Методическая разработка внеклфссного мероприятия в 10 классе День рождения числа пи
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
в 10 классе
День рождения числа π
Учитель Пазухина Т. С.
2014 - 2015 учебный год
Аннотация
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике: олимпиады, КВН, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки. Данные виды внеклассной работы, как правило, охватывают учащихся, имеющих хорошие способности в области математики , а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число учеников, что может привезти к потере интереса к предмету учащихся, не вовлеченных в мероприятие. Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество учащихся с разными способностями и интересами, например: математические праздники.
Каждый человек компетентен в той области, которую он любит, в которой работает. Однако математика пронизывает все науки без исключения, и каждый из нас должен быть в ней более или менее компетентен.
В математике есть удивительное и загадочное число. Это число . Поэтому, чтобы обучающиеся имели повышенный интерес к этому числу, была поставлена цель: исследовать природу числа ПИ и выявить его роль в окружающем нас мире.
Изучая литературу по данной теме, дети должны испытывать радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущать красоту и величие математики, сознавать всю нелепость широко распространенного мнения, но, тем не менее, глубоко ошибочного представления о ней как о чём-то унылом и застывшем («Разве в математике ещё не всё открыто?»). Дети должны начать понимать, почему математики, говоря о своей науке, нередко прибегают к эстетическим категориям («изящный результат», «красивое доказательство»). Это должно помочь детям постичь дух истинной математики и полюбить ещё больше эту науку.
Данный материал можно использовать как во внеклассной деятельности, так и на уроках математики в целях развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.
Школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
(из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Регулятивные УУД
Виды заданий:
• преднамеренные ошибки;
• поиск информации в предложенныхисточниках;
• взаимоконтроль;
• «ищу ошибки»
Познавательные УУД
Виды заданий:
•«на что похоже?»;
• поиск лишнего;
• «лабиринты»;
• упорядочивание
• «цепочки»;
• хитроумные решения;
• составление схем-опор;
• работа с разного вида таблицами;
• составление и распознавание диаграмм
Коммуникативные УУД
Виды заданий:
•составь задание партнёру;
• отзыв на работу товарища;
• групповая работа по составлению кроссворда;
• «отгадай, о ком говорим»;
• диалоговое слушание;
• «подготовь рассказ…», «опиши устно…»
В настоящее время, в век компьютеров иновых технологий, для достижениярезультатов, важно, в первую очередь,инициировать у детей собственные вопросы:«Чему мне нужно научиться?» и «Как мнеэтому научиться?».
Средством формирования УУД у школьниковможет служить применение различныхинформационных технологий. Не толькопрезентаций, но и активно вошедшие вшкольный обиход интерактивные доски иприставки, позволяющие расширитьвозможности урока, предоставляя ученикувозможность не только следить за материалом,но и активно взаимодействовать и работать сним.
Интерактивная доска
Интерактивная доска –это сенсорный экран,подсоединенный ккомпьютеру, изображениес которого передает надоску проектор.Достаточно толькоприкоснуться кповерхности доски, чтобыначать работу накомпьютере
Интерактивная доска реализует один из важнейшихпринципов обучения – наглядность.
Примеры заданий
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетомпоставленной учебной задачи, находить в текстеинформацию, необходимую для решения.
Проблемная ситуация
Проблемный вопрос
Поиск решенияпроблемы учениками
Решение задачи
Определение степениуспешности выполнениясвоей работы
Система оперативного контролязнаний Interwrite PRS
•Школа должна ребенка: «научитьучиться», «научить жить», «научитьжить вместе», «научить работать изарабатывать»
(из доклада ЮНЕСКО «В новоетысячелетие»).
Список используемых источников
•Сборник. III ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН «НОВОЙШКОЛЕ – НОВОЕ КАЧЕСТВО». ЧАСТЬ 2 ФГОС ООО:ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. ПОСОБИЕ ДЛЯУЧИТЕЛЯ
•http://www.metida.ru/news/detail/pedagogicheskie-sistemy-razvivayushchego-obucheniya-kak-osnova-vnedreniya-federalnykh-gosudarstvenny/•http://shemiacino.narod.ru/
Средством формирования УУД у школьниковможет служить применение различныхинформационных технологий. Не толькопрезентаций, но и активно вошедшие вшкольный обиход интерактивные доски иприставки, позволяющие расширитьвозможности урока, предоставляя ученикувозможность не только следить за материалом,но и активно взаимодействовать и работать сним.
