеров и приобрести интерактивную доску, то дало возможность проведения полноценных экскурсий с использованием современных мультимедийных технологий.
Музейная комната представлена следующими экспозициями:
-Землянка;
-«Детство, опаленное войной»;
-«Предметы военного быта»
-Советское вооружение времен Вов;
-Немецкое вооружение времен Вов;
-Панорама « Бой за железнодорожный переезд Паникля»;
-Города – герои.
Экскурсовод проводит короткую ознакомительную экскурсию по основным экспозициям. Потом переходит к теме экскурсии.
По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни Тема сегодняшней экскурсии «Детство, опаленное войной»
Пусть тебе не выпал смертный бой,
Но трудом и в селах, и в столицах
Показало то, чем есть гордиться
Детству, опаленному войной!
Идет показ видеоклипа «Дети войны»
Война отняла у них детство, друзей, родных; заставила рано повзрослеть. Их истории, невероятные и увлекательные, красивые и вместе с тем драматические, часто вызывают улыбку сквозь слёзы. Дети любили жизнь, радуясь лучам утреннего солнца, шуму дождя и запаху полевых цветов. На смену всему этому пришли темные и страшные дни. Ребята не знали, что их ждет завтра, какое новое испытание им преподнесет судьба!
У нас в гостях сегодня присутствует Кузнецова Ирина Ивановна 1940 г.р.
Во время беседы Ирина Владимировна делится воспоминаниями о нелёгких годах своего военного детства. Экскурсовод задает вопросы.
- Сколько лет Вам было, когда началась война?
- Кого из вашей семьи призвали на фронт?
- Какие самые яркие воспоминания у Вас того времени?
- О чем же мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства?
- Какими игрушками Вы играли?
Спасибо большое Ирина Ивановна за интересную беседу.
Сколько девчонок и мальчишек брали в плен, увозили в немецкое рабство, гнали в концлагеря.Некоторым повезло, и они наравне с взрослыми шли воевать, чтобы защищать свою любимую родину. Детей, оставшихся в тылу, тоже не обошла война, затронув своим седым крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче.Они терпели голод и холод, много часовые вахты у станка без сна и отдыха, теряли родных и близких.
В нашем поселке проживает Сувутов Энвер, ему тоже пришлось еще ребенком пережить эту войну, когда война закончилась, ему исполнилось пять лет, давайте посмотрим, что вспоминает он, участник и свидетель тех событий.
Идет демонстрация записи беседы с Сувутовым Энвером
Давайте мысленно отправимся в то тяжёлое лихолетье и представим себе, чем могли дети помочь приблизить победу над врагом в то время.
Экскурсовод вызывает детей на беседу о роли детей в Вов. Сначала выслушивает их варианты ответов, дополняет, потом предлагает свой вариант ответа.
Во многих городах были организованы госпитали. Что такое госпиталь?
Дети отвечают на вопрос
В госпиталях ребята с медсёстрами и нянечками окружали раненых заботой и вниманием, поправляли постель, приносили пить, убирали помещение, а иногда помогали забинтовывать раненых. Дети выступали перед ранеными с концертами, читали стихи, исполняли песни, танцевали.
Трудились дети и на заводах. Помогали укладывать снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат. Трудились наравне с взрослыми. Бывало кто – то засыпал около станкаНо ребята понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь важна для армии. Чтобы бить врага, нужна сильная армия. Солдат надо кормить. Дети помогали взрослым и в этом. В деревне пахали землю, выращивали хлеб, картофель, пололи сорняки. Осенью убирали урожай зерновых, овощей, подбирали хлебные колоски, чтобы ни одного зернышка не пропало. Трудились от рассвета до заката. Как вы понимаете эти слова?
Дети отвечают.
Правильно, это значит работать целый день, не зная отдыха.
А еще дети во время войны уходили в леса, жили в землянках, воевали с врагом. Фашисты их очень боялись. Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а потом тайком передавать его партизанам. Дети, помогавшие партизанам, добывали сведения о количестве немецких солдат и офицеров и их вооружении.
В трудное время они продолжали учиться. Не было тетрадей, чернил тоже не было. Писали дети на старых газетах карандашами и углем. Но все старались учиться хорошо, чтобы не было стыдно перед отцами и старшими братьями, воевавшими с фашистами.
