Роль семьи и детского сада в преодолении заикания у детей


РОЛЬ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ Презентацию подготовила: Федосеенко Нина Александровна учитель-логопед МБОУ "Симеизская СШ" Причины заикания: Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной (контекстной) фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей. В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте. Одной из распространенных причин появления заикания у де­тей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, расска­зов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). В таких случаях перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с про­износительными трудностями вначале приводит к случайным оста­новкам в речи, повторениям отдельных звуков или слов. В даль­нейшем у ребенка появляется уверенность, что так будет всегда. Создается патологический раздражитель (фиксация, самовнуше­ние). Возникает заикание. У некоторых детей подобное происходит вследствие неправиль­ного звукопроизношения (если учесть, что заикание появляется с 2 лет, становится понятным, что это закономерное физиологи­ческое явление).Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая кому-то из окружаю­щих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках — и начинает заикаться. Часто заикание появляется у детей на фоне общего недораз­вития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей.Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг.Заикание может возникнуть и в результате подражания. Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, пониженная ее устойчивость. Комплексный метод преодоления заикания: Теоретически и практически доказано, что полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода. Комплексное воздействие на заикающегося складывается из следующих направлений: 1. Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии), способствующее нормализации функций нервной системы ребенка и создающее благоприятный фон для психотерапии, для активной логопедиче­ской работы. 2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяже­нии всей логопедической работы), которое состоит в том, что ре­бенка постоянно убеждают, что он может и должен говорить без заикания; фиксируют его внимание на успехах в этом направлении, обязательно в присутствии сверстников, воспитателей или роди­телей. 3. Логопедическое воздействие, осуществляемое на протяжении длительного (8—9 мес.), регулярного, систематического курса занятий. Основной целью занятий является воспитание навыков правильной, свободной от заикания речи, начиная с самых легких ее форм, не вызывающих запинок, и кончая сложными, в любых жизненных условиях. 4. Логопедическая ритмика. Состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры способствуют развитию общей и речевой моторики, развивают координацию движений, умение управлять собой, включаться в деятельность по сигналу, воспитывают чувство ритма. Они призваны также снимать общую скованность, напряжение. Большое внимание при этом уделяется развитию внимания у детей. 5. Воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоционально-волевую сферу. Осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы. Педагоги, воспитатели, ро­дители должны воспитывать у ребенка уверенность в себе, созна­ние своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание 'избавиться от него; постоянно поддерживать сознание успеха на каждом этапе занятий и убеждение, что в конце концов успех будет полным. Большое значение для успешного преодоления заикания имеет также речь окружающих (всего персонала детского учреждения и близких в семье ребенка). Дети должны слышать только негром­кую, спокойную, неторопливую речь. Тогда они начинают подра­жать этой манере говорить.Отношение к детям должно быть ровным, ласковым, без порицаний.Малейшие успехи должны тут же поощряться. Важную роль играют также правильное соблюдение общего и речевого режима, рациональное питание, обязательный дневной сон, продолжительные прогулки на воздухе, закаливание. Заикающиеся дети очень подвижны и возбудимы, поэтому родители часто не могут организовать их дневной сон. Следует помнить, что продолжительный сон— 10—11 ч. ночью и не менее 2 ч. днем для заикающихся дошкольников должен быть обязательным, так как он укрепляет нервную систему детей и подготавливает их для активной работы на занятиях. На занятиях под руководством логопеда дети говорят без пауз и запинок. Необходимо, чтобы в остальное время эти навыки сохранялись и поддерживались. Поэтому воспитатели и родители должны следить за речью детей. Они должны стараться ограничи­вать все разговоры детей, не задавать им вопросов, не заставлять повторять плохо (с заиканием) сказанные слова. Если ребенок (вне занятий) начинает говорить с заиканием, следует тут же прийти ему на помощь, договорив за него слово или фразу. Особенно ответственным и сложным является проведение в первый месяц занятий «режима молчания» в детском саду и дома. Это общепринятое название является условным, так как по сущест­ву полного молчания вне занятий от любознательных, подвижных, эмоциональных детей добиться не удается. Но стремиться к этому необходимо. Речь детей вне логопедических занятий допускается в самых крайних случаях, и то шепотная. Такое ограничение речи необходимо прежде всего для того, чтобы «погасить» патологический рефлекс на заикание. Кроме того, молчание детей, если его правильно организовать, успокаивает их нервную систему, дает возможность отдохнуть после напряжен­ных речевых занятий. И наконец, поскольку дети на логопедических занятиях всегда говорят без запинок, а в процессе «режима молчания» речевой акт не совершается, у них вырабатывается стойкий рефлекс на нормальную речь. Молчание детей должно достигаться не запретом, а педагоги­ческими уловками, находками, изобретательностью воспитателей и родителей.Нельзя допускать, чтобы при ребенке говорили о его заикании, демонстрировали его дефект другим лицам.Своим личным примером воспитатели и родители должны при­учать ребенка говорить не торопясь, негромко, выразительно.Дома для ребенка необходимо создать спокойную обстановку. На протяжении года не следует принимать в присутствии ребенка гостей и его водить в гости. Это возбуждает малыша, провоцирует его плохую речь. После устранения заикания хорошо увезти ребенка на несколько месяцев из города в какое-нибудь тихое место. Большую часть времени он должен проводить с кем-то одним из взрослых, наибо­лее спокойным, ласковым, выдержанным. Лучше, чтобы в это время ребенок дружил с одним товарищем, уравновешенным по харак­теру, желательно младшим по возрасту. Не следует перегревать ребенка на солнце, допускать перевозбуждения в играх. Соблюдение этих условий закрепит полученные навыки нормаль­ной речи и не даст возможности возникнуть рецидиву при каких-либо неблагоприятных условиях.