Выступление на конкурсе «Технология проблемного обучения, как эффективное средство подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Первомайская средняя общеобразовательная школа
_______________________________________________________________
457441 Челябинская область, Агаповский район, п.Первомайский, ул.Центральная 37
Тел: 8(35140) 91-2-33 е-mail: Pervomayka-edu@ yandeх.ruВыступление на районном конкурсе «Учитель года – 2010»

«Технология проблемного обучения, как эффективное средство подготовки учащихся
к успешной сдаче ЕГЭ»






Содержание работы:
№ разделы страницы
4 План обобщения опыта
Актуальность выбора технологии проблемного обучения для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Понятие «проблемное обучение», цели проблемного обучения.
Структурно-логические этапы процесса решения проблемных задач.
Способы решения проблемных задач (таблица способов решения проблемных задач)
Классификация проблемных задач в содержании курса химии и эффективные способы их решения (таблица проблемных задач и эффективные способы их решения для подготовки к ЕГЭ)
Система уроков с проблемными задачами и способы их решения.
1-18
Выводы.
19
Используемая литература.
20

Здравствуйте!
Меня зовут Бородина Людмила Николаевна. Вот уже 15 лет я работаю учителем химии в Муниципальном общеобразовательном учреждении Первомайская средняя общеобразовательная школа. В 2007 году прошла аттестацию на первую квалификационную категорию. Преподаю химию с 8-11 класс Недельная нагрузка: в 8,9 классах – 2 часа в неделю, в 10,11 классах – 1 час. Веду элективный курс «Химия в быту» в 9 классе, «Органическая химия и здоровье людей» в 10 классе, химический кружок «Алхимик» в 8 классе, а также клуб «ЗОЖ» для учащихся 7,8 классов.
Актуальность выбора технологии проблемного обучения для подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена.
В современной России в условиях относительной либерализации системы образования получили возможность своего развития и воплощения на практике различные педагогические технологии, концепции и методы обучения. Часть из них пришла из западной системы образования, часть – соответствует сравнительно старым российским идеям в области образования (например, основы концепции свободного воспитания были заложены Л. Н. Толстым, а педагогики сотрудничества – еще К. Д.Ушинским) или сравнительно новым концепциям, разработанным или доработанным советскими и современными российскими учеными (концепция развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, обогащающая модель обучения Э. Г. Гельфмана и М. А. Холодной, технология укрупнения дидактических единиц П. М. Эрдниева и Б. П. Эрдниева и мн. др.). Появились возможности для реализации на практике и проблемного обучения.
Государственная политика в области образования направлена на развитие личности школьника, поэтому передо мной стоит задача так организовать свой учебный процесс, чтобы учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса получения и применения информации. Для достижения этой цели я выбрала технологию проблемного обучения, как эффективное средство для успешной сдачи ЕГЭ, которая, на мой взгляд, позволяет создавать ситуацию успеха, благоприятствует развитию у школьников мыслительных процессов, повышает осознанность восприятия информации, формирует интерес и положительную мотивацию к учению, а также выбор предмета в качестве экзамена и приобретения профессии, связанной с химией. «Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский…» (Г. К. Селевко «Современные педагогические технологии»). В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали:
Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин,
М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и другие.
Как известно, «учебная проблема», «проблемная ситуация» - основные понятия современной теории проблемного обучения, что убедительно доказано в исследованиях И. Я. Лернера, М. И. Махмутова,
А. М. Матюшкина, В. А. Крутецкого, Л. М. Фридман и других ученых. Они считают, что именно учебная проблема, логически завершая создаваемую на уроке проблемную ситуацию, связывает ее с содержанием предметного обучения. В теории М. И. Махмутова проблемное обучение представляет собой «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».
2. Понятие «проблемное обучение», цели проблемного обучения.
Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.
Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В. Оконь, 1975).
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей
(Г. К. Селевко, 1998).
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:
сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений
и навыков;
достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно
в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. (Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина «Психологический справочник учителя», г. Москва, «Просвещение» 1991 г., стр244 – 245).
