Тесты для подготовки к экзамену по русскому языку с ответами ( 9 вариантов)


Вариант 1
(1) …Люда бросила взгляд в зеркальную стену торгового центра, мимо которого проходила. (2) Вот вид сбоку у неё в полном порядке! (3) Одна элегантная французская коса ниже лопаток чего стоит!
(4) Люда завернула за угол торгового центра, быстро пробежалась по асфальтовой дорожке к своему дому и юркнула в подъезд. (5) Открылась дверь соседней квартиры, и оттуда вышел Вова Пономаренко, который учился в параллельном классе.
(6) – Здорово, – весьма невнятно пробубнил Пономаренко, поскольку рот его был занят бутербродом.
(7) – Всё ешь! – вместо приветствия бросила ему Люда и полезла в сумку за ключом.(8) – Скоро в лифт не пролезешь.
(9) – Сколько раз можно говорить, что моя толщина запрограммирована на генном уровне!
(10) – Жрать меньше надо! – довольно грубо заметила ему она и вставила ключ в замок. (11) – Хочешь, диету одну дам?
(12) Вова быстро запихнул в рот бутерброд и кивнул, роняя изо рта себе под ноги крошки белого хлеба.
(13) – Ну-ка быстро жуй! – скомандовала девочка, распахнув дверь в квартиру. (14) – Нечего у нас мусорить!
(15) Пономаренко послушно прожевал, зашёл в коридор и попросил запить.
(16) – Вовка, ты как-нибудь подавишься своими бутербродами, если я не окажусь рядом! – рассмеялась Люда и принесла ему из кухни стакан компота и сложенный пополам листок из тетради в клеточку.
(17) – Да на такой диете в два дня ноги протянешь! – возмутился Пономаренко, прочитав список продуктов, состоящий из двух наименований, и в один глоток осушил стакан.
(18) – Красота, Владимир Сергеевич, требует жертв!
(19) – Ну… (20) Не таких же! (21) Я ещё пожить хочу!
(22) – Да ты, Вовка, со своими отложениями, (23) – Люда чувствительно ущипнула его за жирный бок, – можешь месяц вообще ничего не есть. (24) И не помрёшь!
(25) – До чего же ты, Людка, кровожадная! (26) И чего ко мне цепляешься?
(27) – Больно надо мне к тебе цепляться! (28) Иди, куда шёл, раз диета не нравится. (29) Я обедать буду! (30) И не смотри на меня завидущими глазами!
(31) Они с Людой состояли в близких приятельских отношениях, потому что с рождения жили бок о бок в соседних квартирах. (32) Они лепили куличики в одной песочнице, посещали одну группу детского сада, регулярно ходили друг к другу на дни рождения и даже три первых учебных года провели за одной партой. (33) В пятом классе им пришлось расстаться, потому что все классы их параллели переформировали в другие в зависимости от способностей учащихся. (34) Люда теперь грызла гранит науки в «А» – самом сильном классе с дополнительной физико-математической подготовкой, а Пономаренко – в «Г» – обычном, общеобразовательном. (35) Люда часто решала за Вову задачки по геометрии и физике, примеры по алгебре, помогала с информатикой и даже иногда чертила чертежи. (36) Пономаренко, гуманитарий душой, писал за нее сочинения по литературе, рефераты по истории и иногда переводил английские тексты.
(37) Они были довольны друг другом и считали себя почти родственниками.
(по отрывку из книги С. Лубенец «Классная любовь»)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Люда дала Вовке список продуктов»?
1) Это была диета, а Вовке нужно было похудеть.
2) Она хотела послать его в магазин за покупками.
3) Они собирались вместе готовить обед.
4) Вовка собирался освоить этот кулинарный рецепт.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Люда завернула за угол торгового центра, быстро пробежалась по асфальтовой дорожке к своему дому и юркнула в подъезд.
2) И не смотри на меня завидущими глазами!
3) Они были довольны друг другом и считали себя почти родственниками.
4) – Да на такой диете в два дня ноги протянешь! – возмутился Пономаренко.

4Из предложений 15-16 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «приближение».

5Из предложений 16-17 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях пишется НН.»

6Замените просторечное слово ЖРАТЬ в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7Замените словосочетание ПРИЯТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (предложение 31), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 8.

9Среди предложений 35-37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращениях.
– Да ты, (1) Вовка, (2) со своими отложениями, (3) - Люда чувствительно ущипнула его за жирный бок, (4) – можешь месяц вообще ничего не есть. И не помрёшь! – До чего же ты, (5) Людка, (6) кровожадная!

11Укажите количество грамматических основ в предложении 32. Ответ запишите цифрой.

12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложно предложения, связанными подчинительной связью.
Они лепили куличики в одной песочнице, (1) посещали одну группу детского сада,(2) регулярно ходили друг к другу на дни рождения и даже три первых учебных года провели за одной партой. В пятом классе им пришлось расстаться, (3) потому что все классы их параллели переформировали в другие в зависимости от способностей учащихся.

