История казахстанской валюты тенге
Классный Час «История Национальной Валюты- Тенге»Цель: Формирование основ экономических знаний, дать общее объяснение появлению денег, использованию их в историческом их в историческом развитии человечества, их роли в современной жизни.
Воспитание казахстанского патриотизма и любви к Родине, уважение к символам государства.
Организационная форма: познавательная программа.
Предварительная работа: изучение литературы по данной теме, отбор материала, подготовка выставки слайдов денежных банкнот.
Оформление и оборудование: проектор со слайдами, книжная витрина с тематической литературой.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые. Мы собрались сегодня здесь с вами, чтобы поучаствовать в познавательной программе, посвященный дню празднованию национальной валюты-тенге!
Чтец: В традициях родной земли
И мудрость предков, и народов достояние.
По верному пути вы нас вели,
Преодолев во времени большие расстояния,
Мы честный путь избрать могли.
Учили вы нас старших уважать,
Родную землю от напастей защищать.
И знаем мы: нет ничего дороже,
Чем ты- моя Отчизна- Мать!
Ведущий: Од ним из обязательных символов суверенного государства является его национальная валюта. История любого государства включает в себя и историю его собственной валюты, введение которой случается лишь однажды.
Ведущий: Послушайте немного из истории появления тенге.
Каждый раз. доставая из кошельков тенге разного достоинства, мы больше задумываемся об их количестве, чем об их происхождении и качестве. Уже мало кто вспоминает те дни десятилетней давности, когда казахстанцы рассчитывались единой для всех стран бывшего СССР валютой – российскими рублями. Теперь мы имеем свои собственные национальные деньги, воплощающие в себе символ независимости нашей республики. История тенге началась с Указа Президента от 15 ноября 1993 года.
Из всех стран бывшего Советского Союза наша страна одной из последних вышла из рублевой зоны. Первоначально планировался двухэтажный переход к национальной валюте: сначала введение временных денег, а потом и постоянных. Но в итоге было решено не тратить время на раскачку, а сразу вводить национальную валюту.
Подготовка к её разработке проходила в строгой секретности. Прицеливались к тенге ещё в 1991 году. Тогда и была создана спецгруппа дизайнеров из 4 высококлассных мастеров. Это –Мендыбай Алин, Тимур Сулейменов, Агимсалы Дузельханов и Хайрулла Габжалимов. Началась работа с изучения исторических аспектов развития культуры Казахстана. Именно в это время и родилась идея назвать валюту «тенге»-историческое тюркское название с вариантами «теньга», «донга», ставшее потом русским «деньга». Потом было много жарких споров, выплыл вариант «акша», главе государства импонировал больше «алтын», но в конечном итоге все сошлись в «тенге».
Дальнейшим этапом создания национальной валюты стал выбор фирмы, специализирующейся на банкнот и купюр. В конце концов, Казахстан договорился о сотрудничестве со старейшей английской компанией «Харрисон и сыновья». Так что первая партия тенге была напечатана за границей, в Англии. В Казахстане же печатная фабрика открылась лишь в 1995 году. Разработка национальной валюты была проделана в самые короткие сроки.
На сегодняшний день тенге прочно укоренился в республике в качестве национальной валюты. Теперь 15 ноября официально признан не только Днем рождения тенге,но и Днем Финансиста Республики Казахстан. Специально к памятному юбилею национальной валюты одним из её разработчиков была выпущена красочная книга «Тенге», состоящая из воспоминаний создателей валюты, иллюстраций и фотографий.
Теперь, дорогие зрители, мы с вами отдохнем и посмотрим слайды .Слайд № 1.
Ведущий: А сейчас. Ребята, я расскажу вам об элементах дизайна новых банкнот.
Общие элементы дизайна образца 2006 года полностью исключают вероятность ошибочного восприятия какого-либо номинала,, так как все номиналы отличаются как цветом, так и размером. Цветовая гамма подобрана таким образом, чтобы создать положительный и легко узнаваемый образ банкнот любого достоинства. Каждый следующий номинал больше другого на 4 мм по длине и на 3 мм по ширине.
