Доклад на тему «Воспитание духовно-нравственных качеств личности на занятиях по внеклассному чтению»
«…чтение нужно человеку не для того, чтобы быстро читать в слух или про себя, а для того, чтобы познавать»
Ш.Амонашвили Основой формирования личности глухого ребёнка является словесная речь. В решении проблемы речевого развития принадлежит чтению. Именно литература формирует представления о добре и зле, о месте и назначении человека в обществе, развивает высокие человеческие чувства, а также влияет на мировоззрение и поведение человека, помогает постичь мудрость жизни. Именно от педагогов во многом зависит духовный рост учащихся. Как воспитатель, который ведет внеклассное чтение, свою задачу вижу в совершенствовании путей активного воздействия литературы, слова на умы и сердца детей. На занятиях стараюсь учить учащихся понимать человеческие горести, беды, печали, радости и сопереживать им, радоваться с ними, видеть и оценивать доброе и злое в характере человека. Благодаря общению с литературными героями, перенимая у них поучительные положительные черты качества, дети делаются добрее, человечнее и становятся личностями. Поэтому на занятиях больше внимание должно быть уделено эмоциональной восприимчивости детей. Сегодня, как никогда важным является развитие внешней и внутренней культуры наших учеников, обучения их нормам поведения в обществе, воспитание скромности, отзывчивости, доброты, готовности, чуткости, трудолюбия, честности, готовности прийти на помощь в трудную минуту, уважения к старшим, стремления к сохранению девичьей чести и мужского достоинства. Непросто соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить с самим собой, с кем-то, нравственно устроить его в сегодняшнем сложном времени.
Нравственное сознание, поведения, чувства учащихся необходимо воспринимать с первых дней ребенка в школе в ходе разнообразных коллективных действий и переживаний в процесс общения с учителями, с друзьями, воспитателями, одноклассниками, окружающими, говорящими сверстниками.
Чтение и анализ художественных произведений, в которых ставятся вопросы о справедливости, гуманизма, честности, патриотизме помогают учащимся понять и оценивать нравственные поступки людей.
Занятия по чтению - это уроки общения учащегося с жизненным позициями, бытовыми условиями, колоритной окружающей средой, душевными переживаниями, поступками литературных героев. На занятиях учащиеся знакомятся со способами передачи эмоциональными состояния героев. С этой целью на занятиях использую различные дидактические материалы: зарисовки, иллюстрации, картинки, ТСО.
Способы и приемы: пересказ содержания прочитанного, драматургия, выборочное чтение по ролям, ответы на вопросы, сравнения положительных и отрицательных поступков героев, связь с жизнью, выражение собственного критичного мнения по отношению к героям;
Принципы: 1) систематичности, который раскрывает связи между предметами и явлениями;
Принцип сознательности и активности, при которых выясняются каким образом усвоенное учащимся нравственные начала применяются в решении выдвигаемых жизнью задач.
Принцип наглядности в обучении обеспечения учащимся полноценные знания, необходимость правильно сочетать в процесс обучения слово и наглядность. Словесное объяснение, не подкрепленное наглядными и конкретными образами, не может способствовать формированию у учащихся глубоких и прочных знаний;
Принцип прочности срабатывает тогда, когда какие-нибудь литературные события перекликаются с подобными имеющими место в жизни детей случаями;Принцип должности, применение этого принципа в школе глухих сопряжено с известными трудностями, такими как упрощенный пересказ (адаптированный) текст произведения, упрощенного материала. Для этого применяются письменные упражнения, чтения адаптированных текстов, зарисовки, выполнение практических заданий, позволяющие учащимся переключаться на более легкую: при объяснении неизвестного опираться на известное, от простого к сложному, от легкого к трудному.
Воспитать у детей познавательный интерес к учению можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать материал для чтения, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. Ведь то, что привлекает детей, заставляет их размышлять, сосредоточиваться, легче запоминается, вызывает чувство радости и удовлетворения. Недаром Ш.А. Амонашвили в своих работах отмечал, что «педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни, чтобы этот процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями»
Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, способность сопереживать, готовности помогать другому.
Например, опираясь на содержание сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», педагог развивает у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т. д. Автор начинает сказку с пословицы: «Нам даром, без труда ничего не дается, - недаром исстари пословица ведется...» Это начало помогает детям понять смысл произведения. В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимает взаимодействие брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами. Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.
Изучая произведения Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского учитель развивает такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей. Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг - это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям. Рассматривая отрывок из сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», педагог обсуждает интересные и важные для детей вопросы: что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным. Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Изучение литературных шедевров(М.М. Пришвин, И.С. Соколов-Микитов, В.В. Бианки, Б.С. Житков и т.д. ) обогатит и разовьет детей духовно, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир - это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить и преумножать. С другой стороны, воспитание любви к «братьям нашим меньшим» неотделимо от воспитания любви и уважения к человеку, гордости за свою Родину, сопричастности к ее радостям и горестям, достижениям и неудачам.
Опираясь на произведения педагог воспитывает в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества.
ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»
Доклад на тему
«Воспитание духовно-нравственных качеств личности на занятиях по внеклассному чтению»
Подготовила и прочитала
на МО воспитателей
Филиппова С.А.