«ПУТЬ К УСПЕХУ» (раздел «Секреты орфографии) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКАДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40 г. ТОМСКА
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол № 1от 28.08.2014г. Согласовано на заседании методического совета МАОУ СОШ № 40 г. Томска
Протокол № 1 от29.08.2014 г.
«Утверждаю»
«29» августа 2014 г.
Директор МАОУ СОШ № 40
________ И.Б. Грабцевич

«ПУТЬ К УСПЕХУ»
(раздел «Секреты орфографии)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Направление «Общеинтеллектуальное»
База реализации:
Обучающиеся 1-4 классов
Составитель:
Юдина Татьяна Валентиновна,
учитель начальных классов

Эксперт:
Гуренкова Елена Алексеевна,
зам директора по введению ФГОС

Год корректировки программы - 2014 год
Пояснительная записка
Программа «Путь к успеху» разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Программа носит коррекционно-развивающий характер, предусмотрена для организации внеурочной деятельности с детьми, испытывающими трудности в обучении, связанные с недостаточно сформированной эмоционально-волевой сферой и направлена на развитие речи и познавательных способностей обучающихся начальной школы.
В программу включены два раздела:
Секреты орфографии (для детей, испытывающих трудности при освоении курса «Русский язык»);
Гимнастика ума (для детей, испытывающих трудности при освоении курса «Математика»);

Цель: Обеспечение достижения обучающимися с ОВЗ, испытывающими трудности в обучении, готовности к освоению основной образовательной программы начального общего образования, посредством повышения уровня сформированности эмоционально-волевой сферы
Задачи:
Обеспечить индивидуальную образовательную траекторию обучающимся, имеющим трудности в обучении.
Формировать общеинтеллектуальные умения;
Формировать и развивать логическое мышление, умение анализировать, ставнивать, делать умозаключения.
Расширять кругозор.
Формировать коммуникативную компетенцию младших школьников: развивать устную и письменную речь, монологическую и диалоговую речь, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Развивать познавательные способности.
Воспитывать у учеников стремление совершенствовать свою речь.
Формировать доверие к окружающему миру через ситуацию успеха, как в основной деятельности, так и в общении со сверстниками и учителем.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
- коррекция зрительно-слухового восприятия;
- коррекция зрительно-слуховой памяти и внимания;
- уточнение и обогащение словарного запаса;
- развитие морфологических и синтаксических обобщений;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- формирование волевой регуляции деятельности;
- обучение способам снятия напряжения;
- формирование адекватной самооценки.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Место проведения занятий в рамках программы – классный кабинет,
Продолжительность каждого внеурочного занятия в рамках программы составляет 40 минут.
Форма организации занятий:
Групповые: с наполняемостью до 15 - 20 человек. В состав группы входят обучающиеся одного класса и одной параллели. Группа постоянна, дети обучаются в 1-4 классах в течение 1 года по 1 часу в неделю. Общее количество часов в 1 кл.– 33, во 2-4 кл. - 34 часа в год.
В основе программы «Путь к успеху» лежит педагогическая идея организации в игровой форме коррекционно-развивающих внеурочных занятий, обеспеченных познавательным методическим материалом в соответствии с требованиями ФГОС. Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, во внеурочное время.
Деятельность обучающихся в рамках программы организована в игровой форме и включает работу по выполнению занимательных познавательно-развивающих заданий в устной и письменной формах, позволяющих решить проблему развития речи обучающихся, математического (логического) мышления, испытывающих трудности в обучении.
Содержание программы основано на психолого-педагогическом принципе: Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и, как следствие – достижению хороших результатов в учёбе. Материал, подобранный для занятий, своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывает удивление, стимулирует познавательную деятельность, а также дает понятие о русском языке или математике, как о строгой, четко организованной системе. В отборе материала к занятиям педагог ориентируется на межпредметную связь с программным материалом на основе содержательной линии УМК «Перспективная начальная школа».