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: групповая.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: проблемная.
По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.
По категории обучающихся: массовая, все категории.
Целевые ориентации
• Приобретение ЗУН.
• Усвоение способов самостоятельной деятельности.
• Развитие познавательных и творческих способностей.
Концептуальные положения (по Д. Дьюи)
• Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
• Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
• Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности
в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
• Условиями успешности обучения являются:
- проблематизация учебного материала (знания – дети удивления и любопытства);
- активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом:
Имитационные игры.
Операционные игры.
Исполнение ролей.
В своей работе применяю тестовые задания для успешной сдачи ЕГЭ.
Тестовая диагностика результатов проблемного обучения должна обеспечивать выявление уровней системности, интегрированности мышления, его практической направленности. Поскольку проблемное обучение не терпит заучивания, схоластики, то и тестовые задания должны нести в себе акцент проблемности. Приведу примеры тестовых заданий, отвечающих данным требованиям. В инструкции для учащегося указывается, что тестовые задания имеют два или четыре ответа, среди которых может быть любое число правильных ответов (даже ни одного). Такая конструкция тестового задания позволяет избежать «узнавания» правильного ответа, что характерно для заданий с одним правильным ответом и несколькими дистракторами. Произвольное количество правильных ответов привлекательно тем, что вынуждает учащегося анализировать все представленные ответы. Кроме того, сохраняется приемлемая для практической диагностики вероятность случайного выбора абсолютно правильного ответа – один вариант из четырех возможных.
Например: тест 8 класса:
I. Даны некоторые химические знаки, названия химических элементов, произношение символов:
А) эс; ж) сера;
Б)кремний; з) Сu;
В) Мn; и) С;
Г) купрум; к) силициум;
Д) углерод; л) марганец;
Е) Fe; м) железо.
К каждому слову или знаку, записанному ниже под номерами 1 – 6, подберите два недостающих из приведенного выше списка так, чтобы получилась триада: химический знак – название химического элемента – произношение в формуле. Ответ запишите в таком виде: 1- з, г; 2 б, к и.т.д.
1. Медь, 2 Si, 3) Феррум , 4) S, 5) Цэ 6) Марганец
II. Даны химические формулы:
а) Mn О ,б) 2Cl2 ,в) Fe, г) 4Н д)3SО3, е) Аg N O3 , ж) 2Н2 О, з) МgСl2,
и) 2Н2.
Выполните задания 1 – 8, подобрав один или несколько правильных ответов под буквами а – и.
Найдите обозначение двух молекул хлора, четырех отдельных атомов водорода.
Какая запись читается «магний-хлор-два»?
Выберите формулы простых веществ.
Выберите формулы веществ только с индексом «1».
Выберите формулы сложных веществ с коэффициентом «1» перед ними.
Найдите формулы веществ, образованных химическими элементами побочных подгрупп Периодической системы Д.И. Менделеева.
Найдите формулы веществ, образованных химическими элементами третьего периода.
Определите сложное вещество, относительная молекулярная масса которого 170 а.е.м.
3. Структурно-логические этапы процесса решения проблемных задач.
При постановке и решении учебных проблем выделяют пять обязательных этапов:
1. Актуализация опорных знаний и способов действий. Сущность данного этапа заключается в подготовке учащихся к восприятию и осознанию создаваемой учителем проблемной ситуации, а также в определении того исходного минимума знаний и умений (внутрипредметных и межпредметных), который необходим для познания нового. Типичным вариантом реализации данного этапа на уроке является организация фронтальной беседы с применением необходимых для этого средств наглядности.
2.Создание проблемной ситуации. Это один из самых сложных этапов процесса постановки и решения учебной проблемы. Учитель ставит учащихся в такую ситуацию, при которой они осознают недостаточность знаний и способов действий, актуализированных на предыдущем этапе. Тем самым на уроке реализуется противоречие (являющееся основой проблемной ситуации) между уже известной и еще не известной учащимся информацией. Для создания проблемной ситуации чаще всего проводится проблемно-поисковая беседа с использованием различных средств наглядности (в обучении химии часто применяют различные виды эксперимента). Независимо от того, какие формы, методы и средства обучения будут использованы учителем для создания проблемной ситуации, они должны побудить учащихся к высказыванию своих точек зрения, обмену идеями, суждениями.
