Методические указания по выполнению практических работ по всеобщей истории 1945-до наших дней


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)
СУРГУТСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Югорский государственный университет»
(СНТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)
Методические указания
по выполнению практических работ
по учебной дисциплине
ОГСЭ.02. История
образовательной программы
по специальностям СПО
21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений;
18.02.09 Переработка нефти и газа;
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).
Разработаны преподавателем
высшей категории,
зав кафедрой гуманитарных дисциплин
Заболотней В.И.
Сургут
2016
Пояснительная записка
История является дисциплиной общего гуманитарного и социально-экономического цикла в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения в профессиональных образовательных учреждениях.
Дисциплина «История», как и другие социально-гуманитарные дисциплины, прежде всего, формирует личность, способную к самоопределению и саморазвитию. Этому в немалой степени способствует выполнение практических работ студентов на занятиях. В процессе выполнения заданий студенты получают возможность применить теоретические знания в новых условиях, развивать общеучебные умения и навыки (работа с источниками и диаграммами; составление конспекта, таблиц; сравнение и обобщение и др.), логическое мышление, осуществлять самоконтроль на уровне внутренней речи. Задания выполняются без участия педагога, но под его контролем.
Основные цели практических работ:
систематизация и закрепление теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубление и расширение теоретических знаний, формирование умений использовать справочную документацию и дополнительную литературу;
развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельного мышления;
развитие исследовательских умений.
Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений.
На уроках истории используются задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у студентов умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Опыт показывает, что проведение уроков-практикумов позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике.
Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Работа с документом приближает студента к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер.
Источниками при изучении курса истории, помимо учебника, могут выступать:
отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого;
мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий;
фрагменты из современной научной, научно-популярной, художественной литературы;
фрагменты документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.);
газетная информация и публицистические материалы;
справочные, статистические материалы;
наглядные средства обучения.
Среди множества приемов работы с историческими текстами можно выделить следующие:
чтение и анализ;
выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;
комментированное чтение;
коллективный разбор текста;
формулирование вопросов к тексту;
обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;
выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;
анализ аргументации авторов;
нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;
формулирование обобщенных выводов;
выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;
составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта;   В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по дисциплине «История», обучающийся должен добиться следующих результатов освоения дисциплины:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
 
Учебный план и программа дисциплины «История» предусматривают:
8 часов практических работ для групп специальностей:
21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин;
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений;
18.02.09 Переработка нефти и газа;
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям);
Формируемые компетенции:
Формируемые компетенции для специальностей: ОК 1 - 9
21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин;
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений;
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).
ОК 1 - 9
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических, политических, культурных проблем.
Формируемые компетенции для специальности:
18.02.09 Переработка нефти и газа;
ОК 1, 4 – 8
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Формируемые компетенции для специальности:
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
ОК 1,3 – 9
ПК 3.1 – 3.4
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 3.1 – 3.4
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения.
ПК 3.2. Участвовать в организации работы структурного подразделения.
ПК 3.3. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 3.4. Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности.В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических, политических, культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже ХХ – ХХI вв.,
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ – начале ХХI вв.,
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Методические рекомендации помогут обучающимся целенаправленно изучать материал по теме, определять свой уровень знаний и умений при выполнении практических работ.
 
Практическая работа студентов по истории, согласно рабочей программы включает в себя следующие виды:
1. Работа с документами по рабочим листам.
2. Выполнение тестовых заданий после изучения темы.
3. Проведение семинарских занятий.
4. Письменные практические работы по изучаемым темам, которые включают в себя решение ситуационных задач, самостоятельная оценка события или проблемы.
.
Тематический план
Раздел
Тема Название работы Формируемые компетенции Кол-во часов
Раздел 1 Тема 1.1. Послевоенное устройство мира.
Практическая работа 1.
Работа с историческим документом: «Речь У. Черчилля в Фултоне». Прочитать текст и ответить на предложенные вопросы. ОК 3-6 1
Тема 1.2.
Развитие СССР и его место в мире в 50- сер. 80 –х гг. XX века Практическая работа 2.
Выполнение тестовых зданий по теме. ОК 2, 4, 5.
1
Раздел 2 Тема 2.1.
Кризис и распад СССР. Практическая работа 3.
Семинарское занятие по теме: «Распад СССР – благо или трагедия?» ОК 2-7, 9 2
Тема 2.2.
Конфликты на постсоциалистическом пространстве Практическая работа 4.