13Среди предложений 28-32 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 4-7 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Вариант 2
(1) Классная руководительница 9-го «А» с физико-математическим уклоном сидела перед директрисой и очень нервно оправдывалась:
(2) – Ольга Константиновна, не мне вам объяснять, что мои дети – не гуманитарии! (3) Сочинения – это не их профиль! (4) Но они всегда участвуют в олимпиадах и по математике, и по физике, и по химии. (5) И, заметьте, всегда получают кучу дипломов и грамот! (6) А информатика! (7) Уже несколько лет мои дети держат первые места по Петербургу! (8) В этом году, думаю, мы вообще сразим комиссию наповал! (9) Людочка Павлова, такая светлая головка, будущий гений программирования, придумала потрясающую компьютерную игру.
(10) – И тем не менее, Антонина Петровна! – продолжала гнуть свою линию директриса. (11) – Вы же знаете, что негуманитарные вузы в ближайшее время собираются изменить подход к экзамену по русскому и литературе. (12) А 9-й «А» – это наша гордость и надежда! (13) Они должны успевать по всем предметам, и я настоятельно требую, чтобы они приняли участие в школьной олимпиаде по русскому языку и литературе. (14) Вы же в курсе, что городская олимпиада имеет творческую секцию, куда дети представляют свои рассказы, эссе, стихи, наконец! (15) Такие же конкурсы мы предусмотрели и в нашей школе. (16) 8–9-е классы – самый расцвет школьной любви, и я не поверю, что никто в 9-м «А» не пишет о ней стихов!(17) – Скорее писали! (18) Раньше, когда были маленькими. (19) Румянцев ещё в пятом классе родил что-то вроде:
(20) Леденит мальчишью кровьБезответная любовь!
(21) Кажется, так…
(22) – Вот видите!(23)Для пятого класса это почти что Пушкин! (24) И я просто уверена, что сейчас Румянцев может сочинить что-нибудь и получше!
(25) – Ну нет, – усмехнулась руководительница 9-го «А». – (26) Его нынешний жанр – это исключительно объяснительные записки, типа «Почему я плохо веду себя на уроке биологии»!
(27) – Работать надо с детьми, Антонина Петровна! (28) Поговорите с Юлией Владимировной, их учительницей русского! (29) К концу недели вы вместе с ней просто обязаны выявить в 9-м «А» поэтов или прозаиков! (30) Вот, видите, я записываю у себя на календаре, что в следующую среду жду вас с Юлией Владимировной у себя в кабинете со списком учащихся 9-го «А», которые примут участие в олимпиаде по русскому с литературой сначала в школе, а потом и в городе! (31) Идите и работайте!
(32) Антонина Петровна вышла из кабинета директора школы в очень удрученном состоянии. (33) Где взять поэтов с прозаиками, если почти все ее девятиклассники серьезно занимаются математикой… (34) Ну, ладно… (35) Литература может ещё и подождать, по крайней мере сегодня. (36) Сейчас ей, Антонине Петровне, предстоит ещё одно не менее неприятное дело: знакомство с новым учеником Сеймуром Исмаиловым и ввод его в коллектив 9-го «А» класса.
(по отрывку из книги С. Лубенец «Классная любовь»)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Антонина Петровна вышла из кабинета директора школы в очень удрученном состоянии»?
1) Её ученик Румянцев написал стихотворение, которое не понравилось директору школы.
2) Её ученики плохо выступили на олимпиаде по химии.
3) Ей предстояло выявить поэтов и прозаиков в физико-математическом классе.
4) Из-за «расцвета школьной любви» её 9 «А» стал плохо учиться.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) 8–9-е классы – самый расцвет школьной любви, и я не поверю, что никто в 9-м «А» не пишет о ней стихов!
2) Его нынешний жанр – это исключительно объяснительные записки.
3) И я просто уверена, что сейчас Румянцев может сочинить что-нибудь и получше!.
4) Сейчас ей, Антонине Петровне, предстоит ещё одно не менее неприятное дело.

4Из предложений 15-17 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С-, если после неё следует глухой согласный.»

5Из предложений 28-29 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратком страдательном причастии пишется Н».

6Замените слово ПОТРЯСАЮЩУЮ в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7Замените словосочетание КОЛЛЕКТИВ КЛАССА (предложение 36), построенное на основе УПРАВЛЕНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 27.

9Среди предложений 8-11 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
Работать надо с детьми,(1) Антонина Петровна! Поговорите с Юлией Владимировной,(2) их учительницей русского! Вот, (3) видите, (4) я записываю у себя на календаре,(5) что в следующую среду жду вас с Юлией Владимировной у себя в кабинете со списком учащихся 9-го «А»,(6) которые примут участие в олимпиаде по русскому с литературой сначала в школе, (7)а потом и в городе!

11Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

12В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными сочинительной связью.
Они должны успевать по всем предметам,(1) и я настоятельно требую, (2) чтобы они приняли участие в школьной олимпиаде по русскому языку и литературе.

