Урок-праздник по развитию речи Речи вести — не лапти плести (4класс)
Урок — праздник по развитию речи
«Речи вести —
не лапти
плести»
Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла». Дети под музыку входят в класс.
Сегодня мы проводим урок-праздник по развитию речи, на котором покажем, чему научились за четыре года.
Начинают ведущие — 2 ученика в русских костюмах.
1 уч. «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
Что такое Родина? - Это весь народ. Это его культура, его язык». (Л.Н.Толстой)
2уч. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состояние совершать чудеса!» (И.Тургенев)
Сегодня мы откроем таинственную книгу и проникнем в мир русского языка, в мир русской речи (Открываем книгу)
Речи вести —
не лапти плести
1 страница
Без пословицы
речь не молвится
Пословица
недаром молвится
тежомоп
елед
мокясв
ов аклакемс- На каком языке написана пословица? Попробуйте ее прочитать (Смекалка во всяком деле поможет). Объясните ее смысл.
3 уч. С незапамятных времен существуют в нашем языке пословицы и поговорки. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова, шлифует силу мысли.
4 уч. В пословицах и поговорках народ воздает должное честности и доброте, смелости и мудрости. Высмеивает пословица жадность и глупость, трусость и невежество. Она расскажет, как жил народ, подскажет как лучше поступить.
Игра «Пословицы на кубиках»
На столах лежат кубики. Попробуйте составить из того, что на них написано, пословицы и поговорки. (Дети составляют и записывают пословицы)
Повторение — мать ученья
Мастерство везде в почете
Делу время, потехе час
Делано наспех — сделано насмехНе одежда красит человека
Красна речь поговоркою
Под лежачий камень вода не течет
Прочитайте пословицу
цем етос
знаи чещасявекмирни
солнвеемлоМир освящается солнцем, а человек знанием. Объяснить смысл пословицы.
Пословицы не только многому нас учат, но и любят «шутить»
Игра «Пословицы шутят»
Два сапога- тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Трус своей лени боится.
Нашла коза на камень.
Терпение и труд все перетрут.
Трус кормит а лень
Не зная броду, не суйся в
Сценка «Живая речь»
Постарайтесь запомнить пословицы и поговорки, которые вы услышите.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят(Сказала мама, а Саша стучит)
- Прекрати стук! - сказал папа. (А Саша стучит)
- Как об стенку горох, - ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Отберу молоток! (Говорит бабушка, а Саша стучит)
- Сказано — сделано (бабушка уносит молоток)
- Отдай! (Саша)
- Завтра. А сейчас (Саша плачет)
- Я машину чиню
- Всему свой время (Бабушка)
- Зачем молоток унесла? (Саша)
- Ему про Ерему, о он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русском языком сказано, поздно уже, все спят (Бабушка)
- Не все: мы не спим (Саша)
- Ну хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать! (Бабушка)
-Какая живая у нашей бабушки речь! (Папа)
Почему папа назвал речь бабушки живой? Живая речь! (Объяснить смысл)
Переворачиваем страницу
Фразеологизмы
Вода, не, разлить
Хоть пруд пруди
Кот наплакал
Тьма тьмущая
Яблоку негде упасть Водой не разлить
Во все лопатки
Сломя голову
Черепашьим шагом
В мгновенье ока
Игра "Четвертый лишний"
5 уч.Живут поживают слова — детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, нов какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания- фразеологизмы.
Игра «Отгадать фразеологизм по рисунку»
Учитель показывает рисунок, а дети называют фразеологизм.
Снег падает на головы
Крокодил льет слезы
С гуся стекает вода
Девочка стоит по колено в воде
Два сапога стоят рядом
Мальчик с длинными рукавами
Как снег на голову, крокодиловы слезы, как с гуся вода, море по колено, спустя рукава, два сапога- пара.
Поэтическая минутка
Закончить стихотворение. 4 ученика по очереди читают стихи, а все хором заканчивают.
Ежата — детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых …. (рукавицах)
За обедом в разговоре
Лез в бутылку с нами споря,
А потом сказал:
- Друзья, не в своей … я (тарелке)
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, … (кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой … (не разольешь)
Сценка «Три загадки»
Поссорились на переменке ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют. А второй ему: - Ишь разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:
- Все следишь!
- Наверное, и спишь с открытыми глазами.
А дежурный вдруг как крикнет:
- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
- Какие такие загадки? - удивленные ребята и разжали кулаки.
- А вот такие, - сказал дежурный — Слушайте! - Откуда произошли выражения — где раки зимуют, из кожи вон лезет,спит с открытыми глазами?
Игра «Четвертый лишний»
Прочитать фразеологизмы и назвать лишний. Фразеологизмы записаны на второй странице книги.
Составь рассказ по рисунку
Используя слова и рисунки, составить и записать рассказ про мальчика Бобу. Дети читают рассказы и называют фразеологизмы.
Переворачиваем страницу.
Синонимы (слова закрыты)
ум и разум заходит
переливать из пустого в порожнее
ни конца, ни краю
вокруг да около
цел и невредим Антонимы
черным по белому
нет худа без добра
вопрос жизни и смерти
и стар и млад
ни сыт, ни голоден
Дети читают.
- Что записано? (фразеологические обороты). Почему они разделены на 2 группы? (синонимы, антонимы). Учитель открывает закрытые слова.
Игра «Найди друзей»
К слову левого столбика найти близкое по значению слово из правого. Записать слова парами.
Алфавитаккуратный
огоньалый
шалунсказать
чистыйазбука
конницапламя
прыгатьозорница
бросатькавалерия
красныйкидать
Переворачиваем страницу
Архаизмы (слова закрыты) Неологизмы
«Живой язык изменчив, как изменчива сама жизнь.» (С.Я. Маршак)
Дети читают слова С.Я.Маршака
-Объясните смысл этих слов?
Учитель открывает закрытые на странице слова: архаизмы и неологизмы.
- Что можете сказать об этих словах? (антонимы)
Конкурс знатоков
- Объясните значение и происхождение слов: грош, рубль, алтын.
Назовите одним словом.
Автоматический самоходный аппарат с дистанционным управлением, передвигающийся по Луне. (луноход)
Специалист, управляющий самолетом, вертолетом (летчик)
Специалист, совершающий полет в космическом пространстве (космонавт)
Комплекс сооружений и технических средств для запуска космических, искусственных спутников Земли и других космических аппаратов (космодром)
На доске появляются слова:
грошлуноход
гривенниккосмонавт
рубльлетчик
алтынкосмодром
- Чем отличаются группы слов?
Кроссворд
Если, вы разгадаете все слова в кроссворде, то в выделенных клетках можно будет прочитать название единицы языка, изучаемой в «Лексике».
Слова близкие по лексическому значению (синонимы)
Словарный состав языка (лексика)
Слова одинаковые по значению, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы)
Сборник слов, обычно расположенный в алфавитном порядке (словарь)
Новые слова (неологизмы)
Ученики работают самостоятельно
с и но ни м ыл е к с и к а о м о ни м ыс л о в а рьне о л о г и зм ы6 уч.
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Слова отражают все изменения, происходящие в мире.
Какое же это необъятное и неисчерпаемое слово — человеческая речь! (С.Я.Маршак)
Стихотворение «Русский язык»
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Как держава наша могуч,
Он — язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете, за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Дети хором читают слова, записанные на доске.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим, и от плена спасем. (А.Ахматова)
Праздник закончился. Дети под музыку выходят из класса.