Конспект урока по русскому языку Обобщение знаний о глаголе


урок русского языка в 4 классе ПНШ
Тема: «Обобщение знаний о глаголе.»Цель урока: обобщение и систематизация знаний детей о глаголе.
 
Задачи:
Создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о глаголе.
Развивать речь, творческое мышление.
Содействовать воспитанию доброжелательного сотрудничества при работе в группе.
Продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение, правильно употреблять в речи.
Развивать творческие способности и образное мышление школьников.
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: кейсы с заданиями для групп, орфографические , толковые, обратные словари, словарь фразеологизмов, оценочные листы, сигнальные карточки с буквами е, и,  презентация.
 
Ход урока
 
I. Организационный момент.
 
Я рада видеть каждого из вас,
Пусть осень прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
 
II. Сообщение темы урока.
I. Создание положительной мотивации.
1. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
2. Открыли тетради, записали число.
3. Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого:
“Как богат русский язык!Как много в нем метких слов!”
– Что можете сказать об этом высказывании? (фразеологизм)– Что такое афоризм (фразеологизм) ?Орфографическая минутка.
– На доске записан афоризм:
«Как богад руский езык!Как многа внем медких слоф!»
– Предложите задание.
Записать в тетрадь, исправляя ошибки.
ПРОВЕРКА.
Попробуем на этом уроке убедиться в меткости слов Л.Н. Толстого.
- Тема урока зашифрована в ребусе. (Приложение 1). Отгадайте это слово.
- Верно, это слово  глагол.
 - попробуйте предположить, на какие вопросы по теме "Глагол" нам необходимо ответить.
- мы будем последовательно отвечать на следующие вопросы:
1) Что обозначает глагол?
2) Какие морфологические признаки имеет?
3) Чем определяется выбор гласной (и, е) в безударных личных окончаниях глаголов?
- при помощи этих вопросов мы попробуем обобщить и систематизировать все имеющиеся знания о глаголе.
- работать будем в парах, группах и индивидуально.
III. Работа по теме урока.
1) Что обозначает глагол?
- Чтобы ответить на 1-ый вопрос, необходимо выполнить 1-ое задание.
Вспомните фразеологизмы, прочитайте их. Устно определи их значение.
Запишем только глаголы. Проверка
Будьте внимательны! Слова содержат орфограммы. 
- Кто может доказать?
Вывод: глагол - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы:
 Что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета.
 - Оцените это задание в оценочном листе, на 1-ый вопрос ответили.
  Организация системы моделирующих заданий.
- Какие морфологические признаки имеет глагол?
Задание 1.Откройте учебники на стр.76, найдите упражнение 56.
Читаем задание,
  - Теперь в группах надо обсудить и выполнить 2-ое задание: глаголы, данные в упражнении распределите в 3 группы (работа в группах на листочках)
- Начинаем проверку. (фронтальная работа).
-Переходим к следующему вопросу. 
 - Каким признаком глагола воспользовались? (временем).
- Расскажите, как действовали?
Наст. вр.             Прош. вр.       Буд. вр.
кричат            молчала          позову
гостите           замёрз             разглядишь
  (На доске появляется 3-я часть в виде воротника). (Приложение 6).
 -Время глагола - это какой признак? (непостоянный) Почему?
 - Оцените это задание.
Вывод: как изменяются все глаголы? (по временам).
3. Физминутка для глаз «Птички»
 - Время - это единственный признак глагола? (Нет)  Почему?
 - Правильно, глагол имеет другие признаки. Назовите их. (лицо, число, род, спряжение).
4. - Тогда можем приступить к выполнению 3-его задания: определите у каждого глагола его морфологические признаки. Работа в тетради
 - Проверяем это задание. ( группы по очереди называют морфологические признаки каждого глагола).Кричат-3л.,мн.ч.,2спр.,гостите- 2л.,мн.ч.,2спр., молчала- ж.р.,ед.ч.,2пр.,
Замёрз-3л.,ед.ч.,1спр.,позову-1л.,ед.ч.,1спр.,разглядишь-2л.,ед.ч.,2спр.
 - Какой вывод можете сделать?
 Вывод: Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам и имеют спряжение. (учитель демонстрирует следующие части "Глагола"). (Приложение 6).
 - Мы ответили на 2-ой вопрос, оцените это задание.
-Физминутка.
-Я называю глагол, а вы выполняете действия.
          Встали, потянулись, распрямились, присели, улыбнулись, сели.
         Глазки закрыли, открыли, посмотрели направо, налево, вниз, наверх, прямо. И удобно сядьте.
5. Чем определяется выбор гласной (е, и) в безударных личных окончаниях глаголов?
- Окончания глаголов какого времени называются личными? (Слайд №6). Почему?
- Как определить спряжение глаголов? (Слайд № 7)
- Какие окончания пишутся в глаголах 1 спряжения, 2 спряжения? (Слайд № 8,9)
- Что надо помнить о глаголах-исключениях
- Можно приступать к последнему вопросу и для этого нам необходимо выполнить 4-ое задание.
В тетрадях стр …
 
