План внеурочной деятельности по литературному чтению. 3 и 4 классы. (2 года обучения) курс «Как хорошо уметь читать».


Управление образования АМО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
(МОУ «СОШ №9»)
«9 №-а Шӧр школа» муниципальнӧй велӧдан учреждение
Рекомендовано
МО учителей начальных
классов протокол № 1 «28» августа 2016 г.

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.
3 И 4 КЛАССЫ.(2 года обучения)
КУРС «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ».
Составитель: Горлова Л.Н.
Сыктывкар 2016 г.
Пояснительная записка
к плану работы внеурочной деятельности
по литературному чтению для 3 класса.
Основная цель внеурочной деятельности по литературному чтению – воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых. Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Цели внеурочной деятельности по литературному чтению:
– возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения в условиях как основного, так и дополнительного образования.
Задачи внеурочной деятельности по литературному чтению:
совершенствование навыка чтения учащихся;
развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Перед культурным читателем стоят задачи, разрешимые только через специфически «заочный» диалог между автором и читателем. Работы эстетически развитого читателя заключаются не только в чтении и получении удовольствия, но и постоянном «вычитывании», интерпретации толковании текста, составлении своеобразной «читательской партитуры». То есть позиция «непосредственного» читателя сливается с позицией «критика», работа «критика» нередко становится преобладающей хотя бы на время.
Работая в позиции «автор-художник», ребёнок сам пытается сочинить литературные и художественные произведения. Эта работа в программе – ведущая. Её следует рассматривать как главное условие широкого литературного развития читателя, реализуя принцип «от маленького писателя – к большому читателю». Авторство нужно ребёнку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы и овладения речью, как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека.
Работа детей в авторской позиции требует от педагога создания в классе определённых условий. Эти условия не очень сложны, но обязательны. Во-первых, в письменных детских работах творческого характера нельзя оценивать грамотность.
Предусмотрен выпуск журналов и стенгазет «Читательские мнения», «Читай-ка», «Размышления о жизни», «Наши сочинения».
Программа рассчитана на 34 часа.
Тематический планирование
3 класс
№ п/п Темы занятий Кол-во
часов
Ι Вводные занятия. 7
1.1 Вводный урок. Наше творчество. Обсуждение сочинений о лете. 1
1.2 Автор – художественный текст – читатель. Уроки чуткости.(творчество В. Драгунского) 1
1.3 «В осеннем лесу». Обсуждение детских сочинений 1
1.4 Точка зрения автора и рассказчика 1
1.5 «Моя любимая книга». Классное сочинение.Участие в конкурсе рисунков к стихотворениям об осени. 1
1.6 «Моя любимая книга». Обсуждение детских сочинений 1
1.7 Ритмический рисунок в авторской поэзии 1
ΙΙ Рифма 14
2.1 Ритм, рифма, звук как средства выразительности 1
2.2 Краски, звуки и запахи осени 1
2.3 «Приметы осени». Классное сочинение. 1
2.4 Обсуждение детских сочинений. Развитие умения анализировать сочинение. 1
2.5 Акцентное вычитывание лирического стихотворения. И.Бунин «Листопад» 1
2.6 Участие в школьном конкурсе чтецов 1
2.7 Выразительные возможности слов «первый» и «последний».
Коллективная творческая работа 1
2.8 «Первый»… «Последний»… Обсуждение детских сочинений 1
2.9 Акцентное вычитывание эпического текста. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» (домашнее чтение) 1
2.10 Проверка домашнего чтения. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» 1
2.11 Отзыв о сказке. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Классное сочинение. Участие в школьной викторине по произведениям Г. Х. Андерсена. 1
2.12 Выразительные возможности слов «шорох», «шелест», «лепет», «шум» 1
2.13 «Шелест». «Шум». Классное сочинение 1
2.14 «Шелест». «Шум». Обсуждение детских сочинений 1
ΙΙΙ Малые жанры народного творчества 12
3.1 Малые жанры народного творчества. Повторение. Поиграем в угадайку 1
3.2 Считалка. Потешка1
3.3 Скороговорка. Загадка 1
3.4 Побасёнка. Небылица. Участие в литературной викторине, посвящённой творчеству Н. Н. Носова. 1
3.5 Обсуждение детских сочинений в малых жанрах народного творчества 1
3.6 Акцентное вычитывание эпического текста. В. Гаршин «Лягушка-путешественница» 1
3.7 Отзыв о сказке. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Классное сочинение 1
3.8 Отзыв о сказке. Обсуждение детских сочинений.
Участие в школьном конкурсе стихов к 9 Мая. 1
3.9 Встреча со сказкой. Праздник читательских удовольствий 1
3.10 Акцентное вычитывание лирического стихотворения. А.А. Фет «Мама! глянь-ка из окошка…» 1
3.11 Отзыв о стихотворении. А.А. Фет «Мама! глянь-ка из окошка…» 1
3.12 Наше творчество. Конкурс весёлых сказочников 1
Планируемые результаты освоения предмета.