13Среди предложений 13-16 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 15-20 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Вариант 3
(1) С появлением Сеймура Исмаилова в классе моментально запахло влюблённостью, сплетнями и интригами, а Люда Павлова оказалась в самом эпицентре этого завихрения эмоций. (2) Она вдруг стала нужна всем девчонкам сразу, даже Аринка целый день крутилась с ней рядом и явно набивалась чуть ли не в подруги. (3)А как она, Люда, может им всем помочь? (4)Да никак! (5)Исмаилов даже не смотрит в её сторону и молчит.
(6)Она опять решила посмотреть на себя в зеркало. (7)Девица-краса, длинная коса? (8)Какая там краса? (9)Она никогда не понравится Сеймуру Исмаилову. (10)Такие принцы не для неё. (11)Не стоит и мечтать.
(12)Люда включила компьютер и принялась за игру, которую они с Владом Кондратюком собирались выставить на олимпиаду по информатике. (13)Вообще-то игру изобрела она, Люда, но Кондратюк, поднаторевший, как все парни, на компьютерных играх, здорово придумывал всякие препятствия, которые надо было преодолеть герою. (14)Героя, маленького смешного человечка в очках, они назвали Лювликом, соединив первые буквы своих имён с суффиксом – ик. (15)Лювлик, пройдя три уровня, должен был отыскать сокровища, которые представляли собой сундучок с тремя логическими задачами, которые тоже придумала Люда, а Кондратюк усовершенствовал.
(16)Принципиальное отличие этой игры от обычных состояло в том, что все трудности и препятствия, с которыми надо было справиться герою, имели ещё и физико-математическое воплощение. (17)Были в игре задачи и попроще, и посложнее. (18) Одни должны были быть решены в уме, на решение других отводилось до двадцати минут, к третьим прилагалось решение, но надо было найти другой способ.(19)Люда с Владом проверяли первые два уровня на своих одноклассниках. (20)Всем здорово понравилось. (21)Ребята даже соревновались, кто быстрее их пройдет, и вносили в игру свои коррективы. (22)Игра обрастала подробностями, новыми условиями, расширялась, усложнялась, и 9-й «А» уже целых два месяца, прошедших с начала учебного года, жил ею.(23)Люда как раз вносила в компьютер данные новой задачи для Лювлика, когда в дверь позвонили. (24)Она решила, что Пономаренко тащит свою химию, но это оказался не Пономаренко. (25)Впервые за все годы учёбы к ней домой пожаловали целых три одноклассницы: Арина Дробышева, Надя Власова и Муська Чернова.
(26)– Знаешь что, Павлова, – начала Муська, поскольку была самой бойкой, – ты должна нам помочь!
(27)– Вот как? – удивилась Люда. (28)– И чем же?
(29)– Мы решили устроить дискотеку нашего класса, и ты должна уговорить Исмаилова на неё прийти.
(30)– С ума сошли! (31)Как это я его уговорю, когда он со мной не разговаривает?
(32)– Ну, Людмилочка, ты же с ним сидишь! – Дробышева взяла Люду под руку и приблизила к ней свое красивое, ярко накрашенное лицо.
(33)Люда освободилась от руки Арины и решительно сказала:
(34)– Нет. (35)Он меня и слушать не станет!
(36)– А ты всё-таки попробуй, а мы… – начала Надя и осеклась, увидев на экране компьютера Лювлика. (37)– Ты уже на третьем этапе?
(38)Люда кивнула.
(39)– Ой! (40)А можно посмотреть? – пискнула Муська и, не дожидаясь разрешения, бросилась к компьютеру. (41)За ней устремились Арина с Надей.
(42)Всё-таки у девчонок физико-математического 9-го «А» не было за плечами никакого опыта в любовных делах, а компьютерный опыт давил огромной массой и легко отвлекал от всего остального.
(по отрывку из книги С. Лубенец «Классная любовь»)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему героя компьютерной игры звали Лювликом»?
1) Создатели игры, Люда и Владик, соединили первые буквы своих имён с суффиксом -ик.
2) Это имя придумала Муська Чернова.
3) Это имя придумал Вовка Пономаренко.
4) Это было условие олимпиадного задания.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Героя, маленького смешного человечка в очках, они назвали Лювликом.
2) – Ну, Людмилочка, ты же с ним сидишь! – Дробышева взяла Люду под руку и приблизила к ней свое красивое, ярко накрашенное лицо.
3) С появлением Сеймура Исмаилова в классе моментально запахло влюбленностью, сплетнями и интригами, а Люда Павлова оказалась в самом эпицентре этого завихрения эмоций.
4) Девица-краса, длинная коса?

4Из предложений 12-13 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением, близким к значению приставки ПЕРЕ-.
5Из предложений 6-9 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительных с основой на Н, пишется НН.»

6Замените разговорное слово ЗДОРОВО в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7Замените словосочетание ДОМОЙ ПОЖАЛОВАЛИ (предложение 25), построенное на основе ПРИМЫКАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 41.

9Среди предложений 12-15 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

10В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
– Знаешь что,(1) Павлова, (2) – начала Муська, (3) поскольку была самой бойкой, (4) – ты должна нам помочь!

11Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.

12В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Вообще-то игру изобрела она,(1) Люда, (2) но Кондратюк, (3) поднаторевший,(4) как все парни, (5) на компьютерных играх, (6) здорово придумывал всякие препятствия,(7) которые надо было преодолеть герою.

13Среди предложений 16-19 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 10-13 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Вариант 4
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1) Саша Белов был девятнадцатым ребенком в семье мелкопоместного шляхтича из Тульской губернии. (2)Беловы были живучи, и только четырех детей прибрал господь, а остальные женились, вышли замуж и расселились по соседству с родительской усадьбой. (3) Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.
(4) Отец Саши, Федор Пахомыч Белов, служил когда-то в пехотных полках сержантом, а в отставку вышел по обычаю того времени в офицерском чине. (5) Человек он был простой, добрый и кроткий. (6) Любимая супруга его умерла родами, произведя на свет последнего, Сашеньку, и он один остался опорой многочисленного семейства.
(7) Беловы еле сводили концы с концами. (8) Дети, зятья, внуки, словно состязаясь в настырности, без конца делили отцовскую пенсию, усадьбу, тридцать душ крепостных и даже нехитрый скарб родительского дома. (9) Желание помочь многочисленной родне вынудили Федора Пахомыча заняться делом, казалось бы, вовсе ему не свойственным, - он начал писать письма, и этот эпистолярный труд скоро стал главным занятием в его жизни.
(10) "Всемилостивый граф, отец и благодетель! (11) Всенижайше прошу Вашего сиятельства простить мне, убогому, в моем дерзновении засвидетельствовать должное почтение и преданность мою..."- писал он важным адресатам, с коими состоял ранее в однополчанах. (12) Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.(13) Вряд ли нуждались сиятельные адресаты в изъявлении почтения убогого тульского помещика, но писем было написано так много, что обильный посев стал давать плоды и ретивый корреспондент начал потихоньку распихивать детей и внуков по полкам и учебным заведениям.
(14) Черновиками его, письмами, ответами были забиты до отказа два сундука, а Федор Пахомыч все писал и писал, уже не из рачения о потомстве, а находя невинную радость в таком общении с миром.
(15) По неведомой протекции был устроен в навигацкую школу и Саша. (16) Отец так и не понял толком, куда и зачем едет его младший отпрыск. (17) Вместе с тощим кошельком и родительским благословением он выдал сыну пухлую книжицу, исписанную фамилиями и адресами. (18)"В них помощь найдешь", - были последние напутственные слова родителя. (19) Кроме книжки, Саша получил пачку рекомендательных писем.(20) Он с сомнением отнесся к родительскому дару, но по прибытии в Москву решил проверить некоторые из адресов, вооружился рекомендательными письмами и отправился с визитами.
(21) Саша имел приятную наружность, при этом был общителен и уверен в себе, и, хотя родительский дом не дал ему подобающего воспитания, сметливость, умение перенять и бойкий нрав, данные ему от природы, легко восполнили пробелы образования. (22) Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно.
2 вопрос: «Зачем Фёдор Пахомыч Белов начал писать так много писем важным адресатам?»
Он любил писать письма.
Он хотел устроить судьбы своих детей.
Ему нечего было делать.
Он писал письма только богатым родственникам, чтобы попросить денег в долг.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Беловы еле сводили концы с концами.
Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.
Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.
Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно.

4Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С-, если после неё следует глухой согласный.»

5Из предложений 16-17 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН.»

6Замените устаревшее слово СКАРБ в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7Замените словосочетание С РОДИТЕЛЬСКОЙ УСАДЬБОЙ (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 15.

9Среди предложений 16-19 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Желание помочь многочисленной родне вынудили Федора Пахомыча заняться делом, (1) казалось бы, (2) вовсе ему не свойственным, (3) - он начал писать письма, (4) и этот эпистолярный труд скоро стал главным занятием в его жизни.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.

12В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными подчинительной связью.
Всенижайше прошу Вашего сиятельства простить мне, (1) убогому, (2) в моем дерзновении засвидетельствовать должное почтение и преданность мою..."- писал он важным адресатам, (3) с коими состоял ранее в однополчанах.

13Среди предложений 12-14 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 20-22 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Вариант 5
(1)На пути из Африки в Южную Америку глубокой ночью, когда судно плыло в открытом океане, на невольничьем судне «Пандора» внезапно вспыхнул пожар. (2)Потушить его не удалось. (3)В поднявшейся спешке и панике стали спускать на воду гребные суда. (4)На «Пандоре» их было три. (5)Но катер оказался непригодным, а баркас от свалившейся на него сверху бочки получил пробоину и затонул. (6)В исправности оставалась одна гичка, и, воспользовавшись темнотой, капитан вместе со своим помощником и четырьмя матросами тайком сели в неё и сбежали.
(7) Остальные матросы – их было около тридцати человек – успели соорудить большой плот. (8) Не прошло и нескольких секунд после того, как они отвалили от горящего судна, а пламя уже добралось до бочки с порохом и страшный взрыв потряс корабль, довершив катастрофу.
(9)Несчастные невольники до последней минуты оставались запертыми за решётками люков, наглухо прибитых к палубе брусьями. (10)Они бы там и погибли, задохнувшись в дыму или сгорев заживо среди пылающих досок, если бы среди покидавших корабль не нашлась одна милосердная душа. (11) Это был юноша, почти подросток. (12) Орудуя топором, он сбил один за другим запоры этой плавучей тюрьмы и помог страдальцам-неграм выбраться наружу.
(13) Увы! (14) Им суждено было спастись от пламени только для того, чтобы погибнуть в чёрной пучине океана.
(15) Минут через десять после взрыва от всех пятисот негров, насильственно увезённых из родных мест, на поверхности океана не осталось ни одного! (16) Не умевшие плавать сразу пошли ко дну, а умевших пожрали акулы: океан вокруг так и кишел ими.
(17) После этого трагического события прошло несколько дней. (18)Теперь нетрудно догадаться, что это были за люди, о которых говорилось ранее. (19)Волей случая они оказались на одной параллели и плывут сейчас одни за другими, разделённые лишь несколькими десятками миль.
(20)Небольшая лодка, плывшая на запад, – это та самая гичка, которую захватили свирепый капитан «Пандоры» и его не менее свирепый помощник. (21)С ними – плотник и три матроса, которым они разрешили, предательски бросив остальных, бежать вместе с собой. (22)Темнота помогла им в этом. (23)Однако как ни быстро они гребли, до них ещё успели донестись те бешеные проклятия и угрозы, которые посылали им вслед обманутые спутники. (24)Последние и плывут сейчас на большом плоту. (25)Ещё двое, самый отважный матрос Бен Брас и юнга Вильям, отважились довериться третьему, утлому судну, такому жалкому, что, кажется, поднимись только ветер покрепче, и он разнесёт его вдребезги, а пассажиров отправит ко дну. (26)Но, к счастью, почти все время после гибели судна на океане царил полный штиль.
(по книге М. Рида «Затерянные в океане»)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем юноша сбивал запоры с решёток люков?»
1) Он хотел выбраться на свободу.
2) Он хотел выпустить запертых рабов и дать им хотя бы шанс на спасение.
3) Он выполнял приказ капитана невольничьего судна.
4) Ему приказал Бен Брас.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) На пути из Африки в Южную Америку глубокой ночью, когда судно плыло в открытом океане, на невольничьем судне «Пандора» внезапно вспыхнул пожар.
2) Темнота помогла им в этом.
3) Не умевшие плавать сразу пошли ко дну, а умевших пожрали акулы: океан вокруг так и кишел ими.
4) Волей случая они оказались на одной параллели и плывут сейчас одни за другими, разделённые лишь несколькими десятками миль.

4Из предложения 18-19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется звонкостью последующего согласного звука.

5Из предложений 15-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется НН».

6Замените разговорное слово «пожрали» из предложения 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7Замените словосочетание «в пучине океана» (предложение 14), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 3.

