Исследовательский проект Здоровье школьника
Министерство общего профессионального образования
Городской Белоярский округ
МАОУ «Косулинская средняя общеобразовательная школа № 8»
Исследовательский проект
"Здоровье школьника»
Выполнил:
Комиссаров Артём
4 «Б» класс
Руководитель:
Зайцева Яна Леонидовна
Косулино 2015
Содержание
Введение
Глава I: Что такое здоровье?
1.1 История возникновения термина "здоровье"
1.2 Факторы, влияющие на здоровье
1.3 Чтобы школьник был здоров...
Глава II: Мои исследования.
2.1 Анкетирование одноклассников
2.2 Статистика заболеваний учащихся за 3 года
2.3 Предупреждение заболеваний и несчастных случаев
2.4 Профилактика вредных привычек
2.5 Физическое воспитание
2.6 Оздоровительные мероприятия
2.7. На всё есть свои нормы
Заключение
Литература
Приложение
Введение
В этом году я пошёл в 4 класс, но на урокахфизкультуры я не занимаюсь физическими упражнениями, так как освобождён по состоянию здоровья.
Вопрос здоровья меня интересует особенно, поэтому я выбрал тему исследования «Здоровье школьника».
В детском возрасте мы не задумываемся о своём здоровье и не понимаем важность сохранения и укрепление его, но эта тема должна интересовать каждого. Для того, что бы привлечь внимание сверстников, я решил начать работу над проектом.
Объект исследования – школьники.
Предмет исследования: здоровье школьника.
Исследуя данную тему, я поставил следующую цель: обратить внимание учащихся на сбережение своего здоровья.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать литературу о здоровом образе жизни.
2. Изучить вопрос о состоянии здоровья школьников за последние пять лет.
4. Описать мероприятия, проводимые в школе по укреплению здоровья.
5. Провести анализ соответствия парт и стульев росту ученика в моем классе.
6. Познакомить одноклассников с моими исследованиями и попытаться пробудить у них интерес к укреплению своего здоровья.
Гипотеза: укрепление здоровья с раннего детства формирует здоровую личность.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы, анкетирование, беседы, наблюдение.
Глава I Что такое здоровье
1.1. История возникновения термина «здоровье»
Термин «здоровье» невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объёме.
В очень отдалённые времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.
Здравствуйте!.. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово. Это приветствие родилось из выражения «я здравствую тебя», то есть «желаю тебе здоровья». Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. "Жизнь долга, если она здоровья полна".
Новое определение понятия "здоровья" было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения в 1940 году. Здоровье в Уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Таким образом, здоровье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и своего жилища.
Определённый набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.
Здоровье - это неотъемлемое условие в любой области деятельности человека - материальной или духовной. Нередко можно услышать: "Было бы здоровье, а остальное приложится". С этим утверждением трудно не согласиться. Общая культура человека во многом формирует его образ жизни.
Под здоровым образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни - это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья.
Здоровый образ жизни - это поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнение норм, правил и требований личной и общей гигиены.
Один из главных показателей здоровья - продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.
1.2. Факторы, влияющие на здоровье
В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды организма. Их такое большое количество, что, вероятно, невозможно перечислить все, точно определить, какой фактор совершенно безвреден, а какой очень вреден для человека. Видимо, многое зависит от меры воздействия. Однако, несмотря на столь широкое разнообразие факторов, можно все факторы ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения)[7, стр.38] несколько лет назад.
В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:
1. Гиподинамия (недостаток движения);
2. Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);
3. Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);
4. Экология.
Если первые три фактора зависят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран. Неблагоприятное влияние первых трёх факторов есть результат неправильного поведения самого человека, недостаточного воспитания, отсутствия у него простых и ясных знаний о разрушающем действии на здоровье каждого фактора в отдельности.
1.3. Чтобы школьник был здоров...
Неожиданно холодная пора вновь заставила снова задуматься о здоровье детей. И было бы гораздо лучше, если бы они росли крепкими, закалёнными и выносливыми. Чтобы не думали о врачах и лекарствах, а развивались и учились всем на радость. Но что делать, если болезнь всё-таки настигла? Как помочь ребёнку избежать грозных осложнений? Что должна знать и уметь грамотная, нет, правильнее сказать, заботливая мама, чтобы ребёнок не оказался на больничной койке?
