Урок литературного чтения для 2 класса по теме обобщение по разделу я и мои друзья
Тема. обобщение по разделу «я и мои друзья»
Педагогические цели: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное мышление; воспитывать интерес к чтению, к урокам чтения.
Планируемые результаты (предметные): учащиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать содержание, авторов произведений; соотносить пословицы и содержание текста.
Личностные результаты: имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; логические – владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию.
Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания.
Ход урока.
1.Организационный этап
2. Речевая разминка скороговорка.
3. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, почему у вас получилось произнести скороговорку хором, слажено?
- Как это связано с теми произведениями, с которыми вы знакомились на уроках чтения?
- Верно, на уроках говорили о разных человеческих качествах, которые помогают или мешают дружбе, хорошим, добрым отношениям между людьми и даже между людьми и животными.
- Пролистайте весь раздел, есть еще в нем произведения, которыми мы еще не познакомились?
- Предположите какова тема у рока?
- Какова цель данного урока?
- Какую цель вы можете поставить лично для себя?
- Хорошо, я вам предлагаю сегодня на уроке не только обобщить свои знания по разделу, но и ответить на вопрос «Что такое дружба?» (слайд 1)
- Как вы думаете, легко ли ответить на этот вопрос? Можете ли вы сразу найти ответ на этот вопрос?
- Я вижу, что ваши мнения разделились. Для того чтобы каждый из вас нашел для себя правильный ответ на вопрос я вам предлагаю плодотворно и дружно поработать. Получится ли это у нас, покажет итог урока.
По мере того как вы будете работать мы соберем с вами цветок, который нам поможет ответить на главный вопрос нашего урока.
4. Обобщение и систематизация знаний
1) Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
- Что такое по вашему «дружба»?
- Куда обращается человек, если ему не понятен смысл какого-либо слова?
- Верно, толковый словарь хороший помощник. Где еще можно найти нужную информацию?
работа со словарем и интернет-ресурсами. (слайд 2)
Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
Дружба -Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Вы сейчас услышали научное определение слова «дружба». Совпало ли ваше мнение с этим определением?
Микровывод :- Какое общее слово вы услышали в обоих определениях? (1. Доверие – слово на лепестке)- Дальнейшая работа поможет нам найти для нашего класса более точное определение слова «дружба»
2) Работа по тестам в парах.
- Чтобы вспомнить с какими произведениями вы познакомились в разделе «Я и мои друзья» выполните работу в паре, ответив на задания теста. (проверка по образцу на экране)
(слайд 3)
-Можно ли по данным произведениям сказать, что о дружбе говорится только в стихах или только в рассказах?
3) Работа со стихотворениями.
- Какие из данных произведений относятся к жанру стихотворений?
- Чем отличаются стихи от рассказов?
- Верно, наличием рифмы. Найдите пары рифм: подружка-подушка, друг-вдруг, дружба-служба. (слайд 4)
- Попробуйте примерить на себя роль поэта и сочинить две строчки, используя полученные рифмы.
- Какое стихотворение из раздела вам наиболее понравилось? Почему?
- Вспомните, какое стихотворение вы учили наизусть?
- Проверим, как хорошо вы запомнили это стихотворение. Закончите строки
- Чему учит это стихотворение?
- Как звали героя стихотворения, который приобрел новых друзей, а старого друга забыл?
- Как выйти из такой ситуации, никого не обидев? (слайд 5)
- Девочки к сегодняшнему уроку выучили другое стихотворение о дружбе, послушайте.
- Можете ли вы сказать, что у вас есть такой друг или подруга?
Микровывод
- Стоит ли долго обижаться на друга?
- Как надо относится к друзьям? (2. Уважение – слово на лепестке)4) Работа с иллюстрациями.
- Вспомните из какого рассказа данные рисунки, которые вы сами нарисовали.
- Рассмотрите их внимательно и составьте картинный план.
- Перескажите произведение с помощью полученного плана.
- Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!» ?- Чему учит этот рассказ?
Микровывод
- Как вы можете помочь своему другу в такой же или похожей ситуации? (3. Сопереживание - слово на лепестке)Физминутка(отрывок из песни Красной Шапочки)
5) Чтение по ролям.
- В каком рассказе из раздела вы услышали упоминание о континенте Африка?
- Рассказ называется «Два пирожных», а причем тут Африка?
- Какая из сестер оказалась мудрее? Почему?
- Какими качествами характера обладает младшая сестренка Оля?
-Какие обязанности по дому выполняете вы, чтобы помочь маме?
- Прочитаем диалог между девочками по ролям.
Микровывод
- Можно ли предположить, что Оля так же будет относится и к просьбам друзей?
