Беседа «Наши предки в далеком прошлом»
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида ст. Тацинской
Воспитательское мероприятие по профориентации на тему:
( 5-7 класс).
Разработано воспитателем: Ляженко Е.А.
2013 год.
Как хорошо, когда у человека есть
возможность выбрать себе профессию
не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.
Али Апшерони.
Цели:
развивать умение работать самостоятельно и в группе;
развивать умение планировать и оценивать свою деятельность;
расширить знания детей о мире профессий;
развитие осознанного отношения к своему профессиональному будущему;
обеспечить готовность к профессиональному самоопределению.
Задачи:
создание условий для обогащения представлений воспитанников о мире профессий
развитие творческого потенциала личности
формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению
воспитание коммуникативной культуры
уважения к профессии.
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях,осмысление социального окружения и своего места в нем .
Предварительнаяработа:
Накануне занятия детей просят узнать , где и кем работают их родители; родителям предлагают рассказать детям о своей работе.
Разучивание стихотворения «Моя мечта».
Чтение художественной литературы о профессиях людей,
Рассматриваниеиллюстрацийпотемезанятия.
Проведениесюжетно–ролевыхигрпотеме.
Предлагаются книги–раскраски по теме « Профессии людей».
Ходзанятия.
Психологическая речевая настройка:
(дети встают в круг, берутся за руки вместе с воспитателем).
Добрый день добрый час как я рада видеть вас
Друг на друга посмотрели и тихонечко все сели.
(дети садятся за столы )-Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни человека О чем мечтает наш С.Б . и не слушает меня? Все ребята уже сидят за столами.- Я задумался над темой нашего занятия и вспомнил стихотворения «Моя мечта».
Хочет стать кораблик быстрым кораблем,
Рыжий жеребенок смелым скакуном.
Ручеек мечтает стать большой рекой ,А тропа - дорогой звонкой и прямой.
Я мечтаю тоже
Кем я хочу стать
100 профессий разных я могу назвать.
Кем я в жизни стану?
Стать могу врачом,
Или капитаном или скрипачом
Устремиться к звездам–
Космос изучать,
Я могу хорошим агрономом стать...
-Ребята, вам понравилось это стихотворение? А у вас есть своя мечта?
-Кто-нибудь из вас задумывался о том, как сложится ваша жизнь? Готов ли кто-то из вас уже сейчас сказать, кем бы вы хотели стать в будущем? Конечно, это трудная задача, и что бы её как –то облегчить, я предлагаю вам разгадать кроссворд и выяснить тему нашего занятия, вы готовы? Внимание! Слушаем внимательно и отгадываем загадки разгадывание кроссворда (загадки по усмотрению воспитателя, ключевое слово- «профессии»)
Молодцы, а теперь прочитаем слово, которое получилось в выделенных клетках (профессии) .- Итак, разговор у нас с вами пойдет о профессиях и тема сегодняшнего занятия " Я и мир профессий ".
-Что же такое профессия, как вы думаете (ответы детей ).
-ПРОФЕССИЯ-это основное занятие человека или род трудовой деятельности, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков, опыта.
Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию нужно:
определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии т.е , что я «ХОЧУ».
оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т.п. Или проще сказать - это наше «МОГУ».
узнать какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня «НАДО».
Выводится формула правильного выбора профессии: ХОЧУ+МОГУ+НАДО. (рисуется рисунок)
Например, если ваши мечты ,т.е что я « Хочу» соответствуют вашим способностям, состоянию здоровья или характеру, т.е что я «Могу», а также ваша выбранная профессия пользуется спросом на рынке труда, т.е «Надо», то вот эта золотая середина говорит о том, что вы правильно выбрали ту или иную профессию. Об этом мы с вами будем говорить в старших классах но вам советую сейчас задуматься над и работать над собой, развивать необходимые качества .-Акакиепрофессиивызнаете ?Япомогувамвспомнитькакиебываютпрофессии,авыправильно попытайтесьихназвать.(просмотрвидео)
-Посмотрите,сколькопрофессийвыназвали! Молодцы!
Ачтобынепутатьсявтакомогромномколичестве, ЕАКлимовпредложилквалификацию профессийпопредметутруда ,т.е. счемвзаимодействуетчеловеквпроцессетрудовой деятельностииразделилих на 5 категорий.Сегоднямысвамибудемучитьсяквалифицировать этипрофессии(показываюнадоске 5 категорий )
ПерваякатегорияЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА.
Вэтойгруппечеловектесносвязан с природой. Кнейотносятся такиепрофессиикакплодовод, зоотехник,животновод, доярка, ветеринар.Когдабудетевыбиратьэти профессииважнокаквыотноситеськприродезаботитесьливыорастенияхиживотных .
ВтораякатегорияЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА .Главныйпредметтруда–техническиеобъекты (материалы, машины механизмы).Каквыдумаете, какиепрофессиисюдаотносятся? (ткач ,швея ,шофер ,столяр, слесарьидр.)
Сюдажеотносятсяпрофессиипоремонтумашинизданий, посборкеэлектрооборудования, производствуметаллов, механик, электрик, металлург.
ТретьякатегорияЧЕЛОВЕК-ИССКУСТВО.
Профессииэтойгруппысвязанысизобразительнойдеятельностью музыкальнойлитературной ,художественной,сценической . Акакиепрофессиибудутотноситьсясюда? (артист, композитор, писатель, застройщик, пианино,режиссеридр.)
ЧетвертаякатегорияЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК .Перечислитекакиепрофессииотносятсясюда ? (учитель,воспитатель,продавец, врач, парикмахеридр.)Какимикачествамидолжныобладатьлюди,занятыевэтих профессиях? Устойчивоехорошеенастроениевобщениислюдьми,находитьобщийязыксразными людьми.
ПятаякатегорияЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯСИСТЕМА.
Этопрограммисты, компьютерщики,экономисты,научныеработники,бухгалтераит.д.
Сейчасябудучитатьстихотворения,авыбудетеназыватьккакойкатегорииотноситсяэта профессия. (Учимсяклассифицировать).
Ядо солнышка встаю, корм коровам раздаю ,а когда их подою, .молоком вас напою.
Не стесняйтесь ,приходите ,пейте сколько захотите
вот вам полнаяцебаркаУгощайтесь я ...доярка (Человек-Природа)
1.Правлю я стальным конем,землю я пашу на нем.
Возле Дона острым плугом поднимаю чернозем.
Урахит, в лучах сверкая тихо плещется вода,
а за мной идет без края
черной лентой борозда ,Сею я, траву кошу, сено к фермам подвожу .Конь стальной мой смазан,чист ,знает дело...тракторист(Человек-Техника)
З.Оннеспитдопоздна,сидитзастоломуокна.
Думает,сочиняет,зачеркиваетиснованачинает.
Вот сказка,гдеумныемышки,читаютмышиныекнижки.
Другаяотом, какгорилласмоглапобедитькрокодила
Икаквозвелиудальцы-молодцы ,вдвенадцатигородахдворцы. (ПисательЧеловек-Искусство).
Яхожувхалатебелом,занимаюсьважнымделом.
Простудилисьеслидетки, ядаюглотатьтаблетки,
ставлюградусникиим,
помогаювсембольным,
априслучаяхтяжелых,дажеделаюуколы .
Тутужтерпи,неплач -говоритвамэто... врач(Человек-человек .)
-Скажите, акакимикачествамидолженобладатьчеловек,которыйсобираетсястатьврачом?
Ондолженлюбитьлюдейибытьдобрым, потомучтоделоврача-облегчитьстраданиябольныхиспасти отсмерти.
-Анужноливрачубытьсмелым? Зачем?Врачунужнобытьсмелым,емупервомуприходитсяидтитуда,гдеестьэпидемия.
5.ШОФЕРКтожелаетрассказатьошофере?
6. ШВЕЯЕстьжелающиерассказатьопрофессиишвея?Молодцывсесправились с заданием.
Асейчасфиз.минутка.Вседетивстали.
Потрудились, отдохнем,
встанем, глубоковздохнем,
Рукивстороны, вперед,
влево, вправо, поворот,
Наклониться, прямовстать,
рукивнизи
вверх поднять .Рукиплавноопустили,
всемулыбкиподарили.
Улыбайтесь, смейтесь веселей ,скоро мы свами отправимся в путешествие. К нам в школу пришло вот такое необычное письмо, посмотрим. Здесь приглашают в волшебный город Букваринск и в город мастеров, но сначала нужно выполнить несколько заданий ,справитесь ?
Задание1.Ктотакговорит?
Сейчасябудупроизноситьфразу, авыдолжнывспомнитьисказать:человеккакойпрофессиитак говорит. Заданиепонятно?Слушайте .
-Комудобавки?ПОВАР
-Какойзубвасбеспокоит?СТОМАТОЛОГ
-Большоеспасибозапокупку!ПРОДАВЕЦ.
-Вампосылка, распишитесь .ПОЧТАЛЬОН.
