Методическая разработка занятия кружка Маляр строительный по теме Приёмы сплошного шпатлевания стен вручную

В.Н.Попова, педагог дополнительного образования кружка «Маляр строительный»
Филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги

Методическая разработка занятия кружка «Маляр строительный»
по теме «Приёмы сплошного шпатлевания стен вручную»

Тема программы кружка «Маляр строительный»: «Окраска внутренних поверхностей водными составами».
Тема занятия: Приёмы сплошного шпатлевания стен вручную.
Цели занятия:
Обучающая: научить приёмам сплошного шпатлевания стен вручную.
Развивающая: зрительно контролировать правильность и точность выполнения своих движений, развивать внимание, память; рационально организовывать и планировать свой труд; научить умению самоконтроля.
Воспитательная: дисциплине в работе, бережного отношения к инструментам и материалам, продолжить формирование культуры труда, ответственность за качество выполненных работ, уверенности в себе.
Учебно-производственная работа: Выполнение приёмов нанесения шпатлёвки под углом 10о -45о; приёмы нанесения шпатлёвки на «сдир» под углом 80о, по оштукатуренным стенам.
Материально-техническое оснащение занятия:
Материал, инструменты - приготовленный шпатлёвочный состав;
Набор шпателей: резиновый, металлические с шириной полотна 45мм, и 300мм; деревянный с резиновым наконечником.
Инвентарь – столик инвентарный, ёмкость.
Оснащение – инструкционная карта приёмов нанесения сплошного шпатлевания на стены;
рабочий стенд;
эталон образца;
тренажёрные кабинки №1 и №2;
критерии качества;
мультимедиа.
Метод обучения: словесный, наглядно - демонстрационный, практический.
Тип урока: урок по изучению трудовых приёмов и операций.
Форма работы: коллективная и индивидуальная.






Элементы структуры урока
Деятельность мастера
Деятельность обучающихся

1.Организа-
ционный
момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня урок производственного обучения. Дежурный по группе, пожалуйста, доложите о готовности бригады №1 первой смены, к уроку.
К уроку готовы все, опоздавших и отсутствующих нет. Я желаю вам успешно справиться с предстоящими задачами на уроке.
Приветствуют мастера. Дежурный докладывает о готовности группы, наличии спецодежды

2. Вводный
инструк-
таж
Стремление к прекрасному, заложенное в человеке природой, всегда обостряются в моменты творчества. Вряд ли вы не испытывали хотя бы лёгкого волнения, берясь за кисть, чтобы обновить цвета интерьера в доме. Когда краски положены, верно, гармония устанавливается сама собой, и вы чувствуете свою сопричастность к постижению таинства красоты. Возможно же это только при хорошем качестве покрытия.
Вопрос: Кто из вас дома помогал родителям делать ремонт?


Вопрос: А какие виды работ вы выполняли?





Успех любой внутренней отделки поверхностей зависит в большей мере от тщательности, с которой были подготовлены стены. Существует три вида качества подготовки поверхностей.
Вопрос: Какие вы знаете три вида качества?


Очень хорошо. Вы уже знаете, какие виды подготовки необходимо выполнять при простой отделке поверхностей.
Вопрос: Назовите виды операций при простой отделке?


Вопрос: От качества инструментов зависит качество подготовки?






Мы с вами будем выполнять улучшенную отделку, при подготовке которой выполняется сплошное шпатлевание стен. И тема нашего сегодняшнего урока это приёмы сплошного шпатлевания стен вручную, которым мы должны научиться на уроке.










Обучающиеся оживились.
Несколько человек подняли руки
Стали отвечать на поставленные вопросы: красили окна, радиаторы, трубы, полы, двери, плинтуса. Помогали клеить обои.





Обдумывают вопрос: простая, улучшенная, высококачественная.



Отвечают: очистка поверхности от грязи, раствора, пыли, расшивка трещин,
Да, от качества инструментов зависит качество подготовки и обработки, и окраски поверхности, а значит и экономические показатели.
Обращают внимание на доску с темой урока и обучающей целью, вникают в логику и цель урока.



2.1 Актуализация знаний


Перед тем, как приступить к теме нашего урока, нам необходимо вспомнить ранее изученный материал.
Задание: Необходимо приготовить раствор шпатлевки для шпаклевания стен





Обращаем внимание на вязкость приготовленного шпаклевочного состава.


Пока обучающиеся перемешивают состав, мы с вами повторим в устной форме тему прошлого урока:


Вопрос: – Какие шпатели мы будем применять для шпатлевания?






Вопрос: Какие требования предъявляют к качеству поверхностей подлежащих шпатлеванию?




Вопрос: Для чего грунтуют поверхность?