Письменная работа по теме: «Россия – суверенное государство: приобретения и потери» ОК 1-9,
ПК 3.1 – 3.4
1
Раздел 3 Тема 3.1.
Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX-XXI вв.) Практическая работа 5.
Работа с текстом «Мир на рубеже XX-XXI вв.» Прочитать текст и ответить на предложенные вопросы. ОК 1-9 1
Тема 3.2.
Развитие культуры в современном мире. Практическая работа 6.
Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры». ОК 1-9 1
Тема 3. 3.
Перспективы развития РФ в современном мире Практическая работа 7.
Семинарское занятие по проблеме сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных убеждений в современных условиях. ОК 2-7, 9 1
Практическая работа №1.
Тема 1.1. Послевоенное устройство мира.
Название работы: Работа с историческим документом: «Речь У. Черчилля в Фултоне».
Цели:
- развивать общеучебные умения и навыки (развитие исследовательских умений, работа с текстом, сравнительный анализ);
- продолжить формирование навыков систематизации и обобщения знаний на основе полученной ранее информации.
Форма контроля: индивидуальная.
Количество часов на выполнение (сроки выполнения): 1 час.
Текст задания: Прочитайте внимательно отрывки из речи У. Черчилля в Фултоне (США) 5 марта 1946 года и письменно ответьте на предложенные вопросы.
«Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть ее на своем законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем ее флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики. Однако, я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты такими, какими они мне представляются.
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы - Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и все возрастающему контролю Москвы
Коммунистические партии, которые были очень маленькими во всех этих восточноевропейских государствах, были выращены до положения и силы, значительно превосходящих их численность, и они стараются достичь во всем тоталитарного контроля.
Опасность коммунизма растёт везде, «за исключением Британского содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм еще в младенчестве». В большом числе стран, далёких от границ России, во всём мире созданы коммунистические „пятые колонны“, которые работают в полном единстве и абсолютном послушании в выполнении директив, получаемых из коммунистического центра.
… Я не верю, что Советская Россия жаждет войны. Она жаждет плодов войны и неограниченного расширения своей власти и идеологии». Из того, что я видел во время войны в наших русских друзьях и соратниках, я заключаю, что ничем они не восхищаются больше, чем силой, и ничего они не уважают меньше, чем слабость, особенно военную слабость. Поэтому старая доктрина баланса сил ныне неосновательна.
Никогда не было в истории войны, которую было бы легче предотвратить своевременным действием, чем ту, которая только что опустошила огромную область на планете. Такой ошибки повторить нельзя. А для этого нужно под эгидой Объединённых Наций и на основе военной силы англоязычного содружества найти взаимопонимание с Россией. Тогда главная дорога в будущее будет ясной не только для нас, но для всех, не только в наше время, но и в следующем столетии».
Вопросы:
1. Почему эту речь историки считают началом «холодной войны» в мире?
2. Как вы считаете, были или нет у Черчилля основания для недоверия Советскому союзу после окончания войны?
3. Какой выход из создавшейся послевоенной ситуации он предлагал?
4. Сталин считал, что Черчилль своей речью стоит на позиции поджигателей войны. Согласны ли вы с этим?
Литература основная.
Базовый учебник
История: Учебное пособие / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев В. Н., Шевелева Е. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=540381
Основная литература.
История. Учебник (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Артёмов В.В. , Лубченков Ю.Н. –
5 - ое изд. стер. М., Издательский центр «Академия», 2016.
_http://www.academia-moscow.ru/catalogue/4831/196333/
Дополнительная литература.
1. Пленков О.Ю. Новейшая история.: учебник для СПО/ М. : издательство Юрайт, 2016.
https://www.biblio-online.ru/viewer/CD63E3BB-7505-40A0-B27B-DC910AFC5D16#page/2
2. Улунян А.А. История. Всеобщая история: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016.
3. Волобуев О.В. и др. Всеобщая история. Χ - начало Χ века. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-ое изд., стереотип. М., Дрофа, 2012.
Интернет – ресурсы:
Исторический альманах «Лабиринт времен» рассматривает спорные вопросы отечественной и всеобщей истории: http://www.hist.ru.
Электронный журнал «Мир истории»: http://www.historia.ruПрактическая работа №2.
Тема 1.2. Развитие СССР и его место в мире в 50- сер. 80 –х гг. XX века
Название работы: Выполнение тестовых зданий по теме.
Цели:
- способствовать развитию основных умений и навыков: самостоятельной работы с источниками;
- формирование самостоятельного мышления.