9Среди предложений 7-9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Ещё двое,(1) самый отважный матрос Бен Брас и юнга Вильям,(2) отважились довериться третьему, (3)утлому судну, (4)такому жалкому, (5) что, (6) кажется, (7) поднимись только ветер покрепче, (8) и он разнесет его вдребезги, (9) а пассажиров отправит ко дну.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой.

12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Не умевшие плавать сразу пошли ко дну, (1) а умевших пожрали акулы: океан вокруг так и кишел ими. Теперь нетрудно догадаться, (2) что это были за люди,(3) о которых говорилось ранее.

13Среди предложений 16-19 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 6-9 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Вариант 6
(1) Летучая рыба, столь чудесно попавшаяся к двум смертельно голодным, затерянным в океане людям, – общеизвестная обитательница жарких широт Атлантического океана. (2)Спинка и бока у нее были голубовато-стального цвета, брюшко – оливкового, отливающего серебристо-белым, а крупные плавники-крылья – пыльно-серого оттенка. (3)Пойманная рыба была сравнительно крупным экземпляром – длиной в фут и почти в фунт весом. (4)Что и говорить, двум таким изголодавшимся людям её хватило, что называется, на один зуб. (5)Но все-таки немножко она их подкрепила.
(6)Надо ли даже упоминать о том, что съели они её сырой. (7)Конечно, при других обстоятельствах они сочли бы это тяжёлым испытанием, но сейчас им даже в голову не пришло разбирать, сырая она или варёная. (8)Она им показалась настоящим деликатесом, и они только пожалели, что им досталось так мало. (9)Но вот пришла новая беда. (10)Теперь, когда они слегка заморили червячка, жажда, которая и без того изрядно их мучила, ещё усилилась. (11)Может быть, виновата в том была рыба с ее солоноватыми соками, но только не прошло и нескольких минут после того, как они её съели, а жажда стала уже нестерпимой. (12)Переносить сильную жажду всегда и везде очень тяжело. (13)Но нигде она не бывает так мучительна, как в море. (14)Самый вид обилия воды, которую нельзя пить, потому что ею так же невозможно утолить жажду, как и сухим песком в пустыне, непосредственная близость этой водной стихии скорее распаляют жажду, чем облегчают её. (15)Стоит только взять в рот немножко этой горьковато-солёной влаги, как слюнные железы моментально пересыхают и всю внутренность начинает жечь с удвоенной силой.
(16)Бен Брас хорошо знал это и раз или два, когда юнга, зачерпнув ладонью немного морской воды, подносил её к губам, чтобы выпить, матрос уговаривал его не делать этого, потому что это только усилит мучения. (17)Обнаружив у себя в кармане свинцовую пулю, Брас дал её мальчику, посоветовав взять в рот и сосать. (18)Это, учил его Бен, усилит выделение слюны, и рот не будет так пересыхать. (19)Конечно, это жажды не утолило, но стало как будто легче терпеть.
(20)Сам Бен приложил топор лезвием к губам и, то прижимая язык к железу, то покусывая его, пытался добиться такого же результата.
(21)Но всё это служило только жалкими средствами уменьшить страшную жажду, которая вытеснила у них все мысли, все чувства – и весёлые и грустные.
(22)Из этого настроения его внезапно вывело одно обстоятельство, на которое юнга, хотя и заметивший его, не обратил никакого внимания. (23)Неведомо откуда вдруг взявшаяся туча закрыла солнце – только и всего.
(24)«Что это его так удивило?» – подумал Вильям, увидев, как поразило его товарища это незначительное явление. (25)Действительно, Бен Брас, заметив тучу, вскочил и жадно уставился на небо. (26)Лицо его преобразилось. (27)Глаза, в которых только что читалось одно мрачное отчаяние, заблестели надеждой. (28)Поистине, туча, омрачившая лик солнца, произвела, казалось, прямо противоположное действие на лицо матроса. 2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Бен Брас дал юнге свинцовую пулю и посоветовал сосать её во рту?»
1) Бен считал, что это развлечёт мальчика.
2) Бен считал, что юнга будет молчать и не будет просить еды.
3) Бен считал, что это усилит выделение слюны и рот не будет так пересыхать.
4) Бен считал, что так юнга быстрее уснёт.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Летучая рыба, столь чудесно попавшаяся к двум смертельно голодным, затерянным в океане людям, – общеизвестная обитательница жарких широт Атлантического океана.
2) Теперь, когда они слегка заморили червячка, жажда, которая и без того изрядно их мучила, ещё усилилась.
3) Переносить сильную жажду всегда и везде очень тяжело.
4) Сам Бен приложил топор лезвием к губам и, то прижимая язык к железу, то покусывая его, пытался добиться такого же результата.

4Из предложения 14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется тем, что после неё следует глухой согласный?

5Из предложений 3-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии пишется НН».

6Замените книжное слово «изрядно» из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7Замените словосочетание «свинцовая пуля» (предложение 17), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 12.

9Среди предложений 25-28 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятые при вводном слове.
Надо ли даже упоминать о том, (1) что съели они её сырой. Конечно,(2) при других обстоятельствах они сочли бы это тяжёлым испытанием, (3)но сейчас им даже в голову не пришло разбирать, сырая она или вареная.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.

12В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Может быть,(1) виновата в том была рыба с её солоноватыми соками,(2) но только не прошло и нескольких минут после того, (3) как они её съели, (4) а жажда стала уже нестерпимой.