3. Постановка учебной проблемы. Данный этап является логическим завершением созданной на уроке проблемной ситуации. Учитель формулирует учебную проблему в той или иной форме, которая определяет направление дальнейшего поиска.
4. Решение учебной проблемы. Сущность этого этапа заключается в организации деятельности учащихся и управлении ходом решения поставленной учебной проблемы. Процесс поиска складывается из выдвижения гипотезы, т.е. обоснованного предположения, построения плана проверки гипотезы, собственно проверки гипотезы и формулирования окончательного решения проблемы.
5. Доказательство и применение найденного решения. На данном этапе, как правило, школьникам предлагается какое-либо задание, выполнение которого позволит убедиться в истинности новых знаний и способов действий, а также применить их на практике для решения конкретных учебно-познавательных задач (аналогичных решенной или новых, нестандартных) [3,4]. Например: технологическая карта к уроку в 10 классе
Технологическая карта учителя к теме «Качественные реакции в органической и неорганической химии». 10 класс
Время Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1
мин Организационный момент Приветствую учеников
Здравствуйте ребята. Садитесь. Приветствуют учителя
4 мин
Мотивация.
Актуализация знаний (яркое пятно)
( создание проблемной ситуации)

Постановка учебной проблемы.
Инновационный способ решения проблемной задачи.

Актуализация опорных знаний.
Знаете ли вы, что ресурсные возможности нашего организма неограниченны, и мы можем прожить
не 50, 90 и даже не 100 лет, а намного больше! На ваш взгляд. Что мешает нам продлить свою жизнь?
Да, действительно качество продукции влияет
на наше здоровье.
А как определить качество продукции? Вот сегодня мы с помощью химического практикума будем искать ответ на данный вопрос.
Тема урока: «Идентификация неорганических
и органических соединений»
Приложение 1 Слайд №1
План урока. Приложение 1 Слайд №2
1. Лабораторные опыты
2. Экскурсия в виртуальную лабораторию.
3. Тест.
4. Экскурсия на рынок.
5. Подведение итогов урока.
Вопросы на повторение
приложение 1слайд №№5,6
1. Дайте определение «качественные реакции это …»
2. Как называются реактивы с помощью, которых можно определять вещества? – индикаторы.
3. А чем отличаются качественные реакции в неорганической химии от качественных реакций
в органической химии?
4. С помощью, каких признаков мы можем определить, что произошла химическая реакция? Назовите: их 5. Вредные привычки, гиподинамия, экологические проблемы, стрессы, некачественные продукты.
2 ученика работают у доски с уравнениями реакций.
Реакции, с помощью которых распознают определенные вещества, называют качественными.
В неорганической химии качественные реакции проводят на определение ионов в водных растворах, а в органической химии происходит разрыв химических связей и присоединение веществ индикаторов.
15 мин Лабораторные опыты.
Исследовательс-кий метод.
Наглядный метод
Диск «Виртуальная лаборатория» Итак, мы приступаем с вами к проведению химического практикума. Приложение слайд №7
Перед вами лежит лист бумаги. Давайте его рассмотрим. Учитель объясняет, как работать
с картой. Приложение 2
План работы: Приложение слайд № 8
Знакомитесь с опытом по карте.
Проводите опыт (сливаете растворы).
Наблюдаете, что происходит.
Записываете в карту в раздел: признаки химической реакции.
Готовите сообщение для других учащихся, чтобы они записали ваше наблюдение в свою карту.
Показываю три опыта.
- качественная реакция на кратные связи
- реакция «серебряного зеркала»
- определение многоатомных спиртов Ученики выполняют свой опыт и делают запись
Технологическая карта.
Записывают признак реакции
Записывают результат в карту
4 мин Результат опытов
Повторяем.
