Урок во 2 классе на тему: «К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила»
Урок во 2 классе на тему: «К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила»
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила» ; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихи, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины осенней природы.
Оборудование: презентация
Орг. Момент
Речевая разминка.
В осеннее ненастье
Семь погод на дворе:
Сеет, веет, кружит, рвет,
Сверху льет, а снизу метет
- Как вы понимаете пословицу?
- Прочитайте пословицу медленно, скороговоркой, четко проговаривая каждое слово
Проверка домашнего задания.(Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» выразительно)
Работа по теме урока.
- Сегодня мы продолжаем работу с произведениями русских поэтов.
К.Бальмонт. Биография
Родился 4 (16) июня 1867, деревня Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губ. В семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину.
А.Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».
Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, - так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты».Умер 23 декабря 1942, приют «Русский дом» в Нуази-ле-Гран, близ Парижа.
Чтение стихотворения учителем. (либо включить запись )Словарная работа.
Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым и относящимся к семейству брусничных. Высота брусники достигает 30 см
-благовонье – приятный ароматный запах
Анализ стихотворения
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие чувства испытали вы? Какие картины осени представили?
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите строки, которые говорят о настроении поэта?
- О ком можно сказать, «проснется и заплачет»? К кому относит эти слова поэт?
Это одно из средств выразительности. Называется он - олицетворение - это когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета. Глагол, употребленный в переносном значении.
- Найдите в стихотворении олицетворение. ( солнце смеется, осень проснется и заплачет)
- Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?
(Дети читают стихотворение выразительно)
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока
Стихотворение А.Плещеева «Осень наступила»
Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893) – русский поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 года служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать Елена Александровна. Она дала сыну хорошее домашнее образование.
Чтение стихотворения учителем.
Анализ стихотворения
- Какие слова и выражения использует поэт для описания осени?
- Где поэт наблюдает осеннюю картину?
- Как осень изменила всю окружающую природу?
- Какие краски для изображения осени использует автор?
- Что такое озимь? (Озимь – озимый посев, его всходы. Озимый – об однолетних растениях: засеиваемый осенью, зимующий под снегом.)
XIII. Подготовка к выразительному чтению.
- Какое настроение создают картины природы, описанные поэтом?
- Как вы будете читать это стихотворение: громко или тихо, в быстром темпе или неторопливо?
- Возьмите карандаши, и расставьте построчные паузы, потренируйтесь в соблюдении их при чтении. (Составление партитуры текста)
- Прочитайте стихотворение выразительно, предавая настроение.
XIV. Рефлексия.
Выберите фразеологизм, который соответствует вашей работе на уроке.
- работал в поте лица
- ловил мух
- -работал, засучив рукава
- считал ворон
XV. Домашнее задание. Выучить любое стихотворение наизусть