13Среди предложений 12-15 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 9-11 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Вариант 7
(1) Не дружит Витька со своей старшей сестрой Кирой. (2)Дружбы не получается. (3)Неужели у всех такие сёстры?(4) Витька пробовал иногда слушаться её, но дружба всё равно не наладилась.
(5) Сейчас Витька сидит на широкой, изрезанной ножом скамье, как раз против избы, и думает: «Кто виноват в этом?»
(6) Если Витька сделает что-нибудь хорошее, Кира хвалит его с оглядкой. (7)Но коль уж он провинился, громко, чтобы вся улица услышала, кричит:
— (8)Это мог сделать только ты!.. (9)Это нечеловечно!
(10) Витьке надоели поучения. (11)Он забирается до первых сумерек в Каменистик. (12)Это глубокий овраг с крутыми глинистыми боками. (13)По каменистому дну его течёт чистый ниточка-ручеёк…
(14)Витька смело пробирается через живую стену зарослей ольхи и лозняка. (15)На дне оврага он садится на обросший мохом камень. (16) Из-под камня выскакивает ручеёк. (17)Витька задумчиво слушает задиристое его бормотание. (18)Оно переплетается с еле уловимым шелестом травы.
(19) Витька знает все места тут наперечёт. (20)Сколько гнёзд упрятали в зарослях птицы… (21) И какие они…
(22) Витька осторожно раздвигает отяжелевшие под росой ветви орешника. (23)Он ищет хитро скрытые там гнёзда.
(24) Сорвавшись однажды со стены Каменистика в кустарник, он расцарапал себе нос и разорвал штаны. (25)А когда пришёл домой, Кира снова закричала на всю улицу, что это нечеловечно и что она пожалуется наконец отцу.
(26) И она пожаловалась.
(27) Тот, попыхивая трубкой в подпалённые усы, пообещал Витьку выдрать, а хворостинку выломать из тополька на огороде.
(28) …Витька с жалостью глядит на тополёк, который растёт в конце огорода. (29)Он тоненький ещё и слабый. (30) Сломать его нельзя, скажут — нарочно всё это сделал.
(31) Тогда он отыскал под верандой старую ржавую лопату, выкопал тополёк и перенёс его в соседний огород. (32)Тополёк принялся. (33) Даже листья не завяли. (34)Но Кира всё-таки заметила, что тополька нет. (35)И подняла шум…
(36) Вечер уже брался в полную силу.
(37)Витька крика не слышал: он был в Каменистике. (38)А когда выбрался оттуда, то ещё издали увидел суетящуюся возле свежевырытой ямы Киру. (39)Она размахивала длинными руками и что-то показывала отцу.
(40)Домой идти Витька не решался — выдерут. (41)Но в Каменистике всю ночь сидеть тоже страшно. (42)И Витька пошёл домой: будь что будет.
(43)Но, странное дело, отец почему-то не ругался. (44)Глаза у отца с хмуринкой, а лицо по-прежнему доброе. (45)И Витька понял, что порки не будет.
(46)Кира стояла возле ямы и ругала его:
(47)— Это мог сделать только ты… (48)Это нечеловечно…(49)А Витьку захлёстывала обида: какая разница, где будет расти тополёк! (50)Важно, чтобы он остался живой.
(Г. Я. Шмань)
2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему отец не наказал Витьку?»
1) Отец очень устал после работы.
2) Кира защитила брата.
3) Отец понял, что Кира, а не Витька пересадила тополёк на соседний огород.
4) Отец понял, что для Витьки главное, чтобы не погиб тополёк.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Это глубокий овраг с крутыми глинистыми боками.
2) Из-под камня выскакивает ручеёк.
3) Витька задумчиво слушает задиристое его бормотание.
4) Тогда он отыскал под верандой старую ржавую лопату, выкопал тополёк и перенёс его в соседний огород.

4Из предложений 22-24 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

5Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется НН».

6Замените разговорное слово «выдерут» из предложения 40 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7Замените словосочетание «зарослей ольхи» (предложение 14), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 27.

9Среди предложений 24-28 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

10В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но,(1) странное дело, (2) отец почему-то не ругался. Глаза у отца с хмуринкой, (3) а лицо по-прежнему доброе. И Витька понял, (4) что порки не будет.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.

12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Витька пробовал иногда слушаться её, (1) но дружба всё равно не наладилась. Сейчас Витька сидит на широкой, (2) изрезанной ножом скамье, (3) как раз против избы, (4) и думает: «Кто виноват в этом?»