Развитие речи опирается на разведение представлений о языке и речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна – это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту. Интеграция двух линий позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процессе внеурочной деятельности школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу “Путь к успеху” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь, что создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать внимание на задания, направленные на развитие устной и письменной речи школьников, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности внеурочной деятельности будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Содержание и методы обучения курса «Путь к успеху» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды деятельности: сказочные сюжеты, элементы фольклора, воображаемые путешествия, элементы сюжетно-дидактической игры, дидактический и раздаточный материал, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход.
Способы выявления промежуточных и конечных результатов:
Мониторинг активности и результативности участия в творческих конкурсах.
Анализ уровня сформированности УУД (на основе накопительной информации в картах
Мониторинг результатов контрольных работ, в том числе – комплексных.
Планируемые результаты курса «Путь к успеху» - Раздел «Секреты орфографии»
В эмоционально-волевой сфере:
улучшение памяти; смекалки; воображения; связной речи;
увеличение скорости мыслительных операций;
развитие гибкости ума (способности переключаться с одной работы на другую);
1 класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
осознавать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного
обучения;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
овладение приёмами поисковой и исследовательской деятельности.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
Умение проверять написанное;
Повышение грамотности учащихся;
Умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать;
Способность контролировать свои действия.
2 класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
· формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира
и самого себя;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
Умение проверять написанное;
Умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать;
Способность контролировать свои действия.
3 -4 класс
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное
восприятие художественной литературы;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание раздела «Секреты орфографии»
Содержание курса Кол-во часов Перечень универсальных действий обучающихся
1 класс
Звуки и буквы. 18 Исследовать, наблюдать и осмысливать полученную информацию о звуках и буквах.
Устанавливать общие и различные свойства изучаемых объектов (звуков)
Слово. 6 Различать изучаемые звуки по различным признакам. Моделировать различные ситуации употребления звуков в речи.
Планировать работу в парах с целью комбинирования слов для переноса.
Работать с информацией, моделировать ситуацию с целью взаимопроверки.
Предложение. Текст. 9 Исследовать, сопоставлять и обобщать различное написание изучаемых объектов письма
Уметь систематизировать полученную информацию об изучаемых объектах письма
Осуществлять способ сотрудничества в процессе закрепления знаний о предложении.
Обобщать, оценивать свой и общий результат деятельности, личный вклад каждого участника.
Итого 33 2 класс
Слово и орфография. 8 Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Овладевать нормами письма.
Планировать свои действия.
Работать с информацией. Использовать полученную информацию в процессе сотрудничества.
Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника
Образование слов 10 Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения. Планировать свои действия.
Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов письма (текстов), выделять их существенные признаки.
Обобщать, работать с информацией, представлять данные.
Понимать важность своего участия в изучении родного языка.
Ударение 3 Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов чтения, их существенные признаки.
Формировать умения понимать и осмысливать изучаемые объекты чтения
Парные согласные 2 Исследовать, наблюдать и осмысливать полученную информацию о звуках и буквах.
Устанавливать общие и различные свойства изучаемых объектов (звуков)
Слово и предложение. 4 Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства.
Овладевать нормами письма по алгоритму.
Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации.
Слово – предмет. Слово – признак. 1 Наблюдать, исследовать изучаемые объекты (слова). Выделять признаки изученных слов, анализировать и характеризовать их.
Моделировать ситуации употребления изучаемых слов в речи.
Исследовать признаки изучаемых слов. Слушать, оценивать ответы в группах
Слово – действие. 2 Крылатые выражения. 1 Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства.
Овладевать нормами письма по алгоритму.
Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации.
Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека.
Подготовка к итоговому «Турниру знатоков» 1 Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства.
Овладевать нормами письма по алгоритму.
Планировать свои действия по алгоритму в процессе сотрудничества.
Выражать личное отношение к изучаемым объектам письма.
«Турнир знатоков» 1 Подведение итогов. 1 Итого 34 3 класс
Секреты русского языка 2 Развивать умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
Формировать умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
Секреты речи. 2 Развивать умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Секреты словаря. 2 Формировать умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
Развивать умение пользоваться словарями, справочниками.
