Дополнительная образовательная программа Волшебство искусства лепки



Пояснительная записка Программа «Волшебство искусства лепки» ориентирована на приобщение детей к древнему виду творчества – лепке.
Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевая разными видами изобразительной деятельности, среди которых большое место занимает лепка. Соленое тесто наиболее доступный материал для творчества. Программа «Волшебство искусства лепки» поможет воспитанникам овладеть навыками лепки из соленого теста, а забавные композиции, сделанные своими руками, украсят дом и станут прекрасными подарками.
Дополнительная образовательная программа «Волшебство искусства лепки » разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006г. №06-1844
3. Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.
4.Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 03.04.2003г. № 27 «санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03».
5. Приказ МБОУ ДОД ДДТ «Ермак» от 01.09.2014 «Об утверждении Положения об образовательных программах МБОУ ДОД ДДТ «Ермак» .Направленность программы:
Программа «Волшебство искусства лепки» -модифицированная, по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению –практической, воспитательной, и общекультурной; по форме организации – индивидуальной.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Педагогическая целесообразность  дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.
Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи:
обучающие:
обучить основным приемам лепки, основным элементам формообразования на примере изготовления различных поделок из соленого теста;
сформировать представление о роли цвета в мелкой пластике;
сформировать представление об основах композиции;
сформировать основные знания по объемной и плоскостной лепке.
воспитательные
воспитание ценностного отношения к культуре и искусству своего народа, к семейным ценностям;
воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность в работе,
способствовать преодолению воспитанниками «комплекса неумения» средствами декоративно-прикладного искусства, развитие уверенности в себе и своих возможностях.
развивающие
развивать мелкую моторику рук;
активизировать воображение, фантазию;
развитие мотивации к творческому поиску;
развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Отличительной особенностью программы заключается в том, что работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Возраст воспитанников 7-14 лет, программа предназначена для индивидуального обучения. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Приобретая практические умения и навыки в области лепки, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то сделать своими руками.
Срок реализации дополнительной образовательной программы 3 года. Строится курс из расчёта два занятия в неделю. Установленная продолжительность одного занятия – 45 минут. Объём часов в год составляет – 72 часа. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учётом санитарных норм и правил, утверждённых Постановлением Госкомсанэпиднадзора России.
Форма занятия – индивидуальная. Программа рассчитана на учащихся с хорошей подготовкой. В течении учебного года воспитанники участвуют в различных конкурсах, фестивалях и принимают активное участие в тематических выставках.
Занятие по типу может быть комбинированным, практическим, диагностическим и итоговым.
Форма проведения занятий: Занятия проходят в форме практических индивидуальных занятий.
Программа позволяет варьировать и изменять учебный план в зависимости от уровня подготовки детей. В программе предусмотрена система работы с родителями, общественностью, творческие выставки, участие в конкурсах различного уровня.
Принципы реализации программы
Занятия построены на следующих принципах:
доступности (от простого, к сложному);
систематичности и последовательности;
дифференцированного подхода к учащимся;
гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;
учет региональных особенностей и национальных культурных традиций;
учет требований гигиены и охраны труда;
учет возможностей, интересов и способностей учащихся;
принцип разнообразия форм обучения;
принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты от реализации дополнительной образовательной программы:
• участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях;
• участие в городских и областных конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.
Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:
• предметные результаты
— знание терминологии;
— формирование практических навыков в области декоративно-прикладного творчества;
• метапредметные результаты
— развитие фантазии, образного мышления, воображения;
— выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира;
• личностные результаты
— формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.);
Для отслеживания результативности используется педагогический мониторинг.
Стартовая диагностика - в начале каждого учебного года.
Промежуточная диагностика - проводится в конце первого и второго года обучения.
Итоговая диагностика – проводится по завершению всей образовательной программы.
 Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы  проводится в форме творческих выставок, участие в конкурсах и фестивалях. В конце года подводятся итоги,  и оценивается  работа детей за учебный год.  