Форма контроля: индивидуальная.
Количество часов на выполнение (сроки выполнения): 1 час.
Тестовые задания.
1. Какие государства Европы после окончания Второй мировой войны встали на путь социалистического развития и вошли в мировую систему социализма:
а) Чехословакия
б) Франция
в) Польша
г) Болгария
д) Австрия
е) Испания
2. Какие три события относятся к внешней политике СССР в 1953–1964 гг.? а). Карибский кризисб). образование Организации Варшавского Договора (ОВД)в) образование Германской Демократической Республики (ГДР)
г). образование Североатлантический блока НАТО
д). первый визит Советского правительства в США
3. Последствием Второй мировой Войны явилось:
а) заключение советско-американского договора
б) расширение влияния СССРв) укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалицииг) образование Лиги Наций
4. С кем из указанных государственных деятелей связывают начало «холодной войны»:
а) Ф. Рузвельт, А. Громыкоб) Д. Эйзенхауэр, Н. Булганинв) Дж. Кеннеди, Н. Хрущевг) У. Черчилль, И. Сталин
5. В послевоенных международных отношениях для обозначения границы между «западным» и «восточным» блоками использовалось название:
а) «невидимый фронт»б) «прозрачная граница»в) «ядерный щит»
г) «железный занавес»
6. Расположите в хронологическом порядке следующие события мировой политики второй половины XX века.
а) образование Североатлантического блока НАТО
б) Карибский кризис
в) атомная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки
г) образование Организации Варшавского договора (ОВД)
7. Установите соответствие между именами политических лидеров и событиями:
а) Г. Трумен 1) речь в Фултоне, положившая начало «холодной войне»
б) У.Черчилль 2) атомные бомбардировки японских городов
в) Д.Кеннеди 3) начало разрядки в международных отношениях
г) Р.Рейган 4) Карибский кризис
8. Какие три положения характеризуют сталинскую политику после войны?
а) борьба с космополитизмом
б) отказ от партийного контроля над наукой
в) антисемитская кампания, ограничение возможностей для творческой и карьерной самореализации евреев
г) поощрение развития самостоятельности национальных образований в составе СССР
д) проведение репрессий среди местных партийных деятелей
9. Какие из приведенных ниже характеристик отражают суть «оттепели»?
а) рост влияния партийного аппарата на все стороны жизни общества
б) первые попытки десталинизации общества
в) усиление идеологического давления в литературе и искусстве
г) начало освоения целинных земель
д) начало процесса реабилитации репрессированных в сталинский период
е) выход в свет повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
10. Какие два события произошли в 1962 году, в период правления Н.С. Хрущёва?
а) запуск первого советского спутника Земли
б) Карибский кризис
в) XX съезд КПСС
г) кровавые события в Новочеркасске
д) испытание первого советского ядерного устройства
11. К периоду 1945-1947 гг. относится:
а) корейская война
б) испытание СССР первого ядерного устройства
в) начало «холодной войны»
г) Карибский кризис
12. Что относится к последствиям начала «холодной войны» во внутриполитической жизни СССР второй половины 1940-х гг.?
а) борьба с космополитизмом
б) широкое развитие диссидентского движения
в) установление армейского контроля над партийным и государственным аппаратом
г) репрессии против видных военачальников времён Великой Отечественной войны
13. Снижением напряженности в отношениях Востока, Запада, США, их союзников и СССР, стран Восточной Европы в первой половине 1970-х гг. назывался:
а) «оттепель»
б) интеграция
в) разрядка
г) перестройка
14. В период руководства Л.И. Брежнева советские войска были введены в:
а) Иран
б) Афганистан
в) Венгрию
г) Югославию
15. Что было одним из последствий участия советских войск в афганской войне?    
а) исключение СССР из ООН
б) укрепление авторитета СССР в мировом коммунистическом движении
в) переход к политике «разрядки» в международных отношениях
г) усиление противоречий между СССР и многими странами мира
Литература.
Базовый учебник
История: Учебное пособие / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев В. Н., Шевелева Е. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=540381
Основная литература.
История. Учебник (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Артёмов В.В. , Лубченков Ю.Н. –
5 - ое изд. стер. М., Издательский центр «Академия», 2016.
_http://www.academia-moscow.ru/catalogue/4831/196333/
Дополнительная литература.
1. Пленков О.Ю. Новейшая история.: учебник для СПО/ М. : издательство Юрайт, 2016.
https://www.biblio-online.ru/viewer/CD63E3BB-7505-40A0-B27B-DC910AFC5D16#page/2
2. Улунян А.А. История. Всеобщая история: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016.
