«ПУТЬ К УСПЕХУ» (раздел «Гимнастика ума») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКАДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40 г. ТОМСКА
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол № 1от 28.08.2014г. Согласовано на заседании методического совета МАОУ СОШ № 40 г. Томска
Протокол № 1 от29.08.2014 г.
«Утверждаю»
«29» августа 2014 г.
Директор МАОУ СОШ № 40
________ И.Б. Грабцевич

«ПУТЬ К УСПЕХУ»
(раздел «Гимнастика ума»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Направление «Общеинтеллектуальное»
База реализации:
Обучающиеся 1-4 классов
Составитель:
Юдина Татьяна Валентиновна,
учитель начальных классов

Эксперт:
Гуренкова Елена Алексеевна,
зам директора по введению ФГОС

Год корректировки программы - 2014 год
Пояснительная записка
Программа «Путь к успеху» разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Программа носит коррекционно-развивающий характер, предусмотрена для организации внеурочной деятельности с детьми, испытывающими трудности в обучении, связанные с недостаточно сформированной эмоционально-волевой сферой. и направлена на развитие речи и познавательных способностей обучающихся начальной школы.
В программу включены два раздела:
Секреты орфографии (для детей, испытывающих трудности при освоении курса «Русский язык»);
Гимнастика ума (для детей, испытывающих трудности при освоении курса «Математика»);

Цель: Обеспечение достижения обучающимися с ОВЗ, испытывающими трудности в обучении, готовности к освоению основной образовательной программы начального общего образования, посредством повышения уровня сформированности эмоционально-волевой сферы
Задачи:
Обеспечить индивидуальную образовательную траекторию обучающимся, имеющим трудности в обучении.
Формировать общеинтеллектуальные умения;
Формировать и развивать логическое мышление, умение анализировать, ставнивать, делать умозаключения.
Расширять кругозор.
Формировать коммуникативную компетенцию младших школьников: развивать устную и письменную речь, монологическую и диалоговую речь, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Развивать познавательные способности.
Воспитывать у учеников стремление совершенствовать свою речь.
Формировать доверие к окружающему миру через ситуацию успеха, как в основной деятельности, так и в общении со сверстниками и учителем.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
- коррекция зрительно-слухового восприятия;
- коррекция зрительно-слуховой памяти и внимания;
- уточнение и обогащение словарного запаса;
- развитие морфологических и синтаксических обобщений;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- формирование волевой регуляции деятельности;
- обучение способам снятия напряжения;
- формирование адекватной самооценки.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Место проведения занятий в рамках программы – классный кабинет,
Продолжительность каждого внеурочного занятия в рамках программы составляет 40 минут.
Форма организации занятий:
Групповые: с наполняемостью до 15 - 20 человек. В состав группы входят обучающиеся одного класса и одной параллели. Группа постоянна, дети обучаются в 1-4 классах в течение 1 года по 1 часу в неделю. Общее количество часов в 1 кл.– 33, во 2-4 кл. - 34 часа в год.
В основе программы «Путь к успеху» лежит педагогическая идея организации в игровой форме коррекционно-развивающих внеурочных занятий, обеспеченных познавательным методическим материалом в соответствии с требованиями ФГОС. Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, во внеурочное время.
Деятельность обучающихся в рамках программы организована в игровой форме и включает работу по выполнению занимательных познавательно-развивающих заданий в устной и письменной формах, позволяющих решить проблему развития речи обучающихся, математического (логического) мышления, испытывающих трудности в обучении. Содержание программы основано на психолого-педагогическом принципе: Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и, как следствие – достижению хороших результатов в учёбе. Материал, подобранный для занятий, своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывает удивление, стимулирует познавательную деятельность, а также дает понятие о русском языке или математике, как о строгой, четко организованной системе. В отборе материала к занятиям педагог ориентируется на межпредметную связь с программным материалом на основе содержательной линии УМК «Перспективная начальная школа».
Ничто так, как математика не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом её изучения являются отвлечённые понятия и закономерности, которыми, в свою очередь, занимается математическая логика. В современной методической системе обучения перенесён акцент с увеличения объёма информации, преднозначенный для усвоения школьниками, на формирование общелогических мыслительный умений, так как интеллект человека, в первую очередь, определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. В связи с этим перед учителем начальной школы стоит задача научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира.
Содержание и методы обучения курса «Путь к успеху» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды деятельности: сказочные сюжеты, элементы фольклора, воображаемые путешествия, элементы сюжетно-дидактической игры, дидактический и раздаточный материал, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход.
Способы выявления промежуточных и конечных результатов:
Мониторинг активности и результативности участия в творческих конкурсах.