Учебно тематический план
1 года обучения

п/пТема занятий Общее
кол-во
часов В том числе
теория практика
1 Введение в образовательную программу. История возникновения данного вида творчества. 1 1 I. «Лепка предметов с натуры».
1. Лепка несложных предметов простыми приемами 6 2 4
II. «Лепка тематических композиций».
1. Лепка по сюжетам сказок 8 2 6
2. Лепка на предложенные и свободные темы 8 2 6
3. Лепка на сюжеты мультфильмов о животных 6 2 4
III. «Декоративная лепка»

1. Лепка декоративной посуды 6 2 4
2. Лепка декоративных рыб, бабочек, цветов 6 2 4
IV. «Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий».
1. Обучение навыкам владения кистью 2 1 1
2. Роспись вылепленных изделий 4 4
V. «Объёмная лепка с добавлением природного и подручного материала».
1. Технология изготовления объёмного изделия «Домашние животные». 15 1 14
2 Технология изготовления объёмных цветов и комнатных растений.
Итоговое занятие. 8
2 1
7
Всего часов: 72 16 56
Учебно тематический план
2 года обучения

п/пТема занятий Общее
кол-во
часов В том числе
теория практика
1 Введение в образовательную программу. 1 1 I. «Лепка предметов с натуры».
1. Освоение приемов лепки из целого куска и отдельных частей 10 2 8
2. Лепка павлина 2 2
II. «Лепка тематических композиций».
1. Лепка по сюжетам литературных произведений 12 2 10
2. Лепка по представлению на бытовые и свободные темы 12 2 10
III. «Декоративная лепка»
1. Скульптурный способ декорирования лепных изделий (рельеф, контррельеф) 8 1 7
2. Различные способы лепки декоративных птиц 8 1 7
IV. «Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий».
1. Применение бесконечных узоров в украшении лепных изделий 2 1 1
2. Понятие цветового круга 2 1 1
V. «Объёмная лепка с добавлением природного и подручного материала».
1. Технология изготовления объёмных сувениров. Роспись готовых работ. 8 1 7
2 Технология изготовления объёмных декоративных деревьев. Роспись. Оформление. 6 1 5
3. Итоговое занятие. Выставка. 1 1
Всего часов: 72 13 59

