Конспект урока литературы по теме Притча о блудном сыне. Нравственные ценности Евагельских притч.


Урок литературы, 6 В класс Дата: 15.02.2017 г.
Тема: «Притча о блудном сыне». Нравственные ценности Евангельской притчи.
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с «Притчей о блудном сыне»; вызвать интерес учащихся к такому жанру литературы, как притча;Развивающая: способствовать развитию умения анализировать притчу, выделять основную мысль притчи.
Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения и любви к людям, бережного и уважительного отношения к родителям.Оборудование: интерактивная доска, учебник, карточки с заданиями, плакаты, маркеры, стикеры.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.
Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.
-Надеюсь, ваше настроение улучшилось? 
2. Работа с эпиграфом. (постановка целей)  
На доске написаны эпиграфы к нашему уроку:
Прощение приносит в жизнь надежду (Ханс- Йоахим Хаан).
Чем легче мы прощаем,
Тем легче мы живем. (Дж. Кеннеди Шульц).
3.Беседа.
Прочитайте их, подумайте и скажите, о каком, по-вашему, важном понятии мы будем говорить сегодня?
(О прощении).
Это неслучайно, потому что мы будем говорить о прощении. - А что, по вашему, значит слово «прощать»?(Предполагаемые ответы детей: прощать – перестать сердиться; забыть обиды; сделать всё, чтобы были хорошие отношения с человеком, который огорчил)- Легко ли прощать? (Предполагаемые ответы детей: Прощать бывает легко, если огорчили чуть-чуть, иногда ведь и сам в чем-то виноват. Чаще это трудно сделать, но многие люди все же стараются прощать другим и заслужить прощение.)- Да, простить другого – значит перестать обвинять человека в чем-то или перестать на него сердиться. Прощение – это путь, который может нас научить правильно жить.
Сегодня мы обратимся к библейской притче.
История эта называется «Притча о блудном сыне». Запишите тему урока. Дома вы уже прочитали эту притчу. Эту притчу Иисус рассказал своим ученикам, она является самой известной историей в Новом Завете. Притча описывается в Евангелии от Луки. Она очень популярна в христианском мире. Во вторую неделю приготовления к Великому посту на Божественной литургии этот отрывок читается во всех храмах.
4.Словарная работа
- Ребята, а что такое притча? Напишите определение в тетрадях («Дневник двойной записи»). Что вы написали? (Слушаю ответы детей). А теперь давайте проверим (учащиеся см. на доску).
Это поучительный рассказ в иносказательном виде, заключающий религиозное и моральное поучение.
Это рассказ с выводом и моралью. В притче мораль четко не обозначена, не выделена, ее нужно осмыслить, расшифровать, додумать.
- В названии нашей притчи звучит слово «сын», следовательно, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети…. Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения родителей и детей часто складываются непросто?
А как вы понимаете смысл слова «блудный»? Напишите определение в тетрадях («Дневник двойной записи»). Что вы написали? (Слушаю ответы детей). А теперь давайте проверим (учащиеся см. на доску).
Блудный - старинное слово, означающее заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение.
Итак, перед нами история одной семьи. Напомните мне, что говорит заповедь о родителях?
«Почитай отца твоего и мать»
Историческая справка.
  В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой.
5. Групповая работа.
(Группы готовят постеры)
Задание для 1 группы «Доброта»: стратегия «Карта истории».
Восстановите историю в хронологической последовательности.
История блудного сына
Уход от отца Веселая жизнь Страдания, нищета.
Раскаяние Возвращение к отцу, радость отца и прощение сына.
Задание для 2 группы: стратегия «Тройной пузырь»-
Заполните таблицу, дайте характеристику каждому герою.
Отец Младший сын Старший сын
Задание для 3 группы: стратегия «Гора истории»
Распределите картинки в правильной последовательности, подберите к каждому эпизоду словесное описание (по тексту).
-1270-591820 Однажды младший сын сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства» Отец разделил имение, и младший сын, взяв своё, отправился в чужую страну.
-1270-353695 Там он жил весело, ни в чём себе не отказывал, и скоро денег у него не стало.
19050-86995 А в это время настал голод в той стране. Юноша нанялся к одному из жителей пасти свиней. Он голодал и рад был, если ему удавалось поесть свиного корма.
102235-788035 И тут он опомнился и сказал: «Сколько работников у моего отца получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя и не достоин называться твоим сыном. Прости меня и прими в число наёмников своих»

Задание для 4 группы: стратегия «Фишбоун» -
Заполните схему «Рыбный скелет»

Группы выступают, показывают свои постеры. Группы после каждого выступления оценивают друг друга
6. Составление синквейна.
Ребята, вы сегодня на уроке познакомились с притчей. Составьте синквейн со словом притча. Ученики работают индивидуально. Зачитывают свои синквейны.
Алгоритм написания синквейна.
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (ключевое слово, новое звучание темы).
1 существительное.
Например:
Притча.
Поучительная, интересная.
Учит, заставляет задуматься.
Сегодня мы анализировали притчу.
Мораль.
7. Итоги урока
- Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением? Что значит простить человека?
(Простить человека - перестать винить его и гневаться на него.)
- Когда мы прощаем других, наше счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию, Давайте вернемся к нашим эпиграфам.
- Нужно ли прощать? (Да)
- Сколько раз? (Всегда)
- Что приносит прощение? (Радость, уверенность, свободу в общении)
Актуальна ли тема блудного сына сегодня? (Безусловно. В любую эпоху человек проходит путь сомнений, ошибок, отступничества и возвращения)- В роли блудного сына может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? (Ответы учеников). Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Подумайте о том, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения)- Какова же основная мысль притчи? (Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение)
- Чему научила нас притча? (уважительно относиться к родителям, ценить их, ибо они не вечны. Иметь мужество признать свои ошибки, обвинить себя, принять решение изменить себя, помочь человеку, который запутался в жизни, поддержать его, не отказываться от традиционного многовекового опыта, культурных и нравственных ценностей)8. Рефлексия «Радуга»
9. Домашнее задание: написать эссе «Чему научила меня «Притча о блудном сыне»