Открытый урок по русскому языку на тему Условное наклонение глагола (6 класс)
Условное наклонение глагола
Открытый урок, проведённый 13 апреля 2015 года.
Учитель русского языка и литературы: Маслова Ирина Павловна.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Межпредметные познавательные: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в таблицу, схему, ключевые слова).
6 Линия Развития: распознавать глаголы в условном наклонении, образовывать формы условного наклонения, отличать глаголы в формах изъявительного и условного наклонений.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Орфографическая пятиминутка.
Самодиктант «Собери слова».
Перед вами части слов - морфемы (представлены на слайде):
1) вкус, иц, без, а; 2) без, н, вкус, ый; 3) во, ени, ображ, е; 4) ий, ск, исполин; 5) завис, не, ость, им; 6) ый, ан, песч; 7) ник, под, окон; 8) и, по, ть, свят; 9) ова, пре, ть, след; 10) рас, ть, а, счит.
Расставьте их в нужной последовательности, после этого обозначьте морфемы.
Образец: дум, а, к, вы –
Самопроверка с помощью компьютера: 1) безвкусица; 2) безвкусный; 3) воображение; 4) исполинский; 5) независимость; 6) песчаный; 7) подоконник; 8) посвятить; 9) преследовать; 10) рассчитать.
III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
Блиц-опрос.
Если утверждение правильное, поставьте знак «+», если неправильное - «-».
Наклонение - это постоянный морфологический признак глагола.
С помощью наклонения выражается, как соотносятся действие и действительность.
Глаголы имеют два наклонения.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или произойдут.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.
Самопроверка: - + - + + .
Самодиктант по домашней работе.
Запишите 5-6 глаголов в изъявительном наклонении, укажите рядом их признаки. Проверьте по тетрадям.
- Запишите глаголы прыгать, выпустить, гордиться в любых формах изъявительного наклонения. Назовите эти формы.
IV. Формулирование темы и целей урока.
Дополните схему, выявите новую информацию и сформулируйте тему урока.
V. Открытие новых знаний.
1. Упр. 605 – наблюдение над значением глаголов в условном наклонении.
Важно, чтобы учащиеся при поиске глаголов, называющих действия, которые не происходили на самом деле, называли их вместе с частицей бы (б): был бы, не терял бы, не прыгал бы и т.д.
- В чём особенность глаголов, которые называют действия желаемые, возможные при каких-то условиях? (Употребляются с частицей бы.)
2. Чтение определения в рамке после упр. 605.
- Почему условное наклонение так называется?
- Какие ключевые слова выделены? Почему в качестве ключевых приведены примеры? (Показана форма глагола, она является новой.)
- Как пишется частица бы с глаголами?
- Можно ли определить время в условном наклонении?
- Как изменяются глаголы в условном наклонении? (По родам и числам.)
- Какие ещё глаголы так изменяются? (Глаголы в прошедшем времени.)
- Составьте таблицу «Изменение глаголов в условном наклонении». (См. предыдущий урок.)
3. Упр. 606 - наблюдение над образованием форм условного наклонения.
Учащиеся называют основы, указывают формообразующую морфему (суффикс -л- и частицу бы), делают вывод об образовании форм условного наклонения, сравнивают с текстом в рамке.
4. Чтение текста в рамке после упр. 606.
- Как отличить глаголы в прошедшем времени изъявительного наклонения от глаголов в условном наклонении? (В условном наклонении есть частица бы.)
- Как пишется частица бы с глаголами?
- Какое место она может занимать? Приведите примеры из упр. 605.
VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.
Упр. 607 - развивается умение преобразовывать глаголы из форм одного наклонения в форму другого, выявлять различия между ними.
Выполняется под руководством учителя на доске (два-три примера), затем самостоятельно.
Упр. 608 (осложнённое списывание) - развивается умение различать глаголы в формах изъявительного и условного наклонения, правильно писать слова с изученными орфограммами.
Выполняется самостоятельно с последующей проверкой вслух.
VII. Итог урока.
- Задайте вопросы по теме урока (один ряд другому).
VIII. Домашнее задание.
Правила (тексты в рамках об условном наклонении) представить в виде схем.
Упр. 609 (подготовка презентации).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 71»
хђЗаголовок 1хђЗаголовок 2хђЗаголовок 3хђЗаголовок 4хђЗаголовок 5хђЗаголовок 6хђЗаголовок 7хђЗаголовок 8хђЗаголовок 915