Сколько угодно случаев, когда, как говориться, "мама не доглядела". И речь идёт даже не о конкретных симптомах болезни, а об общем образе жизни ребёнка, который должен быть, в первую очередь, здоровым, и обеспечить это должны родители.
Во-первых, нужно следить за тем, как ребёнок одет. И если со старшеклассниками вопросы одежды обсуждать бывает трудно, то в начальной и средней школе контролировать данный вопрос вполне возможно. Ребёнок должен быть одет удобно, по погоде, а самое главное - в одежду, которая ему нравится. Ведь куртку, которая не по душе, он снимет тихохонько за первым же углом. Снимет и, естественно, переохладится.
Во-вторых, школьник должен правильно питаться, а это означает не бутерброды с чаем, а полноценный горячий обед. И запомните, благом для ребёнка являются не экзотические фрукты, которые он поедает с удовольствием и в огромных количествах, а местные фрукты и овощи, выращенные в родном регионе, не соки из пакета, а сваренные мамиными руками компоты. И вообще, чем проще блюдо, тем оно полезнее для здоровья. Впору вспомнить старую русскую поговорку "Щи да каша - пища наша".
Для того чтобы ребенок не болел, есть одно главное средство - его надо любить. А это значит - не отмахиваться от его проблем, в том числе связанных со здоровьем. Ребёнок, которого любят, будет и правильно одет, и вкусно накормлен, и вовремя уложен спать. Ещё любящий родитель всегда найдёт время для того, чтобы погулять со своим чадом или сводить его в бассейн. Все эти моменты: питание, режим дня, здоровый сон, активный отдых - являются главными составляющими здоровья детей. И без них любые усилия любого доктора очень часто бывают безрезультатными. Врачи всегда помогут ребёнку, но многое, очень многое, зависит от родителей.
Глава II Мои исследования
2.1 Анкетирование одноклассников.
Для выявления уровня заинтересованности своим здоровьем, провел анкетирование «здоровый образ жизни» для одноклассников. Анкета состояла из 11 вопросов, которые были поделены на три группы. Первая группа- здоровый образ жизни, вторая- питание, третья- вредные привычки.
Из диаграммы видно, что большинство понимают, что такое здоровый образ жизни, но малая часть занимается укреплением здоровья.
Из диаграммы видно, что половина обучающихся придерживаются правильного питания в школе и дома.
Из диаграммы видно, что в целом отношение к вредным привычкам у одноклассников негативное.
2.2. Статистика заболеваний среди учащихся МАОУ «КосулинскаяСОШ № 8»
Таблица 1
Заболевания 2010- 2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Кол-во уч-ся в школе 177 162 159 195 229
ОРВИ и грипп 350 270 315 400 460
Ангина 335 220 300 370 444
Воспаление лёгких 6 2 5 4 -
Ветряная оспа 2 7 13 3 2
Пропущено уроков по болезни за год 7282 6816 8466 8987 11630
2.3. Предупреждение заболеваний и несчастных случаев
Травмой называют внезапное острое нарушение здоровья, связанное с повреждением тканей и органов. Переломы, растяжения, вывихи, ушибы, ранения, поражения электрическим током, химические и термические ожоги, сотрясения мозга, отморожение - всё это различные виды травм.
Высокий уровень травматизма среди детей и подростков обусловили введение с 1991 года в систему школьного образования курса "Основ безопасности жизнедеятельности", этот предмет в школе ведёт Кудрин П.Г. (с 5-го по 9-ый класс).
2.4. Профилактика вредных привычек
Школьный возраст - период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам.
Алкоголизм вызывается злоупотреблением напитками, содержащими этиловый спирт. Обычно спирт действует в довольно больших дозах, исчисляемых десятками граммов. Алкоголь, прежде всего нервный яд, но он действует и на другие системы органов.
Наркоманами называют больных, проявляющих непреодолимое влечение к наркотикам; последние вызывают в малых дозах эйфорию, в повышенных - оглушение и сон. Наркомания сопровождается поражением внутренних органов, нервными и психическими расстройствами вплоть до полной деградации личности.
Ни для кого не секрет, что алкоголизм, токсикомания и наркомания губят не только здоровье отдельных людей, но и нарушают нормальный ритм жизни общества. Прогулы, несчастные случаи, многочисленные аварии, преступления, допускаемые людьми, употребляющими наркогенные вещества, затрудняют нормальный рабочий ритм многих производств, транспорта, создают опасность для имущества граждан, разрушают семьи, уродуют детей, наконец, ставят под удар здоровье и жизнь граждан, с которыми сталкиваются эти люди.
