Элективный курс по биологии 10 класс Почему мы не похожи друг на друга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шаталовская средняя школа
Починковский район
Смоленская область
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО
___________/_________________/
ФИО
Протокол №___ от «___» ______________2015г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МБОУ Шаталовская СШ
_____________/__Мамичева И.С._/
ФИО
Приказ № _____ от «____»___________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Почему мы не похожи друг на друга?»
10 класс
учителя биологии
Ворониной Галины Николаевны
(высшая категория)
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
Класс 10.
Учитель: Воронина Галина Николаевна
Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе Сборника программ элективных курсов Биология 10класс. Предпрофильная подготовка, Издательство « Учитель» Волгоград, 2008 год.
Изучение закономерностей изменчивости и изменчивости является теоретической базой селекции, здравоохранения, генной инженерии, биотехнологии.
Цели курса:
Показать приоритет экологических ценностей над материальными;
- уметь использовать знания в ситуациях поиска идеала нравственно и физически здорового человека;
- создать условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области генетики.
Задачи курса:
Учащиеся должны уметь характеризовать:
- модификационную, мутационную и комбинативную изменчивость;
- норму реакции;
- значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа;
- значение мутаций в эволюции, генетике, медицине и экологической безопасности населения.
Уметь сравнивать:
- точки зрения разных ученых;
- виды мутаций;
- формы естественного отбора;
- качественные и количественные признаки.
Решать генетические задачи.
Содержание программы
№
Название темы
Срок прохождения
1.
Введение (1 час)
Ошеломляющее разнообразие жизни. Значение многообразия в природе. Основные формы изменчивости.
2.
3.
4.
5.
6.
Виды изменчивости (5 часов).
Комбинативная изменчивость: источники, значение для эволюции.
Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации.
Нейтральные мутации. Генеративные и соматические мутации.
Полулетальные и летальные мутации.
Основные положения мутационной теории.
7.
8.
9.
Причины возникновения и искусственное получение мутаций (3 часа).
Естественный мутационный процесс. Мутагенные факторы среды.
Экспериментальное получение мутаций. Работы И.А.Раппопорта, В.В. Сахарова и др.
Охрана людей от действия мутагенов.
10.
11.
12.
Изменчивость при обмене генетической информацией (3 часа)
Мобильные генетические элементы. Свойства мобильных генетических элементов.
Способы перемещения. Трансдукция. Трансформация.
Использование мобильных генетических элементов в генной инженерии.
13.
14.
15.
Генетическая изменчивость в природных популяциях (3 часа).
Популяция. Генофонд. Частоты генов и генотипов.
Изучение генетической изменчивости. Изучение хромосомного полиморфизма.
Уровень гетерозиготности природных популяций. Работы С.С.Четверикова.
16.
17.
18.
Принцип популяционного равновесия. Закон Харди – Вайнберга (3 часа)
Виды скрещиваний. Закон Харди – Вайнберга.
Популяционное равновесие и пол. Биологический смысл закона.
Решение задач.
19.
20.
21.
Изоляция (3часа)
Первичная изоляция.
Вторичная изоляция.
Изолирующие механизмы. Популяционные волны и дрейф генов.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Естественный отбор (8 часов).
Борьба за существование. Виды борьбы за существование.
Определение и общая характеристика естественного отбора.
Непостоянство вектора естественного отбора.
Естественный отбор в лабораторном опыте.
Движущая форма естественного отбора (условия, механизм действия, результат).
Стабилизирующая форма естественного отбора (условия, механизм действия, результат).
Дизруптивная форма естественного отбора (условия, механизм действия, результат).
Творческая роль естественного отбора.
30.
31.
Миграции (2часа).
Закономерности миграций аллелей.
Миграции аллелей в человеческих популяциях. Значение миграций аллелей.
32.
33.
34.
Модификационная изменчивость (3часа).
Качественные и количественные признаки. Влияние условий среды на качественные и количественные признаки.
Здоровье как норма реакции на окружающую среду.
Модификационная изменчивость, ее статистические закономерности. Вариационный ряд и вариационная кривая. Подведение итогов курса.
Литература для учащихся:
1. Анастасова Л.П. «Самостоятельные работы учащихся по общей биологии». М., Просвещение, 1989
2. Атраментова Л.А. «Генетика человека в школьном курсе общей биологии». Журнал «Биология в школе» № 5 ,1993
3. Берклинблит М.Б. и др. «Почти 200 задач по генетике». М., Мирос, 1992
Литература для учителя:
1. Дампилова В.Б. «Основы генетики». Биология, 2003
2. Дубинин Н.П. «Горизонты генетики». М., Просвещение, 1970
3. Соколовская Б.Х. «120 задач по генетике». М., Центр РСПЦ, 1991
4. Сысоев Т.Н. «Генетика человека». «Биология», 2002
5. Титова В.И. «Решение задач по генетике с использованием законов Г.Менделя». «Биология», 2004
15