3. Волобуев О.В. и др. Всеобщая история. Χ - начало Χ века. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-ое изд., стереотип. М., Дрофа, 2012.
Интернет – ресурсы:
Сайт журнала «Родина»: http://www.istrodina.comИсторический альманах «Лабиринт времен» рассматривает спорные вопросы отечественной и всеобщей истории: http://www.hist.ru.
Электронный журнал «Мир истории»: http://www.historia.ruСайт “Архивы России»: http://www.rusarchives.ru6. Электронный альманах «Россия. XX век»: http://www.idf.ru/almanah.shtmlПрактическая работа № 3.
Тема 2.1. Кризис и распад СССР.
Название работы: Семинарское занятие по теме: «Распад СССР – благо или трагедия?»
Цели:
- продолжить формирования навыков систематизации и обобщения знаний на основе полученной ранее информации;
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование этики дискуссии по острым проблемам социальной жизни.
Форма контроля: групповая.
Количество часов на выполнение (сроки выполнения): 2 часа.
Основные умения:
- уметь раскрывать основные тенденции развития наций, обосновывать особенности развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами.
- выявлять причины межнациональных конфликтов, их основные типы.
- обосновывать свою зрения на межнациональные отношения в современной России.
- применять теоретические знания при характеристике этнополитической ситуации в России и в мире.
- анализировать различные пути урегулирования межнациональных конфликтов.
- выявлять условия гармонизации национальных отношений, принципы демократической национальной политики.
- оперировать понятиями: этнос, нация, национальное самосознание, национализм при раскрытии основных тенденции в развитии наций.
- работать с разнообразными источниками информации с целью анализа и сравнения теоретических подходов гармонизации национальных отношений, ликвидации национальных конфликтов.
- составлять таблицы, схемы, включать их содержание в ответы на уроке.
Ситуации, рассматриваемые на семинарском занятии:
Обострение национальных конфликтов на территории бывшего СССР.
Причины распада СССР 1991 года.
Последствия распада СССР.
Проблемные задания.
Лежат ли причины сегодняшней ситуации в самом факте многонационального состава страны?
Почему нельзя противопоставлять национальную и социальную политику?
Можно ли было не допустить сегодняшних национальных проблем при сохранении командно – административной системы?
В чём причины национальных конфликтов в современной России?
8. Возможно ли, на ваш взгляд, решение национальных проблем в тоталитарном государстве?
Как вы считаете: многонациональность страны – это благо или источник дополнительных проблем?
Каковы пути решения национальных проблем в нашей стране и современном мире?
В последнее время нередко можно услышать высказывания о том, что причина всех бед и неустройства в нашей стране кроется в наличии внутреннего «врага» - людей нерусской национальности, которые «мешают», «не дают», «препятствуют» успешному развитию страны на пути к демократии.
Вопрос: Проявляется ли в этих рассуждениях национализм? Аргументируйте свой ответ. Оцените свои взгляды с позиций гуманизма. Какие аргументы вы бы привели против подобных взглядов?
Существует ли проблема русских?
На встрече молодёжи различных регионов России возник спор о причинах межнациональных конфликтов. Были высказаны разные суждения:
Межнациональные конфликты неустранимы, т.к. вся история – это борьба между собой различных этнических групп.
Межнациональные конфликты достались в наследство от СССР и КПСС.
Эти конфликты провоцируются местными политиками. Сами по себе люди, принадлежащие к разным национальным группам, могут жить между собой вполне мирно.
Межнациональные конфликты провоцируются центральными властями, которые проводят известный принцип – «разделяй и властвуй».
Чью точку зрения вы разделяете? Если у вас особая точка зрения, сформулируйте её.
Аргументируйте свою позицию.
В подготовке и осуществлении террористического акта в одном из городов участвовали лица различной национальности. После этого акта сход
жителей одного из селений принял решение, направленное против
мусульманской части населения. Было предложено: выселить из
селения родственников боевиков, всем мусульманам-мужчинам в течение 5
дней сбрить бороды, молитву в мечети проводить лишь один раз в неделю.
К каким последствиям могло бы привести выполнение этого решения? Оцените изложенный факт с точки зрения его соответствия Конституции РФ, а также с нравственных позиций. Какие доводы вы привели бы для объяснения ошибочности решения? Какие меры, на ваш взгляд, должны были принять местные органы власти, общественность, учителя, старшие школьники в связи с решением схода?