Данная внеурочная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения факультативного курса.
Универсальные учебные действия:
Личностные УДД:
-Формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Регулятивные УДД:
-Возможность учиться: - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги.
Познавательные УДД:
-осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УДД:
-Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.
Пояснительная записка
к плану работы внеурочной деятельности
по литературному чтению для 4 класса.
Планирование внеурочной деятельности по литературному чтению составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цели внеурочной деятельности по литературному чтению:
- развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка;
- развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности;
- подготовить детей к восприятию художественного текста, как произведения словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни;
- формирование основ читательских умений (умения читать, умений работать с текстом произведения и детской книгой);
-решать комплексно вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития школьника;
- урок литературного слушания (курс чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие, литературоведческие представления и понятия, восприятие литературного произведения, работа с текстом, работа с книгой) творческая деятельность, межпредметные связи;
-литературное развитие, формирование полноценного навыка чтения и полнокровных читательских позиции младших школьников.
Задачи внеурочной деятельности по литературному чтению:
Развивать и обогащать устную разговорную речь, научить высказывать свое мнение о прочитанном;
Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо);
Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения.

В данном планировании использованы различные технологии обучения: ролевая игра, методика перекрестного чтения, частично поисковый метод.
Основу данной работы составляет литературное развитие младших школьников, развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей.
Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития;
- формирование читательского интереса и приобщение к литературе, как особому виду искусства;
- мировосприятие, понимание окружающего мира со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней. Творческим читателем движет любознательность; назначение учителя: способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, причинность.
На протяжении всего года обучения продолжается начатое ранее движение «сквозь жанры»: дети выводят законы построения протяжной песни, сказки, народной драмы.
Овладев такими сложными жанрами устного народного творчества, они уже готовы к работе с разными по жанровому составу произведениями авторской литературы; во-вторых, к усвоению сложнейшего понятия родового деления литературы.
Введение – и достаточно раннее – понятия «род литературы» имеет чрезвычайно важное значение для становления читателя.
Изучение народных песен, прежде всего протяжных, позволит «открыть» основные черты лирики; на материале народных сказок «открывается» понятие «эпос»; знакомство с народной драмой «Лодка» позволит ввести понятие «драма».
Логическим завершением всей этой работы станут уроки, на которых дети сравнивают три произведения с одной и той же тематикой, но относящиеся к разным родам литературы. Ещё один вид творческой работы будет введён в четвёртом классе – работа со словом, с его значением и формой.
Программа рассчитана на 34 часа.
Тематический план учебной программы
4 класс
№ п/п Темы занятий Кол-во
часов
Ι Введение 8
1.1 Вводный урок. Наше творчество. «В осеннем лесу». Обсуждение сочинений 1
1.2 Определение типа текста 1
1.3 М.М. Пришвин «Лесная капель» 1
1.4 Снимаем кино. К.Г. Паустовский (фронтальная проверка домашнего чтения, план пересказа) 1
1.5 Ритмический рисунок в авторской поэзии (повторение)
Участие в школьном конкурсе по произведениям К. Г. Паустовского и М. М. Пришвина. 1
1.6 «Что я чувствую и представляю, когда звучит слово…» (обсуждение сочинений) 1
1.7 Акцентное вычитывание эпического текста. А.П. Чехов «Ванька» 1
1.8 О рассказе А.П. Чехова «Ванька» (классное сочинение- отзыв). По итогам сочинения выпуск газеты о творчестве А. П. Чехова. 1
ΙΙ Малые жанры народного творчества 17
2.1 Пословица 1
2.2 Народная песня 1
2.3 Структура жанра «протяжная песня» 1
2.4 Акцентное вычитывание протяжной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно» 1
2.5 Детские песни. Подготовка мини-концерта для родителей на материале уроков. 1
2.6 Коллективная и индивидуальная творческая работа «Сочините песенки» 1
2.7 Праздник читательских удовольствий. Встреча со сказкой. Театр 1
2.8 Народные сказки: волшебные, бытовые, о животных 1
2.9 Структура жанра «волшебная сказка» 2
2.10 Структура жанра «волшебная сказка» 2.11 Конкурс инсценированной сказки. Работа творческих групп. 1
2.12 Творческая работа «В стиле волшебной сказки» (классное сочинение) 1
2.13 Структура жанра «сказка о животных» 1
2.14 Структура жанра «бытовая сказка» 1
2.15 Конкурс – викторина по русским народным сказкам и сказкам народов мира. 1
2.16 Сходство и различие авторской и народной сказки 1
2.17 А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» 1
ΙΙΙ Роды литературы. Эпос. Лирика 7
3.1 Эпос. Лирика 1
3.2 Структура жанра «народная драма» 1
3.3 Инсценировка народной сказки «Золотой серпок» коллективная творческая работа 1
3.4 Роды литературы. Эпос. Лирика. Драма 1
3.5 «Весна в моём дворе», «Между мартом и апрелем» (классное сочинение) 1
3.6 «Весна в моём дворе» (обсуждение сочинений). Участие в школьном конкурсе стихов о весне. 1
3.7 «Секрет для будущего года» (классное сочинение). Наше творчество. Заключительный урок 1
Требования к уровню подготовки учащихся.
