Проект Наши пернатые друзья

Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.
(Паустовский)
Актуальность: Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.
На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.
Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.
Выбор темы «Наши пернатые друзья! » обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
И мы должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Тема: «Наши пернатые друзья».

Вид проекта: краткосрочный, информационный, творческий; двухнедельный, групповой.

Участники: дети подготовительной группы

Сроки реализации: 24 ноября– 5 декабря

Цель: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.
Задачи:
Формировать умение различать и называть зимующих птиц.
Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание).
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
Привлечь воспитанников и родителей к данной проблеме

Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
II этап – основной ( практический)
III этап- заключительный


I этап – подготовительный
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – практический
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Работа с родителями
Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т.д.).
Изготовить совместно с ребенком кормушку.
Подобрать корм, развивать словарный запас.
Выучить стихотворение о зимующих птицах.
Подобрать загадки о зимующих птицах.
Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.
Игровая деятельность
Дидактические игры:
- «Один-много»,
- «Назови ласково»,
- «Счет птиц» ,
- «Четвертый лишний»,
- "Угадай птицу по описанию",
- «Чей хвост?»,
- «Кто что ест»,
- « Узнай по голосу»,
- «Что едят птицы»
-«Юные защитники природы» .
Н/и
- «Разрезные картинки».
- «Лабиринт «Зимующие птицы».
·
Сюжетно-ролевые игры:
- «Птичий двор».
Театрализация:
- «Где обедал воробей».
Подвижные игры
- «Совушка».
- «Воробушки и автомобиль».
- «Воробушки и кот».

3. Познавательная деятельность
Формирование целостной картины мира:
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: формирование знаний у детей о зимующих птицах, объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие), воспитание заботливого отношения к птицам.

ФЭМП
Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Цель: обучение порядковому и количественному счету в пределах 10, закрепление знаний о последовательности дней недели.
Беседы:
«Как живут наши пернатые друзья зимой».
«Кто заботится о птицах».
«Пользу или вред приносят птицы?».
«Меню птиц».
«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Решение проблемной ситуации:
«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?»
Наблюдение за птицами зимой
за синицей;
за вороной;
за снегирем;
за голубем.
Коммуникация
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко», просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона».
Сухомлинского «О чем плачет синичка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".
Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Художественное творчество
Рисование «Птицы нашего края»
Цель: развитие интереса и положительного отношения к нетрадиционной технике рисования – ладошками.
Работа с родителями
Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.



III этап – подготовительный
Оформление результата проекта в виде презентации.
Викторина: «Птицы – наши друзья»
Организация и участие родителей в мероприятии «Кормушка для птиц».

Результат проекта:
Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.


Используемая литература

1.С.Г.Шевченко - Программа для детей с ЗПР «Готовимся к школе»

2.С.Н.Николаева - Программа «Юный эколог».

3.Л.Г.Киреева, С.В. Бережнова – «Формирование экологической культуры дошкольников».

4.Л.Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».

5.Е.В. Анохина, Т.М. Бондаренко, Т.В.Кутищева «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
.
6.Р.Ю.Белоусова, О.А.Понаморёва «Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников».

7.О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях».

8.Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду».

9.Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
15