Интерактивная доска
Интерактивная доска –это сенсорный экран,подсоединенный ккомпьютеру, изображениес которого передает надоску проектор.Достаточно толькоприкоснуться кповерхности доски, чтобыначать работу накомпьютере
Интерактивная доска реализует один из важнейшихпринципов обучения – наглядность.
Примеры заданий
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетомпоставленной учебной задачи, находить в текстеинформацию, необходимую для решения.
Проблемная ситуация
Проблемный вопрос
Поиск решенияпроблемы учениками
Решение задачи
Определение степениуспешности выполнениясвоей работы
Система оперативного контролязнаний Interwrite PRS
•Школа должна ребенка: «научитьучиться», «научить жить», «научитьжить вместе», «научить работать изарабатывать»
(из доклада ЮНЕСКО «В новоетысячелетие»).
Список используемых источников
•Сборник. III ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН «НОВОЙШКОЛЕ – НОВОЕ КАЧЕСТВО». ЧАСТЬ 2 ФГОС ООО:ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. ПОСОБИЕ ДЛЯУЧИТЕЛЯ
•http://www.metida.ru/news/detail/pedagogicheskie-sistemy-razvivayushchego-obucheniya-kak-osnova-vnedreniya-federalnykh-gosudarstvenny/•http://shemiacino.narod.ru/
Коммуникативные УУД
Виды заданий:
•составь задание партнёру;
• отзыв на работу товарища;
• групповая работа по составлению кроссворда;
• «отгадай, о ком говорим»;
• диалоговое слушание;
• «подготовь рассказ…», «опиши устно…»
В настоящее время, в век компьютеров иновых технологий, для достижениярезультатов, важно, в первую очередь,инициировать у детей собственные вопросы:«Чему мне нужно научиться?» и «Как мнеэтому научиться?».
Средством формирования УУД у школьниковможет служить применение различныхинформационных технологий. Не толькопрезентаций, но и активно вошедшие вшкольный обиход интерактивные доски иприставки, позволяющие расширитьвозможности урока, предоставляя ученикувозможность не только следить за материалом,но и активно взаимодействовать и работать сним.
Интерактивная доска
Интерактивная доска –это сенсорный экран,подсоединенный ккомпьютеру, изображениес которого передает надоску проектор.Достаточно толькоприкоснуться кповерхности доски, чтобыначать работу накомпьютере
Интерактивная доска реализует один из важнейшихпринципов обучения – наглядность.
Примеры заданий
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетомпоставленной учебной задачи, находить в текстеинформацию, необходимую для решения.
Проблемная ситуация
Проблемный вопрос
Поиск решенияпроблемы учениками
Решение задачи
Определение степениуспешности выполнениясвоей работы
Система оперативного контролязнаний Interwrite PRS
•Школа должна ребенка: «научитьучиться», «научить жить», «научитьжить вместе», «научить работать изарабатывать»
(из доклада ЮНЕСКО «В новоетысячелетие»).
Список используемых источников
•Сборник. III ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН «НОВОЙШКОЛЕ – НОВОЕ КАЧЕСТВО». ЧАСТЬ 2 ФГОС ООО:ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. ПОСОБИЕ ДЛЯУЧИТЕЛЯ
•http://www.metida.ru/news/detail/pedagogicheskie-sistemy-razvivayushchego-obucheniya-kak-osnova-vnedreniya-federalnykh-gosudarstvenny/•http://shemiacino.narod.ru/
Познавательные УУД
Виды заданий:
•«на что похоже?»;
• поиск лишнего;
• «лабиринты»;
• упорядочивание
• «цепочки»;
• хитроумные решения;
• составление схем-опор;
• работа с разного вида таблицами;
• составление и распознавание диаграмм
Коммуникативные УУД
Виды заданий:
•составь задание партнёру;
• отзыв на работу товарища;
• групповая работа по составлению кроссворда;
• «отгадай, о ком говорим»;
• диалоговое слушание;
• «подготовь рассказ…», «опиши устно…»
В настоящее время, в век компьютеров иновых технологий, для достижениярезультатов, важно, в первую очередь,инициировать у детей собственные вопросы:«Чему мне нужно научиться?» и «Как мнеэтому научиться?».
