Самостоятельная работа №1 «Индивидуализация обучения и воспитания одаренных детей в системе реализации ФГОС НОО и образовательных инициатив правительства РФ»
Ф.И.О. Захаренкова Светлана Михайловна
Самостоятельная работа №1 «Индивидуализация обучения и воспитания одаренных детей в системе реализации ФГОС НОО и образовательных инициатив правительства РФ»
Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт дает возможность получения качественного начального общего образования, освоения обучающимися программы. В том числе, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта работа должна обеспечивать выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Программа коррекционной работы должна содержать:
а) перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной, корректировку коррекционных мероприятий;
б) описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
в) механизм взаимодействия учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
В целях обеспечения реализации основной образовательной программы должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
1)достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
2)выявления и развития способностей, обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
3)работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
4)участия обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
5)эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, спецификой образовательного учреждения, и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;
Главной задачей педагога на сегодняшний день является выявление детей с признаками актуальной или потенциальной общей одаренности, и прежде всего тех, чья любознательность и потребность в познании выходит за рамки традиционной программы обучения.
Основными признаками одаренности служит высокий уровень интеллектуальных и творческих способностей детей и такие их личностные особенности, как высокая любознательность, увлеченность задачей, открытость к новому, неизвестному. Особое внимание при разработке методов изучения каждого ребенка в отдельности, особое внимание необходимо уделить отбору заданий, интересных для детей и позволяющих оценить их качества незаметно, в ходе игры и общения, без строгих проверок и экзаменов.
Важную роль в системе оценки интеллектуальных качества ребенка, играет предварительное проведение родительского собрания. На котором родителям подробно нужно объяснить основные цели и задачи, особенности процесса обучения. Отсутствие у взрослых необходимой информации, часто приводит к несовпадению ценностей, интересов и планов семьи с направленностью и требованиями школьной программы.
Литература:
1.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы / http://mon.gov.ru/press/news/8286/
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
3.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Российская газета. – 2010. - Федеральный выпуск №5125 (5 марта).