Правильное питание в условиях Крайнего Севера на примере учащихся Саккырырской СОШ


«Правильное питание подростков в условиях Крайнего Северана примере Эвено-Бытантайского национального улуса»Выполнила: Федорова ДинараУченица 8 «Б» классаСаккырырской СОШ им. Р. И. ШадринаРуководитель: Жиркова М. Г. учитель русского языка и литературы Актуальность. Специфика жизни на Крайнем Севере состоит в том, что ребенок, проживающий здесь, постоянно находится под влиянием целого факторного набора: холод, авитаминоз, несостоятельность иммунитета, короткий световой день, что приводит к снижению работоспособности организма. От того, насколько правильно будет организовано питание, зависит не только здоровье, но и качество обучения учащихся в школе, поскольку питание оказывает влияние на интеллектуальное развитие и способность к обучению. Цель исследования: Выявление среди подростков придерживания правильного питанияЗадачи исследования:Изучение полезных веществ «северных» продуктов;Проведение опроса «Правильно ли ты питаешься» среди учащихся Саккырырской СОШ;Ознакомление с ежедневным рационом питания школьников;Формирование валеологических убеждений о здоровом образе жизни, путем пропаганды правильного питания. Гипотеза: Сбалансированное и правильное питание учащихся Саккырырской школы Эвено-Бытантайского национального улуса, путем внедрения в школьный рацион продуктов, которые содержат витамины.Объект исследования: суточный рацион питания школьников Саккырырской СОШ им. Р. И. ШадринаПредмет исследования: полезные свойства «северных» продуктов на организм учащихся Методы исследования:Поисковый; Аналитический Новизна работы состоит в составлении концепции сбалансированного питания подростков в Саккырырской СОШ им. Р. И. Шадрина.Практическая значимость. Приобщение учащихся к ценностям культуры питания и здорового образа жизни, внедрение в жизнедеятельность Саккырырской средней школы здоровъесберегающих практик и активной оздоровительной, профилактической работы. Правильное питание в условиях Эвено-Бытантайского национального улуса В настоящее время установлено, что в питании северян нарушаются все три основные принципа рационального питания: и энергетическая обеспеченность, и сбалансированность по основным пищевым веществам (белкам, жирам, углеводам, витаминам, минералам), и, конечно же, режим питания. Характерной особенностью питания жителей Севера (на нашем примере Эвено-Бытантайский национальный улус) является чрезмерное употребление алкоголя и курения, а также широкое употребление горячего чая, замороженной рыбы и мяса (расколотка, строганина), жестких лепешек, которые зимой часто хранятся в замороженном виде. Такой рацион при нерегулярном питании постоянно травмирует пищевод и повышает риск раковых заболеваний желудочно-кишечного тракта. Двигательная активность человека в большей степени обусловлена его профессиональной деятельностью, то большое значение для расчета энергетических затрат имеет характертруда. Для проведения этих расчетов выделяются 4 профессиональные группы. Витамины в «северных» продуктахОленина - это мясо, обладающее своеобразным вкусом, оно нежное, сочное, а главное экологически чистое. По биологической ценности оленина полезнее других видов красного мяса. В ней содержатся витамины группы В, Е, медь, железо, селен, калий, магний, цинк, фосфор, незаменимые кислоты Омега-6, белок. Продукт богат витаминами A, B, C и ниацином, не содержит холестерина. Оленина содержит белка на 2,7-7,6% больше, чем лучшие сорта говядины. Оленина способствует улучшению работы сердца и кровообращения, стимулирует половые функции, уменьшает образование вредных жиров, исключает ожирение, эффективно предотвращает вредные последствия от тяжелых металлов и ядовитых веществ, т.к. содержит много селена. Мясо горного барана – источник ценного белка. Она содержит витамины группы В, соли калия, кальция, натрия, магния, фосфора, фтора и др. этот продукт практически диетический, легкоусвояемый, очень полезный для здоровья. Высокое содержание железа в баранине делает это мясо незаменимым продуктом в рационе северян. Наличие витаминов В, делают баранину очень полезной для нервной системы, а также содержится лецитин, который позволяет регулировать уровень холестерина в крови. Рыба хариус является одной из самых ценнейших рыб. Мясо хариуса имеет высокую пищевую ценность, а благодаря сбалансированному сочетанию рыбьего жира и аминокислот легко и фактически усваивается организмом – на 97%. Чтобы сохранить в полном объеме все полезные микроэлементы в составе мяса: кальций, цинк, молибден, железо и 165,65 мг хлора его замораживают. Фрукты – это ценнейший источник витаминов, микроэлементов и клетчатки. Минералы и витамины во фруктах варьируются в зависимости от их разновидности, зрелости и условий хранения. Много полезных веществ, то есть витаминов группы А и В, содержится в яблоках, апельсинах, лимонах, бананах и киви, которые оказывают влияние на образование гормонов, улучшающих зрение и рост волос. Данный элемент способствует укреплению костной ткани и зубов, предотвращая их хрупкость и сухость кожи. В этих овощах ниацина настолько много, что при ежедневном употреблении человек может за короткое время нормализовать работу нервной системы, улучшить состояние кожных покровов, устранить бессонницу, прояснить сознание и улучшить работу желудочно-кишечного тракта. Овощи являются источником многих необходимых человеческому организму витаминов и минеральных солей. Специалистами установлено, что физиологическая потребность человека в этих продуктах составляет 250 кг в год. Необходимо употреблять в еде возможно более широкий ассортимент овощей, используя их как в сыром виде, так и для приготовления различных блюд. Витамин А (каротин) содержится в моркови, помидорах, красном перце. Этот витамин необходим для человека – он способствует заживлению ран, ожогов, лечению желудочных заболеваний, повышает сопротивляемость организма к простудам и инфекциям. При недостатке витамина А ухудшается зрение, наступает общая слабость организма.