Секреты орфографии. 6 Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Овладевать нормами письма.
Планировать свои действия.
Работать с информацией. Использовать полученную информацию в процессе сотрудничества.
Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.
Образование новых слов. 6 Обучение работе с разными видами информации (поиск информации в словаре).
Формировать умение совершать контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Развитие коммуникации как взаимодействие – учёт позиции собеседника.
Родственные слова 2 Исследовать предметы письма. Использовать приемы графического моделирования.
Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества.
Выражать личное отношение к изучаемым объектам письма.
Имя существительное. 2 Знать признаки изученной части речи (существительного); словарные слова.
Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи; находить в тексте слова-предметы; и уметь задавать вопросы к словам.
Имя прилагательное 4 Знать признаки изученных частей речи (существительного и прилагательного); словарные слова.
Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи; находить в тексте слова-предметы и слова-признаки; уметь задавать вопросы к словам.
Глагол 5 Знать признаки изученных частей речи (существительного, прилагательного и глагола); словарные слова.
Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи; находить в тексте слова-предметы, слова-действия и слова-признаки; уметь задавать вопросы к словам.
«Турнир знатоков». Подведение итогов. 3 Уметь работать по алгоритму с правилами.
Формировать умение совершать поиск информации в словарях.
Уметь выполнять задания, нацеленные на проверку понимания информации.
Уметь выполнять контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Итого 34 4 класс
Тестирование в игровой форме. 1 Уметь выполнять задания, нацеленные на проверку понимания информации.
Уметь выполнять контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Формировать умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Словари. 1 Формировать умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками.
Развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Основа предложения. 1 Уметь выполнять знаково-символическое моделирование.
Формировать умение совершать контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Развивать у обучающихся совершенствование коммуникации как взаимодействие – учёт позиции собеседника.
Однородные члены предложения. 3 Уметь выполнять знаково-символическое моделирование.
Уметь выполнять задания, нацеленные на проверку понимания информации.
Уметь совершать поиск информации в словарях.
Морфология. 11 Уметь выполнять задания, нацеленные на проверку понимания информации.
Уметь выполнять контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Развивать у обучающихся совершенствование коммуникации как взаимодействие – учёт позиции собеседника.
Синтаксис. 7 Текст. 9 «Турнир знатоков». Подведение итогов. 1 Уметь работать по алгоритму с правилами.
Формировать умение совершать поиск информации в словарях.
Уметь выполнять задания, нацеленные на проверку понимания информации.
Уметь выполнять контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Итого 34 Учебно-тематическое планирование раздела «Секреты орфографии»
№/№ Тема занятий Кол-во часов Описание примерного содержания занятий
1 класс
1 Путешествие в мир звуков. 1 На игровом занятии совершается заочное путешествие на лесную поляну. Игра «Молчанка». Знакомство с термином «речевой звук».
В стране слов.
Слова- предметы. 1 В гости на занятие приходят Маша и Миша и рассказывают детям о своих приключениях. Игра «Живые – неживые существа» Дифференциация понятий «звук-слово». Вопросы КТО? ЧТО?
В зоопарке.
Слова-действия. 1 Игра «Превращения». Отработка понятий «слова-действия».
Вопросы «Что делать? Что сделать?»
Огород.
Слова –признаки. 1 Игра «Собери словечки». Игра «Что в мешочке». Образование относительных прилагательных.
На овощном рынке.
Предложение. 1 Игра «Подскажи словечко». Подбор слов по ситуативным цепочкам. Знакомство с понятием «Предложение». Составление коллективного рассказа.
Путешествие в замок гласных звуков. 1 Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Игра «Поймай звук». Чтение стихотворения В. Измайлова «Как появились буквы»
У нас в гостях ТРИ ПОРОСЁНКА.
Звуки (Н) и (Н) 1 Занятие начинается под звуки песенки из мультфильма «Три поросёнка». Характеристика звуков. Произношение звуков в словах и словосочетаниях. Проблемная ситуация.
Моя семья.