13Среди предложений 19-25 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 28-34 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Вариант 8
1)Целый час папа воспитывал меня. (2)В который раз он уже повторял:
(3)– В твоём возрасте я был серьёзнее!..
(4)И тут что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло. (5)Когда дым рассеялся, рядом со мной стоял мальчик в коротких штанишках. (6)Его коленки были исцарапаны, воротник рубашки наполовину оторван, а под левым глазом светился здоровенный синяк.
(7)– Ты кто такой?! – удивился я.
(8)Он зашмыгал носом, а потом сказал:
(9)– Я твой папа. (10)Только… в твоём возрасте.
(11)– Ну и ну! – сказал я. (12)И ещё раз осмотрел его с ног до головы. (13)– А ты в моём возрасте был меньше меня.
(14)– Конечно, – согласился мальчик-папа. (15)– Мы с мамой тебя в спортивную школу устроили. (16)Ты работаешь над своим развитием. (17)А я просто во дворе болтался…
(18)– Зато у тебя синяк отличный! – сказал я с завистью.
(19)– А-а-а… – махнул он рукой. (20)– Дал тут одному по шеям.
(21)– Пойдём погуляем? – предложил я.
(22)– Ура! – закричал мальчик-папа и рванул на улицу.
(23)Когда я вышел из подъезда, он уже сидел на дереве и махал мне оттуда рукой.
(24)– Ты же запрещаешь мне лазать по деревьям, – сказал я.
(25)– Да ла-а-адно, – протянул он. (26) – Главное, чтоб мама нас не застукала.
(27)Я забрался к нему, и мы стали качаться на сучке. (28)Потом сучок обломился, и мы упали вниз. (29)Папа первый, а я второй. (30)Прямо на него.
(31)– А ты тяжёлый, – сказал он, вылезая из-под меня. (32)– Давай поборемся?
(33)И мы стали бороться. (34)Боролись мы совсем недолго. (35)Потому что я папу сразу поборол.
(36)– У меня просто настроения нет бороться, – сказал он грустно.
(37)– Да ла-а-адно, – протянул я. (38)– Не огорчайся. (39)В другой раз ты меня поборешь.
(40)– Ты только маме не рассказывай, – попросил он, – что победил меня.
(41)– Ты тоже не жалуйся, – попросил я. (42) – Ведь я тебе воротник рубашки совсем оторвал.
(43)– Пустяки! – сказал папа и швырнул воротник в мусорную кучу. (44)– Если мы будем держаться друг друга, то в этой жизни не пропадём.
(45)И тут кто-то окликнул нас из подворотни.
(46)– Эй, пацаны! Ну-ка, быстро сюда!
(47)Там стояли двое взрослых, лет по тринадцать, парня. (48)Когда мы подошли к ним, они сказали:
(49)– По двадцать копеек, салаги! (50)Быстро!
(51)Я похлопал себя по карманам и сказал:
(52)– У меня нет денег…
(53)– А ты попрыгай! (54)Может, зазвенит, – приказал, ухмыляясь, один парень.
(55)Тут мой папа нахмурился, пригнул голову и с криком «А-а-а!» ударил этого парня головой в живот. (56)Это был здоровский удар. (57)Я такого от папы не ожидал. (58)Парень тот сразу кубарем покатился.(59)А я в этот момент на другого набросился. (60)Двинул ему разок!
(61)В общем, они убежали от нас на другую сторону улицы и завопили:
(62)– Ну, салаги, держитесь! (63)Сейчас мы своих парней приведём!
(64)Они не соврали. (65)И привели ещё пятерых парней. (66) Нас стали окружать со всех сторон.
(67)– Держись, сынок! – сказал мне мальчик-папа. (68)– Сейчас нам придётся туго.
(69)Они уже начали нас бить, когда во дворе появилась наша мама. (70)Их тут же как ветром сдуло. (71)Мама едва успела им нашлёпать.(72)Потом она отвела меня и мальчика-папу к нам домой, помазала царапины йодом и напоила киселём.(73)Только мама вышла из кухни, а папа говорит:
(74)– Мы с тобой вдвоём, конечно, сила. (75)Ну, а втроём с мамой – вообще о-го-го! (76)Давай держаться втроём?(77)– А ты не будешь больше говорить, что в моём возрасте был серьёзнее, и воспитывать меня по два часа?(78)Мальчик-папа посмотрел на свои царапины, синяки, изорванную рубашку, вздохнул и пообещал:
(79)– Не буду!
(80)Мы пожали друг другу руки. (81)Тут опять что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло. (82) Когда дым рассеялся, передо мной снова стоял взрослый папа.(О. Кургузов*)
2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Для чего автор превращает взрослого человека в ребёнка?»
1) Автор стремится убедить читателей в том, что взрослые всегда правы.
2) Автор стремится показать, что родители должны воспитывать детей на собственном примере.
3) Автору важно передать мысль о том, что родители и их дети должны понимать друг друга и помогать во всём, не обманывать.
4) Автор показывает таким образом, что папа был в детстве гораздо серьёзнее своего сына.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) – В твоём возрасте я был серьёзнее!..
2) – Ведь я тебе воротник рубашки совсем оторвал.
3) Нас стали окружать со всех сторон.
4) Их тут же как ветром сдуло.

4Из предложений 51-55 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполное действие».

5Из предложений 77-82 выпишите глагол, в котором правописание безударного суффикса обусловлено конечным гласным основы неопределённой формы.

6Замените разговорное слово «болтался» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7Замените словосочетание «сказал с завистью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 66.

9Среди предложений 46-49 найдите предложение с обособленным несогласованным определением. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
– А ты попрыгай! Может, (1) зазвенит,(2)– приказал,(3) ухмыляясь,(4) один парень. Тут мой папа нахмурился,(5) пригнул голову и с криком «А-а-а!» ударил этого парня головой в живот.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
И тут что-то тренькнуло, (1) грохнуло, (2) зашипело и вспыхнуло. Когда дым рассеялся, (3) рядом со мной стоял мальчик в коротких штанишках. Его коленки были исцарапаны, (4) воротник рубашки наполовину оторван, (5) а под левым глазом светился здоровенный синяк.