Поэтому главная задача профилактики вредных привычек - это формирование у детей с самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни.
Таким образом, для пропаганды здорового образа жизни среди учащихся в школе проводятся классные часы по темам:«Скажем, нет вредным привычкам», «Посеешь привычку - пожнёшь характер», "Школьнику о вреде никотина и алкоголя", "Влияние алкоголя и никотина на развитие организма", "СПИД и его профилактика".
В классе проводятся конкурсы рисунков:"Полезные привычки человека",
"Вредные привычки человека".
2.5.Физическое воспитание
Ещё в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведёт к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности.
Физическая культура по определению - очень широкое понятие. Оно включает в себя использование физических упражнений в определённом количественном и качественном сочетании, направленных:
1) на закаливание организма;
2) поддерживание и укрепление здоровья человека;
3) рациональную организацию труда и отдыха;
4) формирование активной жизненной позиции и долголетия.
Физическая культура во всех возрастных группах является также важным фактором воспитания, особенно в подростковом возрасте, формирования личности и подготовки к будущей профессиональной деятельности.
После окончания учебных занятий, обеда и послеобеденного сна нужно организовать двухчасовой активный отдых на свежем воздухе с подвижными играми, соревнованиями и упражнениями на снарядах. Подвижные игры носят состязательный характер, развивают ловкость и смекалку, совершенствуют двигательные навыки. Они доставляют большое удовольствие детям, потому что сопровождаются переживаниями, вызывают яркие эмоции.
Регулярные занятия в спортивных кружках и секциях - надёжный путь физического совершенствования.
Три урока физической культуры в неделю лишь частично могут компенсировать потребность организма в физической нагрузке. Основная цель уроков физической культуры - научить правильным экономным движениям при выполнении ходьбы, бега, прыжков, катании на лыжах, при работе на спортивных снарядах.
Основная физическая нагрузка приходится на занятия спортом. Они способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной, нервной систем. Большое значение для каждого имеет правильный выбор вида спорта. При этом надо исходить не только из стремления остаться в привычной компании, но и из анатомо-физиологических предпосылок, способностей, возраста, состояния здоровья.
Важное условие успешности любых мероприятий по физическому воспитанию - не забывать, что формирование организма происходит не только во время, отведённое на зарядку, спортивные занятия и игры во дворе, но в любую минуту жизни ребёнка, когда он ест, спит или готовит уроки. Надо следить за тем, чтобы мебель была подобрана правильно, чтобы были соблюдены гигиенические правила для полноценного сна, а пища удовлетворяла требованиям по содержанию калорий, витаминов и минеральных солей.
Для подавляющего большинства подростков наилучшими видами спорта являются плавание, катание на лыжах, коньках, спортивные игры. При этих видах спорта в движение вовлекаются почти все мышечные группы тела, что способствует гармоническому развитию организма.
Исследуя данную тему, я узнал, что ребята занимаются физкультурой согласно своим физкультурным и медицинским группам [см. приложение 1]. Проанализировав данные классных журналов за последние 5 лет ( страницы «физические показатели»), составил диаграмму.
Диаграмма 1
На данной диаграмме виден рост количества обучающихся первой группы здоровья.
Этому способствовало активное физическое воспитание в школе, которое достигается путем проведения следующих мероприятий:
Кросс «Золотая осень»
День защиты детей (спортивные игры, эстафеты)
Кросс, посвященный Дню Победы
Масленица (игры на свежем воздухе)
Семейные праздники «Папа, мама, я- спортивная семья»
«Кросс Наций»
«Лыжня России»
Соревнования по «Пионерболу»
Ведётся работа спортивных секций по баскетболу, волейболу, проходят спортивные соревнования по баскетболу, волейболу, футболу, пионерболу.
Проводится совместная работа с Детской юношеской спортивной школой, где ребята занимаются в кружках «Рукопашный бой», «Бокс». Организовываются туристические походы.
Часто приходится слышать расхожее мнение: если хочешь быть здоров - занимайся физкультурой. С этой точкой зрения невозможно не согласиться, потому что она совершенно справедлива. Никогда не поздно приобщиться к физкультуре. И эффект будет, безусловно, положительным.
Здоровье легче сохранять и поддерживать на хорошем уровне, чем укреплять пошатнувшееся. Да и экономически это дешевле и проще.