Звуки (М) и (М). 1 Развитие фонематического восприятия. Развитие внимания и памяти. Восстановление деформированного текста. Чтение чистоговорок. Развитие просодии.
Похищение буквы Й. 1 Фея зелёного замка приносить неприятную весть…Ученики разрабатывают план путешествия поиска буквы. Игра «Если нравится тебе, то делай так…». Повелительное наклонение глаголов. Игра «Кто больше запомнит».
Лесная школа.
Гласные Я,Е,Ё,Ю. 1 Занятие проходит на основе сказочного сюжета и начинается слова «Жили-были…». Изображение гласных под музыку танцевальными движениями. Правило: Сколько в слове гласных – столько и слогов.
У нас в гостях гномы ГОГА И ГЕНА. 1 Занятие построено на сюжетах сказки «Белоснежка и семь гномов». Игра «Поймай звук». Практическое усвоение существительных множественного числа в родительном падеже. Составление предложений по опорным словам.
Экскурсия в Москву.
Звук и буква Сс. 1 На занятии дети совершают полёт на самолёте в город Москва. Произношение слов сложного звуко-слогового состава. Падежное управление. Практическое усвоение творительного падежа.
Полёт на звездолёте.
Звук и буква Зз. 1 Развитие фонематического восприятия. Развитие связной речи. Развитие функции языкового анализа и синтеза. На занятии используются костюмы. Проблемная ситуация.
В гостях у Бабушки-Загадушки. 1 Бабушка- Загадушка повторяет с учениками звуки. Театрализованная игра «Маски-шоу». Развитие фонематического представления. Составление загадок – описаний. Решение проблемных вопросов. Чтение слов с пропущенными буквами.
Похищение буквы В. 1 На занятие приходит телеграмма от Ведьмы…Словообразование. Словотворчество детей. Составление слов из слогов.
День рождение МАШИ.
Звук и буква Ш. 1 Психогимнастика. Характеристика звуков. Определение позиции звуков в словах. Чтение и преобразование слов. Звукобуквенный анализ. Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша шалил».
Приключение гласных и согласных. 1 Чистоговорки. Сравнение звуков. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Разгадывание ребусов из слов. Творческие задания детей.
В гостях у АЛФАВИТА. 1 Произношение звуков в словах слогах. Анализ словесного состава предложения. Игра «Жуки». Чтение стихов.
Путешествие на воздушном шаре. 1 Психогимнастика. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Словообразование. Звуко- слоговой анализ и синтез. Работа над ударным слогом. Проблемная ситуация.
Путешествие в голубую страну. 1 Под звуки весенней капели ученики проходят в класс. Падежное управление. Развитие фонематического восприятия. Развитие функции языкового анализа и синтеза. Творческие задания детей.
Наш гость инопланетянин. 1 Занятие начинается с загадки про Луну…Развитие фонематических представлений. Анализ слов. Работа над ударным слогом. Проблемные ситуации. Сообщение новых знаний. Вопросы детей (Клуб Любознательных)
В гостях у Золушки. 1 Театрализованное представление. На занятии используются плоскостные фигурки персонажей сказки «Золушка». Развитие функции языкового анализа и синтеза. Анализ словесного состава предложения. Падежное управление. (Чем угощали на балу?). Уточнение смыслового значения слова полночь. Развитие связной речи.
Клад кота Леопольда. 1 Инсценированное занятие. Работа со слогом. Звуковой анализ и синтез слов. Сравнение слов-схем. Чистоговорки.
Как звук Р попал в капкан. 1 Психогимнастика. Характеристика сонорных звуков. Произношение изолированного звука. Работа над голосом. Подбор антонимов. Звуко-слоговой анализ слова. Сочинение стихов, подбор рифм. Чтение сказки Г. Юдина «Рыжий город».
Путешествие в Санкт – Петербург. 1 Путешествие в город Санкт-Петербург ученики совершают на разных видах транспорта. Развитие фонематического восприятия. Звуко - слоговой анализ и синтез новых слов. Логическая задача. Проблемная ситуация. Рассуждение детей. Чтение коротких сказок.