Литература.
Базовый учебник
История: Учебное пособие / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев В. Н., Шевелева Е. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=540381
Основная литература.
История. Учебник (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Артёмов В.В. , Лубченков Ю.Н. –
5 - ое изд. стер. М., Издательский центр «Академия», 2016.
_http://www.academia-moscow.ru/catalogue/4831/196333/
Дополнительная литература.
1. Пленков О.Ю. Новейшая история.: учебник для СПО/ М. : издательство Юрайт, 2016.
https://www.biblio-online.ru/viewer/CD63E3BB-7505-40A0-B27B-DC910AFC5D16#page/2
2. Улунян А.А. История. Всеобщая история: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016.
3. Волобуев О.В. и др. Всеобщая история. Χ - начало Χ века. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-ое изд., стереотип. М., Дрофа, 2012.
Интернет – ресурсы:
Библиотека думающего о России: http://www.patriotika.ru/subjectsСайт журнала «Родина»: http://www.istrodina.comИсторический альманах «Лабиринт времен» рассматривает спорные вопросы отечественной и всеобщей истории: http://www.hist.ru.
Электронный журнал «Мир истории»: http://www.historia.ruСайт “Архивы России»: http://www.rusarchives.ruЭлектронный альманах «Россия. XX век»: http://www.idf.ru/almanah.shtmlПрактическая работа № 4.
Тема 2.2. Конфликты на постсоциалистическом пространстве.
Название работы: Письменная работа по теме: «Россия – суверенное государство: приобретения и потери»
Цели:
-углубление и расширение теоретических знаний, формирование умений использовать справочную документацию и дополнительную литературу;
-развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы;
-формирование самостоятельного мышления;
-развитие исследовательских умений.
Количество часов на выполнение (сроки выполнения) 1 час.
Текст задания: Работа с текстом по теме: «Место России в мировой истории»
Задание Внимательно прочитайте текст. Выделите особенности цивилизационного развития России.
1. Что же отличает Россию от других народов мира?
2. Найдите эти особенности и выпишите в тетрадь.
Место России в мире.
Философ М.Я. Гефтер в статье «Дом Евразии» так писал о России:
«Мы же не страна. Мы - страна стран. Мы - наследники сугубо разных начал. Мы – кентавр (КЕНТА́ВР – в древнегреческой мифологии: получеловек-полуконь - существо с туловищем коня, головой и грудью человека). от роду, встроенный напрямую в мировой процесс. Отсюда наша особая зависимость от судьбы тех проектов, суммарное название которых - ”человечество”: единственное единство»,
Россия принадлежит к типу обществ, подверженных перекрестным цивилизационным влияниям. Сообщество народов, называемое Россией, геополитически зажато между Востоком и Западом. Его самой яркой отличительной чертой является катастрофизм национального развития, прерывность исторического процесса. Здесь не единожды происходили смена типов цивилизации, резкая ломка духовных ценностей.
В духовном плане его главный представитель - русский народ -- призван осуществить миссию арбитра в вечном споре между Западом и Востоком.
Русский народ обнимает собой три культурных мира - христианский, мусульманский и буддийский, «Сила не от мира сего», по словам В.С. Соловьева, дает основание русскому народу обрести «призвание религиозное в высшем смысле этого слова».
Россия - уникальное самодостаточное сообщество народов, замкнутый океан-континент, где, как в капле, отражен весь мир».
Россия как цивилизация и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности.
В становлении и развитии Руси, России особая роль принадлежит евразийскому, континентальному геополитическому фактору. На протяжении всей истории Россия развивалась в сложных природно-климатических и геополитических условиях.
Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община, а не частнособственническое образование как на Западе, что также определяющим образом повлияло на дальнейшее развитие России.
Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной истории.
Литература.
Базовый учебник
История: Учебное пособие / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев В. Н., Шевелева Е. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=540381
Основная литература.
История. Учебник (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Артёмов В.В. , Лубченков Ю.Н. –
5 - ое изд. стер. М., Издательский центр «Академия», 2016.
_http://www.academia-moscow.ru/catalogue/4831/196333/
Дополнительная литература.
1. Пленков О.Ю. Новейшая история.: учебник для СПО/ М. : издательство Юрайт, 2016.
https://www.biblio-online.ru/viewer/CD63E3BB-7505-40A0-B27B-DC910AFC5D16#page/2
2. Улунян А.А. История. Всеобщая история: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016.
