Разработка урока по изобразительному искусству по IV разделу «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» Программа: Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд», I класс
Разработка урока по изобразительному искусству по IV разделу
«Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу»
Программа: Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд», I класс
Тема: «Чаепитие у Мухи-Цокотухи».
Автор: учитель изобразительного искусства Белова Елена Викторовна
Цель: - формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 1 класса в предметной области «Изобразительное искусство и художественный труд» по теме: «Чаепитие у Мухи-Цокотухи».
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
развитие наблюдательности, восхищения природными формами;
развитие умения организовывать самостоятельную творческую деятельность и выбирать средства для реализации художественного замысла;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт;
развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях;
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
обогащать коммуникативные и деятельностные компетенции художественно-эстетическим содержанием;
формировать способности оценивать результаты собственной и коллективной творческой деятельности;
осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
формировать умение создавать изображения насекомых и их украшения;
развивать наблюдательность и творческое воображение при рассматривании природных форм;
совершенствовать умения работать различными художественными материалами в разных техниках (графика, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
совершенствование навыков изображения на плоскости по памяти, представлению и воображению;
овладение практическими умениями и навыками использования ИКТ в художественно-творческой деятельности.
Материально-техническое оснащение урока:
У каждого учащегося:
- учебник Л.А.Неменской «Искусство и ты»;
- ученические нетбуки с установленной программой «Арт-рейдж»;
- фломастеры
- клей;
У каждой пары:
- комплект заготовок «Насекомые» с загадками;
- справочный материал «Примеры орнаментов».
Для всего класса:
- Основа будущего панно (большой цветок - стол с самоваром, чашками, угощением);
- Основа скатерти для праздничного стола Мухи-Цокотухи;
- На учительском столе: скатерть, настоящий самовар, чашки, баранки, конфетки.
- Три куклы – мастера: Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки.
Технологическая карта урока.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1 мин. Организационный
момент.
Эмоциональный настрой на урок.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке изобразительного искусства, в необычном кабинете, где рождаются ваши первые шедевры. Ведь в каждом из вас живёт художник, маленький мастер, который любит изображать что-либо, строить и украшать. 2 мин. Введение в тему урока
Обобщение ответов детей. А на уроках нам всегда помогают три мастера.
- Как их зовут?
Их портреты мы можем видеть и в нашем учебнике «Искусство и ты».
Откроем учебник на странице №93. Вот их портреты. Со страниц учебника мастера задают нам вопросы. Попробуем ответить на них (дети отвечают на вопросы).
Мы выяснили с вами, что работу Мастеров можно увидеть и дома, и в школе, и на улицах нашего города. В основном, наши Мастера работают вместе. Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу. Они составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всём, что он создал. Дети отвечают на вопросы (Это Мастера Изображения, Украшения и Постройки).
Дети рассматривают портреты трёх Мастеров и отвечают на вопросы учебника стр. 93. Личностные УУД.
Развитие умения работать с информацией.
Формирование интереса к чтению.
Коммуникатив
ные УУД.
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания
2 мин. Выход на тему урока. Завязка в общей драматургии урока. Мастера учат нас внимательно смотреть, думать, фантазировать и творить, как настоящие художники. Вот и сегодня они приглашают вас в сказку. А некоторых героев этой сказки мы можем видеть на странице 97. Здесь коллективная детская работа.
- Что изображено на панно?
- А какую же вы знаете сказку, героями которой тоже являются насекомые? Рассматривание коллективной детской работы.
Отвечают на вопросы (фронтально).
- Изображено весеннее дерево с различными насекомыми: жучками, паучками, божьими коровками.
- «Муха-Цокотуха». Регулятивные УУД.
Развитие умения
осмысливать полученную информацию
2
мин. Элемент театрализации
К нам пришла главная героиня этой сказки Муха-Цокотуха. Выходит девочка, изображающая Муху-цокотуху.
Пошла Муха на базар и купила самовар.
- Что такое самовар?
Показ самовара и краткое доступное объяснение его назначения Девочка читает отрывок из произведения К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»
(«Муха-Муха-Цокотуха, позолоченое брюхо. Муха по полю пошла… и купила самовар…» (начало)
Фронтальные ответы детей.
Познавательные УУД.
Учатся понимать информацию, представленную в разных формах
1 мин. Сообщение темы урока.
- Что было после покупки Мухой самовара?
Мы тоже не откажемся от такого приглашения и побываем в гостях у Мухи-Цокотухи на чаепитии. - Муха пригласила всех на именины, в гости, попить чаю, повеселиться Метапредмет
ные результаты обучения
Освоение форм познавательной и личностной рефлексии
1 мин. Целеполагание. Попробуем создать коллективное панно «Чаепитие у Мухи–Цокотухи».
Метапредмет
ные результаты обучения
Развитие умения принимать и сохранять цель и учебные задачи совместной деятельности.