Выполняем парами.
- Начинаем проверку (взаимопроверка пар.)
 1) Выбор буквы (е, и) в безударных личных окончаниях глаголов определяется спряжением.
 2) Спряжение-это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
 3)Чтобы определить спряжение, надо поставить глагол в неопределённую форму и посмотреть на глагольный суффикс.
 4)Если глагольный суффикс -и- , то это глагол II спряжения, пишу в окончании гласную -и- , а в глаголах 3 лица мн.ч. - окончания -ат, -ят.
 5)Все остальные глагольные суффиксы указывают на I спряжение, пишу в личном окончании глагола гласную -е-, а в глаголах 3 лица мн.ч. - окончания -ут, -ют.
 - Кроме каких глаголов? (глаголов - исключений). Прочитайте хором.
 - Оцените это задание.
 
- Мы ответили на все вопросы, и теперь попробуем применить имеющиеся знания в творческой работе.
4) Творческая работа.
Мы много говорили о глаголах. Обобщим наши знания.

 (Детям до урока раздаются карточки, на которых записаны 3 глагола. Дается одна карточка на парту)Краснеть, наступает, смотретьМечтать, совершать, видетьСтоит, открыл, обидетьУплывать, исследовать, ненавидетьИдти, говорить, зависеть,Спешить, долететь, терпетьПостроить, отвезут, вертетьСбегут, живешь, слышатьРешать, спросит, дышатьУспеть, спасать, держатьЗвучать, наблюдать, гнатьРисовать, думать, бритьИграть, петь, стелить
Самостоятельная работа по алгоритму
1.

2. Предварительно определяем спряжение.
3. Проспрягаем глагол.
4. Окончательно определяем спряжение.
4. Обобщение
Я вижу, что при спряжении некоторых глаголов вы испытывали затруднения. Какие глаголы вызвали у вас затруднения? (слово на доске появляется после того, как дети назовут его)
СмотретьВидетьОбидетьНенавидетьЗависетьТерпетьВертетьСлышатьДышатьДержатьГнатьБритьСтелить
Почему эти глаголы вызвали у вас затруднения? (По окончанию одно спряжение, а при спряжение другое).
Подводящий диалог (если дети не ответили на заданный вопрос)
Какого спряжения глагол “терпеть”? Итак, мы думаем, что глагол 1 спряжения. Давайте проспрягаем этот глагол:
1 л. терплю терпим
2 л. терпишь терпите
3 л. терпит терпят
Обратите внимание на окончание глагола в 3 лице множественного числа. Какая гласная в окончании? Какое правило знаем?
Итак, что мы думали о глаголе сначала, и что оказалось на самом деле? (Думали, что глагол 1 спряжения, а оказалось, что глагол 2 спряжения).
Попадают ли эти глаголы в правило? (Нет)
Как можно назвать такие глаголы?
А какого все-таки спряжения глаголы-исключения? Поднимите руки те, кто считает, что I спряжения. Поднимите руки те, кто считает, что глаголы-исключения II спряжения. Кто же прав?.Тестирование -итог.
1)Что обозначает глагол?( действие предмета.)
2)На какие вопросы отвечает глагол?( Что делает? Что делал? Что будет делать?)3)Каким членом предложения выступает глагол? (главным членом, сказуемым чаще всего)
4) « Спряжение - это …» изменение глагола по лицам и числам.
5) Сколько спряжений у глагола? ( два.)
6) Глаголы брить, стелить относятся ( к1 спряжению)
  IX. Домашнее задание
-Выберите задание.
-Кто выбрал задание под № 1; №2; №3;
 IV. Итог урока.
 - Удалось ли нам обобщить и систематизировать все имеющиеся у вас знания о глаголе?
 - Почему? (на все вопросы ответили, задания выполнили верно).
 - А какова синтаксическая роль глагола в предложении? (в предложении глагол является сказуемым).
 X. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке средним баллом.
- Отметьте кружком ступеньку, соответствующую вашим знаниям и настроению на сегодняшнем уроке.

- Молодцы! Всем спасибо за плодотворную работу!