Вот мы и подошли к изучению нашей темы



Один обучающийся готовит шпатлёвочную смесь, сухую смесь затворяет (разводит) чистой прохладной водой в строго определённом количестве. Остальные наблюдают за ходом приготовления раствора.
Отвечают на поставленные вопросы, демонстрируют инструменты:
Берём два металлических шпателя – большой и маленький, можно резиновые разных размеров и видов, с деревянными ручками, или пластмассовые.
Должны быть просушены, очищены от потёков раствора, пыли, расшиты трещины, частично подмазаны и прогрунтованы.
Для лучшего сцепления (адгезии) с основанием и шпатлёвкой.
Внимательно слушают и смотрят на эталон образца.



2.2.Формирование ориентировочной деятельности обучающихся.


Сегодня на уроке мы будем изучать приёмы сплошного шпатлевания стен вручную.
Все вы произносите слово шпатлёвка, но из вас кто-нибудь задумывался, как правильно говорить – шпатлевка или шпаклевка?
Образованы они от разных глаголов: шпаклевка – шпаклевать, а шпатлевка – от шпатлевать.
В XIX веке существовал еще один, ныне совсем забытый вариант этого слова: шпадлевка (от глагола шпадлевать в том же значении). Все три русских глагола, от которых образованы слова шпаклевка, шпатлевка, шпадлевка, восходят к одному и тому же немецкому глаголу spachteln (шпахтель)- «шпатлевать», звуковой облик которого видоизменился трояким образом в устной русской речи: шпатлевать, шпадлевать, шпаклевать. Академический Словарь 1847 года закрепляет лишь один вариант: слово шпаклевать (существительное шпатлевка).
Эта общелитературная норма сохраняется и до нашего времени.
Основное назначение шпаклёвки – устранение дефектов поверхности, её ремонт и выравнивание.
Какую шпатлевку выбрать, и как её правильно применить зависит от поставленной задачи.
Прежде всего, шпатлёвки делят на сухие и готовые к применению.
Мы с вами применим, сухую смесь.
Качественная сухая шпатлёвочная смесь – это сложный многокомпонентный состав, содержащий в себе все необходимые компоненты (вяжущее, наполнитель и различные добавки), которые и определяют свойства шпатлёвки, это вы изучали по материаловедению. Условно, мы выделяем четыре основные группы шпатлёвок - специализированные, выравнивающие (или шпатлёвка первого слоя), финишные (или шпатлёвки второго слоя) и универсальные.
Выравнивающая шпатлёвка предназначена для предварительного выравнивания поверхности основы. Ещё я вам кратко напомню об универсальной шпаклёвке (вы по материаловедению это изучали), которая одновременно является и выравнивающей, и финишной, и даже специальной отделкой.

Внимательно слушают, наблюдают, осознают смысл предстоящей деятельности































Рассматривают на столе четыре вида шпатлёвок. Пробуют на ощупь, на запах, на цвет.



2.3 Показ и объяснение основных приёмов и способов.


Шпатлевание можно выполнять как справа налево, начиная от правого угла, так и слева направо, начиная с левого угла. Обращаю внимание, как правильно держать шпатель, набирать шпатлёвку из ёмкости, накладывать шпатлёвку на шпатель, на положение инструмента при нанесении шпатлёвки, на стойку во время нанесения шпатлёвки. Все движения выполняю в замедленном темпе.
Показываю на инструкционной карте (приложение 1), движения шпателя. Объясняю, что при шпатлевании стен вручную, шпатель держат под различными углами к выравниваемой поверхности, изменяя тем самым толщину накладываемого шпатлёвочного слоя.
Показываю все приёмы на стенде сначала без состава в замедленном темпе, несколько раз, затем приступаю к показу с составом, в замедленном темпе. Начинаю движение шпателя снизу – вверх, в верхней части описываю полукруг, чтобы укороченная часть шпателя переместилась на левую сторону полосы, и веду шпатель сверху – вниз, сгладив поверхность, описываю в нижней части полукруг. Такими движениями продолжаю шпатлевание всей стены. В местах поворота шпателя, где образуются наплывы и неровности, которые сглаживаем горизонтальными движениями шпателя. Показываю, как выполняется сглаживание прошпаклёванной поверхности, как держат шпатель под углом 1045о к поверхности. Показываю особенности приемов нанесения шпатлевки утолщенным слоем, на стенде как держат шпатель при нанесении состава под различными углами(4060о) к поверхности, чем меньше угол, тем больше толщина накладываемого слоя.
Показываю, как снимать остатки шпатлёвки после нанесения, полос шпатлёвки.
Затем показываю нанесение шпатлёвки тонким слоем на «сдир» под углом (80о).
В тренажёрной кабинке, я снова показываю все приёмы и операции на стенах, правильную рабочую позу при выполнении рабочих операций. Наношу шпатлёвку тонким ровным слоем толщиной от 0,5 – 1,5мм без пропусков, полос и стыков.