10 мин. Этапы творческой деятельности Но сначала поможем Мухе выбрать красивую скатерть для чаепития. Создадим для Мухи образцы тканей разных цветов и оттенков. Сотворчество учителя и учащихся -Как это можно сделать очень быстро?
Выбор ведущего (по усмотрению учителя) Слушаем ведущего художника по тканям.
Вы рисуете ткань на нетбуках инструментами программы «Арт-рейдж», а я попробую то же самое сделать привычными материалами: затонирую лист гуашью, нанесу узоры.
Ответы детей: на нетбуках в программе «Арт – рейдж».
Отдельный ученик вслух проговаривает этапы работы на нетбуке:
открываем программу, выбираем инструмент, цвет, оттенки, покрываем плоскость, добавляем узоры.
Самостоятельная работа учащихся на нетбуках.
Личностные УУД.
Овладение практическими умениями и навыками использования
ИКТ в художественно-творческой деятельности.
2 мин. Подведение итогов данного этапа Итак, мы изобразили ткань, украсили её. Думаю, все образцы Мухе понравились, по ним можно изготовить настоящую ткань, нашить скатерти. Ведь именно так и бывает в жизни: эскиз ткани разрабатывает художник, а потом по эскизу на текстильных фабриках создают материал, из которого шьют и рубашки, и платья, и постельное бельё, и скатерти.
-Какими мастерами вы сейчас были? Ответы детей. Метапредмет
ные УУД
Формирование способности оценивать результаты собственной творческой деятельности;
1 мин. Физкультминутка А Муха уже накрыла стол и приглашает гостей. Мы уже идём, только немного настроимся на праздник, разомнёмся. ( Закрываем нетбуки).
Разминка.
На опушке, на ромашке
жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
низко-низко наклоняюсь.
Садимся за столы. Дети под стихотворение
машут руками, изображая крылья, делают движения согнутыми в локтях руками, наклоны в стороны, вперёд.
Личностные УУД.
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
10
мин. Развитие драматургии урока.
А гости нашей Мухи сейчас спрятались в своих домиках (это прозрачные файлы). Они на ваших столах.
- Какие же это насекомые? Ключик – записка с загадкой, читаем её, отгадываем и открываем домики. Там вы увидите заготовки насекомых, их надо собрать и склеить. Дети читают и разгадывают вслух загадки про насекомых и приступают к практической работе: собирают и склеивают заготовки насекомых – гостей Мухи-Цокотухи.
Работа в статичных парах
( с соседом по парте).
Коммуникатив
ные УУД Формирование умения работать в парах, распределять роли и функции совместной деятельности.
2 мин. Подведение итогов данного этапа и определение следующих творческих задач. Покажите ваших букашек-таракашек.
Что-то они не нарядные, не праздничные.
- Что же нам предпринять, ведь они идут в гости, им хочется быть красивыми?
Давайте придумаем нашим букашкам-таракашкам узоры на спинках и крылышках. Можете воспользоваться образцами узоров Показ детьми склееных насекомых учителю и друг другу.
Ответы детей: надо их нарядить в красивые одежды, то есть украсить узорами.
Дети украшают заготовки узорами. Личностные УДД.
Совершенствование умений работать различными художественными материалами в разных техниках (графика, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование).
4 мин. Оформление коллективного панно Теперь гости Мухи-Цокотухи в красивых нарядах и готовы идти к ней на чаепитие.
Пожалуйте к столу.
Как много гостей собралось у Мухи! Нынче Муха-Цокотуха – именинница! Все её поздравляют, но и она для каждого может сказать доброе слово и даже стихи рада про своих гостей услышать. Послушаем и мы.
Дети приносят своих насекомых. Отдельные учащиеся помогают учителю приклеивать законченные работы детей на основное панно.
Ребята читают отрывки из произведения Чуковского «Муха-Цокотуха».
«Муха-Цокотуха» угощает ребят сладостями с праздничного стола. Регулятивные УУД.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт;
Совместное обсуждение законченной коллективной работы.
- Какие Мастера помогали в создании панно? Все три Мастера работали вместе. 2 мин.Подведение итогов урока - Что удалось выполнить на уроке?
- Какое настроение у вас после завершения панно?
Если всё получилось и вы довольны результатом, поднимите ярко-зелёный листочек, лежащий на парте, если, что-то не получилось и вы разочарованы – коричневый.
Листочки дополняют панно.
Видим, что зелёных листочков больше, чем коричневых, значит, урок понравился, и вы довольны своими успехами.
Ответы детей.
Самооценка по результатам творческой деятельности.
Взаимооценка. Регулятивные УУД
Формирование умения оценивать свою и чужую деятельность.
Организация взаимодействия на уроке.
Планируемый результат деятельности:
Создание нескольких панно, раскрывающих совместную работу трёх Мастеров (Изображения, Украшения и Постройки) для украшения класса.