Эссе Моя педагогическая философия: творческое содружество ученика и учителя


Моя педагогическая философия: творческое содружество ученика и учителя.
Дмитриева Назира Владимировна
учитель начальных классов г.Кемерово
Эссе
Моим друзьям - коллегам посвящаю свои стихи.
Вот и настала осень. Первое сентября.
Всего лишь одна страничка вечного календаря.
Хочется пробежаться по утренней летней росе.
Но холод дождя и астры напомнили о зиме.
Время неумолимое, только постой, погоди.
Полевые букеты красные, с васильками нам принеси.
Дай же собраться с мыслями и еще раз вздохнуть.
Улыбнуться по-дружески, жизненно.
Ну, что же, друзья, снова в путь!?
Философия в переводе с греческого языка «люблю плюс мудрость». Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. А педагог с греческого переводится как « дитя веду, воспитываю». Значит, педагогическая философия представляет учителя как проводника дитя в жизнь, в бытие.
Интерес активизирует человеческие способности. Благодаря чему, деятельность человека становится более энергичной, доброй, полнокровной. Это дало сильный толчок к осуществлению моей мечты – стать учителем; вызвала готовность настойчиво работать над собой. Я – учитель, теперь уже и некоторые мои ученики стали учителями. У меня интересная, полная и яркая жизнь, в которой нет таких понятий, как скука, серость будней. Меня окружают любимые ученики – это моя жизнь, мои праздники. Я не могу без них, они – без меня. Передо мной сейчас проносятся лица моих педагогов, моих учителей. Я надеюсь, что когда-нибудь смогу выразить в слове всю любовь и преданность к ним.
Я в пути. Мой путь – мое творчество. Никогда не хочу дойти до конца, пусть моя дорога не кончается, пусть не иссякнет источник моего творчества – необыкновенность детских сердец. Много находок на дороге творчества – эти зернышки моего опыта, педагогического мастерства мне очень дороги.
Свою работу с ребятами строю на основе сотрудничества по принципу: «Мы – коллеги», коллеги по добыванию знаний. Они маленькие, но сердца их большие, а речь страстная. Когда школьник знает, ему очень хочется ответить. Это потребность детской природы, и потребность разумная, благородная. Их чувствования, мысли и желания действуют, можно сказать механически на язык; что происходит внутри их, то непременно выходит у них тотчас же наружу. Язык – природный дар человека, необходимый для сообщения его с другими людьми. Можно ли представить себе живое детское общение без разговоров, без шума, когда внутри их все кипит, все просится наружу, все требует деятельности?
. Здесь, главное – научить детей слушать друг друга. Ребята излагают свои мысли свободно, каждый по-своему, кто как понимает поставленную перед ним проблему. Задача учителя – услышать ответ каждого; конечно, это достигается не сразу. Необходима тренировка внимания и слуха учителя.
Очень много написано о том, как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться, облегчить его умственный труд, как воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке; научить активно мыслить и работать самостоятельно по добыванию знаний. Я глубоко убеждена, что фактический материал лучше усваивается именно в процессе мышления, и чем более активно это мышление, тем более глубоко и прочно усвоение. Могу в этом поспорить с некоторыми коллегами, которые утверждают, что усвоение материала требует заучивания и терпеливой тренировки. А как же развитие мышления ребенка? Несомненно, это – часть формирования знаний, умений и навыков, но, которое просто невозможно вне проблемного мышления. Даже «черновой», тренировочный этап обучения тоже дает возможность пробудить творческую мысль и организовать активную поисковую деятельность школьников. Например, почти каждую тренировочную грамматическую задачу можно ввести как миниатюрный поисковый вопрос или миниатюрную проблемную ситуацию. Дети тратят огромное количество времени и сил на заучивание слов, правописание которых не регулируется точными правилами. Однако, механическая память – плохой помощник, ее пределы ограничены. Работа со словом, основанная на активном поиске, значительно более эффективна. При этом школьник не получает слово для запоминания в готовом виде, а должен теми или иными путями добыть их сам. Например, построить ряд слов с определенной орфограммой. Не припомнить несколько слов, а именно построить ряд! Такие задания подчас оказываются очень увлекательными. Таких форм работы изобретательный учитель может придумать много: и при работе с новым материалом, и при закреплении возможно создание большого количества ситуаций, активизирующих поисковое мышление школьников.