Экскурсия в Простоквашино. 1 Зазвонил телефон. Из разговора ученики узнают о приглашении в деревню Простоквашино. Падежное управление. Творческие задания детей. Чтение стихотворений. Работа со словом.
Поездка на дачу. 1 Работа над картиной «Если бы художниками были мы». Произношение звуков в словах. Усвоение рода, падежа существительных и прилагательных. Игра «Угадай-ка»
Путешествие по СЕВЕРУ. 1 Путешествие по карте с использованием презентации. Характеристика звуков. Произношение звуков в слогах. Дифференциация понятий звук, слог, слово. Проблемная ситуация. Умозаключение.
29 Почтальон Печкин принёс посылку. 1 Произношение звуков и слогов. Звуко - слоговой анализ и синтез новых слов. Развитие связной речи. Загадки-описание предметов. Анализ словесного состава предложения.
30 Крокодилы под лестницей. 1 Работа над стихотворением. Героя учитель выбирает самостоятельно. Творческим заданием может послужить рассказ про какое-нибудь животное, живущее в неподходящем месте…
31 Путаница. 1 Путаница –это один из поэтических приёмов. Творческим заданием может стать стихотворение или рассказ про представителей любой профессии…
32 «Турнир Знатоков» 1 (Задание подбираются по усмотрению учителя)
Награждение за лучшие результаты.
33 Итоговое занятие.
1 Награждение. (желательно отметить каждого ребёнка).
2 класс
1. Сказка о царевне Речи.
(Составление текста по вопросам учителя). 1 Работа над словом. Составление предложений. Работа с текстом. Развитие связной речи.
2. Путешествие по зоопарку.
(Текст. Предложение.) 1 Работа над словом. Составление предложений. Работа с деформированным текстом. Развитие связной речи.
3. Знакомство с жителями страны слов 1 Работа над словом. Звукобуквенный анализ слов. Развитие связной речи.
4. В гостях у Миши и Маши или «Почему слова, пишутся с большой буквы?». 1 Проблемная ситуация. Работа над именами собственными.
Составление текста по плану. Развитие связной речи.
5. Сюжетная игра «Домашние животные» или Слово – имя собственное. 1 Сюжетная игра «Домашние животные. Работа над именами собственными.
Составление текста по плану. Развитие связной речи.
6. Игра – сказка “Пропавшие имена”. 1 Театрализованное занятие. Творческие задания детей. Заучивание стихов. Развитие связной речи.
7. Игра “Том и Тим”. 1 Игровое занятие. Под музыку В. Шаинского «Цирк, цирк…» выходят два клоуна Том и Тим….
Работа над словом. Падежное управление. Творческие задания детей.
8. Собираем слова в корзинку. 1 Игровое занятие. Работа над словом. Развитие связной речи. Загадки - описание предметов. Анализ словесного состава предложения.
9. Игры Деда Буквоеда. 1 Игра «Буква заблудилась». Игра «Пирамида». Игра «Собери слова». Работа над предложением.
10. Чудесные превращения слов. 1 Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?”
11. Из чего строятся слова? 1 Проблемная ситуация. Составление слов из слогов. Звукобуквенный анализ слов.
12. Игра “Грамотный регулировщик”. (Звуко-буквенный анализ слов). 1 Игровое занятие. Звукобуквенный анализ слов. Творческие задания детей. Чтение стихотворений. Работа со словом.
13. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. 1 Исследовательское занятие. Работа в парах. Звукобуквенный анализ слов. Загадки, скороговорки.
14. Сколько слов вы знаете? 1 Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”.
15. “Грамматическое домино”. 1 Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак).
16. “А начинали все медведи…” 1 Занятие – исследование. Проблемная ситуация: «Как обходились без письма?» Работа с текстом.
17. Мягкий знак – въезд запрещен, но… не всегда! 1 Занятие практикум. Изготовление знаков на изученные орфограммы. Отработка написания слов с мягким знаком.
18. “Кто – кто в алфавите живет?” 1 Викторина об алфавите.
19. Играем в загадки. 1 Работа со словом. Творческие задания детей. Сочинение загадок.