Анализ уровня сформированности УУД (на основе накопительной информации в картахМониторинг результатов контрольных работ, в том числе – комплексных.
Планируемые результаты курса «Путь к успеху» - Раздел «Гимнастика ума»
В эмоционально-волевой сфере:
улучшение памяти; смекалки; воображения; связной речи;
увеличение скорости мыслительных операций;
развитие гибкости ума (способности переключаться с одной работы на другую);
Личностные результаты:

• Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
• Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
• Познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные результаты:
• Способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
• Умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов),
планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные результаты:
освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Содержание раздела «Гимнастика ума»
Содержание курса Кол-во часов Перечень универсальных действий обучающихся
1 класс
Классификация предметов 3 Строить логическую цепь рассуждения, подводить под под понятие, владеть общими приёмами действий.
Ориентация в пространстве и времени. 2 Строить логическую цепь рассуждения, подводить под под понятие, владеть общими приёмами действий.
Работать с информацией, моделировать ситуацию с целью взаимопроверки.
Последовательность событий 4 Строить логическую цепь рассуждения, подводить под под понятие, владеть общими приёмами действий.
Закономерности 9 Строить логическую цепь рассуждения, подводить под под понятие, владеть общими приёмами действий. Контролировать свою деятельность по ходу или результату выполнения задания.
Правило «Магического квадрата» 2 Строить логическую цепь рассуждения, умение выполнять действия с числами.
Нетрадиционные задачи 6 Владение общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений.
Цепочки 2 Строить логическую цепь рассуждений. Выполнять действия по заданному алгоритму.
Ребусы 1 Строить логическую цепь рассуждений. Владеть общими приёмами и способами действий при разгадывания ребусов.
Кодирование 3 Строить логическую цепь рассуждений. Владеть общими приёмами и способами действий при кодировании.
Итоговое занятие. «Математическое лото» 1 Умение понимать речь собеседника, участвовать в диалоге,, отстаивать свою точку зрения. Ориентироваться на проверку правильности выполнения задания по правилу. Уметь контролировать свои действия в группе и результат выполнения задания; адекватно рефлексировать.
Итого 33 2 класс
Классификация предметов 2 Строить логическую цепь рассуждения, подводить под под понятие, владеть общими приёмами действий.
Задачи на раскрашивание 2 Строить логическую цепь рассуждения, владеть общими приёмами действий.
Логический ряд чисел 2 Строить логическую цепь рассуждения, подводить под под понятие, владеть общими приёмами действий.
Логические и комбинаторные задачи 5 Владение общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений.
«Загадки палочек» 1 Строить логическую цепь рассуждения, владеть общими приёмами действий.
Графические диктанты 3 Ориентироваться на проверку правильности выполнения задания по правилу. Уметь контролировать свои действия и результат выполнения задания; адекватно рефлексировать
Нетрадиционные задачи 4 Владение общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений.
Город четырёхугольников и треурольников4 Владение геометрическими понятиями; владеть общими способами нахождения длины сторон геометрических фигур, периметра.
«Магические квадраты» 4 Строить логическую цепь рассуждения, умение выполнять действия с числами.
Магические цепи 1 Строить логическую цепь рассуждений. Выполнять действия по заданному алгоритму.
Ребусы 2 Строить логическую цепь рассуждений. Владеть общими приёмами и способами действий при разгадывания ребусов.
Город кругов и окружностей 3 Владение геометрическими понятиями; владеть общими способами конструирования рисунка из геометрических фигур.
Итоговое занятие. «Математическое лото» 1 Умение понимать речь собеседника, участвовать в диалоге,, отстаивать свою точку зрения. Ориентироваться на проверку правильности выполнения задания по правилу. Уметь контролировать свои действия в группе и результат выполнения задания; адекватно рефлексировать.
Итого 34 3 класс
Классификация 2 Строить логическую цепь рассуждения, подводить под под понятие, владеть общими приёмами действий.
Числовые закономерности 2 Строить логическую цепь рассуждения, подводить под под понятие, владеть общими приёмами действий. Контролировать свою деятельность по ходу или результату выполнения задания.
Нумерация чисел 4 Владеть общими приёмами выполнения заданий и вычислений, умение проверять результат с использованием таблицы., контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Числовые магические квадраты 5 Строить логическую цепь рассуждения, умение выполнять действия с числами.
Уравнения 3 Владеть общими приёмами выполнения заданий и вычислений, умение проверять результат по заданному алгоритму, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Нетрадиционные задачи 12 Владение общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений.
Площадь 5 Владение геометрическими понятиями; владеть общими способами нахождения длины сторон геометрических фигур, периметра, площади.