· Уточняю, что наносить шпаклевочные составы необходимо так, чтобы операция по шлифованию прошпаклёванной поверхности занимала самое незначительное время.
Обратим внимание на качество отделанной поверхности на ней не должно быть стыков, пропусков, полос. Поверхность должна быть ровной, гладкой и однотонной.
Большие перспективы, в снижении затрат и ускорении сроков проведения отделочных работ, даёт использование специальных выравнивающих шпатлёвок для механизированного нанесения. Это обеспечивает выработку до 400м2 в смену. Технология механизированного нанесения шпатлёвок всё ещё не нашла широкого применения в современном строительстве, но это дело самого ближайшего будущего.
Чтобы избежать дефектов, во время нанесения и высыхания шпатлёвки, в помещении не следует устраивать сквозняки, а также допускать резкого повышения температуры воздуха, т.к. и то и другое может вызвать появление трещин и отслаивание шпатлёвки от поверхности.
Необходимо обратить внимание на заточку и правку лезвия шпателей, так как неровности, заусенцы и выбоины приводят к браку в работе.


Наблюдают за всеми моими движениями






Смотрят инструкционную карту,




Смотрят показ приемов выполняемых мастером
























Все обучающиеся переходят в тренажёрную кабинку и смотрят показ приемов выполняемых мастером.
Внимательно слушают, осознают.























Все проверяют свои инструменты, которыми будут выполнять учебные задания.


2.4.Первичное закрепление нового материала.


Прошу нескольких человек повторить эти приёмы: сильного и слабого обучающегося.
Вопрос: Как влияет вязкость на свойства шпатлёвки?






Вопрос: Почему под водно-клеевые окраски применяют шпаклёвочные составы с пониженным содержанием клея?

Вопрос: Почему при сглаживании нанесённого слоя левый край шпателя должен перекрывать ранее сглаженную полосу на 2-3см?


Вопрос: Какие трудности вы испытывали при выполнении шпатлевания, во время закрепления урока?







Все изъявили желание повторить приёмы
Отвечают на вопросы с места: Если жидкий, то будет падать со шпателя на пол при нанесении. Если же густой, то тяжело будет разравниваться.
Для лучшего впитывания окрасочного состава в поверхность.
Чтобы снять с помощью шпателя все излишки и неровности, которые остаются на поверхности.
Тяжело шпатлевание снизу вверх, сверху вниз, трудно выполнять повороты, разравнивание шпатлевки в горизонтальном направлении, и нанесение шпатлевки под разными углами.


2.5.Техника безопасности.


Напоминаю о соблюдении техники безопасности: при устройстве средств подмащивания и работе на них. Следить за исправностью инструментов. Работать в резиновых или х/б перчатках, использовать крем. На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
Вопрос: В чём заключается организация рабочего места?






Вопрос: Назовите основные правила техники безопасности при работе с острыми инструментами?



И когда я убедилась, что все усвоили материал, предлагаю приступить к выполнению учебно-производственного задания сплошного шпатлевания, оштукатуренных стен, подготовленных под улучшенную водную окраску. Даю задание сильным обучающимся наносить шпатлёвку тонким слоем, на «сдир». А слабым обучающимся наносить выравнивающий слой шпатлёвки под углом 10о – 45о.
Приступаем к выполнению самостоятельной работы, по формированию умений и навыков выполнения операции сплошного шпатлевания.
В процессе работы для того, чтобы соблюсти технологическую последовательность, будете пользоваться инструкционными картами.
В конце заключительного инструктажа мы оценим с вами все работы и критериями оценки
Выполнения задания будут являться:
1.Качество прошпаклёванной поверхности.
2.Соблюдение технологической последовательности.
3.Правильность выполнения трудовых приёмов.
4. Соблюдение правил и норм безопасности труда.
5. Умение пользоваться инструментами.
Внимательно слушают, осознают.

Обдумывают ответы и отвечают на поставленные вопросы.
На рабочем месте должны быть правильно расположены инструменты, ёмкость с приготовленным шпаклёвочным составом.
Так как у шпателей острые концы и лезвия заточенные, то инструмент нельзя бросать, и он должен быть исправным.