20. Добрый “волшебник” - Ударение. 1 Занятие исследование. Откуда пришло Ударение?...
21. Ударение над гласной может сделать букву ясной. 1 Занятие практикум. Работа со словом. Работа над предложением, деформированным текстом.
22. Звонкие и глухие “двойняшки”. 1 Сказка про “Ошибку”. Закрепление знаний о парных согласных. Работа со словом. Ребусы.
23. Звонкие и глухие “одиночки”. 1 Работа со словом. Творческие задания детей. Сочинение сказок о буквах одиночках.
24. Приключения в стране СЛОВ. 1 Путешествие по стране слов. Работа со словом. Кроссворды. Сочинение сказок.
25. Приключения в стране СЛОВ 1 26. Дружба слов в предложении. 1 Театрализованное занятие. Работа со словом. Работа с моделью предложений.
27. Какие слова самые главные? 1 Работа со словосочетанием. Работа с текстом. Умозаключение.
28. Что важнее? Слово-предмет или слово-признак? 1 Занятие – дискуссия с участием Маши и Миши.
29. В замке слов. 1 Занятие – игра. Работа над словом. Ребусы. Пирамиды.
30. Здравствуйте, дедушка Действие! 1 Театрализованное занятие. Творческие задания детей. Заучивание стихов. Развитие связной речи.
31. Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить. 1 Чистоговорки. Работа над словом.. Звуко-слоговой анализ слова. Сочинение рассказов с крылатыми словами и выражениями.
32. Подготовка к «Турниру знатоков» 1 Повторение изученного материала. Ребусы. Головоломки. Кроссворды.
33. «Турнир Знатоков» 1 (По усмотрению учителя)
34. Итоговое занятие. 1 Подведение итогов. Награждение.
3 класс
1. Сокровища Русского языка. 1 Занятие открытия новых знаний. Работа с дополнительными источниками. Работа с текстом.
2. Таинственное в Царстве Слов. 1 Занятие-наблюдение. Работа со словом. Творческие задания детей.
3. “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” 1 Викторина“Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Задания подбираются по усмотрению учителя).
4. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?” или «Какие бывают тексты?» 1 Работа над предложением. Работа с текстом. Составление плана. Творчество детей.
5. Где же хранятся слова? Копилки слов. Как найти слово в словаре? 1 Работа со словарями. Творческие задания для детей.
6. Хорошо ли ты знаешь алфавит? 1 Игровое занятие. Работа со звуком. Работа со словом. Работа с Обратным словарём.
7. Незаменимый мягкий знак. 1 На занятии используются элементы сюжетно-дидактической игры.
8. Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. 1 Работа со словом. Слова-иностранцы. Работа со словарём. Творческие задания для детей.
9. Волшебник “Ударение”. 1 Занятие практикум. Работа со словом. Работа над предложением, деформированным текстом.
10. В стране парных звонких и глухих согласных. 1 Закрепление знаний о парных согласных. Работа со словом. Сочинение сказок.
11. В стране одиноких согласных. 1 Работа со словом. Творческие задания детей. Кроссворды.
12. О чем можно узнать из заглавия? 1 Чистоговорки. Работа над словом.. Звуко-слоговой анализ слова. Сочинение рассказов
13. Как корень слова учил окончания уму – разуму. 1 Театрализованное занятие. Использование плоскостных фигурок сказки «Как корень слова учил окончания уму – разуму». Работа над словом. Умозаключение.
14. Новые друзья корней – приставки. 1 Работа со словом. Работа с моделями слов. Составление схем.
15. Кто командует корнями? 1 Занятие - расследование. Работа над словом. Ребусы.
16. Слова – родственники. Сколько может быть у них родственников? 1 Работа над словом. Составление схем – деревьев для слов-родственников. Творчество детей.
17. Секреты родственных слов. 1 Занятие-исследование. Работа с родственными словами. Сочинение сказок.
18. Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. 1 Занятие - расследование. Проблемная ситуация. Работа с текстом.
19. Зачем нам нужен этот знак? 1 Занятие – дискуссия. Работа с информацией. Работа с текстом.