Итоговое занятие. «Математическое лото» 1 Умение понимать речь собеседника, участвовать в диалоге,, отстаивать свою точку зрения. Ориентироваться на проверку правильности выполнения задания по правилу. Уметь контролировать свои действия в группе и результат выполнения задания; адекватно рефлексировать.
Итого 34 4 класс
Закономерности 3 Строить логическую цепь рассуждения, подводить под под понятие, владеть общими приёмами действий. Контролировать свою деятельность по ходу или результату выполнения задания.
Комбинаторика 4 Владение общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений.
Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Геометрические понятия 4 Уметь выполнять знаково-символическое моделирование.
Формировать умение совершать контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Развивать у обучающихся совершенствование коммуникации как взаимодействие – учёт позиции собеседника.
Площадь и периметр 2 Владение геометрическими понятиями; владеть общими способами нахождения длины сторон геометрических фигур, периметра, площади.
Алгоритмы 2 Строить логическую цепь рассуждения, подводить под под понятие, владеть общими приёмами действий. Контролировать свою деятельность по ходу или результату выполнения задания.
Логические задачи 6 Владение общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений.
Нетрадиционные задачи 12 Владение общими приёмами решения задачи, выполнением вычислений. Строить логическую цепь рассуждений. Развивать у обучающихся совершенствование коммуникации как взаимодействие – учёт позиции собеседника.
Итоговое занятие. «Математическое лото» 1 Умение понимать речь собеседника, участвовать в диалоге,, отстаивать свою точку зрения. Ориентироваться на проверку правильности выполнения задания по правилу. Уметь контролировать свои действия в группе и результат выполнения задания; адекватно рефлексировать.
Итого 34 Учебно-тематическое планирование раздела «Гимнастика ума»
№/№ Тема занятий Кол-во часов Описание примерного содержания занятий
1 класс
1 «Подарки осени» 1 Отрабатывают понятия «ГРУППА», классифицируют предметы по признакам : цвету, форме, размеру.
2 «Одним словом» 1 Объединяют предметы в группу по определённым признакам.
3 «На рыбалке , охоте и дома» 1 Объединяют животных в группы по определённым признакам.
4 «Времена года». 1 Отрабатывают понятия РАНЬШЕ-ПОЗЖЕ, ДО-ПОСЛЕ.
5 «Что у нас над головой?» 1 Отрабатывают понятия ВЫШЕ-НИЖЕ, БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ, СЛЕВА-СПРАВА.
6 «Путешествие по линейке». 1 Осваивают числовой ряд.
7,8 «Сказочные поезда». 2 Распределяют героев по вагонам сказочного поезда.
9 «Узоры». 1 Рисуют узоры в определённой последовательности
10,11 «Волшебный ковёр». 2 Классифицируют геометрические фигуры. Конструируют узор «волшебного ковра».
12,13 2 Выполняют аппликацию.
14 «Путешествие в город Солнца». 1 Находят определённую последовательность в событиях.
15 «Цветик-семицветик». 1 Выполняют задачи на раскрашивание (цвета радуги).
16,17 «Весёлый счёт». 2 Проговаривание стихотворных описаний цифр.
18 «Найди своё место». 1 Знакомятся с порядковыми числительными.
19 «Волшебные клетки». 1 Знакомятся с правилом заполнения «магического квадрата».
20 «Кто быстрей?» 1 Работа в группе: заполнение «магического квадрата».
21, 22 Задачи в стихах. 2 Отрабатывают устный счёт. Составляют задачи по картинкам. Решают задачи в стихах.
23, 24 Весёлые задачки. 2 Отрабатывают устный счёт. Составляют задачи по замыслу.. 25, 26 Сказочные задачи. 2 Отрабатывают состав чисел в пределах 10. Составляют задачи со сказочными персонажами.
27 «Поставь в ряд». 1 Составляют числовой ряд в определённой последовательности.
28 «Геометрическая цепочка». 1 Закрепляют знания о геометрических фигурах и определённой последовательности.
29 Математические ребусы. 1 Учатся разгадывать ребусы.
30 Игры со словами. 1 Составляют примеры из определённых слов.
31 «Шифровка». 1 Знакомятся с правилом кодирования (Сопоставление числового ряда и букв в алфавите –ключ к шифровке).
32 «Письмо от пирата» 1 Работа в группе-декодирование.
33 Итоговое занятие. «Математическое лото» 1 Участвуют в игре «Математическое лото».
Итого 33
2 класс
1 «Угадай фигуру» 1 Разбирают логические упражнения.
2 «Числовой коврик» 1 Знакомятся с новым правилом составления числового коврика.