-Вмоюсетьпопаломногорыбы ! РЫБАК-Темасегодняшнегоурока–полезныеископаемые. УЧИТЕЛЬ
-Присаживайтеськакбудемстричься?ПАРИКМАХЕР
2.3акончитеизвестнуюрусскуюпословицу: «Терпенье итрудвсё ...»( показываю).
А. Разотрут.В. Перетрут.
Б. Оботрут.Г. Притрут.
«Откуданевытащишьрыбкубезтруда?»
А. Изаквариума.В. Изморозилки.
Б. Изпруда.Г. Изпеликана.
Какзаканчиваетсяпословица: «Землюкраситсолнце, ачеловека...»?
А. Парикмахер.В. Гримёр.
Б. Маникюрша.Г. Труд.
Асейчасработаемвпараходнапословицанадвоих,ктосправилсясзаданием,поднимаемруки (словадляподсказки- КУЗНЕЦ,ПЛОТНИК,ПОРТНОЙ,ТРАКТОРИСТ, ВРАЧА,ДОЯРКИ, ПОВАР.)
З .Вставьте пропущенную профессию в русские пословицы
Не молот железо куёт, а ... (кузнец), что молотом бьёт
Без топора не ... (плотник), без иглы не ... (портной).
Каков ... (тракторист), таков и трактор.
У ... (врача) лечись, а у умного учись.
У хорошей ... (доярки) корова маслом доится ...
(Повар) с голода не умрёт. Вот и справились со всеми заданиями поздравляю вас !Отправляемся в путь (муз. звучит).
Был на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там, неведаяневзгод,
Оченьславный былнарод:
Хлебосольный,
Незлобивый,
Дружный
Итрудолюбивый.
Я предлагаю вам вспомнить этих замечательных жителей .Я буду показывать букву ,а вы называть слово, которое начинается на эту букву.
А - аптекарь,
Б - бочар,
В - валяльщик,
Г-гончар,
Д – дробильщикздоровенный,
Е - ефрейтор, онвоенный,
Ж - жестянщик-простачок,
3- закройщик-старичок,И – историкбородатый,
К-красильщикфрантоватый,
Л-лудильщик,
М - маляр,
Н - носильщик,
О - овчар,
П - писатель,
Р-радист,
С-сапожник,
Т-турист,
У – бесстрашныйукротитель,
Ф –чудак фотолюбитель,
X - художник-баталист,
Ц– известныйцимбалист,
4- чудесныйчасовщик,
Ш - шофер, большойшутник,
Щ– щенокегоБукетик,
Э - электрик-энергетик,
Ю - юрист
Я – ямщик, а дальше я, это все мои друзья
Вот сколько новых друзей вы приобрели и новых профессий в волшебном городе и вспомнили еще что?- АЛФАВИТ научились называть слова на заданный звук , молодцы. На память вам остались волшебные буквы. Вы можете теперь в любое время отправится в этот волшебный город
(Звучитмузыка)НашепутешествиепродолжаетсямыотправляемсявгородВеселыхмастеров. Жители этого города предлагают вам попробовать свои силы в разных профессиях. Объявляется конкурс.
1.Конкурс:«Быстрые дворники». Желающие есть? Лучшими будут те, кто первым справится с заданием
2.Конкурс: " Забьем и вытащим "-для будущих плотников з .конкурc:
" Будущие повара " –для желающих стать в будущем поварам и предлагается попробовать свои силы в приготовлении самых простейших блюд.—
Подведение итога конкурсов.
- Итак, наше занятие подошло к концу для закрепления знаний предлагаю самостоятельно выполнить очень простой тест постарайтесь определить " Кто чем занимается"? (подчеркните нужную профессию).Молодцы ,очень хорошо . А теперь подведемитогнашегозанятиявыкаждыйсамостоятельноответитенаследующие вопросы и оцените свою работу .
Сегодняназанятии :•Я научился
•Было интересно
•Было трудно
•Заставило задуматься
О чем мы сегодня с вами говорили? К каким категориям их можно отнести? Вы получили информацию о мире профессий? Изучили формулу правильного выбора профессии? Каждый человек должен избрать ту профессию, которая соответствует его природным способностям и наклонностям, тогда он будет работать, как говорится, не за страх, а за совесть. Любимому делу человек отдаёт все силы, всю энергию, все знания, и тогда это дело будет выполняться лучше, отдача будет больше. Мне хочется, чтобы вы сегодня унесли с собой одну мысль: какую бы человек ни выбрал профессию, он должен выполнять свою работу добросовестно, с любовью, ведь хорошая работа приносит людям радость.
Закончить наше занятие хочется такими словами :Профессий много на земле - И каждая - важна
Решай , мой друг, кем быть тебе
Ведь жизнь у нас одна !