Все банкноты выполнены в едином стиле, лицевая сторона содержит преимущественно вертикальные изображения, оборотная – горизонтальные. В целом, дизайн отображает современность Казахстана, включает все государственные символы – изображения архитектурных объектов и природных ландшафтов страны.
На лицевой стороне банкнот в центральной части расположен монумент «Астана-Байтерек» – достижение современной казахстанской архитектуры, конструкторской и инженерной мысли, символ развития независимого Казахстана. Посередине банкноты на цветных полосах изображены фрагменты нот Государственного гимна Республики Казахстан, на которые нанесено цифровое обозначение номинала. Слева от монумента «Байтерек» нанесен одним цветом Государственный герб Республики Казахстан. В верхней правой части –изображение Государственного флага, в нижней части банкноты изображена открытая ладонь, в геральдике символизирующей веру, искренность и правосудие. На банкнотах номиналом 200 и 500 тенге буквенное обозначение номинала на государственном языке расположено по вертикали в нижнем правом углу, на банкнотах номиналом 1000, 2000, 10000 тенге –внизу слева. Надпись «ҚАЗАҚСТАН ҰЛТТЫҚ БАНКІ» на номиналах 200 и 500 тенге расположена под нотами Государственного гимна, а на номиналах 1000, 2000, 5000 и 10000 тенге –по вертикали снизу.
Серийные номера нанесены на лицевой стороне и расположены в двух противоположных частях банкнот.
Оборотная сторона банкнот содержит изображения ладшафтов и современных объектов архитектуры, находящихся на территории Казахстана. Слева снизу и сверху справа расположено цифровое обозначение номинала банкноты, а снизу посередине – буквенное обозначение на русском языке. Сверху посередине напечетена надпись «Қазақстан ұлттық банқі» и логотип банка-элемента.
Ведущий : Я вам хочу рассказать о современной казахской тенге.
Первоначально портретная серия выдающихся деятелей Казахстана тщательно отбиралась. На купюре номиналом в один тенге было решено поместить портрет Абу Насыра аль-Фараби. Потом профиль знаменитого ученого появился на 200-тенговой банкноте и затем на всех остальных, включая последнюю десятитысячную купюру. Сами «прародители» национальной валюты считают, что первоначальная задумка по созданию единой исторической линии была жестко нарушена. Однако на встрече с журналистами создатели тенге обнародовали уже другую точку зрения: оказывается, Аль-Фараби является олицетворением тенге, поэтому его портрет был изображен на первой, базовой, купюре и нет нужды разрабатывать новый портретный ряд для последующих номиналов.
Тем не менее на сегодняшний день тенге прочно укоренился в республике в качестве национальной валюты. Теперь 15 ноября официально признан не только Днем рождения тенге, но и Днем финансиста РК. Специально к памятному юбилею национальной валюты одним из ее разработчиков была выпущена красочная книга «Тенге», состоящая из воспоминаний создателей валюты, иллюстраций и фотографий.
Первоначально на территории Республики Казахстан имели хождение разменные монеты из сплава Л-80 с номиналом 2, 5, 10, 20, 50 тиын, впоследствии они были изъяты из обращения. Кроме того, были введены монеты денежного обращения из сплава “нейзильбер” номиналом 1, 3, 5, 10, 20 тенге, а также памятные и юбилейные монеты. Кроме того, в 1996 году выпущены в обращение золотые инвестиционные монеты Казахстана “Шелковый Путь” достоинством 10000, 5000, 2500 и 1000 тенге
Оформление
200 тенге имеет оранжево зеленую окраску, имеет изображение государственных символов Республики Казахстан. Монумент «Астана-Байтерек», как символ мира и согласия. Раскрытая ладонь руки, как символ открытости и доброй воли. С передней стороны изображено здание Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, а на обратной здание Министерства обороны и контур карты Республики Казахстан.