Регулятивные УУД 4 класс:
умение определять цель учебной деятельности и формулировать проблему;
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее с помощью учителя или самостоятельно;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);
умение высказывать свою версию и пытаться предлагать способ ее проверки;
умение действовать по предложенному плану и самостоятельно составленному;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, сравнивая результат с целью;
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
умение осознавать причины своего успеха или неуспеха и учиться этому в диалоге с учителем или самостоятельно;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
Познавательные УУД 4 класс:
умение предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
умение отбирать необходимые для решения задачи источники информации;
умение извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций, пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое) по указанию учителя или самостоятельно;
группировать (классифицировать) факты и явления;
устанавливать причинно-следственные связи явлений;
умение выявлять аналогии и решать задачи на их основе;
умение создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта или обобщать и преобразовывать модели с целью выявления общих характеристик;
умение представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде (в форме текста, таблицы, схемы или опорного конспекта, сложного плана).
Коммуникативные УУД 4 класс:
высказывать своё мнение (в монологе или диалоге, устно или письменно) приводя аргументы;
объяснять смысл отдельных слов и словосочетаний в тексте (в высказывании) с помощью толкового словаря или исходя из контекста;
быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов;
умение работать в группе и в паре, умение выполнять разные роли (лидера, исполнителя, критика);
умение предотвращать и преодолевать конфликты (уважительно относиться к позиции другого, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий);
самостоятельно вычитывать информацию, данную в неявном виде с помощью учителя или самостоятельно.
Контрольно-измерительные материалы
3 класс
Прочитай текст.
НАВОДНЕНИЕ В ЛЕСУ.
С зайцем случилось вот что. Заяц жил на островке среди широкой реки. Река кругом его островка с треском сбрасывала лёд. В тот день он спокойно спал у себя под кустом.
Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать. Он проснулся только тогда, когда почувствовал, что шкурка его промокла снизу.
Вскочил – а вокруг него уже вода. Началось наводнение. Заяц убежал на середину островка: там было ещё сухо.
Но вода в реке прибывала быстро. Островок становился всё меньше и меньше. Заяц метался с одного конца на другой.
Так прошли весь день и вся ночь.
На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек островка. На нём стояло сухое дерево. Заяц бегал кругом его толстого ствола.
А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлёпался в воду.
Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук. Заяц примостился на нём и стал терпеливо дожидаться конца наводнения: вода в реке больше уже не прибывала.
С голоду помереть он не боялся: кора старого дерева была очень жёсткая и горькая, но всё-таки в пищу ему годилась.
Ветер качал дерево так сильно, что заяц еле держался на суку. По широкой реке под ним плыли деревья, брёвна, сучья, солома.
Три дня просидел заяц на дереве. Наконец, вода спала, и он спрыгнул на землю.
(В. Бианки)
Часть А
Выполни задания, отметив (۷) верный вариант ответа.
1. В какое время года происходили события, описанные в данном тексте?
зимой весной летом осенью
2. Какое явление в природе описано в тексте?
иней снегопад ливень наводнение
3. Кто главный герой произведения? Напиши. _________________
4. Где жил заяц?
в поле под кустом на островке среди широкой реки
у реки под деревом на дереве, стоящем в воде
5. Чего не заметил косой?
как вода в реке стала быстро прибывать
что шкурка промокла снизу
как он очутился на острове
что островок становился всё меньше
6. Как прибывала вода в реке?
величаво бурно быстро медленно
7. Заяц стал прыгать на дерево, потому что
надоело бегать по островку
вокруг уже была вода, и ему негде было спастись
захотелось погрызть кору этого дерева
решил там отдохнуть
8. Почему заяц не боялся умереть с голоду, сидя на дереве?
потому что он был не голоден
потому что он спускался поесть
потому что он мог есть кору старого дерева
потому что он взял с собой запасы еды
9. Как заяц дожидался конца наводнения?
терпеливо трясясь с нетерпением со страхом
10. Сколько времени просидел заяц на дереве?
четыре дня три дня два дня один день
Часть В
1. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.
Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Солнце согревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать.
Наконец, вода спала, и он спрыгнул на землю.
А на третий день вода поднялась уже до самого дерева.
Началось наводнение.
1
Заяц жил на островке среди широкой реки.
Островок становился всё меньше и меньше.
Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук.
2. 1) Закончи предложение.
Река кругом его островка с треском ________________________________
2) Как называется это явление: ледоход, заморозки, ледостав. Нужное подчеркни.
3. Выпиши предложение, в котором описывается поведение зайца, когда вода быстро прибывала. _______________________________________________ _______________________________________________________________
4. Перечисли, что проплывало по широкой реке во время наводнения.
__________________________________________________________________
Часть С
1. Когда тебе особенно было страшно за зайца? Напиши.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как ты думаешь, почему заяц попал в такую ситуацию? Напиши об этом.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговый тест
по литературному чтению за 4 класс
1. На что опирается человек, когда строит планы на будущее?
а) на фантазию, мечты;
б) на советы друзей;
в) на опыт, личную память.
2. Кого богатырь Илья Муромец выпустил из подвала?
а) Елену Прекрасную;
б) тридцать витязей;
в) Добрыню Никитича и Алёшу Поповича;
г) тридцать девушек.
3. В каком возрасте П.П. Ершов написал сказку «Конёк-горбунок»?
а) в 16 лет; в) в 20 лет;
б) в 18 лет; г) в 24 года.
4. Чем занимался старик с сыновьями в сказке «Конёк-горбунок»?
а) сеяли рожь; в) сеяли пшеницу;
б) пасли лошадей; г) разводили пчёл.
5. Как А.С. Пушкин называл свою няню?
а) ласточкой;
б) нянюшкой;
в) голубкой.
6. Укажи значение слова «алчный»
а) жадный; в) скудный;
б) глупый; г) печальный.
7. О чём договорились Ашик-Кериб и Магуль-Мегери?
а) что он попросит у её отца её руки;
б) что он будет семь лет странствовать в поисках богатства;
в) что он добудет для неё волшебное ожерелье.
8. Кто является автором стихотворения «Листопад»?
а) А.С. Пушкин; в) И.С. Никитин;
б) И.А. Бунин; г) Н.А. Некрасов;
9. Что делала жаба в начале «Сказки о жабе и розе»?
а) отдыхала после удачной охоты;
б) охотилась;
в) купалась.
10. Почему в сказе «Серебряное копытце» девочку назвали Дарёнкой?
а) от слова «дарить»;
б) от слова «драть»;
в) от слова «бурёнка»;
г) от слова «даль».
11. Укажи значение слова «тувалет»
а) комплект дорогой одежды;
б) стол с зеркалом и всеми принадлежностями;
в) набор украшений.
12. Какие сказки ты знаешь?
а) литературные;
б) народные;
в) литературные и народные;
13. Кто написал сказ «Серебряное копытце»?
а) С.Т. Аксаков;
б) В.М. Гаршин;
в) П.П. Бажов;
г) В.Ф. Одоевский
14. Назовите главную мысль «Сказки о потерянном времени»:
а) иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь;
б) настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя;
в) человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
15. Кто является автором рассказа «Главные реки»?
а) В.Ю. Драгунский;
б) Н.Н. Носов;
в) Е.Л. Шварц;
г) В.В. Голявкин.
16. Закончи пословицу «Кто грамоте горазд, тому…»:
а) не пропасть;
б) понадобятся очки;
в) нужно много читать.
17. Где проводил осень композитор Эдвард Григ?
а) на берегу Женевского озера;
б) в лесах около Бергена;
в) на окраине Стокгольма.
18. Какую игру В. Брюсов называет вечерней?
а) прятки;
б) палочка-выручалочка;
в) лото;
г)жмурки.
19. Укажи значение слова «сайма»
а) рыбацкая стоянка;
б) рыбацкая лодка;
в) рыбацкая сеть.
20. М.М. Пришвин «Выскочка». От какого слова произошло имя собаки?
а) от слова «Бия»;
б) от слова «Байкал»;
в) от слова «виться» (она была очень подвижная).
21. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Почему маме-стрижихе было так трудно?
а) она одна кормила детей;
б) у неё было слишком много детей;
в) её норка была расположена в неудачном месте.
22. С.А. Есенин «Лебёдушка». Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?
а) картину заката;
б) картину рассвета;
в) картину жаркого летнего полдня;
г) картину ясной летней ночи.
23. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». О чём говорило количество устриц на хвосте Русалочки?
а) о родовитости;
б) о возрасте;
в) о богатстве.
Ответы к тесту.
1в 2а 3б 4в 5б 6а 7б 8б
9а 10а 11б 12в 13в 14в 15а 16а
17б 18б 19а 20в 21а 22б 23а