2.6. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе
В старину говорили: "Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами". Это значит, что стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье можно сразу.
Основными причинами роста заболеваемости принято считать ухудшение материального положения семей, недостатки в системе здравоохранения и несбалансированность питания.
Наряду с семьёй и системой здравоохранения немалая ответственность за здоровье детей несут органы образования. Высокий уровень патологии у школьников указывает на приобретённость проблемы здоровья подрастающего поколения. Решить данную проблему одной медицине не под силу, поэтому значительную часть работы взяли на себя образовательные учреждения.
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками.
Учёные считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество её – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.
Исследуя данную тему, я проанализировал ситуацию в моей школе. Для соблюдения валеологических принципов и требований СанПиНа в школе присутствует ростомерная мебель, соблюдается тепловой режим, горячее питание. В начальных классах, а также учителя старшего звена стараются проводить физкультурные минутки на уроках.
Физкультурные минутки - кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель проведения – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.
Физкультурные минутки делятся на следующие виды:
1. Оздоровительные:
· Общеразвивающие упражнения;
· Подвижные игры (уроки иностранного языка, факультативы);
· Танцевальные;
· Ритмические;
· Гимнастика для глаз;
· Двигательно-речевые.
2. Познавательные:
· Дидактические игры с движениями;
· Двигательные действия и задания
· Развивающие игры.
3. Творческие:
· Гимнастика для ума (с использованием физкультурного мяча, кегли и др.);
· Оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям);
· Сюжетно – ролевые игры;
· Использование карточек;
· Пантомимическая гимнастика.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в сою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Анализ данных показывает, что в школе забота о здоровье подрастающего поколения включает в себя профилактическую работу (профилактика заболеваний и вредных привычек), а также физическое воспитание.
2.7. На всё есть свои нормы
Неудобное рабочее место вызывает раздражение, мешает сосредоточиться. Надо позаботиться, чтобы школьнику было удобно заниматься. Для этого в первую очередь надо подобрать мебель по росту, а не по возрасту. Мебель должна быть удобной и разгружать статические мышечные напряжения.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неудобная обувь и одежда, тяжелые ранцы и портфели. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьников портит неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель.
В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двуместные). Расстановка столов, как правило, трёхрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной расстановкой столов.
Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится её цветовая маркировка.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причём ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.[9]
Размеры мебели и её маркировка по ГОСТам
«Столы ученические» и «Стулья ученические»
Номера мебели по ГОСТам
11015-93
11016-93 Группа роста в (см) Высота над полом крышки края стола, обращённого к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в см) Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в см)
1 100-115 46 Оранжевый 26
2 А 115-130 52 Жёлтый 30
3 Б 130-145 58 Красный 34
4 В 145-160 64 Голубой 38
5 Г 160-175 70 Зелёный 42
6 Д Свыше 175 76 Белый 46
Согласно этим нормам я провёл исследование соответствия парт и стульев в моём классе росту учеников. У меня получились следующие результаты.[см. приложение 1]
Заключение
Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой.
Для соблюдения валеологических принципов и требований СанПиНа в школе присутствует ростомерная мебель, соблюдается тепловой режим, учителя активно используют на уроках здоровьесберегающие технологии.
В целях профилактики вредных привычек классными руководителями проводятся классные часы на темы: "Основные понятия о здоровье", "СПИД и его профилактика", "Школьнику о вреде никотина и алкоголя", "Скажи, нет вредным привычкам". Организовываются конкурсы рисунков - плакатов на темы: "Полезные привычки человека" и "Вредные привычки человека".
Очень много мероприятий проводится для формирования сильного и выносливого человека. Уроки физической культуры частично компенсируют потребность организма в физической нагрузке.
В нашей школе создаются все условия для сохранения здоровья учащихся, ведётся активная пропаганда здорового образа жизни.
Литература
1. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – СПб.6 «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
2. Ковинько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пособ. длясредн. и высш. педагогич. учебн. заведений, преп. начальн. классов и родит. - М.: Издательский центр "Академия", 1996 г.
3. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9 - 10 кл. сред. шк.: Факультатив. курс. - М.: Просвещение, 1998 г.
4. Коростелёв Н.Б. 50 уроков здоровья, М.: Дет. лит., 1991 г.
5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр " Академия ", 2001г.
6. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле - здоровый дух: Учеб. пособие для ученика и учителя. 7 - 11 классы. Кн.1. - М.: Педагогическое общество России, 2004 г.
7. Михайлова Е.И. Физкультура для спецгрупп // Первое сентября. Здоровье детей. 2005. № 5.
8. Новая популярная медицинская энциклопедия /Покровский В.И. – М.: «ООО Издательство «Энциклопедия», 2004.
9. Санитарные правила СП 2.4.2.782-99 Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.
10. ПедСовет, №1/ 2004 г.
11. ПедСовет, №3/ 2004 г.
12. ПедСовет, №5/ 2004 г.
13. Ушакова О.Д. Откуда пришли слова: Этимологический словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Литера», 2008.
14. Ягодинский В.Н. О вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение. 1996 г.
15. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Медицина/Сост. Н.Ю. Буянова и др. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение 1
Сводная таблица соответствия парт и стульев росту учеников 4 «Б» класса
№ ФИО Группа здоровья Физкультурная группа Рост
(в обуви,
см) № и группа мебели Цвет маркировки фактически
1. Ахметова Я. I Основная 152 4;В голубой соответствует
2. Басараб А. I Основная 137 3;Б красный соответствует
3. Биктимирова М I Основная 146 4;В голубой соответствует
4. Борисова А. I Основная 144 3;Б красный соответствует
5. Вачевский К. I Основная 131 3;Б красный соответствует
6. Герляйн О. I Основная 142 3;Б красный соответствует
7. Комиссаров А. III А специальная 137 3;Б красный соответствует
8. Козлова П. I Основная 147 4;В голубой соответствует
9. Кротов В. I Основная 131,5 3;Б красный соответствует
10. Кукунина С. II подготовит. 146 4;В голубой соответствует
11. Кульков В. I Основная 145,5 3;Б красный соответствует
12. Миронов Ж. I Основная 136 3;Б красный соответствует
13. Речкина А. I Основная 138,5 3;Б красный соответствует
14. Тадевасян А. I Основная 134 3;Б красный соответствует
15. Толстенков Д. I Основная 133 3;Б красный соответствует
16. Неведомый Н. I Основная 145 3;Б красный соответствует
17. Устинова А. I Основная 143 3;Б красный соответствует
18. Файзулин И. I Основная 145 3;Б красный соответствует
19. Черетович С. I Основная 135 3;Б красный соответствует
20. Черетович В. I Основная 139 3;Б красный соответствует
21. Шкароденок А I Основная 129 2;А жёлтый соответствует
22. Палкина К. I Основная 151 4;В голубой соответствует
23. Петрова К. I Основная 133 3;Б красный соответствует
Приложение 2
Характеристика медицинских групп
Номер медицинской группы Характеристика медицинской группы Допустимая физическая нагрузка и основные рекомендации
I Основная – дети без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями при достаточном физическом развитии и физической подготовленности. Занятия по учебным программам физической культуры в полном объёме; занятия в спортивной секции; участие в соревнованиях и тестовых испытаниях соответственно возрасту.
II Подготовительная - дети с недостаточным физическим развитием и физически слабо подготовленные, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия по учебным программам в полном объёме, занятия в секции ОФП. При отсутствии противопоказаний разрешаются тестовые испытания.
III Специальная «А» - дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и
воспитательной работы.
Специальная Б» - дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, серьёзные хронические заболевания, требующие существенного ограничения физических нагрузок, допущенные к теоретическим занятиям и занятиям по реабилитации собственного здоровья. Занятия физической культурой по специальным учебным программам, утверждённым директором и согласованным с органами здравоохранения (кабинетом ЛФК, врачебно-физкультурным диспансером и др.)
Занятия проводятся в кабинете ЛФК местной поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера; возможны индивидуальные по согласованию с лечащим врачом.
Приложение 3.
Пословицы и поговорки о здоровье
1. Кто курит табак, тот сам себе враг.
2. Лучше знаться с дураком, чем с табаком.
3. Если хочешь долго жить, брось курить.
4. Пьянство - это добровольное безумие.
5. Хватил винца - не стало молодца.
6. С пьянством водиться - что в крапиву садиться.
7. Кто чарку допивает, тот век не доживает.
8. Был Иван, а стал болван, а всё вино виновато.
9. Пропойное рыло вконец разорило.
10. Вино входит - ум выходит.
11. В стакане тонет больше людей, чем в море.
12. Вино с разумом не ладит.