500 тенге, цвет сине серый, спереди изображено здание Министерства финансов Республики Казахстан, на заднем – контур карты Республики Казахстан.
1000 тенге имеет желто коричневый цвет, спереди изображено здание Президентского центра культуры, а на обороте контур карты Республики Казахстан.
2000 имеет зеленные тона, спереди изображено здание оперного театра имени Абая в Алматы, на обороте контур карты Республики Казахстан.
5000 имеет темные цвета, красные и коричневые, спереди изображены вершина монумента независимости и здание гостиницы «Казахстан», на обороте контур карты Республики Казахстан.
10000 имеет фиолетовый и голубой цвет, спереди изображена резиденция Президента Республики Казахстан “Акорда”, на обороте контур карты Республики Казахстан.
Дополнительно
Банкноты имеют огромную систему защиты, а именно водяные знаки, защитные нити, прозрачное окно, совмещающиеся изображения, скрытое изображение, золотое интаглио, метка для людей с ослабленным зрением, оптически изменяющаяся краска, микрошрифты, антикопировальный элемент, серийные номера, иридисцентная полоса, скрытое изображение, ирисовая печать, ультрафиолетовая защита.^История тенге
Монеты – оригинальный и важный исторический источник. Они донесли до нас целые портретные галереи исторических лиц, изображения различных памятников, отразили в своих рисунках мифологические сюжеты, бытовые сцены.
Отражение целого круга идей и понятий в изображениях и надписях, имена и даты, встречающиеся на монетах, материал и техника изготовления, вес как элемент метрологии – все это делает монеты очень благородным материалом для всестороннего изучения экономической и политической истории народов, их материальной и духовной культуры.
Монеты и в настоящее время используются государствами для увековечивания исторических событий, памятников культуры, выдающихся деятелей, в ознаменование юбилейных дат, достижений в области культуры и спорта. Они являются своего рода “представителями”, “визитными карточками” страны и исторической эпохи.
12 ноября 1993 года вышел указ Президента Республики Казахстан “О введении национальной валюты Республики Казахстан”.
В нашей стране была введена в обращение национальная валюта “тенге”, в том числе и в виде металлических монет. Первоначально на территории Республики Казахстан имели хождение разменные монеты из сплава Л-80 с номиналом 2, 5, 10, 20, 50 тиын, впоследствии они были изъяты из обращения. Кроме того, были введены монеты денежного обращения из сплава “нейзильбер” номиналом 1, 3, 5, 10, 20 тенге, а также памятные и юбилейные монеты. Кроме того, в 1996 году выпущены в обращение золотые инвестиционные монеты Казахстана “Шелковый Путь” достоинством 10000, 5000, 2500 и 1000 тенге.
Юбилейные и памятные монеты обладают платежеспособностью в соответствии с обозначенным на них номиналом, но основное их назначение – культурно-просветительное. Как правило, они выпускаются строго ограниченным тиражом и предназначены для продажи на территории Республики Казахстан и за рубежом по коллекционной стоимости.
Первыми юбилейными монетами в Республике Казахстан стали 5 серебряных монет достоинством 100 тенге, выпущенных в честь 150-летия со дня рождения Абая Кунанбаева – выдающейся личности в общественной и культурной жизни Казахстана прошлого века.
Всего за период 1995-1998 годы было выпущено шесть памятных и юбилейных монет из сплава “нейзильбер”: монета 20 тенге в честь 50-летия ООН, юбилейная монета в честь 150-летия Жамбыла Жабаева, монета, посвященная 5-летию независимости Казахстана,юбилейная монета, посвященная 100-летию со дня рождения Мухтара Ауэзова, монета, посвященная Году общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий,монета 20 тенге в честь презентации г. Астаны как столицы Казахстана.
