На тему: «Развитие игровой деятельности раннего возраста с ограниченными возможностями или педагогической запущенности»
ПРОЕКТ
На тему: «Развитие игровой деятельности раннего возраста с ограниченными возможностями или педагогической запущенности»
Работу выполнила: воспитатель
МБДОУ №4 «Березка»
Азнакаевского р-на п.г.т.Актюбинский
Асманова Ирина Ильясовна
г.Казань 2014г.
Казань 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 3 стр
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА . . . . . . . . . . . . . . . ……..4 стр
1.1. Возрастные периоды и особенности раннего возраста. . . . . . . ………...4 стр
1.2. Развитие психических процессов в раннем возрасте. . . . . . . …………. 4 стр
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ………………………… ….8 стр
2.1. Организация исследования познавательной активности детей. . …… 8 стр
2.2. Методика исследования познавательной активности детей 2-3 лет Е.А Стребелевой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……..9 стр
Глава 3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ……………………………………… ..16 стр
3.1. Результаты методики исследования познавательной активности детей 2-3 лет Е.А Стребелевой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….16 стр
3.2. Рекомендации по созданию развивающей среды в группе детского сада для детей раннего возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………..16 стр
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 стр
Приложения 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 стр
Приложения 2 …………………………………………………………………..23 стр
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 стр
Введение
Актуальность исследования. Проблема развития познавательной деятельности – одна из самых актуальных в современной педагогике.
По мнению Павловой Л.Н., «уровень современных знаний о ребёнке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности данного периода, а не сточки зрения его несовершенства. Именно поэтому в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему возрасту ребёнка. Человечество как будто заново открыло его уникальность: слабость и несовершенство данного периода по сути являются его силой и представляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности. Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей».
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила мой выбор темы исследования: « Особенности развития познавательной деятельности детей раннего возраста».
Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания детей раннего возраста на занятиях по развитию познавательной активности при помощи реализации взаимосвязи с игрой позволили сформулировать гипотезу исследования: использование интегрированных занятий по развитию познавательной активности, речи и сенсорному воспитанию позволит повысить уровень познавательного развития детей.
Цель исследования: изучить особенности познавательной активности детей раннего возраста и определить основные средства её развития.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности у детей раннего возраста.
Задачи исследования :
-рассмотреть характерные особенности детей раннего возраста;
-исследовать освещенность познавательной активности в научной психологической и педагогической литературе ;
-определить критерии диагностики развития познавательной активности детей раннего возраста;
-рассмотреть методики развития познавательной активности детей раннего возраста.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений планирую применить метод теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы.
Практическая значимость проекта обусловлена тем, что её данные могут быть использованы в практической деятельности воспитателей детских дошкольных учреждений.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1.Возрастные периоды и особенности раннего возраста.
Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребёнка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания, обучения.
Возрастные периоды детства делятся на:
период новорожденности (первые две-три недели жизни);
грудной возраст (до года);
ранний, или ясельный, возраст (от 1 года до 3 лет);
дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
школьный возраст:
младший (от 7 до 10 лет),
средний (от 11 до 14 лет),
старший – подростковый (от 14 до 18 лет).
Ранний возраст (1 -3 года) – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Основоположники отечественной педагогики раннего детства – профессора Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская – считают: чем моложе и беспомощнее ребёнок и чем выше потенциальный темп развития, тем большую роль играют педагогические воздействия взрослого.
1.2. Развитие психических процессов в раннем возрасте.
По мнению Е. Н. Соляник, условием развития познавательных психических процессов, подъёмом их на более высокий уровень являются практика, исследовательские действия ребёнка. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития, формирования мышления, речи, памяти, воображения, внимания, ориентировки в окружающем, обогащение разнообразными впечатлениями. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр и занятий детей, их самостоятельной деятельности, направляемой взрослыми, во время прогулок, в процессе ухода за детьми и т.д.