Решение учебной проблемы 10 опытов приложение 1 слайд 9,10
1 опыт: определение катиона водорода в водной среде
2 опыт: определение аниона гидроксогруппы в водной среде
3 опыт: определение катиона меди (II)
4 опыт: определение катиона железа (II)
5 опыт: определение карбонат анион
6 опыт определение катиона бария
7 опыт определение крахмала
8 опыт: определение непредельных соединений
9 опыт: определение альдегидов
10 опыт: определение многоатомных спиртов (глицерин)
А теперь назовите признаки химических реакций. Делятся своими наблюдениями
Изменение цвета,
Выпадение осадка,
Выделение газа,
Запах,
Выделение света и тепла.
3 мин
Тесты
(Рефлексия)
Сейчас вы выполните тест для закрепления полученных знаний. Ответ в слайде № 14
Приложение 3
Вариант 1 Выполняют тест
Дают ответ
Фруктоза (другое название мед)
Оценивают себя.
1 Выводы
Доказательство и применение найденного решения.
Выставление оценок. Подведение итогов работы Давайте подведем итог
1. Как можно определить качество продукции?
2. Какие признаки позволяют увидеть качественную реакцию?
Вывод: вы научились проводить качественные реакции. Материал, который мы рассмотрели, поможет вам при подготовке к ЕГЭ справиться с качественными задачами по определению неорганических и органических веществ.
Качественный анализ веществ в химии- важная тема. Знание данного вопроса помогает не только химикам, но и биологам, экологам, фармацевтам, эпидемиологам, работникам пищевой промышленности. А вот как в жизни вы можете, применить знания Я приглашаю вас на рынок. Здесь я приобрела самый ценный и полезный продукт мед, помогите мне определить среди образцов качественный мед (зачитываю заметку в газете «Звезда»)
С помощью какого реактива вы определите содержание крахмала в колбасе, кислом молоке?
Идем на рынок (виртуально) покупать мед. Проводим исследования и записываем в памятку. Приложение 4
Еще раз вывод повторяю.
Оценки за тесты выставьте в дневник. Активно работали на уроке: ________________________ С помощью качественных реакций.
Осадок, газ, запах, цвет, выделение тепла и света.
Раствора йода, лакмусовой бумажки.
Выставляют оценки в дневник.
1 Домашнее задание Изучить практическую работу № 8. уч- к 10 класса. стр 293-294. Продолжите карту. Приложение 2. Если будут затруднения, смотрите по учебнику соответствующий параграф.
Провести дома практическую работу по определению меда. Записывают в дневники.
30 Благодарю учащихся за урок.
4. Способы решения проблемного обучения (приложение № 1).
Разработанная система проблемного обучения включает три взаимосвязанных группы способов решения учебных проблем:
- Академические,
- Инновационные,
- Комбинированные.
В группу академических способов объединяют исторически сложившиеся способы решения учебных проблем, в основе которых лежат выдвижение
и доказательство школьниками истинности гипотез. Внутри этой группы выделяют две подгруппы: общелогические способы решения проблем, включающие индуктивный и дедуктивный способы, и конкретно методические способы решения проблем, включающие экспериментальный и теоретические способы, а также учебное моделирование.
В группу инновационных способов объединяют те из них, которые обусловлены различными инновационными процессами, интенсивно развивающимися в отечественном образовательном пространстве. Это такие способы решения, как исследовательский, дискуссионный и игровой.
Необходимо отметить, что первая и вторая группы способов решения проблем тесно взаимосвязаны. Так, основу любого инновационного способа решения проблем, безусловно, составляет выдвижение
и доказательство школьниками истинности гипотез, и, наконец, те или иные академические и инновационные способы решения проблем я использую
в различном целесообразном сочетании, комбинируя, например, индуктивный и дедуктивный способы. В этом случае они образуют комбинированный способ решения учебной проблемы.
Общелогические способы решения учебных проблем.
Основные логические подходы, способствующие системному построению и изучению химии в школе, - индуктивный и дедуктивный.