Средством формирования УУД у школьниковможет служить применение различныхинформационных технологий. Не толькопрезентаций, но и активно вошедшие вшкольный обиход интерактивные доски иприставки, позволяющие расширитьвозможности урока, предоставляя ученикувозможность не только следить за материалом,но и активно взаимодействовать и работать сним.
Интерактивная доска
Интерактивная доска –это сенсорный экран,подсоединенный ккомпьютеру, изображениес которого передает надоску проектор.Достаточно толькоприкоснуться кповерхности доски, чтобыначать работу накомпьютере
Интерактивная доска реализует один из важнейшихпринципов обучения – наглядность.
Примеры заданий
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетомпоставленной учебной задачи, находить в текстеинформацию, необходимую для решения.
Проблемная ситуация
Проблемный вопрос
Поиск решенияпроблемы учениками
Решение задачи
Определение степениуспешности выполнениясвоей работы
Система оперативного контролязнаний Interwrite PRS
•Школа должна ребенка: «научитьучиться», «научить жить», «научитьжить вместе», «научить работать изарабатывать»
(из доклада ЮНЕСКО «В новоетысячелетие»).
Список используемых источников
•Сборник. III ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН «НОВОЙШКОЛЕ – НОВОЕ КАЧЕСТВО». ЧАСТЬ 2 ФГОС ООО:ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. ПОСОБИЕ ДЛЯУЧИТЕЛЯ
•http://www.metida.ru/news/detail/pedagogicheskie-sistemy-razvivayushchego-obucheniya-kak-osnova-vnedreniya-federalnykh-gosudarstvenny/•http://shemiacino.narod.ru/Методическая разработка внеклассного мероприятия в 10 классе по теме:
«День рождения числа π »
ФИО
Место работы
Должность Пазухина Татьяна Сергеевна
МОУ СОШ №13 г. Ярославль
Учитель математики
Тип занятия Праздник, посвященный дню рождения числа пи с применением ИКТ
Класс 10
Цели – образовательные: знакомство учащихся с интересными фактами, связанными с числом π (не столько с математической, сколько с общекультурной точки зрения); создание условий для применения имеющихся знаний в нестандартных ситуациях;
– развивающие: создание условий для развития коммуникативных умений (умения грамотно и понятно излагать свои мысли, корректно отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение), информационных умений (умения искать нужную информацию, отделять важную информацию от второстепенной, использовать имеющиеся знания для получения новой информации), рефлексивных умений (способность к адекватной самооценке, критическому отношению к получаемой информации, постановке образовательных целей)
– воспитательные: побуждение к соблюдению норм поведения, взаимоуважению, воспитание собранности, ответственности.
Задачи 1. Активизация деятельности обучающихся.
2. Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.
3. Воспитание культуры коллективного общения.
План занятия
Вступительное слово учителя .Выступление учащихся с устными сообщениями (интересные факты о числе ) – порядок выступлений заранее согласовывается с учителем.
Музыкальная пауза – «Музыка числа Пи» (один из возможных вариантов). Учащиеся могут попробовать переводить с английского языка демонстрируемые в видеоклипе факты о числе пи).
Декламация стихотворений для запоминания числа пи
Викторина
Подведение итогов, награждение победителей .Личностные УУД участие в проектах;
участие в творческих заданиях;
мысленное воспроизведение картины,ситуации;
самооценка события;
нравственное развитие;
формирование познавательного интереса
интерес к истории развития великих открытий
Регулятивные УУД выбирать средства для своего поведения; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки; начинать и заканчивать свои действия в нужный момент·
Познавательные УУД умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации),
Коммуникативные УУД умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе,
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
Мотивация и ценность для ученика Ученик:
- активный субъект деятельности
-удовлетворяет личный интерес
- инициативен
- самостоятелен в поиске решения проблемы
- проявляет способности, талант, творчество
Формы работы учащихся Проектная деятельность
Групповая работа
Работа в парах
Оборудование и материалы для занятия:
Компьютер
Презентации учащихся
Материалы для музыкальной паузы
Рекомендации по подготовке и проведению воспитательного мероприятия для педагогов и детей – заранее предложить учащимся подготовить сообщения об интересных фактах, связанных с числом пи, создать слайды для презентации;
– обеспечить информационно-коммуникационное сопровождение игровой формы (автоматический отсчет времени, звуковое сопровождение основных моментов игры, музыкальная пауза);
- испечь пирог в честь числа пи
Требования к месту проведения мероприятия Учебный кабинет, оснащенный компьютером, экраном, проектором
Инструмент Презентация Microsoft PowerPoint
Структура и ход занятия:
№ Этап занятия, используемое оборудование, ИКТ Деятельность учителя Деятельность обучающихся Время
1. Организационный момент
Вступительное слово, в котором учитель подводит детей к формулировке темы математического вечера
Осознание темы,
Учащиеся определяют границы знания и незнания, учитель помогает сформулировать цели и задачи, исходя из темы 3 мин.