20. Приставки – труженицы. 1 Работа со словом. Работа со схемами слов. Составление предложений..
21. Моя мама – Имя Существительное. 1 На занятии речь пойдёт о связи имени прилагательного с именем существительным. Работа со словосочетанием. Работа над связной речью.
22. Как у существительных род появился. 1 Работа со словом. Творческие задания детей. Сочинение сказок.
23. Доброе утро, имя прилагательное! 1 На занятии состоится поиск секретов имён прилагательных.
24. Имя прилагательное на балу у царевны Речи. 1 Работа над словом, словосочетанием и предложением. Работа над связной речью. Сочинение сказок.
25. Имя прилагательное на балу у царевны Речи. 1 26. Игра “Лишнее слово”. 1 Игровое занятие. Ребусы. Головоломки. Кроссворды.
27. Глагол в гостях у царевны Речи. 1 На занятиях дети разбирают значение глагола в речи. Работа над предложением. Работа над связной речью.
28. Глагол и его друзья. 1 29. Как мама Глаголиха учила глагольчиков. 1 Занятие-практикум. Работа над предложением. Спряжение глаголов.
30. Как глагольчики учились определять время. 1 На занятии используется дидактический и раздаточный материал. Работа над словом. Работа с деформированным текстом. Заучивание стихов.
31. Частица НЕ в гостях у глаголов. 1 Путешествие по карте с использованием презентации. Характеристика глаголов. Работа над предложением. Проблемная ситуация. Умозаключение.
32. А все–таки она хорошая!
1 Рассказ – беседа о роли орфографии. Сочинение стихов об орфограммах.
33. «Турнир знатоков» 1 (По усмотрению учителя)
34. Итоговое занятие. Награждение. 1 Подведение итогов. Награждение.
4 класс
1. Хорошо ли ты знаешь русский язык? 1 Тестирование. Работа в парах (Взаимопроверка).
2. Словарное богатство родного языка. 1 Занятие-исследование. Работа со словарями. Составление памятки по работе со словарями для второклассников.
3. Кто самый главный в предложении? 1 Занятие усвоения школьниками способов самоконтроля и самооценки. Работа в группах. Работа с текстом.
4. Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях. 1 Исследовательское занятие. Работа со словарями и дополнительными источниками. Работа в группах. Работа над связной речью. Сочинение сказок.
5. Где прячутся ошибки? 1 Занятие – практикум. Работа с текстом. Работа с деформированным текстом. Взаимопроверка.
6. Как морфология порядок навела. (О частях речи). 1 Занятие - исследование. Работа с информацией. Сказки о частях речи.
7. Имя существительное – часть страны Речь. 1 Занятие - исследование. Исследование деформированных текстов. Работа над связной речью.
8. Хорошо ли ты знаешь имя существительное? 1 Открытие нового знания. Интеллектуальное занятие-сказка. Игры Деда – Буквоеда.
9. Сказка о падежах. Этимология названий падежей. 1 Театрализованное занятие. Сочинение историй о падежах. Участие в создании продукта
10. Многозначные слова.
Слова – тезки.
Одно и то же, но по-разному. 1 Работа над словом, словосочетанием и предложением. Работа над связной речью.
11. Какие слова имеют противоположное значение? 1 Открытие нового знания. Работа с информацией. Работа в группах. Создание текстов. С использованием слов –синонимов.
12 Рассказ об удивительных словосочетаниях- фразеологизмах. 1 Занятие – исследование. Работа с фразеологическим словарём. Изготовление книжки-малышки. Творчество детей.
13 Очень занимательное – имя прилагательное. 1 Занятие-практикум. Расследование секретов имён прилагательных. Творчество детей.
14. Почтительное внимание к знакам препинания.Универсальные заменители. 1 Занятие – исследование. Работая с текстом, дети находят сложные предложения. Анализ и сравнение. Секреты сложных предложений. Занятие – исследование. Работая с текстом, дети определяют назначение местоимений. Идёт работа над словом, словосочетанием и предложением. Работа над связной речью.