Витамин В1 (тиамин). Содержится в помидорах. Он укрепляет нервную систему, предотвращает нарушения пищеварения, улучшает усвоение углеводов. Витамин С (аскорбиновая кислота). Содержится в капусте, зеленом горошке, помидорах, картофеле. Он предохраняет от заболевания цингой, способствует заживлению ран, повышает общий тонус организма, и тем самым, способствует заживлению ран. При отсутствии витамина С нарушается обмен веществ. Правильное питание среди учащихся Саккырырской СОШ им. Р.И.Шадрина{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Возраст 10-13 летВозраст 14-16 летВозраст 17-18 летИсточники кальция для подростка — традиционные молочные продукты: творог, молоко, йогурт и кефир. В этот период необходимо ограничить в пище жиры. Пусть подросток кушает побольше овощей и фруктов, содержащих клетчатку, и, конечно же, цельнозерновые продукты, такие, как: рис бурый или коричневый, пшеница, кукуруза, овёс, просо, рожь, гречка.Продукты, составляющие рацион правильного питания для подростков: мясо, рыба, птица, бобовые – из них организм получает белок, который строит мышечный каркас и все клетки внутренних органов. В рамках эксперимента по совершенствованию питания учащихся, нами было проведено небольшое социологическое исследование в общеобразовательной школе среди учащихся 5-11 классов. У учащихся были выявлены следующие нарушения режима питания, которые приведены в диаграмме Выводы:Основными нарушениями в питании являются:Несоблюдение режима питания;Несоблюдение питьевого режима;Несоблюдение оптимальных соотношений между основными ингредиентами пищи;Избыток рафинированных продуктов, простых углеводов, животных жиров;Дефицит растительных масел, ненасыщенных жирных кислот, клетчатки, витаминов группы В, витаминов С, А, Е, серосодержащих аминокислот, молочнокислых бактерий;Нарушения в количестве и соотношении поступающих с пищей минеральных элементов (железа, кальция, фосфора, йода, хрома, селена, меди, цинка и других). Переход на здоровое питание учащихся Саккырырской СОШКонцепция сбалансированного питания подростков на Крайнем Севере, которая базируется на следующих фундаментальных положениях:Необходимо соблюдать режим питания: питаться регулярно;Необходимо разнообразить рацион питания;Следует учитывать, что потребность в энергопотреблении населения Крайнего Севера на 10–15 % превышает потребности жителей других климатических зон;Нужно выбирать наиболее целесообразную кулинарную обработку продуктов;Необходима витаминная профилактика на фоне различных типов питания. Основными принципами перехода на здоровое питание является:Постепенность. Принцип постепенности относится, прежде всего, к изменению структуры питания и увеличению нагрузок (водных, физических и др.). Во время переходного периода происходит процесс восстановления здоровья, и торопиться здесь нельзя;Комплексность. Наилучшие результаты достигаются только при комплексном выполнении рекомендаций;Регулярность и систематичность. При регулярном выполнении рекомендаций первые признаки улучшения самочувствия и ощутимые изменения в состояние здоровья наступают гораздо раньше, чем при эпизодических мерах воздействия; Тренировка неправильным питанием. Чтобы не утратить иммунитета к перевариванию различных продуктов, рекомендуется раз в 2 недели употреблять продукты, относящиеся к неполезным;Контроль результатов. Это ЭКГ, рентген, анализы крови, мочи и т.п. Контроль результатов – это обязательный компонент комплексного подхода к оздоровлению. Среди учащихся школы было проведено анкетирование. Учащимся с 5-11 классы была предложена анкета «Правильно ли вы питаетесь?». Опрос ребят показал, что большинство детей считают своё питание разнообразным. 45% опрошенных обязательно завтракают, едят больше трёх раз в день. Остальная группа ребят чаще пьют чай и кофе. Настораживает тот факт, что не все ребята часто едят куриное мясо и рыбу. Анкетирование учеников показало, что 75% ребятам нравится организация питания в школе. Однако не все удовлетворены ежедневным меню. Опрошенные считают своё питание правильным и полезным, хотя многие употребляют газированные напитки, дошираки, чипсы итд. Заключение В ходе проведенной исследовательской работы мы пришли к выводу, что большинство учеников довольны питанием в школьной столовой, а меньшая половина требует разнообразия в меню питания школьников, также хотят в рационе школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют потребность в еде и оказывают положительное влияние на самочувствие. В заключение хочется отметить, что в современных условиях необходимо формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Для этого учащиеся должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого студента. Искусство вести здоровый образ жизни необходимо и доступно каждому учащемуся для улучшения своего здоровья и получения достойного образования.