2. Презентация
учащегося на тему: История дня рождения числа Пи
Пи\История дня рождения числа.pptxРазвивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы.
Формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли.
Развивать эмоции учащихся через создание на уроке ситуаций эмоциональных переживаний.
Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его 5 мин.
3. Презентация учащегося на тему: Мистика числа пи
Пи\Мистика числа пи.pptxСлушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его 5 мин.
4. Презентация учащегося на тему: Мнемонические правила запоминаниия числа пи
E:\Пи\число пи\Мнемонические правила числа пи Сандадзе.pptxСлушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его 5 мин.
5. Декламация стихотворных
строк для запоминания ученики читают
числа пи
5 мин
6. Игра-соревнование:
Кто запомнит больше
цифр
в записи числа пи 5 мин.
8. Презентация учащихся на тему :История вычисления числа пи .Г
Пи\История вычисления числа ПИ.pptСлушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его 5 мин.
9. Презентация на тему:
Интересные факты о числе пи
..\..\Documents\Пи\число пи\Немирова С..pptx5 мин.
9. Число пи в архитектуре..\..\Documents\Пи\число пи\Презентация1.pptxE:\Пи\число пи\Число пи в архитектуре.pptx 5 мин.
11 Рефлексия в виде викторины
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Учащиеся отвечают на вопросы викторины 5 мин.
12 Подведение итогов Награждение участников. Победителей викторины 2 мин.
50 мин.
Заключение.
lefttop
Приложение E:\Пи\день рождения пиИстория вычисления числа ПИ.pptИстория дня рождения числа.pptxМистика числа пи.pptxВИКТОРИНА
1.В чем тайна числа ПИ?
2.Какое максимальное количество цифр числа ПИ может запомнить человек?
3.Можно ли в современном мире прожить без числа ПИ ?
4.Что означает число ПИ ?
5.Кто впервые узнал о числе ПИ ?
6.Для чего используют число ПИ ?
7.С какой точностью известно число ПИ в настоящее время ?
8.Когда празднуется день числа ПИ ?
9.Какой великий ученый родился 14 .03.1879?
Стихи для запоминания
Что я знаю о кругах (5 знаков)
Это я знаю и помню прекрасно:Пи многие знаки мне лишни, напрасны.Доверимся знаньям громаднымТех, пи кто сосчитал, цифр армаду. (21 знак!)
Вот и Миша и Анюта прибежалиПи узнать число они желали.
Примерно тоже самое по английски:How I want a drink, alcoholic of course, after the heavy lectures involving quantum mechanics
Вот и знаю я число, именуемое "пи". Молодец! (7 цифр)
Учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу примечать. (13 цифр)
Раз у Коли и АриныРаспороли мы перины.Белый пух летал, кружился,Куражился, замирал,Ублажился,Нам же далГоловную боль старух.Ух, опасен пуха дух!
Список литературы и использованных Интернет-ресурсов:
1. Григорьев, Д. В., Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
2. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта: http://standart.edu.ru/
3. Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru
4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/vneklassnoe-meropriyatie-po-matematike-matematika-vokrug-nas
5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/library/matematicheskii-turnir-vneklassnoe-meropriyatie-po-matematike6. «Музыка числа Пи» (один из возможных вариантов URL) http://www.youtube.com/watch?v=4mzkSSrIdT07. Кымпан Ф. История числа пи.-М.:Наука.1987