Учебно тематический план
3 года обучения

п/пТема занятий Общее
кол-во
часов В том числе
теория практика
1 Введение в образовательную программу. 1 1 I. «Лепка предметов с натуры».
1. Приемы создания выразительного образа в лепке (динамика, мимика, поза). 10 2 8
II. «Лепка тематических композиций».
1. Способы создания сюжетной композиции 12 2 10
III. «Декоративная лепка»
1. Ажур в лепных изделиях
10 2 8
IV. «Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий».
1. Абстрактная роспись лепных изделий 2 1 1
2 Самостоятельная разработка эскизов для росписи и лепки 2 2
V. «Объёмная лепка с добавлением природного и подручного материала».
1. Лепка сувениров скульптурных групп 29 4 25
2 Свободное творчество. 4 4
3. Итоговое занятие. Выставка за год. 2 2
Всего часов: 72 12 60
Содержание программы 1-го года обучения
«Вводное занятие» 1. (1ч.)
Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с различными видами декоративно-прикладного искусства. Что такое ДПИ?
Это:
художественный образ – первооснова всех видов искусств (скульптура, графика народного и декоративно-прикладного искусства);
декоративно-прикладное искусство – искусство создания художественной вещи в разных материалах (тесто, фарфор, дерево, металл, ткань, кожа и др.);
лепка из солёного теста – как особый вид народного творчества.
Практическая часть:
Ознакомление обучающихся с программой обучения. Оборудование, инструменты, техника безопасности, правила внутреннего трудового распорядка. Работа с природным материалом: шишки, веточки, камни, ракушки, сухоцветы, сухие корни деревьев. Показ лучших лепных изделий. Лепка на свободную тему.
Методы, используемые на занятии: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, творческий.
Формы работы: беседа педагога по теме занятия, индивидуальное выполнение творческих композиций.
I. «Лепка предметов с натуры».Занятие 2-7 (6ч.)
Тема: «Лепка несложных предметов простыми приемами».
Свойства солёного теста.
Сведения о солёном тесте как о художественном материале, об организации рабочего места, названии, назначении инструментов, приспособлений (стека, доска, губки для разглаживания изделия и т.д.).
Практическое занятие.
Подготовка теста к лепке.
Особенности лепки с натуры.
Пропорции пластика, красота.
Освоение приемов скатывания, расплющивания, стягивания, защипывания, прижимания, примазывания.
Самостоятельная работа.
II. «Лепка тематических композиций».(32ч.)
Занятие
Тема: «Лепка по сюжетам сказок»(8ч.)
Демонстрация образцов игрушек, иллюстраций, просмотр готовых работ.
Знакомство с произведениями сказок.
Практическое занятие.
Умение выполнять эскиз к сказке, лепить полые формы из целого куска.
Освоение этапов и приемов лепки. Соотношение пропорций, обработка поверхности.
Приемы налепа деталей для украшения.
Формы организации занятий: беседа-показ, сюжетно-ролевые игры, разработка технологии изготовления изделия, самостоятельная работа по лепке.
Занятие 16-23 (8ч.)
Тема «Лепка на предложенные и свободные темы»
Понятие равновесия и гармония масс.
Красота и гармоничность соотношений в лепке.
Характеристика приемов вытягивания из целого куска.
Практическое занятие.
Освоение приемов вытягивания из целого куска.
Выбор темы.
Продумывание композиции, отбор существенного.
Лепка одного, двух фигурных композиций на предложенные темы «Весна», Домашние животные», «Панно» и др.
Формы организации занятий: беседа-показ, сюжетно-ролевые игры, разработка технологии изготовления изделия (проектирование), самостоятельная работа по лепке на свободную тему, выставка-конкурс.
Занятие 24- 29 (6ч.)
Тема «Лепка на сюжеты мультфильмов о животных»
Просмотр мультфильмов с лепной анимацией.
Красота и гармоничность соотношений в лепке.
Обсуждение увиденного, пластичности исходного материала.
Практическое занятие.
Освоение приемов вытягивания из целого куска.
Выбор темы.
Продумывание композиции, отбор существенного, изготовление индивидуальных работ.
Лепка одного, двух фигурных композиций на предложенные темы по увиденным произведениям.
Формы организации занятий: беседа-показ, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная работа по лепке на свободную тему, выставка-конкурс.
III. «Декоративная лепка».
Занятие 30-35 (6ч.)
Тема «Лепка декоративной посуды»
Знакомство обучающихся с декоративной посудой.
Анализ формы различных видов посуды.
Зарисовки простейших форм посуды.
Практическое занятие:
Освоение приема лепки посуды из лепешки способом загибания краев при вращении лепешки.
Лепка посуды способом вдавливания и растягивания краев.
Украшение посуды налепом, контррельефом, природным материалом.
Лепка тарелки, блюдца, чашки, чайника, горшочка, солонки.
Формы организации занятий: беседа-показ, сюжетно-ролевые игры, разработка технологии изготовления изделия, самостоятельная работа по лепке, обсуждение, конкурс, урок - творческий отчет по основам лепки декоративной посуды.
Занятие 36-41 (6ч.)
Тема «Лепка декоративных рыб, бабочек, цветов»
Ознакомление обучающихся с лепкой с натуры.
Отличие декоративной лепки от лепки с натуры.
Практическое занятие:
Способы декорирования лепных изделий.
Освоение приемов лепки декоративных рыб, птиц, бабочек, цветов.
Выбор темы.
Продумывание композиции, отбор существенного, изготовление индивидуальных работ.
IV. «Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий».
Занятие 42-47 (6ч.)
Тема «Обучение навыкам владения кистью».
Различие кисти по волосу и назначению.
Способы держания кисти.
Алгоритм выполнения мазка.
Виды мазков. Палитра и ее назначение.
Практическое занятие:
Разведение гуашевых красок.
Выполнение мазка.
Самостоятельные упражнения обучающихся в выполнении мазков и способах держания кисти.
Формы организации занятий. Беседа-показ, беседа-занятие, практическое занятие, самостоятельная работа.
V. «Объёмная лепка с добавление природного и подручного материала».Занятие 48-62 (15ч.)
Тема Технология изготовления объёмного изделия «Домашние животные».