(4. Взаимопомощь - слово на лепестке)6) Игра «Договори словечко»
Старшему, если встречаемся с ним,
Первыми… (здравствуйте!) мы говорим.
Вечером, спать ты хочешь очень.
Всем скажи: (спокойной ночи).
Ярко солнышко встало опять – (доброе утро!) должны вы сказать.
Пора за стол. Всё для еды накрыто
Приятно желаем…(аппетита!)
Мы поведением своим
Другим пример покажем:
Сначала вкусно поедим,
Потом… (спасибо!) скажем.
Гость решил. Домой пойти,
Скажем… (доброго пути!)
Ты чихнул?
Без лишних слов
Мы желаем:… (будь здоров!)
Волшебники – гномы немало для нас
Чудесного сделать могли бы,
Но больше чудес совершает в сто раз
Волшебное слов …! (спасибо!)
- Какое волшебное слово мы не назвали из одноименного рассказа В.Осеевой?
-На самом ли деле оно такое волшебное? Магическое?
- Проинсценируем ситуации из этого рассказа
- Как изменилось поведение Павлика после того, как он узнал волшебное слово?
- Вспомните почему лучше во время приветствия говорить «здравствуйте», чем слово«привет»?
Микровывод.
- В чем еще скрывается секрет крепкой дружбы? (5. Вежливость - слово на лепестке)7) Работа в малых группах(по 4 человека)
- Как называются короткие предложения, в которых содержится житейская мудрость народа?
- Сейчас вам предстоит выполнить работу в группах, но сначала вспомним правила работы в группе. (слайд 6)
- Соедините название рассказов с подходящими по смыслу пословицами. (проверка по образцу на экране) (слайд 7)
- Дома вы приготовили пословицы и поговорки о дружбе. Проведем аукцион, какая группа назовет больше пословиц или поговорок.
- Отгадайте загадку:
Я верный человека друг.Имею множество заслуг.На цепь привязан во дворе.Зимою сплю я в конуре.Охочусь с другом на волков.Пасу на пастбище коров.Бегу по тундре вековойв упряжке, снежною зимой. Я в мире лучшая служака.Кто я? Ты угадал - (Собака)
- В каком рассказе говорится о собаке?
- Кем она была для мальчика?
- С какого момента начинается рассказ?
8) Работа в группе. (по рядам)
- Подготовьте ответы на данные вопросы
1) Почему мальчик обвинил в произошедшем свою собаку?
2) Справедливо ли он поступил?
3) Почему мальчик признался в своем поступке?
Микровывод:
- Нужна ли честность в дружбе? (6. Честность - слово на лепестке)9) Книжная выставка.
- Посмотрите на книжную выставку. Здесь вы видите как знакомые, так и не знакомые вам произведения. Как вы думаете о чем в них рассказывается?
- Как вы думаете, почему писатели и поэты посвятили свои произведения теме о дружбе?
- Что у нас получилось?
- В каком произведении можно встретить такой цветок? (Валентин Катаев)
- Чего не хватает в этом цветке?
- Я вам предлагаю назвать свое ключевое слово, относящееся к понятию «дружба»
6. Рефлексия.
- Сможете ли вы теперь ответить на вопрос «Что такое дружба?»
Составление коллажа.
- Чтобы собрать все ваши ответы в единое целое вам необходимо объединиться в более крупную группу, в которой вам предстоит выполнить задание. Необходимо выбрать те слова, которые объясняют смысл слова «Дружба».
- Какие слова вы не использовали? Почему?
- Посмотрите на эти фотографии, что можно сказать об этих ребятах? (слайд 8)
- Нарисуем цветочную поляну в соответствии с вашим настроением. (слайд 9)
6. Домашнее задание.
Мини-сочинение «Зачем нужна дружба?»
НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ Виктория кондратенкоДрузей имею много я,Они со мной везде, всегда.Они поддержат и помогут,И от беды они не вздрогнут.Но есть подруга у меняЕдинственная, лучшая,Красивая, прекрасная,Как солнце в небе ясное!Мы – неразлучные друзья,Куда она – туда и я.Мы вместе в одну школу ходим,И дни вдвоём всегда проводим.Смеёмся и гуляем,Мы вместе не скучаем,Танцуем и поём, –Нам весело вдвоём!Она меня от бед спасает,Мои проблемы все решает,И я ей помогу всегда.У нас с ней добрая душа!Мы с той не ссоримся подругой,И с ней мы не были в разлуке.Она мне даст совет полезный,Совет разумный, интересный.Мы просто вечные друзья,Куда она – туда и я.Я никогда тебя не брошу,Ты друг мой верный и хороший!