Индуктивный способ решения проблем применяется мною преимущественно на первых этапах обучения, когда у школьников еще отсутствует достаточная база предметных знаний и умений, необходимых для прогнозирования свойств веществ, направления протекания химических реакций и.т.д. Впоследствии применяю дедуктивный способ или же сочетание индукции и дедукции (например, при введении большого количества понятий при изучении электролитической диссоциации веществ).
Следует отметить, что независимо от выбранного пути построения процесса решения проблемы мыслительная деятельность учащихся носит поэтапный характер. (приведен выше в пункте 3 )
Дидактико – методические исследования последних лет направлены на разработку и внедрение в массовую школьную практику различных инноваций в сфере построения учебного процесса. Эти процессы не могли
не затронуть и сферу проблемного обучения. Эти способы повторю: исследовательский, дискуссионный и игровой
Хочу остановиться на игровом способе, который предполагает проектирование процесса решения проблемы в форме направленного
и управляемого (в той или иной степени) имитационно – игрового (предметно – содержательного и социально – ролевого) моделирования. Дидактические игры, применяемые на уроках, позволяют развивать творческие способности учащихся, так как побуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность, апатию. Особое значение игра приобретает в работе с детьми, у которых преобладает работа правого полушария. Таких детей легко выделить - они пишут левой рукой.
Кроме того, существуют простые приёмы для определения преобладающей активности какого-либо полушария:
Прицельтесь на воображаемый отдалённый объект (обратите внимание, какой глаз закрывает ребёнок, и какой рукой целится);
Положите руку на руку (ногу на ногу). Какая рука сверху?
Похлопайте в ладоши. Какая рука сверху?
Согласно ассиметрии правополушарные дети работают больше левой рукой (ногой), а левополушарные - наоборот.
Использование игр на уроках - необходимое условие развития учащихся. Конечно, наряду с решением иллюстрированных задач и созданием положительной эмоциональной окраски учебной деятельности, любые обучающие игры должны иметь большую содержательную и познавательную насыщенность, научность.
Можно выделить ролевые игры (КВН, уроки-суды, викторины) и игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего, загадки и др.).
Игры-тренажеры, конечно более просты в реализации, чем ролевые игры со сценарием и требуют не так много времени на подготовку, репетиции и проведение. Любая игра направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося.
Приведу несколько примеров дидактических игр, которые использую на уроках химии.
I. Логические цепи.
Задаю начало фразы: "Калий – металл". Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами "потому что", "следовательно", "поэтому". Затем всё сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры. Далее предлагаю новую фразу.
II. Сходства и различия.
Игра тренирует умение давать сравнительную характеристику. Предлагаю учащимся два химических объекта: два вещества, два элемента, физическое и химическое явления, два химических явления, смесь и соединение и т.д. Учащиеся должны найти и выписать в две колонки как можно больше общих признаков и отличий этих объектов. Затем школьники объединяются в пары или четвёрки и составляют общий список. Вслух зачитывают самый длинный перечень, его дополняют признаками, которые не были отмечены, из списков других групп. Дальнейшая работа со списком может быть различной. Предлагаю учащимся выделить наиболее существенные признаки и аргументировать свой выбор либо выбрать признаки, которые помогут:
а) различить объекты; б) разделить объекты; в) классифицировать объекты.
III. Восстанови пропущенное.
В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. Известно, что:
по периметру квадрата находятся символы элементов только главных подгрупп и только металлов;
в верхнем и нижнем рядах закономерно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов элементов;
в среднем ряду - знаки элементов II группы;
по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих амфотерные оксиды и гидроксиды.
Восстановите пропущенные символы, ответ мотивируйте.
Al? Na? ZnCaK Sr?
Вариант ответа:
AlMgNaBaZnCaK SrGaIV. Продолжи ряд.
Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:
а) Li, Al, As, :;
б) F,- :, Na+, S2-, Ar, :
Варианты ответов:
а) Li, Al, As, Ts;
б) F,- Ne, Na+, S2-, Ar, Ca2+, As3-, Kr, In3+.