Наряду с военной продукцией на фронт нескончаемым потоком шли подарки. Ребята готовили подарки бойцам. Отправляли на фронт мыло, бумагу, карандаши для писем. В холодное время года перчатки, варежки, носки, которые вязали девочки. Давайте прослушаем запись воспоминания маленькой блокадницы Клейменовой А.М.
Звучит запись воспоминания.
Экскурсовод приглашает пройти в следующий залДавайте пройдем в раздел «Детство, опаленное войной».
Приглашает экскурсантов пройти к экспозиции «Детство, опаленное войной»
С наступлением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], пионеры стремились во всем помогать взрослым в борьбе с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как в тылу, так и на фронте, в партизанских отрядах и в подполье. Пионеры становились [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на военных кораблях, помогали укрывать раненых.
Экскурсовод демонстрирует стенд «Пионеры - герои» и коротко рассказывает о них.
Экскурсовод во время рассказа о пионерах – героях демонстрирует папку, где подробно рассказано о каждом из них.
Валя Котик 11 лет
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту
Марат Казей 14 лет
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
Саша Бородулин 15 лет
Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету.
Володя Казначеев 11лет
Он был связным; ходил нередко в Клетню, доставляя ценнейшие сведения; дождавшись темноты, расклеивал листовки. От операции к операции становился опытнее, искуснее.
·Нина Куковерова 14 лет
С первых дней прихода фашистов Нина стала партизанской разведчицей. Всё, что видела вокруг, запоминала, сообщала в отряд.
Аркадий Каманин 15 лет
Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.
Внимание экскурсантов переключается на стенд «Детство, опаленное войной». Экскурсовод коротко рассказывает о детях, принимавших участие в ВОВ.
Мужество и отвагу проявляли Сталинградские пионеры в борьбе с врагом во время Сталинградской битвы. Среди них Миша Романов, который схватил в обе руки по связке гранат и метнул их в толпы окруживших его гитлеровцев. Раздался оглушительный взрыв, а через секунду был сражен автоматной очередью и сам Миша.
Также Ваня Цыганков, Миша Шестеренко, Егор Покровский, они во время Сталинградской битвы вели разведку в тылу врага, добывая необычайно важные сведения о расположении фашистских частей и их огневых точках.
Во время рассказа экскурсовод демонстрирует папку о детях – героях Сталинграда.
Хочется еще сказать о Петре Клыпа, защитнике Брестской крепости. Это был маленький солдат, который с той же мальчишеской удалью, с той же веселой, задорной улыбкой прошел сквозь тысячи смертей в самых жарких, жестоких боях. Прошел всю войну и жил еще долгое время после войны.Во время рассказа экскурсовод демонстрирует папку о Петре Клыпа, зачитывает отрывки из его писем.
Сыны полков – дети военных лет воевали против немецких оккупантов наравне со взрослыми. Маршал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат.
Девочки тоже активно участвовали в подпольной и партизанской борьбе на оккупированной территории.
Во время рассказа экскурсовод обращает внимание на стенд.
В прошлом году 27 января исполнилось 70 лет, с тех пор как была снята блокада Ленинграда. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе с взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей. Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира.
Экскурсовод переходит к стенду, посвященному блокаде Ленинграда
Гитлер принял решение стереть Ленинград с лица земли. Для этого обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить, задушить голодом. На немецких картах для бомбежки были отмечены такие объекты как школы, больницы, дворцы пионеров, музеи.
Экскурсовод обращает внимание детей на снимки
На снимке игрушки ленинградских детей, которых эвакуировали из Ленинграда на большую землю на барже. Транспорт с детьми подвергся вражеской бомбардировке и был затоплен. Через десятки лет эти игрушки были найдены на дне Ладожского озера. Никого из маленьких хозяев этих куколок, мишек, погремушек не осталось в живых.
Зимой 1941-1942 годов. Ленинград занесло снегом, ударили 40 градусные морозы. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, люди остались без воды. Теперь ее можно было брать только из Невы и Фонтанки.