Говоря об умственной активности, не нужно забывать, что умственная работа – это не только анализ, синтез, логическое построение и т.п., но и деятельность образного мышления и воображения. Воображение, тяготение к выдумке, к сказке естественны для ребенка и, построить интересное обучение можно только с учетом этого. Активизировать мышление школьников, особенно младших, опираясь только на абстрактный словесно – логический или цифровой материал, это значит использовать далеко не все умственные возможности детей.
Радость словотворчества – это самая доступная для детей интеллектуальная одухотворенность. Заботясь о пробуждении поэзии в ребенке, мы заботимся о воспитании художественного вкуса вообще. Трудно вначале детям сочинить сказку, а сочинять стихи, тем более решается не каждый. Умение подобрать даже простенькую рифму кажется детям чудом, на которое они не способны. Начинаем с сочинения четверостишья. У меня в классе с ребятами существует такая традиция: они дарят мне свои стихи. Обычно это бывает весной, когда словотворчество особенно живо от пробуждающейся природы, и стихи льются сами. Я понимаю, что поэтом может быть не каждый, но узнать радость от своего творения – это прекрасно. У меня самой подъем поэтического творчества был только в 18-19 лет, я не хочу, чтобы дети мои так долго не узнали, что они все в душе – поэты. Вот их стихи.
Ира, 7лет:
Солнце засветит, закапает капель.
Подснежники подарим мы мамам в этот день.
Андрей, 8 лет:
Тают снега пушистые, пришла весна душистая
И много радости с собою принесла.
Начинается капель, приближается апрель,
Птицы громче распевают, ярче солнышко сияет.
Сергей, 7 лет:
Солнце светит ярко, день будет жарким.
Значит, друзья, наступила весна!
И все-таки я хвалю ребят за их маленькие творческие начинания. Считаю, что учить юных сочинителей чувству слова надо похвалой и доброжелательностью. Вместе с этим учить их наблюдать, видеть, запоминать. Но все это возможно только в радостной для ребенка обстановке, когда взрослые не критикуют и не правят его произведения, а дают полный простор детской фантазии. Дети повзрослеют. Но только тот взрослый способен к творческой деятельности, который в детстве познал необыкновенно сладкое чувство радости от того, что он сделал своими руками, сам придумал, сам сочинил. Ребячьи стихи издаем книжкой – малышкой и дарим им же на празднике «Уникум» (это стало непременной традицией, одной из многих, которые живут у нас в классе).
Это только маленькая капля моего опыта, обо всем рассказать просто невозможно, так как для этого нужно прожить мою жизнь. Но эта капля, которая убедит некоторых учителей в том, что, каков бы ни был учитель, как бы он хорошо не знал свой предмет, но, если он не сумел вызвать и организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение – большого успеха он не добьется.
Мои размышления о творческом поиске учителя – для раздумий тех, кто не останавливается, кто не выносит серость школьных будней и скучные лица детей, для тех, кто хочет внести в ребячьи души искорку творческого огня.
Педагогу нельзя подводить черту, так как черта – это начало конца. Пусть все ваши дни будут наполнены огромной силой творчества. А объективным результатом творческой деятельности является возникновение чего-либо нового. Думаю, для этого необходимо вдохновение. Здесь уместно вспомнить слова Сухомлинского В.А.: «Творческое вдохновение – человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет»…Человек творящий, это человек вечно ищущий. Я твердо убеждена, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, педагогом. Среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка. Мне всегда хочется быть с детьми, переживать их радости и горести, уметь помочь ребенку в собственном становлении. Уже сейчас, после тридцати лет работы в школе, мне стал понятен идеал учителя. Вот таким я себе его представляю: высокий уровень знаний, высокая требовательность к себе, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, пробуждать в них интерес, артистизм, контактность и проницательность, высока педагогическая культура.
Но и это еще не все. Важно ежеминутно работать над собой. В данный момент я думаю, как сделать очередной урок веселым и интересным; как вместе с новыми знаниями дать почувствовать детям радость открытия. Вместе с ними и я тоже ученица. Стою на пороге новых открытий – детских сердец.
Посвящаю эти строки моим любимым ученикам!
Что такое дети?
Это буря смеха, шуток, прибауток в водовороте дней!
Что такое дети?
Это счастье света, радости минуток, жизненных затей!
Что такое дети?
Это детство, юность, школьные звоночки, веселье перемен!
Что такое дети?
Это мамы гордость, первые прически, фантиков обмен!
Что такое дети?
Первые букеты, первое признанье, дыхание весны!
Что такое дети?
Надежда и опора, бабушкино званье и лепет детворы!
Не судите строго – это мои размышления.
Дмитриева Н.В.