13Среди предложений 23, 44, 48, 69, 77 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 4-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Вариант 9
(1) Её звали Людой. (2) Имя было скользкое и хрусткое, как льдинка или карамелька. (3) А ещё оно в нынешние времена было довольно экзотичным, потому что девчонок вокруг звали Оксанами, Полинами, Анастасиями и Дарьями. (4) Она считала, что имя ей не подходило: Людмила должна быть худенькой и ломкой, как сосулька, а её фигура напоминала песочные часы, с весьма утяжелённой нижней половиной. (5) А вы только попробуйте представить себе такую Людмилу, спасённую Русланом. (6) Не получается? (7) То-то и оно! (8) Под такой и богатырский конь дрогнет! (9) Одно приятно – Черномор не позарится!(10) Конечно, Люда пыталась бороться с этим «пышным недостатком». (11) Она перепробовала всяческие диеты: яблочно-творожную, овощную, геркулесовую и даже такую, которая включала в себя одну лишь минеральную воду. (12) Ну и что вы думаете? (13) Она худела. (14) Только отнюдь не в проблемном месте. (15) С тонкой длинной шеей и поникшими от строгих диет плечами она напоминала себе уже не песочные часы, а унылый немодный бабушкин графин, в котором та держала лечебную серебряную воду. (16) Ей бы жить в каком-нибудь восемнадцатом веке, когда женщины носили платья, утягивающие талию и с огромными пышными юбками на каркасе из китового уса.
(17) Конечно, Люда ходит в джинсах. (18) Без этого сейчас никак. (19) В юбках она выглядит ещё хуже… (20) Сверху джинсов она всегда вынуждена надевать длинную спортивную куртку свободного покроя или объёмные удлинённые джемпера со свитерами. (21) Люда чаще всего носила кроссовки. (22) Даже на дискотеки, куда её одноклассницы являлись разряженными в пух и перья, она приходила в туфлях на низком каблуке и всё в тех же длинных блузках, только вместо джинсов надевала шёлковые чёрные брюки. (23) Стоит ли говорить, что на медленные танцы её никто и никогда не приглашал?
(24) Людмила пыталась уверить себя в том, что всё дело именно в её отвратительной фигуре, но, когда прямо перед её носом Муська Чернова висла на Павлике Румянцеве или Игоре Одинцове, Люде волей-неволей приходилось искать в себе и другие изъяны. (25) Муська Чернова была довольно-таки толстой девчонкой, но носила обтягивающие бежевые джинсы, и на дискотеки она приходила в короткой, кислотно-малинового цвета майке, из-под которой на джинсы вываливался сливочно-жёлтый пухлый живот. (26) На всяческие развлекательные мероприятия, на которых девчонки хотят выглядеть особенно красивыми, танкоподобную Муську обычно носили сумасшедшей высоты каблуки. (27) Люда терялась в догадках, почему Чернова, имея такое немодное тело, оставалась необыкновенно жизнерадостной, почему она дружила со всеми парнями в классе и никогда не стояла у стеночки на дискотеках. (28) Люда иногда представляла себя в Муськином прикиде и понимала, что никогда не сможет так вырядиться. (29) Всё-таки у нее со вкусом все в порядке. (30) Лучше выглядеть скромно и серо, чем по-клоунски смешно.
(по отрывку из книги С. Лубенец «Классная любовь»)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Люда считала, что ей не подходит её имя»?
1) Она считала его немодным.
2) Людмила в её понимании должна быть худенькой и ломкой, как сосулька, а её фигура напоминала песочные часы, с весьма утяжелённой нижней половиной.
3) Она хотела распространённое имя: Оксана, Полина, Анастасия или Дарья.
4) Людмила считала, что из-за имени на неё не обращают внимания мальчики.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Имя было скользкое и хрусткое, как льдинка или карамелька.
2) Под такой и богатырский конь дрогнет!
3) Стоит ли говорить, что на медленные танцы её никто и никогда не приглашал?
4) Люда иногда представляла себя в Муськином прикиде и понимала, что никогда не сможет так вырядиться.

4Из предложений 26-27 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется звонкостью последующего согласного.

5Из предложений 19-20 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких страдательных причастиях пишется Н.»

6Замените книжное слово ИЗЪЯНЫ в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7Замените словосочетание ШЁЛКОВЫЕ БРЮКИ (предложение 22), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 10.

9Среди предложений 4-9 найдите предложение с обособленным распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Конечно, (1) Люда пыталась бороться с этим «пышным недостатком». Она перепробовала всяческие диеты: яблочно-творожную,(2) овощную, (3) геркулесовую и даже такую, (4) которая включала в себя одну лишь минеральную воду.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Даже на дискотеки, (1) куда её одноклассницы являлись разряженными в пух и перья, (2) она приходила в туфлях на низком каблуке и всё в тех же длинных блузках, (3) только вместо джинсов надевала шёлковые чёрные брюки. Стоит ли говорить,(4) что на медленные танцы ее никто и никогда не приглашал?

13Среди предложений 26-30 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответы
Вариант 1
2 1
3 4
4 Принесла
5 Сложенный
6 Есть
7 Отношения приятелей
8 Не пролезешь
9 36
10 1256
11 1
12 3
13 28
14 5
Вариант 2
2 3
3 1
4 Расцвет
5 Обязаны
6 Отличную, прекрасную
7 Классный коллектив
8 Работать надо
9 9
10 1
11 2
12 1
13 14
14 16
Вариант 3
2 1
3 3
4 Преодолеть
5 Длинная
6 Очень
7 В дом пожаловали
8 Устремились Арина с Надей
9 14
10 12
11 3
12 2
13 16
14 13
Вариант 4
2 2
3 1
4 Расселились
5 Исписанную
6 Имущество
7 Усадьба родителей
8 Был устроен Саша
9 17
10 12
11 3
12 3
13 13
14 21
Вариант 5
2 2
3 1
4 Разделённые
5 Увезённых
6 Поели,съели7 В океанской пучине, океанская пучина
8 Стали спускать
9 8
10 67
11 3
12 1
13 18
14 8
Вариант 6
2 3
3 2
4 Распаляют
5 Пойманная
6 Сильно, очень
7 Пуля из свинца
8 Тяжело переносить
9 25
10 2
11 5
12 24
13 15
14 11
Вариант 7
2 4
3 3
4 Расцарапал
5 Изрезанной
6 Накажут, побьют
7 Ольховых зарослей
8 Тот пообещал
9 2427
10 12
11 3
12 1
13 25
14 30
Вариант 8
2 3
3 4
4 Пригнул
5 Рассеялся
6 Ходил, слонялся, бездельничал, гулял
7 Сказал завистливо
8 Стали окружать
9 47
10 1
11 3
12 3
13 44
14 6
Вариант 9
2 2
3 1
4 Развлекательные
5 Вынуждена
6 Недостатки
7 Брюки из шёлка
8 Люда пыталась бороться
9 5
10 1
11 2
12 124
13 27
14 4