3. Волобуев О.В. и др. Всеобщая история. Χ - начало Χ века. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-ое изд., стереотип. М., Дрофа, 2012.
Интернет – ресурсы:
Библиотека думающего о России: http://www.patriotika.ru/subjectsСайт журнала «Родина»: http://www.istrodina.comИсторический альманах «Лабиринт времен» рассматривает спорные вопросы отечественной и всеобщей истории: http://www.hist.ru.
Сайт “Архивы России»: http://www.rusarchives.ru Практическая работа № 5.
Тема 3.1.
Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX-XXI вв.)
Название работы: Работа с текстом «Мир на рубеже XX-XXI вв.» Прочитать текст и ответить на предложенные вопросы
Работа с документом.
Текст задания: Прочитать текст, который написан современными философами и ответить письменно на предложенные вопросы в конце текста. Цели:
- способствовать развитию основных умений и навыков: работы с источниками, дополнительной литературой,
- развитие познавательных способностей, творчества, формирование самостоятельного мышления.
- развитие исследовательских умений.
Форма контроля: индивидуальная.
Количество часов на выполнение (сроки выполнения): 1 час.
Текст.
Представим себе идущий по океану громадный, сильный корабль, являющийся гордостью человеческого ума и изобретательности и последним словом науки и техники. Пусть это будет "Титаник". Он уверенно и гордо несется по волнам, рассекая своей могучей грудью пенистые гребни волн. А его пассажиры, чувствуя себя на этом гиганте в совершенной безопасности, предаются развлечениям и удовольствиям.
И вот навстречу кораблю идет льдина. Она как будто не велика с виду, но основание ее так глубоко и так прочно, что корабль не выдерживает столкновения и должен погибнуть.
Напрасно кормчий корабля старается успокоить пассажиров и доказать им, что в его распоряжении имеется достаточно спасательных средств, чтобы спасти всех пассажиров, но обезумевшие от страха люди его не слушают.
Одни, не зная, что предпринять, в смертельном страхе носятся по кораблю, увеличивая панику и смятение. Другие, стараясь покинуть тонущий корабль возможно скорее, прыгают в наполненные пассажирами лодки сверху, опрокидывая их и губя вместе с собой других, уже спасшихся.
И лишь небольшая часть не потерявших самообладания людей, напрягая усилия, стараются поддержать жизнь корабля хотя бы до прибытия помощи. Но помощь не прибывает, и корабль доживает свои последние минуты.
Наш современный мир - это тонущий корабль.
В чем же причина?
А причина кроется, прежде всего, в косности мировоззрения людей и как следствие в таком же убожестве восприятия жизни теми, кто ими руководит. Разве не убожество — отрицание всего духовного и возвышенного и признание материальных благ за единственную ценность, в результате чего - бешеная погоня за наживой, свирепая конкуренция и соперничество? Разве не безумие — разговоры о разоружении и о мире и тайная подготовка к новым военным конфликтам и террористическим актам, или биржевые спекуляции, обогащающие или разоряющие в несколько минут многие сотни и тысячи людей, или уничтожение продуктов, чтобы не понижать на них цены? Разве не безумие - жажда удовольствий во что бы то ни стало, удовольствий низких, пошлых, грубых, или увлечение рекордами бессмысленными, глупыми, никому не нужными?
Человечество зашло в тупик, выбраться из которого обычными способами и мерами оно не может, в отличие от прежних тупиковых ситуаций, когда в них оказывались отдельные регионы планеты. Размер и размах тех отрицательных явлений, которые существуют теперь, превзошел все известные из истории подобного рода явления.
ХХ век подытожил все наихудшие тенденции человеческой истории и подвел жителей планеты к опасно близкой гибельной черте, за которой всех может ждать катастрофа и закономерное возмездие. В ХХ веке гигантский технический монстр, объединив людей в энергетическое поле комфорта и цивилизации, поставил под удар само существование живого. Культ грубой силы, подкрепленный изобретением чудовищных по разрушительности видов оружия, сделался нормой международной политики.
Все, что имеет начало, должно иметь конец. Время планетной эволюции на земле подошло к своему рубежу, к решающему часу испытаний.
Остается сказать несколько слов относительно того, кто же должен взяться за переустройство и обновление мира. Задача эта возлагается, прежде всего, на Женщину. Новая эпоха, которая зовется эпохой Матери Мира. Она выводит женщину из того приниженного и неравноправного положения, которое женщина занимала до сих пор.
Так как разложение мира началось с семьи, то восстановление его может начаться в обратном порядке, то есть только с семьи.