V. Убери "лишнее".
В предложенных ниже рядах присутствуют "лишние" формулы. Найдите их:
а) NaCl; AgNО3; KCl; KNО3;
б) H2S; CaSO4; HI; (NH4)2S.
Варианты ответов: а) KNO3 или AgNO3; б) CaSO4.
Можно придумать множество таких игр-тренажеров, вот, например, другой вариант:
а) CaO, CuO, SO2 ;б) HNO3, H2S, H2O;
в) Na2SO4, H2SO4, BaCl2;
г) NaOH, Al(OH)3, Al(NO3)3.
В каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не тому классу, к которому относятся два других. Объясните, почему?
VI. Игровые карточки-задания "Заполни поле"
Заполните нижнее игровое поле значениями относительных молекулярных масс соответствующих веществ.
NaOH(CuOH)2CO3 H2SO4
KNO2 Na2CO3 MgCl2
KMnO4 H3BO3 Ca(OH)2
Игровые карточки-задания по теме "Основные классы неорганических соединений"
Игровые карточки-задания по теме "Водород"
Заполните нижнее игровое поле формулами продуктов реакций.
H2+O2> H2+Cl2> H2+F2>
H2+Ca> H2+N2> H2+S>
H2+Na> H2+Fe2O3> H2+BCl3>
VII. "Крестики-нолики"
Вычеркни правильный ряд солей.
По какому признаку можно классифицировать соли?
а)
NaClLi2SO4 Pb(NO3)2
NaHSCaCO3 Na2 SiO3
Na3PO4 Cu(OH)ClZn(OH)NO3

Варианты ответов: а) Na3PO4, CaCO3, Pb(NO3)2; б) NaCl, Li2SO4, Pb(NO3)2.
 






Способы решения проблемных задач (приложение 1)


Классификация проблемных задач и эффективные способы их решения для подготовки к ЕГЭ.
Таблица проблемных задач и эффективные способы их решения для подготовки к ЕГЭ.
№ Проблемные задачи, которые присутствуют в тестовых заданиях ЕГЭ Способы решения
1 Определение положения химического элемента
в Периодической таблице химических элементов
Д.И. Менделеева Инновационный
(игровой и исследовательский)-

2 Классификация органических и неорганических веществ Академический (общелогический - дедуктивный)

3 Распознавание веществ с помощью качественных реакций Инновационный (игровой и исследовательский)
Открытый урок «Идентификация химических соединений» (открытый урок на конкурс)
4 Решение задач на определение массовой доли химического элемента, выхода продукции, решение задач с применением уравнений реакции и.т.д. Академический (дедуктивный) - (работа с алгоритмами).
(приложение – тестовые карточки на решение задач)
Например: При изучении соединений азота провожу деловую игру. Все учащиеся на время становятся выпускниками сельскохозяйственного института и приходят устраиваться на работу к одному руководителю в совхоз. Перед ним проблема: кого же взять на работу? Он предлагает решить задачу:
Из сельзозуправления позвонили, что пришли азотные удобрения (гидроксид аммония и нитрат калия). Какое из этих удобрений лучше взять?
Тот, кто быстрее справиться с задачей, и найдет правильное решение того он примет на работу.
5 Химические свойства веществ Методологический

6 Химические реакции (ОВР, реакции ионного обмена) Комбинированный (работа с алгоритмами)
7 Металлы (строение атомов, физические и химические свойства, способы получения, применение) Разработки 5 уроков – приложение №2-7:
- «Общие свойства металлов» - 1 урок.
Метод обучения: проблемный.
Тип урока: интегрированный (химия+физика).
Вид урока: проблемная деловая игра.
Способ решения проблемных задач: академический (методологический метод)
Ставлю проблемные вопросы. В конце урока выясняем, на какие вопросы даны ответы. На дом учащиеся получают для закрепления тесты
по данной теме.
- Общая характеристика щелочных металлов -2 урок.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемная деловая игра.
