ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ (ФОЛЬКЛОР)


ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ (ФОЛЬКЛОР)
Абдуллина Н. Х.,
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново - Савиновского района, г. Казани
В настоящее время образовательные учреждения стали уделять большое внимание системе дополнительного образования. Это связано с переосмыслением сущности процесса воспитания обучающихся, поиске новых подходов к воспитанию, на первый план которого все более отчетливо выдвигается воспитание национального самосознания обучающихся.
Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта. Обращение к фольклору в воспитании обучающихся открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(folk) – народ и«лор»(lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает«народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа.
Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, выбирая в себе все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно поэтому он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.
Изучение содержания татарского фольклора позволяет нам утверждать, что он является уникальным средством возрождения духовно – этнических традиций: любви к своему народу, эстетического вкуса, физического совершенства, мировоззрения, оптимизма. Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей республике, к своему народу, его культуре.
При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно происходит установление хороших отношений педагога с группой. Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания. Кроме того, именно в сказках в символической форме отражены типичные ситуации, в которые попадает в жизни реальный человек, которые он переживает. Для практической работы целесообразно использование материала как волшебной, так и бытовой сказки.
Также, в процессе воспитания национального самосознания у обучающихся может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра является достаточно широко распространенным жанром фольклора. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора. Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в, то, же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания. Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия.
Татарские народные праздники занимают центральное место при знакомстве обучающихся с народным фольклором. В этих праздниках заложено все хорошо избранное с татарского фольклора. Через народные праздники дети знакомятся с бытом, традициями, играми, песнями татарского народа.
Фольклор обладает всеми предпосылками для успешного и эффективного национального самосознания в процессе воспитания детей и обучения их основам саморегуляции на материале различных жанров фольклора, и, при определенных условиях, представляет собой целенаправленное психологическое воздействие на формирование их личности.
Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности.
Урок музыки как обязательный предмет в любых школах бывает один раз в неделю и не остается времени для приобщения детей к народной музыке, которая приобщает их к родному народу, к родной природе и национальному самосознанию.
Народный фольклор, изначально несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Важным этапом в освоении музыкальных традиций народа является начальная школа. Младший школьник более свободен в творческой, художественной деятельности, более эмоционален. У детей есть огромное желание попробовать себя в разных видах деятельности, особенно в музыкальной. Воспитательная работа школы должна быть направлена на понимание непреходящей ценности народной культуры, ее обращенности в будущее народа – это воспитывает национальное достоинство, патриотизм.
Выдающиеся философы, этнографы, психологи, педагоги мира издавна определяли, что воспитание имеет ярко выраженный национальный характер. Так, например, С. Русова говорит: «Национальное воспитание обеспечивает каждой нации широкую демократизацию образования, когда ее творческие силы не будут искалечены, а наоборот, дадут новые оригинальные, самобытные сокровища для общечеловеческого развития, через уважение к своему народу воспитывается в детях уважение к другим народам...» Таким образом, формирование национального самосознания подрастающего поколения и факторы, влияющие на этот процесс, а в нашем случае это национальный фольклор, носят актуальный характер.
Воспитание морально-этических норм, национального самосознания, толерантности осуществляется через систему общешкольных мероприятий и в классе. Во своём классе я определила в качестве приоритетного направления – воспитание творческой личности, которое наряду с обучением родному языку предполагает приобщение к истокам культуры, истории народа, традициям, обычаям. На базе моего класса стал работать кружок выразительного чтения. На этих занятиях ребята учились красиво, выразительно читать стихи на татарском языке. Инсценировали детские сказки. Параллельно с кружком был создан фольклорный ансамбль «Бәллүр». Ансамбль участвовал в конкурсе татарской песни. Ребята заняли 3место, а солистка – Галимова Диана стала победительницей в номинации: «Самая юная исполнительница». Также ансамбль участвовал в районном конкурсе вокальных ансамблей «Казанский соловей», в котором они заняли 1место, а в городском конкурсе стали лауреатами. На 3 открытом Республиканском конкурсе-фестивале народного искусства «Живой Родник» получили звание дипломанта в номинации «Вокальные ансамбли» (младшая группа).
Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяют словарный запас обучающихся, активизирует их познавательное и умственное развитие. Так же фольклор сознательно и целеустремлённо направляет ход мыслей обучающихся, побуждает к подражанию, совершенствует ум.
В школьном возрасте закладываются основы национального самосознания, формируются чувства национальной гордости, толерантное отношение к представителям других национальностей, которые во многом определяют социокультурное развитие обучающихся в дальнейшем.
Итак, фольклор выступает своеобразным компонентом формирования национального сознания ребенка, в развитом виде предстает национальным самосознанием, а также способствует восстановлению и переосмыслению национальных ориентиров.
Важную роль в данном процессе играет употребление родного языка. Начиная с самого рождения ребенка, когда мать поет колыбельные на родном языке, рассказывает о традициях, читает национальные сказки, закладывается основа формирования исторической памяти, духовности, национальной идентификации.
Национальный фольклор помогает сформировать мировоззрение ребенка, определить нравственные и поучительные принципы, поскольку в фольклоре часто используются темы добра, зла, дружбы, измены, любви. Фольклор выступает движущей силой на пути формирования национального самосознания, потому что это «особый совокупный культурный продукт, древнейшая форма общественного сознания в виде устойчивых формул обряда».
Поэтому сегодня возникает необходимость создания новой системы воспитания, которая бы опиралась на национальные традиции и фольклор.
Литература
1.Арчажникова Л.Г., Скопцова Т.Ф. Русский фольклор в формировании музыкальных способностей учащихся //Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.- № 5 (10). – Чебоксары, 1999. - с.79 – 80.
2.Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа//Спутник учителя музыки. - М.: Просвещение, 1993.
3.Борисова С. В. Формирование национального самосознания будущих учителей. канд. пед. наук. – Луганск, 2002.
4.Василенко В.А. Об изучении современного детского фольклора//Современный русский фольклор. – М.: Наука, 1966.
5.Зыкова М. Н. Фольклор как средство психолого-педагогического воздействия на развитие самосознания и формирование самоидентификации школьника // Мир психологии. – М., 2004. – № 3. – С. 72–85.
6.Козлова И. Путь к фольклору //Музыка в школе. Вып.1. – М.,1990. – с.25-33.