Понятие равновесия и гармония масс.
Красота и гармоничность соотношений в лепке.
Характеристика приемов вытягивания из целого куска.
Практическое занятие.
Освоение приемов вытягивания из целого куска.
Выбор темы.
Продумывание композиции, отбор существенного.
Лепка одного, двух фигурных композиций на предложенные темы «Домашние животные» и др.
Формы организации занятий: беседа-показ, сюжетно-ролевые игры, разработка технологии изготовления изделия (проектирование), самостоятельная работа по лепке на свободную тему, выставка-конкурс.

Занятие 63-72 (10ч.)
Тема: «Технология изготовления объёмных цветов и комнатных растений»
Беседа на тему: «Разновидности цветов и комнатных растений.
Демонстрация готовых работ.
Выбор темы.
Практическое занятие:
Освоение этапов и приемов лепки.
Соотношение пропорций, обработка поверхности.
Сочетание природного и подручного материала.
Самостоятельная работа на заданную тему.
Содержание 2-го года обучения
I. «Лепка предметов с натуры». Вводное занятие 1 (1ч.)
Ознакомление с программой обучения.
Техника безопасности.
Материалы, инструменты.
Форма проведения занятий: беседа.
Занятие 2-11 (10ч.)
Тема «Освоение приемов лепки из целого куска и отдельных частей».
Сопоставление предметов по величине и форме, в лепке с натуры.
Понятие обобщения формы.
Лепка постановок из двух предметов контрастных по величине и выразительных по форме: кувшин и яблоко.
Определение на глаз: сколько раз размер одного предмета уложится в другом предмете.

Практическое занятие: Демонстрация приемов лепки из целого куска. Освоение приемов вытягивания из целого куска глины. Совершенствование приемов лепки.
Форма проведения занятий: игровые занятия «Фрукты моего сада», самостоятельные творческие задания.
Занятие 12-13 (2ч.)
Тема «Лепка павлина».
Ознакомление с алгоритмом лепки павлина.
Демонстрация приемов лепки из целого куска солёного теста.
Практическое занятие:
Освоение алгоритма лепки: придание солёному тесту яйцевидной формы и т.д.
Форма проведения занятий: творческие занятия: лепка «Павлина».
II. «Лепка тематических композиций».
Занятие 14-25 (12ч)
Тема « Лепка по сюжетам литературных произведений»
Беседа о любимых детских героях.
Создание положительной эмоциональной атмосферы.
Язык жестов и мимики.
Практическое занятие:
Самостоятельный выбор темы.
Создание смыслового центрального персонажа, расположение в пространстве центрального и профессионального объектов
Создание композиции.
Форма проведения занятий: просмотр лепной анимации, беседа, практическое занятие, обсуждение, выставка.
Занятие 26-37 (12ч.)
Тема «Лепка по представлению на бытовые и свободные темы»
Беседа о диких животных, в баснях Крылова. Выражение отношений басенных героев через лепку, передача характера животного.
Практическое занятие:
Выбор темы.
Создание композиций на темы «Ворона и лисица», «Мартышка и очки».
Соблюдение правил создания композиции.
Форма проведения занятий: беседа-показ, игровая импровизация по басням, самостоятельная работа.
III. «Декоративная лепка»
Занятие 38-45 (8ч.)
Тема «Скульптурный способ декорирования лепных изделий (рельеф, контррельеф)»
Понятие скульптурный метод декорирования.
Виды скульптурного метода декорирования: рельеф, контррельеф, ажур.
Демонстрация изделий декорированных скульптурным способом.
Практическое занятие:
Декорирование посредством штампиков, нанесение рельефов тампоном, декорирование приставными деталями.
Изготовление изделий по выбору ребёнка.
Форма проведения занятий: беседа-показ (обсуждение изделий), беседа-занятие, выставка-конкурс, самостоятельная работа.
Занятие 46-53 (8ч.)
Тема «Различные способы лепки декоративных птиц».
Демонстрация иллюстрации изделий.
Особенности лепки изделий.
Алгоритм выполнения птиц.
Практическое занятие.
Самостоятельная разработка эскиза для лепки птицы.
Лепка птицы различного выразительного образа.
Украшение птицы различными деталями на голове, шее, крыльях, спине.
Форма проведения занятий: беседа-показ (обсуждение изделий), беседа-занятие, выставка-конкурс, самостоятельная работа.
IV. «Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий».
Занятие 54-55 (2ч.)
Тема «Применение бесконечных узоров в украшении лепных изделий»
Понятие бесконечного узора, виды бесконечных узоров.
Элементы бесконечных узоров, ритм.
Практическое занятие.
Упражнения в рисовании бесконечных узоров по образцу.
Самостоятельное придумывание бесконечного узора.
Форма проведения занятий: беседа-показ, беседа-занятие, сюжетно-ролевая игра, выставка-конкурс, самостоятельная работа.

