Статья на тему ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ.
Т.В. Звягина
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ.
МАОУ СОШ № 76 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбург Октябрьский район
Аннотация
Современный учитель учитель, владеющий навыками информационных технологий. Электронный портфолио педагога является средством мониторинга профессионального роста учителя, отражающим уровень его компетентности и конкурентоспособности.
Многие учителя, наверняка, не раз задумывались над вопросом: «Зачем педагогу ПОРТФОЛИО?» Попробуем на него ответить, опираясь на одно из определений, употребляемых в педагогической литературе.
Портфолио педагога - это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Исходя из определения, различают 3 вида портфолио. Портфолио развития собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя. Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления развития педагога, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.
Кроме того, портфолио-отчёт может выступать как альтернативная форма оценки профессионализма учителя при аттестации. Содержание его свидетельствует о достижении учителем определённого результата при завершении какого-либо этапа работы.
Третий вид демонстрационный портфолио – это коллекция лучших работ учителя, которая может использоваться для интервью при приёме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.
До недавнего времени, речь шла только лишь о бумажном варианте портфолио, некоей папке достижений педагога. Однако информационные технологии развиваются во многих областях, в том числе в школе. В нашем ОУ документооборот уже несколько лет ведётся в электронном виде. Работая в системе Сетевой город. Образование (СГО), мы использовали один из его ресурсов для создания электронного портфолио педагога.
В 2012 г. педагогическим советом школы было принято положение об электронном портфолио педагога. В данном документе прописана рекомендуемая структура и содержание портфолио. Т.к. нет единой структуры портфолио, описанной в каком-либо нормативном документе, за основу мы взяли структуру системы СГО (портрет, документы, достижения, коллектор, рабочие материалы), увеличив количество разделов, наполнив его таким содержанием, которое бы включало в себя все три вида портфолио, описанных выше. Таким образом, мы дали возможность педагогу использовать данный электронный продукт для реализации различных профессиональных целей.
Разделы портфолио педагога ОУ №76
Портрет. Общие сведения об учителе.
Результаты педагогической деятельности
Повышение квалификации
Научно-методическая деятельность
Внеурочная деятельность
Моё педагогическое кредо
Общественное признание
Общественная деятельность учителя
Электронное портфолио имеет больше преимуществ, чем бумажное, его проще обновлять, дополнять новыми сведениями. Портфолио, созданный средствами различных компьютерных программ, позволяет собирать, хранить электронные документы, фото и видеоматериалы, наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития учителя. Кроме того, в портфолио отводится место для достижений как учителя, так и его учеников.
Автор электронного портфолио через систему СГО определяет права доступа к нему коллег, родителей учеников, администрации нашего ОУ, что в отличие от портфолио педагогов, размещённых в интернете в свободном доступе, позволяет соблюдать закон о защите персональных данных. Очень интересно и полезно, изучать опыт другого человека, своего коллеги, сразу понимаешь, в каком направлении ты сам недостаточно продвигаешься, что можно попробовать перенести в свою практику, чему научиться. Посредством электронной почты СГО можно осуществлять обратную связь, задать вопрос автору, дать совет, оставить отзыв.
Благодаря ведению электронного портфолио учителями, постоянно пополняется школьный банк данных об эффективности профессиональной деятельности педагогов и ее связи с повышением квалификации.
Ещё одним их важных достоинств портфолио является самоутверждение и саморазвитие педагога. Если учитель постоянно систематизирует накопленный материал, анализирует собственную деятельность, проводить диагностику результатов учащихся по разным предметам и годам обучения, обобщает ценный опыт, он сам сможет объективно оценить достигнутые результаты. Портфолио может помочь педагогу увидеть слабые места в своей работе, а также наметить дальнейшие перспективы развития, спланировать деятельность. Преимущество электронного портфолио в том, что он может подвергаться всевозможным изменениям в любое удобное для его обладателя время.
15