Среди всех психических процессов главную роль в раннем возрасте играет восприятие. Именно оно определяет функционирование и развитие всех познавательных процессов. Появление разнообразных действий с игрушками способствует ориентации ребёнка на различные свойства предметов, главными из которых сначала являются форма и величина. В начале раннего возраста цвет не имеет никакого значения для узнавания предметов. Если взрослый показывает ребёнку, как поставить красный кубик на жёлтый, малыш, подражая действиям взрослого, не обращает внимания на цвет. Это происходит не потому, что дети плохо различают цвета, а в силу непонимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки на них. Ориентация на цвет появляется позднее. Ребёнок совершенно одинаково узнаёт окрашенные и не окрашенные изображения. Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Вначале ребёнок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз. Когда ребёнок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, становится внутренним, в основном только в сознании ребёнка, в результате превращаясь в умственное действие. Если ребёнка не обучать специально, восприятие долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения различными видами деятельности (рисованием, конструированием, полноценным усвоением знаний в начальной школе).
Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.
Развитие внимания в раннем возрасте происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребёнка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Освоение назначения предметов, совершенствование действий с ними позволяют направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а также совершенствовать свойства самого внимания (распределение, переключение).
По мере овладения речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребёнку действия или предметы: «Возьми чашку», «Принеси куклу». Ребёнок может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней. Дети раннего возраста способны выполнять интересную для них деятельность в течение 8-10 минут, но всё-таки испытывают трудности в переключении и распределении внимания. Малыши часто так погружаются в работу, что не слышат слов взрослого. С другой стороны, внимание ребёнка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Поэтому ребёнок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший в кубики, видит у сверстника машинку – и кубики забыты. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребёнок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает внимание к ним. Взрослые, пытаясь повысить уровень концентрации внимание малыша, могут сами обращать его внимание на те или иные детали игрушки, интересующие его в данный момент. Взрослые могут оказывать ребёнку помощь в том, чтобы фокусировать его внимание в нужном направлении, поскольку сам ребёнок этого делать ещё не умеет.
Таким образом, в раннем возрасте расширяется круг предметов, их признаки, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребёнок. Малыш выполняет несложные инструкции взрослого, слушает литературные произведения, внимателен к слову, речи. В начале второго года жизни ребёнка память вычленяется из процесса восприятия, становится самостоятельным психическим процессом. Зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием (на втором году жизни ребёнок узнаёт знакомое лицо после перерыва в 1,5 – 2 месяца, а на третьем – объекты, которые воспринимал год назад).
Память ребёнка, как и внимание непроизвольна. Дело в том, что малыш не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить или припомнить. Эти процессы происходят независимо от его воли и сознания. Ребёнок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно, привлекательно.
Малыши лучше запоминают во время игры, но у детей раннего возраста и в игре уровень запоминания сравнительно низкий. Разнообразные детские игры представляют ребёнку богатые возможности для развития его памяти.
Таким образом, в раннем детстве обогащается содержание представлений, следовательно, возрастают объём и прочность сохранения материала. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение. Кроме того, бурное развитие получает словесная память.
Разнообразные впечатления, которые появляются на втором году жизни, выступают предпосылками становления и развития воображения. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображённое на картинке. Он переживает положительные и отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображённого. Но дело в том, что рисунок никогда не является точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте, и выступает его знаком. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс становление механизма представления, воссоздания образов, а также умения слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений (Л.Н. Павлова). Показателями того, что ребёнок представляет передаваемые в речи события, являются реакция сосредоточения и адекватные эмоции. Он повторяет действия персонажей по ходу слушания: бьёт кулачком по столу, деланно хнычет и т.д., то есть у ребёнка появляется представление через действие.
О первых проявлениях воображения в 2,5 – 3 года свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами.
В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребёнком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь малыш ещё не умеет действовать в плане представлений, то есть возникает наглядно-действенное мышление.
В возрасте 1 – 3 лет начинают складываться мыслительные операции. Они проявляются в различении и сравнении признаков: формы, величины, цвета. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия.