15. Сказка о глаголе, о спряжении глагола.
Глагол и его друзья.
С кем дружит глагол?
Глагол – настоящий богач среди частей речи.
Сила любви. НЕ с глаголами.
Откуда появились глаголы – исключения? 1 Тематический КВН
16. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, междометия. 1 Занятие-практикум. Расследование секретов служебных частей речи.
17. Служебное положение частиц. 1 Творчество детей (мини-сочинение). Работа над связной речью.
18.
19 Удвоенные согласные в словах иностранцах.
Слова – “иностранцы” в гостях у Русского языка.. 2 Занятие – исследование. Работая с текстом, дети находят слова с удвоенной согласной иностранного происхождения. Идёт работа над словом, словосочетанием и предложением. Работа со словарём.
20 «Учите русский годы к ряду, с душой…» 1 Творческое занятие. Работа над связной речью.
21. Почтительное внимание к знакам препинания. 1 Занятие –практикум. Работа с текстом. Работа в парах. Творческое задание.
22. На чём держится предложение? 1 Занятие –практикум. Работа с текстом. Работа в группах.
23. Помощники вопросительных и восклицательных предложений. 1 Занятие – исследование. Работа с текстом. Работа в группах. Анализ и сравнение предложений. Работа над связной речью.
24. Что выражают знаки в конце предложения? 1 Занятие – исследование. Работа с текстом. Работа в группах. Анализ и сравнение предложений. Работа над связной речью.
25. Разные по количеству ядер предложения.
1 Занятие – практикум. Анализ простых и сложных предложений.
Работа со схемой. Работа над связной речью.
26. Предложения с равноправными частями и их связистами или сочетательными союзами. 1 Занятие-практикум. Сравнение простых и сложных предложений.
Умозаключение составление предложений с сочинительными союзами. Работа с моделью предложения.
27. Границы и пограничники. 1 Занятие -исследование. Работа с текстом. Ученики рассматривают знаки препинания в разных предложениях , анализируют и приходят к умозаключению. Творчество детей.
28. Не проморгайте «карлика» и не разрежьте великана! 1 Игровое занятие. Игра «Карлики и великаны». Сложные и простые предложения в тексте. Работа в группах.
29. Скрытые ловушки. 1 Занятие- практикум. Работа с текстом. Работая в парах, дети самостоятельно расставляют знаки препинания в предложениях с однородными предложениями. Взаимопроверка.
30. О пользе пауз больших и маленьких или о делимости текста. 1 Занятие исследование. Работа над секретами художественного текста. Работа в группах. Работа над связной речью.
31. Что такое монтаж или последовательность частей текста. 1 Открытие нового знания. Работа с информацией. Работа в группах. Создание текстов.
32. Бюро прогнозов или о том, как сам текст позволяет предугадать его содержание. 1 Занятие практикум. Работа над текстом. Работа в группах. Работа над связной речью.
33
34 Конкурс сочинений «Возьмёмся за руки, друзья!» 2 На занятии ведётся коллективное расследование на тему: «Что помогает предложениям связываться друг с другом?» Работа в группах. Конкурс сочинений.
ИТОГО 34
Перечень информационно – методического обеспечения

Печатные пособия:
1. Словари.
2.Набор карточек с играми и заданиями.
3. Набор схем и алгоритмов.
Список литературы:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Речь, язык и секреты пунктуации.. Москва “Просвещение”, 1996 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 гРик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО «Самовар», 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО «Самовар», 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО «Самовар», 1995 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва «Просвещение», 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Смирнов Ю. Мир слов или занимательные рассказы о русском языке. Санкт-Петербург «МиМ-Экспресс», 1995г.
Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. «АРД ЛТД», 1997 г.
Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва «Просвещение» 1988 г.
Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва «Новая школа» 1993 г.
Видео -, аудиоматериалы:
Электронные учебные пособия;
Энциклопедические диски;
Диски со сказками.
Цифровые ресурсы:
Оборудование:
Компьютер;
Проектор;
Интерактивная доска;
СВ и ДВД проигрыватель.