3 «Цветные мячи» 1 Повторяют правило магического квадрата.
4 «Раскрась фигуру!» 1 Учатся строит логические рассуждения. Учатся штриховать фигуры в определённой последовательности.
5 «Крах великого математика Кости» 1 Учатся определять принцип построения числового ряда. Находить ошибки.
6 «Задание для товарища» 1 Отрабатывают закономерности числового ряда по заданию, подготовленному дома.
7 «Дерево возможностей» 1 Закрепляют умения решать логические задачи путём сравнения исходных данных с опорой на
8 «Поспевая-не зевай!» 1 Знакомятся с решением комбинаторных задач принципом перебора.
9 «Кто решит раньше?» 1 Отрабатывают решение логических задач.
10 Примеры с « дырками». 1 Знакомятся с правилом решения примеров с «дырками», вставляя пропущенные математические знаки.
11 В гостях у Считайки. 1 Помогают Считайке решить задачи.
12 Любимое занятие Миши и Маши. 1 Решают задачи при помощи палочек.
13 «Закончи узор!» 1 Повторение понятий вправо, влево, вниз, вверх.
14 Кто это? 1 По разлиновки тетради в нужном направлении чертят определённую фигуру.
15 «Найди ошибку!» 1 Выполняют графический диктант. По окончании обмениваются работами и проверяют работу соседа.
16 «Составь задание для соседа!» 1 Повторение принципа составления нетрадиционных задач. Решение сказочных задач.
17 Задания на смекалку. 1 Работа в группах. Выполняют задания на смекалку.
18 Задачи-шутки. 1 Решают задачи- шутки. Работа в парах. Самостоятельное составление задач.
19 «Задачи с двойками». 1 Придумывают задания состоящие из двоек.
20 «Путешествие по стране Геометрии». 1 Закрепляют геометрические понятия, конструируют с помощью геометрических фигур сказочных героев.
21 «Город четырёхугольников». 1 Знакомятся с видами четырёхугольников.
22 «Площадь треугольников» 1 Знакомятся с видами треугольников.
23 «Весёлые человечки чертят окружности». 1 Знакомятся с понятиями центр и радиус окружности., окружность и круг.
24 «Волшебные клетки». 1 Отрабатывают правило заполнения «магического квадрата».
25 «Кто быстрей?» 1 Работа в группе: заполнение «магического квадрата».
26,27 Блиц-турнир «Магический квадрат» 2 Участвуют в блиц-турнире.
28
Магические цепи 1 Знакомятся с понятием «Магическая цепь», учатся находить закономерность между числами в «Магической цепи».
29 «Аккуратный почтальон» 1 Учатся разгадывать и составлять ребусы.
30 «Ребусы с нотами» 1 Учатся разгадывать и составлять ребусы.
31 «Круглый дом» 1 Закрепляют умение работать с циркулем, понятия «окружность», «круг». Знакомятся с понятием «Пересечение окружностей».
32 «Помоги Чертёжнику» 1 Знакомятся со способами деления окружности циркулем.
33 «В гостях у Карандаша» 1 Знакомятся с понятием «Касательная». Учатся чертить вписанные в окружность треугольник и прямоугольник.
34 Итоговое занятие. «Математическое лото» 1 Участвуют в игре «Математическое лото».
Итого 34 3 класс
1 В гостях у Кости Погодина 1 Учатся классифицировать по признакам ( времена года, животные, птиц и др.).
2 «Полезные наблюдения» 1 Работают с числовым рядом.
3,4 «В гостях у Считайки» 2 Работают с числовыми рядами
5 Арабские цифры 1 Повторяют разряды чисел, выполняют математические действия.
6,7 Римские цифры 2 Знакомятся с римскимицифрами, учатся записывать многозначные числа и составлять примеры.
8 Многоуровневый список. 1 Составляют многоуровневый список по теме «Животные» с использованием римских арабских чисел.
9, 10 «Магический квадрат сложения». 2 Закрепляют умения решать «Магический квадрат сложения», отрабатывают вычислительные навыки.
11,12 «Магический квадрат вычитания». 2 Закрепляют умения решать «Магический квадрат вычитания», отрабатывают вычислительные навыки.
13 Блиц-турнир «Магический квадрат» 1 Участвуют в блиц-турнире.
14,15,16 «Путешествие на поезде уравнений». 3 Учатся решать задачи при помощи уравнений, отрабатывают вычислительные навыки, повторяют название компонентов действий.
17, 18 «Миллионы лет назад» 2 Повторяют понятия: чётные и нечётные числа, порядок убывания, возрастания. Решают задачи на основе исторического материала.