Занятие 56-57 (2ч.)
Тема «Понятие цветового круга»
Знакомство с цветовым кругом, основные и дополнительные цвета.
Способы получения дополнительных цветов.
Холодные и теплые цвета.
Световой и цветовой контрасты.
Практическое занятие:
Упражнения в получении дополнительных цветов, создание настроения цветом.
Дидактические игры «Превращение цветов».
Форма проведения занятий: беседа-показ, самостоятельная работа, практическое занятие, обсуждение работ.
V. «Объёмная лепка с добавлением природного и подручного материала».Занятие 58-65 (8ч.)
Тема: Технология изготовления объёмных сувениров. Роспись готовых работ.
Дать понятие сувенир.
Каркас.
Способы использования фольги.
Практическое занятие:
Изготовление каркаса, заготовка лека.
Выбор изделия по образцу.
Самостоятельное решение (изделие по выбору воспитанника)
Изготовление сувенира .Роспись готового изделия. Оформление декоративными элементами.
Использование природного и подручного материала.
Форма проведения занятий: беседа-показ, беседа-занятие, сюжетно-ролевая игра, выставка-конкурс, самостоятельная работа.

Занятие 66-71 (6ч.)
Тема: Технология изготовления объёмных декоративных деревьев. Роспись. Оформление.
Понятие объём. Способы лепки. Деление куска.
Способы использования каркаса.
Роль природного материала при изготовлении работ.
Практическое занятие:
Подбор природного материала для каркаса будущего изделия.
Выбор изделия.
Изготовление деревьев. Роспись. Оформление.
Форма проведения занятий: беседа-показ, беседа-занятие.
Итоговое занятие. Выставка.
Содержание 3-го года обучения
Вводное занятие
Знакомство с программой обучения.
Основные понятия.
Практическое занятие:
Обмен впечатлениями о проведенных каникулах.
Обсуждение творческих планов на будущее.
Самостоятельная работа на тему: «Лучший день каникул».
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра.
Занятие 2-11 (10ч.)
Тема «Приемы создания выразительного образа в лепке (динамика, мимика, поза)»
Алгоритм лепки животного.
Алгоритм лепки человека в движении.
Алгоритм лепки масок.
Передача характера, выражения, настроения.
Понятие о схемах, используемых для выражения настроения: поднятые брови_ удивленное лицо, приподнятые углы глаз и губ – веселое лицо, сдвинутые брови - сердитое лицо.
Практическое занятие:
Приемы создания выразительного образа в лепке (динамика, мимика, поза).
II. «Лепка тематических композиций».
Занятие 12-23 (12ч.)
Тема: «Способы создания сюжетной композиции».