3. Текущий инструктаж
Целевые обходы


Обход 1: Проверка организации рабочих мест обучающихся.
Обход 2: Проверка использования инструмента по назначению.
Обход 3: Проверка правильности выполнения трудовых приёмов (как накладывают шпатлёвку на шпатель, на положение инструмента при нанесении шпатлёвки: какой угол наклона, на толщину слоя; на стойку во время нанесения шпатлёвки, как разравнивают и сглаживают состав, как снимают остатки шпатлёвки после нанесения).
Обход 4: Проверка соблюдения правил техники безопасности и охраны труда.
Обход 5: Приучаю учащихся постоянно использовать документацию письменного инструктирования при выполнении упражнения.
Обход 6: Постоянное стимулирование самостоятельности учащихся, развитие привычек самоконтроля, во время работы.
Обход 7: Обращаю внимание на качество выполнения работ на данном этапе.
Производственная
самостоятельная деятельность.

4. Заключительный инструктаж


4.1. Подведение итогов урока производственного обучения


Вопрос: какова была цель нашего урока?
Чему новому вы научились сегодня?
Какие затруднения возникли у вас при выполнении упражнений?
Сообщаю о достижении целей урока.
Обучающиеся дружно отвечают на поставленные вопросы.


4.2. Показ лучших работ обучающхся.
У двоих обучающихся


4.3. Опрос обучающихся по теме урока с целью закрепления.
Двое обучающихся
на стенде показали приёмы нанесения шпаклёвки.


4.4. Разбор типичных ошибок и причины их возникновения, методы их устранения.
Обучающиеся совместно с мастером дружно обсуждали ошибки.


4.5. Сообщение оценок и комментарий за работу.
Каждый сам себе выставил объективную оценку, с которой я согласилась


4.6. Домашнее задание: запомнить слова: на «сдир», вязкость, их определение.
Обучающиеся
Внимательно слушают осознают смысл предстоящей деятельности.


4.7. Сообщаю тему следующего урока.



Приемы выполнения операций
Применяемые инструменты и приспособления
Вид операции


Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14115
1. шпатель маленький (металлический)
2. шпатель большой (металлический)
3. емкость для шпатлевки.
1.Проверьте вязкость шпатлёвки.
2.Возьмите большой шпатель в руку и
3.Наложите шпаклевочный состав маленьким шпателем по всей длине полотна, ровным слоем, толщиной 0,5-
1,5мм без пропусков.


Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14215
1. шпатель маленький (металлический)
2. шпатель большой (металлический)

1.Приложите шпатель большой к поверхности стены под углом 40о – 45о и
2.Произведите шпатлевание вертикальной полосы вверх.
3.Каждый последующий слой перекрывает зашпаклёванную полосу на 2 – 3см.



Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14315
1. шпатель большой (металлический)

1. Закончив шпатлевание полосы движением снизу – вверх, в верхней части опишите полукруг.
2.Произведите обратное движение шпателя вверх без шпатлевки по нанесённому шпаклёвочному составу, держа шпатель примерно под углом 80о к поверхности стен, на «сдир»


Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14415
1. шпатель маленький (металлический)
2. шпатель большой (металлический)

1.Произведите движение шпателя сверху – вниз, сгладив поверхность, описываем в нижней части полукруг.
2.Произведите обратное движение шпателя без шпатлевки вниз по нанесённому шпаклёвочному составу, держа шпатель примерно под углом 80о к поверхности стен, на «сдир».


Инструкционная карта №1.
Последовательности операций при сплошном шпатлевании стен

Приемы выполнения операций

Применяемые инструменты и приспособления
Вид операции


Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14515
1. шпатель большой (металлический)
2. емкость для шпатлевки.
1.Хватка шпателя двумя руками
2.Произведите сглаживание поверхности шпателем, под углом 10о-12о к стене, сверху – вниз.
3.При шпатлевании поверхностей шпатель держат под различными углами


Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14615
1. Слой толще – угол меньше

2. Слой тоньше – угол больше

1.Приложите шпатель к поверхности под малым углом (от 10о-до 60о)
2. Приложите шпатель к поверхности под большим углом на «сдир» (от 65о – до 80о)


Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14715
1. шпатель маленький (металлический)
2. шпатель большой (металлический)

1. В местах поворота шпателя образуются наплывы и неровности
2. Сгладьте поверхность горизонтальными движениями шпателя под углом 40о-60о, справа – налево и слева – направо.
3. После нанесения шпатлёвки, поверхность становится ровной, гладкой
и однотонной.


Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14815
1. шпатель маленький (металлический)
2. шпатель большой (металлический)

1.Стойка при нанесении шпатлёвки.
2.Поддерживая широкий шпатель четырьмя пальцами правой руки снизу, а большим пальцем сверху, вытяните вперёд правую руку, а левой рукой держите маленький шпатель для снятия остатка шпатлёвки с большого шпателя.


15