Будучи жрицей домашнего очага, женщина может многое. Воспитывая детей в нужном направлении, она может изменить мировоззрение людей в короткий срок, изгнав из своего домашнего обихода все безнравственное: грязь и пошлость, нечистоту отношений, заплесневелые привычки и традиции - все, что способствует тьме и мешает свету.
Попутно с этим женщина должна насаждать в своей семье начала правды и добра, начала истинного света культуры и знания, должна развивать в своей семье чувство долга и любовь к красоте, стремление к самосовершенствованию и самопожертвованию, любовь и сострадание ко всему существующему, ко всему живущему.
В том великая роль и значение семьи и женщины в семье.
Лишь в своем сердце человек должен искать ответы на все сложные и неразрешимые вопросы. Ни книжные теории, ни мнения других людей, ни собственное спекулятивное мышление не могут служить основанием для принятия того или иного решения в столь ответственных вопросах и в столь серьезное время, когда решается судьба человека на многие тысячелетия вперед, но лишь голос своего сердца может быть единственным верным советником, правильным судьей и бесспорным авторитетом.Вопросы.
Почему автор сравнивает современный мир с тонущим кораблём?
В чём, на ваш взгляд, различия между поведением людей на тонущем корабле и в современном обществе?
О какой угрозе человечеству говорят авторы статьи?
Какие пути выхода из тупика, в котором оказалось человечество, предлагают авторы в своей статье?
Какова роль семьи и женщины в формировании нового порядка на земле.
Литература.
Базовый учебник
История: Учебное пособие / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев В. Н., Шевелева Е. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=540381
Основная литература.
История. Учебник (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Артёмов В.В. , Лубченков Ю.Н. –
5 - ое изд. стер. М., Издательский центр «Академия», 2016.
_http://www.academia-moscow.ru/catalogue/4831/196333/
Дополнительная литература.
1. Пленков О.Ю. Новейшая история.: учебник для СПО/ М. : издательство Юрайт, 2016.
https://www.biblio-online.ru/viewer/CD63E3BB-7505-40A0-B27B-DC910AFC5D16#page/2
2. Улунян А.А. История. Всеобщая история: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016.
3. Волобуев О.В. и др. Всеобщая история. Χ - начало Χ века. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-ое изд., стереотип. М., Дрофа, 2012.
Интернет – ресурсы:
Исторический альманах «Лабиринт времен» рассматривает спорные вопросы отечественной и всеобщей истории: http://www.hist.ru.
Электронный журнал «Мир истории»: http://www.historia.ruПрактическая работа № 6
Тема 3.2. Развитие культуры в современном мире.
Название работы: изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры».
Цели:
- развивать общеучебные умения и навыки: работа с текстом, сравнительный анализ, умение ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических, политических, культурных проблем.
Количество часов на выполнение (сроки выполнения): 1 час.
Рабочий лист по теме: «Культура современного мира»
Работа с текстом.
Текст задания: Выберите определение массовой культуры.
С какими оценочными характеристиками вы согласны? Аргументируйте свою позицию.
Какие характеристики вызвали ваше несогласие и почему?
Объясните, почему столь противоречивы оценки этого явления:
1. Массовая культура выполняет функцию идейного воздействия на общество,
воздействия на сознание и поведение населения через средства массовой информации.
2. Массовая культура способствовала приобщению к достижениям культуры широкихслоев населения.
3. Массовая культура приобщает не к высотам духовного творчества, а к примитивным
проявлениям культуры. Это способ развлечения людей.
4. Массовая культура — феномен, рассчитанный на вкусы и стереотипы массовогосознания, в рамках которого производство культурной продукции и «индустрия
развлечений» были поставлены на поток, превратились в источник доходов и
эффективное средство воздействия на массы.
5. Массовая культура используется для отвлечения людей от серьезных общественных
проблем.
6. Протест против массовой культуры проявился в молодежных движениях битников и
хиппи.
7. С появлением массовой культуры духовное потребление приравняли кматериальному и стали подлаживаться под вкусы толпы для того, чтобы скорее продать
«культурную продукцию» и получить прибыль.
8. Массовая культура создает «подделку», «дешевку», «китч» — произведения дурного
вкуса и невысокой нравственности.
9. Массовая культура подлинно демократическая, так как выражает вкусы и ценности
большинства людей.
10. Массовая культура рекламирует ценности, далекие от настоящей духовной жизни.
11. Массовая культура обращается к традиционным ценностям, которые можно
считать основой человеческой жизни, — семья, любовь, победа добра над злом.
