Страница моего портфолиоКритерий 1. Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
Карташова Л.И., воспитатель, 1 категория
Страница моего портфолио
Критерий 1. Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
1.1. Показатель «Результативность реализации программы воспитательной работы»
С момента начала моей работы в школе-интернате определился спектр деятельности, в ходе которого стало необходимым разработать систему мероприятий с привлечением узких специалистов (логопеда, психолога, педагога по пространственной ориентировке).
В межаттестационный период воспитательная работа велась с группой детей 10-13 лет (12 человек) – 5 девочек и 7 мальчиков, из них 3 — тотально слепые, которые на стартовом этапе принимались с различными психо-социально-физиологическими особенностями:
4 – с задержкой психического развития (33%);
5 – человек работали по индивидуальной образовательной программе (42%);
5 – воспитанников – тотально слепые (42%);
2 – слабовидящие, которым рекомендовано обучение по системе Брайля;
5 – слабовидящие;
3 – воспитанника из неполных семей;
1 – сирота (детский дом, г. Биробиджан);
50% воспитанников — иногородние,
3– имели индивидуальный уровень развития и особенности детей (таблица 1 в Приложении1).
Как видим, состав детей сложен и разнообразен. Для обоснования выбранных направлений работы в программе воспитания были проведены диагностические замеры, результаты которых представлены в таблицах 2-4. Прогнозируемые результаты достижений воспитанников в ходе реализации программы воспитательной работы по критериям и показателям эффективности, предусмотренным данной программой представлены в приложении 2, таблица 5.
Результативность достижения воспитанников в области коммуникации и межличностного взаимодействия (воспитанники 4 вида нарушения) разрабатывалась на заседании методического объединения воспитателей в 2011году.
Таблица 2
Результаты и достижения воспитанников в области коммуникации и
межличностного взаимодействия (воспитанники 4 вида нарушения)
Группа слабовидящих воспитанников Умение начать беседу Умение включиться в диалог Умение работать в группе Бесконфликтное общение
2011 - 2012 2,5 2,3 3 2,8
2012 - 2013 3 3,5 3,7 3,8
2013 -2014 3,5 3,7 3,9 3,9
Как видим, по 4-балльной системе оценивания, ребята за три года набрали значительные результаты. Наиболее высокие показатели просматриваются в последний учебный год, но наиболее сложным стал второй год обучения, где воспитанники преодолели самые сложные периоды коррекции и развития навыков общения, коммуникативной деятельности: случались отказы от диалогов, испытывали большие сложности в ситуациях, которые требовали монолога – обоснования, рассказа, пересказа и т.п. На этом этапе пришлось провести корректировку индивидуальных воспитательных планов детей и сделать больший акцент на мероприятиях (доверительные беседы, вечера при настольной лампе) обсуждениями, разговорами, спорами, презентациями. Данный вид работы позволил преодолеть самые сложные периоды в формирующихся компетенциях детей и достичь хороших результатов.
Таблица 3
Результаты и достижения воспитанников в области коммуникации и
межличностного взаимодействия
(воспитанники с рекомендацией обучения по системе Брайля)
Группа слабовидящих (рекомендован брайль) Умение начать беседу Умение включиться в диалог Умение работать в группе Бесконфликтное общение
2011 - 2012 2, 2,1 2,7 2,5
2012 - 2013 2,5 3,0 3,5 3,5
2013 -2014 3,5 3,5 3,6 3,9
У данной категории воспитанников, как показывает практика, коммуникативная составляющая слаба, осложнения связаны с особенностями развития детей. Поэтому стало необходимым показать достижения данной группы детей в отдельности. Отметим, что в период работы с данной группой, неоднократно приходилось изменять планы и останавливаться на отдельных качественных характеристиках личности: уверенность, настойчивость, ответственность, упрямство. В результате были достигнуты высокие показатели в межличностном взаимодействии.
Таблица 4
Результаты и достижения воспитанников в области коммуникации и
межличностного взаимодействия
(тотально слепые воспитанники)
Группа тотально слепых Умение начать беседу Умение включиться в диалог Умение работать в группе Бесконфликтное общение
2011 - 2012 2,0 2,0 2,4 2,3
2012 - 2013 2,3 2,9 3,0 3,3
2013 -2014 3,5 3,3 3,4 3,4
Еще большие сложности в коммуникативных навыках и межличностном взаимодействии испытывают тотально слепые воспитанники. В таблице показаны результаты, имеющие положительную динамику в области коммуникативных отношений, как требует их развитие.
Примечание: результаты определялись по следующим диагностическим показателям
Оценка критерия «Умение начать беседу» в баллах
2балла - сложно начать беседу самостоятельно с оппонентами, поддерживает беседу односложными предложениями
3балла - беседу поддерживает, самостоятельно не может пояснять свою цель, организовывает её достижение с посторонней помощью.