Обобщение полученных ранее знаний о создании сюжетных композиций.
Осмысление замысла композиции.
Практическое занятие:
Создание предварительных карандашных и лепных эскизов.
Продумывание размещения предметов композиции в пространстве, круговой осмотр композиции, соблюдение равновесия объемов.
Самостоятельное доведение работы до конца.
Форма проведения занятия: практическое занятие.
III. «Декоративная лепка»
Занятие 24-33 (10 ч.)
Тема «Ажур в лепных изделиях.
Понятие ажура в лепке.
Демонстрация изделий, декорированных ажуром.
Практическое занятие:
Техника выполнения ажура в украшении лепных изделий.
Лепка глиняных изделий в технике ажура (вазы, подставки для цветов, декоративные пластины, диковинные птицы с ажурными крыльями и хвостами, барышни в кокошниках с ажурной прорезью, декоративные тарелки).
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
IV. «Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий».
Занятие 34-35 ( 2ч.)
Тема «Абстрактная роспись лепных изделий»
Знакомство с абстрактной живописью.
Показ иллюстраций картин художников-абстракционистов, краткая беседа. Понятия «абстрактная живопись», «абстрактный рисунок».
Красота и эмоциональная насыщенность цветовых пятен, линий, геометрических форм.
Практическое занятие:
Создание эскизов для абстрактной росписи.
Роспись лепных изделий абстракциями.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
Занятие 36-37 ( 2ч.)
Тема «Самостоятельная разработка эскизов для росписи и лепки»
Практическое занятие.
Развитие творческой инициативы обучающихся, самостоятельности в выборе темы и средств для ее реализации.
Использование ранее усвоенных приемов работы в создании собственного авторского изделия, продумывание этапов работы.
Доведение работы до завершенной стадии.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, организация выставки, анализ выполненных работ.
V. «Объёмная лепка с добавлением природного и подручного материала».Занятие 38-39 ( 2ч.)
Тема «Лепка сувениров скульптурных групп».
Понятие скульптуры малых форм (бытовая, сказочная, анималистическая).
Краткая история создания скульптур малых форм.
Сочетание декоративных элементов и форм.
Практическое занятие
Создание оригинальных изделий.
Самостоятельный выбор темы и приемов работы.
Создание региональных сувениров на темы: « Славен дон», «Казачья станица», «На тихом дону», «Быт казака», «Казачий курень», мужской и женский образ донских казаков.
Форма проведения занятия: практическое занятие.
Методическое обеспечение программы.
Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие.
Занятие состоит из этапов:
- организационный момент;
- подготовительный;
- основной;
- итоговый;
- рефлексивный.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей),

Используются также нетрадиционные формы образовательного процесса, такие, как:
- занятие-игра;
- занятие-фантазия (сказка);
- занятие-экскурсия.
Программа первого года обучения относится к частично- репродуктивному уровню программ дополнительного образования.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделий из соленого теста, воспитанники от освоения основных форм лепки постепенно переходят к более сложным работам и изготовлению творческих работ.
Овладение мастерством лепки на первом году обучения создает возможности для творческой самореализации детей. Программа второго года обучения относится к продуктивному уровню, поскольку воспитанники самостоятельно выполняют художественные композиции из соленого теста , творчески применяя полученные знания и умения. Программа предусматривает, прежде всего, выполнение панно и объемных композиций, сложность которых зависит от индивидуальных способностей ребенка.
Занятия строятся таким образом, что сначала дается словесный материал по данной теме, который ложиться затем в основу изображаемого сюжета. Благодаря правильно подобранного художественного слова, музыки, наглядного материала создается настрой, который вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.
Материально-технические условия.
Для обеспечения нормальных условий работы необходимо светлое помещение, комплект мебели, электрический шкаф для просушивания поделок и полки для просушки естественным способом.
А также наличие инструментов и материалов необходимых для работы:
1.Для приготовления соленого теста используется мука грубого помола.
2.Соль помола №1.
3.Сушка изделий производится в электродуховке при минимальной температуре.
4.Для раскрашивания изделий из соленого теста используются акварельные краски и гуашь.
5.Используют кисточки №1-6.
6.Скульптурные стеки.
7.Деревянные скалки.
8.Пластмассовые формочки для вырезания различных фигурок.

Список литературы
1. Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста [Текст]. — СПб : Изд. дом «Кристалл», 2001. — 192с.
2. Кискальт, И. Соленое тесто. Пер. с нем. [Текст]. — М.: Информационно—издательский дом «Профиздат», 2002. — (Серия «Увлекательное моделирование»).
3. Кискальт, И. Соленое тесто / Пер. с нем. [Текст]. — М.: Аст—Пресс книга, 2003. — 144с. — (Золотая библиотека увлечений)
4. Синеглазова, М.О. Удивительное солёное тесто [Текст]. — М.: Изд. дом МСП, 2005. — 128 с.
5. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки [Текст]. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. — 128с.
 6. Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок / Пер. с нем. И.Гиляровой [Текст]. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 128с.