На основании концепции по тематике выпуска юбилейных и памятных монет на период с 1996-2000 годы, Национальный Банк Республики Казахстан планирует дальнейший выпуск монет из медно-никелевого сплава и драгоценных металлов, посвященных памятникам архитектуры, истории, культуры, событиям и выдающимся личностям в истории Казахстана.
^ Банкнота номиналом 100 тенге образца 1993 года
Размер 144х69 мм
На лицевой стороне банкноты преобладает фиолетовый цвет.В соответствии с Постановлениями Правления Национального Банка Республики Казахстан от 6.08.2001 г. № 301 «Об утверждении Правил изъятия из денежного обращения банкнот и монет (тенге) образца 1993 года» и от 25.07.2006 г. № 71 «Об изъятии из денежного обращения банкнот национальной валюты образца 1993 года»:
В нижнем углу с левой стороны и вверху с правой стороны обозначен цифровой номинал банкноты “100”. С правой стороны банкноты размещен портрет Абылай хана и по вертикали его имя и годы жизни. Внизу слева от портрета гравированный орнамент. На левой стороне банкноты водяной знак с портретом Абылай хана. Вверху слева нарисована розетка.
На оборотной стороне банкноты преобладает розовый цвет. В центре банкноты мавзолей Ходжа Ахмед Ясави.
2001 г. была выпущена в обращение банкнота номиналом 100 тенге, на лицевой сторон которой в левом верхнем углу изображение розетки специальной цветоменяющейся краской заменено краской “золотой интаглио” без цветоменяющегося эффекта.
1993 2001
Внимание:
В соответствии с Постановлениями Правления Национального Банка Республики Казахстан от 6.08.2001 г. № 301 «Об утверждении Правил изъятия из денежного обращения банкнот и монет (тенге) образца 1993 года» и от 25.07.2006 г. № 71 «Об изъятии из денежного обращения банкнот национальной валюты образца 1993 года», банкнота номиналом 100 тенге перестала быть законным платежным средством. При этом данная банкнотапринимается до 14 ноября 2012 года (включительно) всеми филиалами Национального Банка и после подтверждения ее подлинности экспертизой обменивается на действующие денежные знаки национальной валюты Республики Казахстан. Банки второго уровня принимают только для дальнейшей передачи в филиалы Национального Банка на экспертизу.
Правление Национального Банка Республики Казахстан вправе продлить установленный срок приема и обмена денежных знаков старого образца от юридических и физических лиц.
Ведущий: Дорогие ребята, вы сегодня получили много информации о нашей национальной валюте, узнали много нового о деньгах, которые мы держим в руках каждый день, а что-то просто вспомнили. И теперь мы с вами проверим, насколько вы были внимательны, проведем небольшую викторину. Итак, сосредоточьтесь, мы начинаем. Будьте внимательны.
Викторина
1. Когда была введена национальная валюта Казахстана?
(15 ноября 1993 года)
2. Какая валюта является международной?
(Доллар, евро)
3. Как называлась денежная валюта Казахстана до тенге?
(Рубль)
4. Как называлась наука о монетах и других денежных знаках?
(Нумизматика)
5. Достоинством каких купюр в настоящий момент на территории Казахстана имеют хождение денежные знаки?
(200, 500, 1000, 2000, 5000, 10 000)
6. Что изображено на лицевой стороне наших банкнот?
(В центральной части расположен «Астана- Байтерек»- достижение современной казахстанской архитектуры, конструкторной и инженерной мысли, символ развития независимого Казахстана. Посередине банкноты на цветных полосах изображены фрагменты нот Государственного гимна, на который нанесено цифровое обозначение номинала. Слева от монумента нанесен одним цветом Государственный герб РК. А в правой части- изображение Государственного флага. В нижней части банкноты изображена открытая рука.)
7. Что изображено на обратной стороне нашей банкноты?
(Обратная сторона содержит изображения ландшафтов и современных объектов архитектуры, обрамленные контуром карты Казахстана.)
8. Какие разменные монеты денежного обращения имеет хождение на сегодняшний день на территории Казахстана?
