Презентация по литературе.11класс Марина Ивановна Цветаева
Марина Ивановна Цветаева. (1892 - 1941) Родители Страсть к работе и к природе - от обоих родителей. Ее отец, профессор. Он познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее мифами и легендами. Значительное влияние на формирование духовности Цветаевой оказала и христианская мифология и связанное с нею искусство. Отец-Иван Владимирович-профессор Московского университета. Мать-Мария Александровна Мейн - страстная музыкантша. М.И.Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков. Из воспоминаний М.Цветаевой. «…Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша.» Когда же первым, явно бессмысленным словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала,» - и тут же принялась учить меня музыке… Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку…» Несмотря на духовно близкие отношения с матерью, Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отчужденно. Она намеренно закрывала свой внутренний мир и от сестры Аси, и от сводных брата и сестры — Андрея и Валерии. Даже с Марией Александровной не было полного взаимопонимания. Юная Марина жила в мире прочитанных книг, возвышенных романтических образов. Зимнее время года семья проводила в Москве, лето — в городе Тарусе Калужской губернии. Ездили Цветаевы и за границу. В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 — весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне. Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник "Вечерний альбом", который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как В.Брюсов, Н.Гумилев и М.Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений. Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию она не приняла, видя в ней восстание "сатанинских сил". В литературном мире М.Цветаева по-прежнему держалась особняком. В 1912 вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом. Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых,И на морском, и на речном песке,Коньками по льду и кольцом на стеклах,И на стволах, которым сотни зим,И, наконец, чтоб было всем известно,Что ты любим, любим, любим, любим,Расписывалась радугой небесной.Как я хотела, чтобы каждый цвел В веках со мной, под пальцами моими,И как, склонивши лоб на стол, Крест-накрест перечеркивала имя…Но ты, в руке продажного писца зажатое,Ты что мне сердце жалишьНе тронутое мной, внутри кольцаТы уцелеешь на скрижалях 5 сентября 1912 года у них родилась дочь Ариадна (Аля).13 апреля 1917 года рождается вторая дочь, Ирина.В начале зимы 1919-1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю, к которой была привязана как к другу и которую исступленно любила. Выбор Цветаевой объяснялся и невозможностью прокормить обеих, и равнодушным отношением к Ирине. В начале февраля 1920 Ирина умерла. Ее смерть отражена в стихотворении Две руки, легко опущенные… (1920) и в лирическом цикле Разлука (1921). 11 июля 1921 она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России. В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго живет в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебирается в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем всё изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать её стихи. «..Мой читатель остаётся в России, куда мои стихи…не доходят…» (Из воспоминаний М.Цветаевой.) Стремительно и властно в жизнь Марины Цветаевой вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Пушкинскую «Капитанскую дочку» Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение «К морю» стало ее любимым.Великому русскому поэту Пушкину Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину». В стихотворении, обращенному к Борису Пастернаку, звучат ноты непередаваемой грусти:Русской ржи от меня поклон,Ниве, где баба застится…Друг! Дождись за моим окном,Беды и блажи на сердце..Ты, в погудке дождей и бед-То ж, что Гомер в гекзаметре.Дай мне руку – на весь тот свет!Здесь – мои обе заняты. Возвращение в СССР В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к убийству советскими агентами И.Рейсса - также бывшего агента советских спецслужб, попытавшегося выйти из игры. (Цветаева о роли мужа в этих событиях осведомлена не была). Вскоре Эфрон был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна. Цветаева осталась в Париже вдвоем с сыном, но Мур также хотел ехать в СССР. Не было денег на жизнь и обучение сына, Европе грозила война, и Цветаева боялась за Мура, который был уже почти взрослым. Она опасалась и за судьбу мужа в СССР. Ее долгом и желанием было соединиться с мужем и дочерью. 12 июня 1939 на пароходе из французского города Гавра Цветаева с Муром отплыли в СССР, 18 июня вернулись на родину. В 1939 году Марина Цветаева вернулась на родную землю, однако надежды связанные с возвращением не оправдались. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 8 августа 1941 Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в небольшом городке Елабуге. В Елабуге не было работы. У руководства Союза писателей, эвакуированного в соседний город Чистополь, Цветаева просила разрешения поселиться в Чистополе и места судомойки в писательской столовой. Разрешение было дано, но места в столовой не оказалось, так как она еще не открылась. После возвращения в Елабугу у Цветаевой произошла ссора с сыном, который, по-видимому, упрекал ее в их тягостном положении. На следующий день, 31 августа 1941, Цветаева повесилась. Точное место ее захоронения неизвестно "Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в тех местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уже нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили с Тарусской каменоломни камень: Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева". Париж, май 1934 г Исполнить завещанное удалось лишь спустя много лет. И с тех пор каждую осень отметить день ее рождения приезжает множество людей со всей России. Приезжают, собираются вокруг цветаевского костра – символа любви к "маленькой милой Таруссе", всю жизнь озарявшей душу поэта. В 1988 году на холме над Окой, поставлена глыба из тарусского известняка с высеченными на ней словами: "Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева". Идешь на меня похожий, Глаза опуская вниз.Я их опускала - тоже!Прохожий, остановись!Прочти - слепоты куринойИ маков нарвав в букет,Что звали меня МаринойИ сколько мне было лет.Не думай, что здесь - могила,Что я появляюсь грозя…Я слишком сама любилаСмеяться, когда нельзя!И кровь приливала к коже,И кудри мои вились…Я тоже была, прохожий!Прохожий, остановись! Сорви себе стебель дикийИ ягоду ему в след, -Кладбищенской земляникиКрупнее и слаще нет.Но только не стой угрюмо,Главу опустив на грудь.Легко обо мне подумай,Легко обо мне забудь.Как луч тебя освещает!Ты весь в золотой пыли…-И пусть тебя не смущаетМой голос из-под земли.Коктебель, 3 мая 1913