13. За чужое здоровье выпиваешь - своё пропиваешь.
14. Здоровье сгубишь - новое не купишь.
15. Было бы здоровье, а счастье найдётся.
16. Не рад больной и золотой кровати.
17. Здоров будешь - всё добудешь.
18. Деньги - медь, одежда - тлен, а здоровье - всего дороже.
19. Лучше средства от хвори нет: делай зарядку до старости лет.
20. Двигайся больше - проживёшь дольше.
21. Кто много лежит, у того бок болит.
22. Бег не красив, да здоров.
23. По яблоку в день - и доктор не нужен.
24. Чисто жить - здоровым быть.
25. Слабеет тело без дела.
Приложение 4
ФизминуткиУтром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
* * * *
Только вверх мы вошли, появились комары.
Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз, хлопок другой.
Снова дальше мы идём, перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз - два, раз - два, позади уже вода.
Мы шагаем и шагаем, руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко...
Впереди из - за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим - на носочках пробежим.
Серый заяц скачет в поле - очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседе - шалунишке.
И закончилась игра, за работу нам пора.
* * * *
Раз - подняться на носки и улыбнуться,
Два - руки вверх и потянуться,
Три - согнуться, разогнуться,
Четыре - снова всё начать,
Пять - поглубже всем вздохнуть,
Шесть - на пояс руки ставим,
Семь - повороты туловища начинаем,
Восемь - столько раз приседаем,
Девять - потягиваемся и отдыхаем,
Десять - урок наш продолжаем.
* * * *
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать
И на место тихо встать.
Приложение 5
Частушки о здоровье
Чистота - залог здоровья,
Чистота нужна везде:
Дома в школе, на работе,
И на суше, и в воде.
Руки с мылом надо мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.
Всякий раз, когда едим,
О здоровье думаем:
Мне не нужен жирный крем,
Лучше я морковку съем.
Физкультурой занимайся,
Чтоб здоровье сохранять,
И от лени постарайся
Побыстрее убежать.
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.
Ты зарядкой занимайся,
Если хочешь быть здоров.
Водой холодной обливайся -
Позабудешь докторов.
Любим спортом заниматься:
Бегать, прыгать, кувыркаться.
А зима настанет -
Все на лыжи встанем.
Приложение 6
Загадки
Этот жёлтый плод растёт
Там, где лето круглый год.
Он как краешек луны,
Все вы знать его должны.
(банан)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(морковь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...
(капуста)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(лук)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я ...
(свекла)
Кругла да гладка,
Откусишь - сладка,
Засела крепко
На грядке ...
(репка)
Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(редиска)
Маленький, горький, луку брат.
(чеснок)
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(тыква)
Маленькая печка с красными угольками.
(гранат)
Анкета для учащихся
1. Что такое здоровый образ жизни? (Вы можете выбрать несколько ответов)
занятия спортом отсутствие вредных привычек здоровый сон личная гигиена правильное питание соблюдение режима дня закаливание чтение журналов и газет о здоровом образе жизни просмотр телевизора допоздна 2. Как Вы думаете, для чего нужно вести здоровый образ жизни? (Вы можете выбрать несколько ответов)
иметь хорошее здоровье чтобы быть современным культурным человеком быть внешне привлекательным, иметь хорошую фигуру быть физически сильным, уметь постоять для себя быть успешным в жизни, добиваться успеха 3. Что Вы делаете для укрепления собственного здоровья? (Вы можете выбрать несколько ответов)
стараюсь больше бывать на свежем воздухе, на природе избегаю вредных привычек, борюсь с ними занимаюсь спортом стараюсь выспаться, не переутомляться делаю зарядку, гимнастику соблюдаю режим и рацион питания стараюсь не злоупотреблять работой на компьютере, телевизором соблюдаю режим дня Закаляюсь регулярно посещаю врачей, выполняю их рекомендации 4. Считаете ли Вы правильным и здоровым свой режим и рацион питания? (Выберите только один ответ)
да не вполне нет 5.Завтракаете ли Вы дома перед школой? (Выберите только один ответ)
да, всегда завтракаю иногда завтракаю нет 6. Питаетесь ли Вы в школьной столовой? (Выберите только один ответ)
питаюсь в школьной столовой в школе не питаюсь 7. Пробовали ли Вы курить? (Выберите только один ответ)
да нет 8. Пробовали ли Вы алкогольные напитки? (Выберите только один ответ)
да нет