(1, 2, 5, 10, 20, 50, 100)
9. Сколько степеней защиты имеет казахстанский тенге?
(8 степеней защиты.)
Рождение тенге: из древности в независимость. Часть 1
15 ноября Казахстан отметит 20-летний юбилей тенге. Национальная валюта РК была разработана одной из первых в СНГ в обстановке строжайшей секретности, когда Россия еще предлагала сохранить единое валютное пространство и внедрить так называемый «казахстанский рубль». Но семья тенге уже печаталась на лондонской фабрике. Историю создания отечественных денег Forbes.kz поведал их главный дизайнер – Тимур Сулейменов
Фото: Роман Суханов
Тимур Сулейменов.
Справка
Тимур Сулейменов – президент РОО «Казахстанский союз дизайнеров», автор памятников «Рассвет свободы» в Алматы (2006) и «Абай» на Чистых прудах в Москве (2005). Главный архитектор разработки проектов создания историко-культурного и туристического комплекса в зоне Мавзолея Ходжи-Ахмеда Яссави в городе Туркестане. Сегодня является участником проекта «Ехро-2017». Автор дизайна первого казахстанского тенге.
В обстановке строжайшей секретности
F: Когда Казахстан вытеснили из рублевой зоны, мы были технически готовы к вводу своей валюты. Когда началась разработка первого дизайна тенге?
– Все было не так просто… Развал СССР шел по всем фронтам. И Казахстан в конце 1991 года был последней республикой, которая объявила о своей независимости. Я был тогда депутатом Верховного Совета XII созыва от Союза дизайнеров. Это был интересный парламент, в котором собрались депутаты не только коммунисты, но представители науки, культуры, профсоюзов, а также депутаты от творческих союзов.
Это был исторический парламент, который создал первую Конституцию, а также первые законодательные основы суверенного Казахстана.
Для меня, моих коллег и друзей это были острые и волнительные вопросы, к которым, тем не менее, мы были достаточно подготовлены, так как в 1960-х годах, мои друзья и я, студенты Москвы, Ленинграда, объединились в молодежные движения «Жас Тулпан» и «Арай», где и поднимали вопросы национальной истории, культуры, самосознания, которые в советское время достаточно жестко пресекались. Мы жадно участвовали во всех разработках в меру своих возможностей и понимания.
Сразу после принятия нашей Декларации Независимости обострилась экономическая ситуация: накапливалась критическая масса денег, Казахстан был завален старой денежной массой, и в то же время ее не хватало для обеспечения населения товарами. Нас выбрасывало на обочину денежной системы СССР. Шел 1991 год.
В это время я получаю секретное приглашение на встречу от председателя Комитета по бюджету и финансам парламента Такежанова. Он говорит: «Стоит перед нами такая проблема – разработать свою собственную валюту». Он ставит задачу разработать дизайн собственной валюты, абсолютно идентифицированной в системе наших культурных и исторических традиций и ценностей, и фокусирует меня на том, чтобы я нашел этот исторический потенциал и аргументы: какая денежная система имела место быть в истории Казахстана.
В этот период формируется новая структура и новая функция Национального банка РК, и в помощь мне, как специалиста по валютно-денежным вопросам Такежанов определилМирсултана Турсунова, заместителя председателя Национального банка РК, предупреждая о секретности всей нашей деятельности.
F: Для вас это была новая сфера. Как вы приняли этот вызов?
– Совершенно как ошарашенный! Для меня это было настолько волнительно, как будто я – человек, которому поручили расписать Сикстинскую капеллу. Это было что-то суперважное – как изобрести ракету для Казахстана. Был полный мандраж.
Мне сказали молчать, как рыба об лед, и я никому не сказал, даже брату. Начал ходить в разные архивы, библиотеки, в Институт истории и археологии Академии Наук. Никакой техники еще нет, если что-то увидел, это надо снять, зарисовать, сделать копию. Это было крайне сложно. Я просил друзей снять копии якобы для диссертации. Нашел и переснял исторические материалы архивов о различных монетах, имевших хождение на территории Казахстана.