Использую комбинированный способ решения задачи.
Д/з: тесты.
- Соединения щелочных металлов-1 урок
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: проблемная беседа.
Способ : комбинированный.
Д/з: тесты.
- Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы – 1 урок
Инновационный способ решения проблемных задач (исследовательский метод)
Тип урока: изучение нового материала
(с использованием тестов для подготовки к ЕГЭ)
Вид урока: самостоятельная работа с учебником по плану. Проверка знаний с помощью теста, составленного на основе материала по данной теме.
- Алюминий
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: проблемная лекция, с элементами эксперимента.
Урок ведется в режиме диалога.
-Металлы.
Форма урока: контроль ЗУН.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме, подготовка к контрольной работе
Вид урока: проблемная деловая игра.
При проведении данного урока применяю комбинированный способ решения проблемных задач. В уроке присутствуют элементы игры, которые направлены на то, чтобы учащиеся могли закрепить полученные знания.
Достоинства проблемного обучения:
1.Высокая самостоятельность учащихся;
2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;
3.Развитие мыслительных способностей учащихся.
Недостатки:
1.В меньшей степени, чем другие подходы в обучении применимо при формировании практических умений и навыков;
2.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.
Выводы: Таким образом, технология проблемного обучения является эффективной для развития творческих способностей, решения проблемных задач. Из актуальности проблемы (пункт 1) вы увидели фамилии многих ученых, которые разработали проблемные ситуации,
Используемая литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г.№ 1756 – р.):
2. Обращение Президента России Д.А. Медведева к Федеральному собранию Российской Федерации «Наша новая школа»-. Вестник образования России- М.,ПРО-ПРЕСС, 2 полугодие 2009г;
3. . Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 г.);
4. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (приказ МОиН РФ № 1089 от 05 .03.2004 г.);
5 . Презентация «Современные технологии по Г.К.Селевко»;
6. Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения. — М.: «Просвещение», 1968. — стр. 186—203;.
7. Махмутов М.И.Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.. М.: «Просвещение»,1977. 240 стр.
8.Дидактика средней школы «Некоторые проблемы современной дидактики» под редакцией М.Н Скаткина, М, «Просвещение» 1982 г;
9.Оптимизация учебно – воспитательного процесса (методические основы) Ю.К. Бабанский – М, Просвещение»,1982 г;
10.Организация современного урока. .Ю.Б Зотов – М, «Просвещение», 1984 г;.
11.На пути к профессиональному совершенству. Н.В Кухарев- М, «Просвещение» 1990 г.;
12.Павлова Н.С., Обучающие игры на уроках химии//Химия в школе.- 2001.-№6 ;
13.. Торгашев В.Н., Школа детективов, для тех, кто любит химию//Химия в школе.- 2001.-№6;
14. .Научно – методический журнал «Химия в школе» №2,2004 г. стр.12-17. профессор В.В. Гузеев «Поколения образовательных технологий: технологии образования в глобальном информационном сообществе»;
15. .Научно – методический журнал «Химия в школе»№ 4, 2005 г. стр37 – 39. «О деятельностном подходе в обучении химии» Н.Д. Почаева, Владимирская область.;
16..Научно – методический журнал «Химия в школе» № 3, 2006 г.стр15-22 И.Н. Ксенофонтова, Южно – Сахалинск;.
17. Научно – методический журнал «Химия в школе» № 8, 2002 г стр 17 – 23 М.А Шаталов «О способах решения учебных проблем»;
Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С Габриеляна «Химия – 9», «Дрофа» г. Москва, 2006 г;
19.Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С Габриеляна «Химия – 8», «Дрофа» г. Москва, 2006 г;
20.Тесты по химии к учебнику О.С Габриеляна «Химия.9 класс» - издательство «Экзамен», М, 2006 г.;
Интеллектуальные игры по химии . С.М Курганский г. Москва, 2007 год;
22. Учительская газета . №18.от 05.05.2009 г. стр.11.
«Дискуссия и ролевые игры» Что дает использование активных методов обучения. Д. Кавтарадзе .