4балла - самостоятельно ставит цель, может пояснять свою цель, организовывает и включается активно в разговор.
Оценка критерия «Умение включиться в диалог» в баллах
2 балла – обоснованно не может включиться в диалог, не может отстоять свою точку зрения.
3 балла – обоснованно включается в диалог, умеет вести диалог, но не может закончить свою мысль.
4 балла - обоснованно включается в диалог, умеет вести диалог, может закончить свою мысль.
Оценка критерия «Умение работать в группе» в баллах
2 балла – позиция «наблюдателя», не активен.
3 балла – выполняет поручения группы, безынициативен.
4 балла – роль «лидера», организует деятельность, может организовать всю группу.
Оценка критерия «бесконфликтное общение» в баллах
2 балла - Как правило, не может аргументировано отстоять или гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага.
3 балла - Не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию или аргументировано отстаивать ее.
4 балла - Обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости или аргументировано отстаивать ее
Для проведения данной оценки применялись методы наблюдения, беседы, экспертного сравнения (воспитатели, учителя, родители, сверстники).
Рис. 1. Динамика результатов коммуникативной активности детей обследуемой группы в сравнении по подгруппам (тотально слепые, обучающиеся по системе Брайля, слабовидящие)
Из табличных данных и рисунка 1 видна положительная динамика результатов коммуникативной активности обучающихся. Для понимания достижений результатов воспитательной работы в программе были обозначены планируемые результаты и показатели их результативности (таблица 6). В таблице обозначены ключевые компетенции, которые важны для ребенка как представителя социального общества, но и актуальны для формирования внутренней картины мира, Я-концепции, качеств личности и нравственной составляющей. Для меня, как воспитателя, сопровождающего ребенка по жизни (в период обучения в интернате), стало значимым обозначить эти компетенции для себя, своей работы. А с детьми характеристики компетенций неоднократно обсуждались, оценивались, проверялись в сравнении (на жизненных, художественных и реальных для воспитанника ситуациях). Представляю вашему обозрению таблицу 5 (см. Приложение 2). Прогнозируемые результаты достижений воспитанников в ходе реализации программы воспитательной работы по критериям и показателям эффективности, предусмотренным данной программой
Достижение запланированного с большей степени стало затруднительным в части формирования детьми критичности и адекватного отношения к самому себе, собственному состоянию и будущим перспективам. Рис. 2 позволяет увидеть остановку в данных параметрах в первой половине работы с детьми.
Рис. 2. Динамика изменений показателей по компетенциям личностного самосовершенствования
Положительная динамика с отдельными воспитанниками достигалась лишь на пути установления понимания и сотрудничества, через доверительные беседы, ситуационные обсуждения и обыгрывания.
Моя воспитательная работа направлена на формирование у учащихся следующих компетенций, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям, а именно:
– учебно-познавательная компетенция – совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обуславливают познавательную активность при осуществлении речевой деятельности.
–коммуникативная компетенция – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых школьнику для общения с людьми и со своими сверстниками. В процессе общения, школьники обмениваются между собой представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, и в каждом процессе общения в единстве представлены и деятельность, и общение, и познание.
–социально-культурная компетенция представляет собой осознанную целостную систему включения детей в практико-ориентированную воспитательную среду и взаимодействие детей с объектами культуры.
–жизненная компетенция – формируется на протяжении всей деятельности обучения и проживания учащихся в школе – интернате.
Под компетенцией следует понимать совокупность личностных качеств ученика (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для того, чтобы продуктивно действовать в социуме.
Таблица 6
Ключевые компетенции воспитанников
Учебный год Учебно-познавательная компетенция Коммуникативная Социально - культурная Личностное становление Жизненная компетенция
2011 г 3,1 3,3 3,2 3,5 3,6
2012 г 3,5 3,6 3,6 3,8 3,9
2013 г 3,8 3,8 3,8 3,9 4,2
2014 г 4,3 3,9 4,5 4 4,5
Диагностика показывает, что уровень воспитанности с 2011 по 2014 учебный год по всем показателям повысился, а значит, намечена положительная динамика уровня сформированности ключевых компетенций. Из табличных данных видно, что динамика ключевых компетенций положительная.
Особо хочется описать достижение результатов социально-культурной компетенции. Именно она стала ключевой направляющей в работе воспитателя, программе воспитательной работы. Изначально было сложно для себя спрогнозировать высокий результативный показатель, т.к. дети имеют не только физические патологии, но и психические, обусловленные социальными факторами (характеристика детей, п. 1.1). Но в ходе работы выяснилось, что мною правильно были спрогнозированы результаты достижений воспитанников.