Потом мне помог добрый случай. У нас был друг семьи – Виталий Александрович Бахарев, старейший банковский работник Казахстана, работавший в этой системе чуть ли не с 1920-х, уникальный нумизмат и коллекционер банкнот различных стран мира, их каталогов и образцов, и дал очень глубокую и профессиональную информацию об истории производства и хождения денежных знаков в Казахстане в самый ранний период его истории и о собственно банковской и монетарной системе вообще.
Я под благовидным предлогом моей депутатской и художнической деятельности попросил ознакомиться с его коллекцией, и он любезно мне ее предоставил. За что я ему премного был благодарен. Сейчас он покоен. Царство ему небесное!
С этим я и приступил к работе над эскизами. Но где и как спрятаться и работать? Я ничего лучшего не придумал, как выбрать Совминовскую больницу. Мне дали удобную угловую палату, и там со своими бумагами, кальками и карандашами засел, залег – и ваял первые почеркушки.
F: Какую роль в этой работе сыграли иностранные компании?
– Прежде всего в этот период проходят ряд встреч с Президентом. Он четко формирует задачу, серьезность и ответственность программы, выдвигает главный тезис для нас – меня и команды из председателя Нацбанка, его замов, помов и Такежанова: дизайн нашей валюты должен быть свой, казахстанский, интересный, запоминающийся и формирующий экономическую независимость. Он должен стать составной частью государственной символики Казахстана.
А в Казахстан уже начали наплывать эмиссары, которые в свое время обеспечивали валютой деколонизированные страны Азии и Африки и на этом собаку съели. Это компании De La Rue, Harrison & Sons.
Вот мы идем на встречу с представителями De La Rue. Бодрые, активные такие ребята, англо-французы, уверенные четкие молодчики, джентльменами их не назовешь, атлетически сложены, коротко стриженые, с иголочки одеты. Говорят: «Нам вообще дизайнеры не нужны, у нас свой есть, но нам нужен любой искусствовед или туристический агент, который проведет нас по музеям, покажет исторические артефакты, а мы сами все сделаем».
Я подумал: не в кипеш дело, как говорят на жаргоне, век свободы не видать. Переводчикам говорю: я с ними никаких собак вязать не буду.
Приезжает вторая партия: матерые джентльмены, пожилые, под два метра ростом, типичные английские аристократы. Они представляли компанию Lonrho, которая в свое время работала с казахстанскими предприятиями горнодобывающей промышленности и разрабатывала специальное оборудование по добыче и переработке золота.
Дизайн-программа национальной валюты
F: Как прошла ваша первая поездка в Лондон? Как выбрали фабрику и партнеров по печати нашей валюты?
– Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев четко определил и закрепил функции заказчика по разработке и внедрению национальной валюты – Национальный банк РК в лице Галыма Байназарова и вменил ему в обязанность сформировать рабочую группу по реализации этой программы в составе зампреда Нацбанка Мирсултана Турсунова, будущих директоров валютной фабрики Есета Кожамуратова, Монетного двора Юрия Тузова и меня, руководителя авторского коллектива дизайна национальной валюты.
И мы выехали за рубеж, чтобы ознакомиться с производством денег. Были в Испании на монетном дворе, потом приехали в Лондон. Тщательное знакомство было в столице Великобритании на фабрике Harrison & Sons, которая входила в группу Lonrho. Тогда я воочию увидел весь дизайнерский и технологический процесс. И тогда мне стало ясно, почему делаются те или иные элементы, которые обеспечивают целостность и образность денежного знака.
Нам стало понятно, почему на денежных знаках должны быть те или иные изображения, потому что они – защита от подделок. Нам четко дали понять, что портретная галерея является одним из главных элементов банкноты, поскольку в ней заключены секретные защитные составляющие.