19,20 «Два великана Московского Кремля». 2 Решают задачи на основе исторического материала, отрабатывают письменное сложение и вычитание многозначных чисел.
21,22 «Интересные задачки» 2 Решают задачи со схемами.
23,24
25,26 Составление весёлого задачника 4 Составляют задачи по замыслу.
27, 28 Математическая викторина 2 Участвуют в викторине.
29,30 Что такое квадратный сантиметр? 2 Закрепляют понятие единицы площади «квадратный сантиметр», умение определить площадь прямоугольника.
31,32 Что такое квадратный километр? 2 Знакомятся с понятием единицы площади «квадратный километр».
33 «В гостях у Шагомера» 1 Учатся определятьь площадь геометрической фигуры.
34 Итоговое занятие. «Математическое лото» 1 Участвуют в игре «Математическое лото».
Итого 34 4 класс
1, «Полезные наблюдения» 1 Повторяют пройденный материал: определяют закономерности в ряду чисел, геометрических фигур.
2,3 «Найдите место числам» 2 Находят закономерности в ряду чисел и фигур, выполняют логические упражнения.
4,5 «Помоги Маше и Мише решить задачи!» 2 Учатся решать комбинаторные и логические задачи.
6,7 В гостях у робота Комбинаторика» 2 Отрабатывают навык решения комбинаторных и логических задач; учатся составлять свои комбинации.
8,9 «Путешествие по стране Симметрии» 2 Знакомятся с понятием «симметрия»; учатся чертить симметричные фигуры.
10,11 Куб, шар, цилиндр. 2 Знакомятся с понятиями «куб», «шар» Цилиндр». Учатся чертить фигуры.
12,13 «Мы с геометрией на ТЫ» 2 Отрабатывают навык вычисления площади и периметра геометрических фигур.
14,15 «Путешествие по карте Алгоритмов» 2 Составляют карту «Алгоритмов». Отрабатывают навык работы по алгоритму.
16-19 «Маша и Миша в гостях у Логика» 4 Учатся решать логические задачи, задачи на просеивание или путём логических умозаключений.
20,21 Конкурс «Логические ступеньки» 2 Принимают участие в конкурсе. Проверяют свои умения решать логические задачи.
22,23 «Портняжкины задачки» 2 Учатся решать нетрадиционные задачи, используя различные способы.
24,25 «Сказочные задачи» 2 Учатся решать нетрадиционные задачи, используя различные способы.
26,27 «Задачи-шутки» 2 Учатся решать нетрадиционные задачи, используя различные способы.
28-31 Проект «Задачник для любознательных» 4 Работают в малых группах на компьютерах. Создают свои задачники.
32-33 Презентация проектов. 3 Каждая группа представляет свой продукт («Задачник для любознательных»)
34 Итоговое занятие. 1 Награждение
Итого 34
Перечень информационно – методического обеспечения

Печатные пособия:
1. Словари.
2.Набор карточек с играми и заданиями.
3. Набор схем и алгоритмов.
Список литературы:
Беденко М.В. Сборник текстовых задач. Москва «ВАКО» 2004г.
Волина В. В. Праздник числа. М.: Знание, 1994 г.
Волина В. В. «1000 игр». М.: «АРТ-ПРЕСС, 1996 г.
Гончарова С.Н. Развитие мышления на уроках в начальных классах. АСТ «Акварель» ВЗОИ Москва. 2004г.
Голубь В. Т. Графические диктанты .М., ВАКО, 2006 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Речь, язык и секреты пунктуации.. Москва “Просвещение”, 1996 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М., «ВАКО» 2008г.
Крупенчук О. И. Рисуем по клеточкам. СПб., Изд-во Дом «Литера», 2007г.
Кузнецова С.А. «На уроки с радостью» Ростов-на-Дону «Феникс», 2011г.
Лихтарников Л. «Занимательные логические задачи»,СПб. Изд-во «ЛАНЬ», «МИК» 1997г.
Никольская И.Л., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума» М., Изд-во «Экзамен», 2012г.
Маршак С. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Развивающие задания (тесты, игры, упражнения)Составитель Языканова Е. В. М., Изд-во «Экзамен», 2011г.
Сухин И.Г. «Занимательные материалы» М., «ВАКО» 2004г.
Холодова О. «Занимательная математика» М. Изд-во «РОСТ» 2009г.
Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва «Новая школа» 1993 г.
Видео -, аудиоматериалы:
Электронные учебные пособия;
Энциклопедические диски;
Диски смультфильмами.
Цифровые ресурсы:
Оборудование:
Компьютер;
Проектор;
Интерактивная доска;
СВ и ДВД проигрыватель.