12. Появление массовой культуры — проявление процесса коммерциализации
искусства.
13. Массовую культуру можно и нужно запретить.
Литература
Базовый учебник
История: Учебное пособие / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев В. Н., Шевелева Е. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=540381
Основная литература.
История. Учебник (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Артёмов В.В. , Лубченков Ю.Н. –
5 - ое изд. стер. М., Издательский центр «Академия», 2016.
_http://www.academia-moscow.ru/catalogue/4831/196333/
Дополнительная литература.
1. Пленков О.Ю. Новейшая история.: учебник для СПО/ М. : издательство Юрайт, 2016.
https://www.biblio-online.ru/viewer/CD63E3BB-7505-40A0-B27B-DC910AFC5D16#page/2
2. Улунян А.А. История. Всеобщая история: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016.
3. Волобуев О.В. и др. Всеобщая история. Χ - начало Χ века. Учебник для
Практическая работа № 7.
Тема 3.3. Перспективы развития РФ в современном мире.

Название работы: семинарское занятие по проблеме сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных убеждений в современных условиях.
Цели:
- продолжить формирование навыков систематизации и обобщения знаний на основе полученной ранее информации, умений ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире и умений выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических, политических, культурных проблем.
- формировать этику дискуссии по острым проблемам социальной жизни.
Количество часов на выполнение (сроки выполнения): 1 час.
Вопросы и задания семинара.
Внимательно прочитайте текст и ответьте на предложенные вопросы
Один из основателей Римского клуба А. Печчеи в книге «Человеческие качества» отмечал: «Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить, прежде всего, и главным образом изнутри его самого».
Основная задача человечества, утверждал Печчеи, — совершенствование своего качества.
Вопросы:
Прокомментируйте позицию Печчеи. Как можно истолковать его призывы к «новому гуманизму» и «гуманистической революции»?
Что означает лозунг, выдвинутый учеными Римского клуба: «Мыслить глобально, действовать локально»?
Вопросы для обсуждения.
Какое место сегодня занимает Россия в современном мире и каковы перспективы её развития?
Что означает понятие: духовно-нравственная безопасность граждан России?
Информационное общество обладает огромным потенциалом влияния на жизнь человека и общества.
Является ли это влияние заведомо позитивным?
Помогает ли оно автоматически выходу на траектории устойчивого развития?
Каковы плюсы и минусы информационного общества?
Глобальное информационное общество – миф или реальность?
Место России в мировом информационном пространстве
Как вы думаете, решена ли в наше время проблема использования научных достижений только в мирных целях? От чего зависит ее решение?
В чем вы видите возможности разрешения противоречия между потребностями дальнейшего развития человечества и необходимостью предотвратить угрозу глобальной экологической катастрофы?
А. С. Ахиезер на одном из семинаров клуба «Глобальный мир» отметил: «Глобализация, как известно, процесс, масштабы которого относительны. Она может иметь место как внутри цивилизаций, так и между ними. Современный этап глобализации — это процесс, охватывающий весь мир, который подготовлен к этому предшествующими этапами».
Объясните, как Россия, решая внешнеполитические задачи, использует потенциал глобализации.
Литература.
Базовый учебник
История: Учебное пособие / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев В. Н., Шевелева Е. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=540381
Основная литература.
История. Учебник (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Артёмов В.В. , Лубченков Ю.Н. –
5 - ое изд. стер. М., Издательский центр «Академия», 2016.
_http://www.academia-moscow.ru/catalogue/4831/196333/
Дополнительная литература.
1. Пленков О.Ю. Новейшая история.: учебник для СПО/ М. : издательство Юрайт, 2016.
https://www.biblio-online.ru/viewer/CD63E3BB-7505-40A0-B27B-DC910AFC5D16#page/2
2. Улунян А.А. История. Всеобщая история: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016.
3. Волобуев О.В. и др. Всеобщая история. Χ - начало Χ века. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-ое изд., стереотип. М., Дрофа, 2012.
Интернет – ресурсы:
Библиотека думающего о России: http://www.patriotika.ru/subjectsСайт журнала «Родина»: http://www.istrodina.comИсторический альманах «Лабиринт времен» рассматривает спорные вопросы отечественной и всеобщей истории: http://www.hist.ru.
Электронный журнал «Мир истории»: http://www.historia.ruСайт “Архивы России»: http://www.rusarchives.ru Электронный альманах «Россия. XX век»: http://www.idf.ru/almanah.shtml