Там я и сделал первый эскиз. Маленький такой, в течение нескольких часов, первую банкноту, в размере и объеме. На ней я изобразил аль-Фараби и сделал несколько оттисков в цвете. Сделал также подачу, стандартную для английского уровня. И впервые написал слово «тенге». А вся остальная делегация знакомилась в это время с технологиями, ходила по цехам, смотрела бумагу и многое другое.
По приезде в Алма-Ату мы показали эскиз президенту. Президент говорит: сделайте несколько вариантов – дал мне поручение сформировать творческую группу.
Я уже к тому времени предварительно подготовил группу, условно поделив ее на две части. Одна занималось разработкой эскизов монет – это Айрат Вагапович Исмамбетов, старейший дизайнер, талантливейший художник, изобретательный человек, Виктор Ивженко, архитектор по образованию, вдумчивый, исполнительный и талантливый дизайнер, оргсекретарь Союза дизайнеров Казахстана на тот период. Другая группа была создана для разработки эскизов бумажных банкнот – Мендыбай Алин, великолепный график, профессионал полиграфии, тонкий и глубокий знаток орнаментики и национальной пластики Агимсалы Дузельханов, затем к нам подключился молодой художник Досбол Касымов.
Но в процессе работы мы объединились, и все эскизы в различных техниках и вариантах делали, не делясь. Позже мы подключили в качестве помощника по хозяйственным вопросам Х. Габжалилова. Затем он себя позиционировал чуть ли самым главным «организатором» и «вдохновителем», что, конечно же, не так.
Нам предоставили тайное помещение в 3-м доме отдыха Совмина на даче №37, и мы сели ваять. Никаких инструментов, кроме карандаша, кальки и туши, у нас не было.
Мы назвали это дизайн-программой национальной валюты. Подрядной фирмой выбрали компанию Harrison & Sons.
Назарбаев запретил размещать свой портрет на банкнотах
Нурсултан Назарбаев и Тимур Сулейменов. Снимок начала 1990-х.
F: Как вы создали первый дизайн национальной валюты? Как пришли к портретной стилистике, были ли споры?
– Мы остановились на трех вариантах. Первый был классическим: портрет и иллюстративные материалы по характерности того или другого образа. Второй – авангардный: орнаментальные элементы плюс архитектурные сооружения. И третий – симметричный, когда изображение того или иного персонажа размещается по центру. Это американский тип банкнот.
Искали еще какие-то так называемые «ленинские» варианты – портрет справа, портрет слева. Но все-таки выбрали вариант персонажей. Например, портрет Валиханова и пейзажные композиции тех мест, где он родился, на оборотной стороне.
И тут начались большие споры – каких персонажей выводить на банкнотах? Кого мы должны определить для этой галереи портретов?
F: Обсуждался ли тогда вариант появления на банкнотах портрета действующего президента? Если да, чья это была инициатива?
– В это время определился идеолог по образной составляющей: им стал вице-президент страны Ерик Асанбаев. И вот он вдруг выходит с такой идеей – что должен быть один портрет, только портрет президента. Но в то же время и сам президент, и наша группа формирует галерею портретов выдающихся деятелей Казахстана – Абай, Валиханов, Курмангазы, Аблай хан, Абулхаир. Были долгие споры, будет ли на тенге портрет президента или нет.
Олжас Сулейменов жил недалеко на даче, мы поговорили о том, что тут идиолизируется, чтобы портрет президента был на банкнотах. И он переговорил с президентом.
Тем временем нам определили четкое техзадание по номиналам – от 1 до 100 тенге. У нас эскизы всех банкнот были готовы, и только 100-тенговая была еще свободна от портрета.
И вот я понес их все на утверждение президенту. У нас была достаточно демократичная атмосфера, и в то же время бурлящая, как в Смольном во время Октября. Мы встретились в коридоре, президент отвел меня в сторону и говорит: «Не будем этого делать с моим портретом, не надо этого, как-нибудь потом. Есть идея сделать Суюнбая».