(экскурсовод обращает внимание на фото)
«Мне было десять лет, - вспоминает один из жителей блокадного города А. Молчанов. - Я ходил за водой с чайником. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю. Лишь три процента жизней унесли бомбежки и артобстрелы. 97 процентов жителей блокадного города погибли от голода.
Самой тяжелой была зима 1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало. В него добавляли жмых, целлюлозу, обойный клей.
(экскурсовод обращает внимание на фото)
Вот так выглядел этот маленький кусочек блокадного хлеба.
Экскурсовод демонстрирует кусочек хлеба, весом в 125 грамм
Но и за этим маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек хлебозаводы не работали и матери ни с чем возвращались домой, где их ждали голодные дети. Других продуктов практически не было. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. Из столярного клея варили студень. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. Разрезали на куски и отваривали кожаные сапоги и туфли.
«Мы здесь живем очень плохо, - пишет в письме семилетний мальчик печатными буквами. – Голодные как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел».
(экскурсовод обращает внимание на письмо)
Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от которой они может быть, капризничая, отказывались в мирное время.
Вот записка Вали Чепко, которую она назвала «меню после голодовки, если я останусь жива». 1-е блюда: суп картофельный, овсяный.2-ое. каши: овсяная, пшеничная, перловая, гречневаяКотлета с пюре, сосиска с пюре. И тоскливая подпись: об этом я и не мечтаю. Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой. Девочка умерла от голода в 1942 году.
(экскурсовод обращает внимание на записку)
У каждого такого ребенка – вашего сверстника - своя страшная история жизни в блокадном городе. Часто, вспоминая блокаду, говорят про дневник Тани Савичевой, и ее известную фразу «осталась одна Таня». Но судьба Тани - одна из судеб многих ленинградских мальчишек и девчонок.
(экскурсовод обращает внимание на страницы дневника Тани Савичевой и её фотографию)
В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осажденном городе работали 39 школ. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Чтобы не бегать с учениками начальной школы из класса в бомбоубежище и обратно, уроки для них проводились только там. Вот удивительный экземпляр учебной тетради того времени. На ней детской рукой написана не школа, а порядковый номер бомбоубежища. Такое возможно было только в Ленинграде!
(экскурсовод обращает внимание на снимок тетради)
Несмотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс! В сентябре 1942 года в городе вновь открылись школы. Учеников в каждом классе стало меньше, многие погибли от обстрелов и голода. В школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. «Значит, оживают наши ребятишки».
Экскурсовод обращает внимание на выставку «Игрушки детей военных лет»
Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек. Вы можете увидеть на фотографиях, какие были игрушки того далекого военного времени.
Экскурсовод демонстрирует фотографии
Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Дети берегли довоенные игрушки. В блокадном Ленинграде (и во многих других городах) многие малыши во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.
Экскурсовод демонстрирует заводские игрушки.
Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушки выпиливали пистолеты и автоматы из досок. Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик. Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски. Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. У нас тоже имеются две глиняных лошадки.
Экскурсовод демонстрирует глиняные игрушки.Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было – взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы. Ну а самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды, которые берегли и хранили.
На нашей выставке представлено несколько видов тряпичных кукол, сделанных из кусочков ткани.
Экскурсовод демонстрирует тряпичные куклы
По окончании экскурсии вы сможете своими руками сделать куколку из ткани.
Экскурсовод дает время для разглядывания экспонатов - 5 минут. После свободного ознакомления экскурсовод завершает экскурсию.
В завершении нашей экскурсии хочется прочесть вам небольшое стихотворение
Детство, опаленное войной,
Поезда на станциях встречало.
А в глазах одна мольба стояла:
Расскажите, как там папа мой?
Детство, опаленное войной,
Колоски на поле собирало,
Детство абсолютно точно знало:
Сытый воин выиграет бой!
Детство, опаленное войной,
Похоронки с фронта получало
И взрослело сразу, и вставало
Рядом с матерью в рабочий строй.Наша экскурсия подошла к концу, но у нас еще много интересных тематических экскурсий. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня и придете к нам еще не один раз. А сегодня вас ожидает еще один сюрприз: вам предложат мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы.
На этом экскурсия заканчивается, желающие экскурсанты пишут отзыв об экскурсии в специальную книгу и идут на мастер - класс.
Заголовок 1HђЗаголовок 3Заголовок 915