Знакомясь со свойствами и названиями предметов, ребёнок переходит к обобщениям, к первым общим представлениям. Например, малыш понимает, что большими могут быть разные по внешнему виду предметы : куклы, машины, мячи. На 2 – 3-м году жизни у ребёнка складываются первые общие представления о величине, форме, цвете. Среди мыслительных операций важнейшими являются:
называние величины, цвета, формы, расположения в пространстве (близко, далеко);
группировка предметов одного размера, цвета, формы;
сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
координация движений рук и зрения;
формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
Таким образом, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с практической деятельностью и освоением речи.
Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребёнком. Но главное – появляется самостоятельная речь.
Таким образом, познавательная сфера ребёнка раннего возраста активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях и событиях ближайшего непосредственного окружения. В результате целенаправленного руководства деятельностью детей, общения с ними, а также специального обучения их познавательное и умственное развитие к началу третьего года жизни достигнет уровня, обеспечивающего практическую ориентировку ребёнка в предметах и явлениях ближайшего окружения, понимания речи взрослых, способность регулировать свои действия по слову в процессе речевого общения со взрослыми. Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей раннего возраста новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация исследования познавательной активности детей.
Ранняя диагностика умственного развития детей 2-3 лет чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. Изучением данной темы занимались отечественные исследователи (Л.С. Выготский, 1935; А.А. Венгер, 1975; А.Р. Лурия, 1976; Е.А. Стребелева, 1998 и др.).
В свое работе по исследованию познавательной активности детей раннего возраста я опиралась на положения отечественных психологов о том, что психика ребёнка развивается в процессе усвоения и присвоения общественного опыта в процессе, которой и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи.
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы « Особенности развития познавательной деятельности детей раннего возраста» было проведено исследование.
Цель исследования: изучить особенности познавательной активности у детей раннего возраста и определить основные пути её развития.
Объект исследования: процесс формирования познавательной активности у детей раннего возраста.
Предмет исследования: познавательная активность детей раннего возраста.
Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания детей раннего возраста на занятиях по развитию познавательной активности при помощи реализации взаимосвязи с игрой позволили сформулировать гипотезу исследования: использование интегрированных занятий по развитию познавательной активности, речи и сенсорному воспитанию позволит повысить уровень познавательного развития детей.
В соответствии с целью, задачами, гипотезой мною были разработаны следующие этапы исследования:
Первый этап – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Второй этап – подбор экспериментальных методов исследования.
Третий этап – проведение исследования познавательной активности детей 2-3 лет.
Четвёртый этап – анализ и интерпретация результатов исследования.
Пятый этап – рекомендации по результатам исследования.
Экспериментальная работа была направлена на выявление познавательной активности детей раннего возраста. На основе теоретических и практических исследований было выделено четыре критерия оценки успешности выполнения заданий, которые основываются на специфике познавательной активности детей раннего возраста.
Уровень развития познавательной сферы был проанализирован в процессе диагностики детей раннего возраста, оценивался по следующим критериям:
1 балл – ребёнок не сотрудничает со взрослым и ведёт себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели :
2 балла – ребёнок принимает задания, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;
3 балла – ребёнок начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания;
4 балла – ребёнок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Суммарное количество баллов, полученных при выполнении 10 заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34 – 40).
При подборе методик учитывался тот факт, что для ребёнка раннего возраста основным способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребёнок уже способен к сотрудничеству со взрослыми. Под сотрудничеством понимается желание ребёнка выполнить задание, предложенное взрослым.
В эксперименте принимали участие 5 детей раннего возраста – от 2 до 3 лет.
Таблица 1
Данные экспериментальной группы детей раннего возраста
Код Имя ребёнка Возраст Группа
01 Лера Е. 3 года ясельная
02 Паша К. 2 года ясельная
03 Кирилл С. 2 года ясельная
04 Вика С. 2,5 года ясельная
05 Ваня Т. 3 года ясельная
2.2. Методика исследования познавательной активности детей 2-3 лет Е.А Стребелевой.
Для диагностики развития познавательной активности мною взята методика Е.А.Стребелевой («Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития»). Предлагаемые задания автор относит к числу так называемых невербальных методик, поэтому они могут применяться для испытуемых с любым уровнем речевого развития.
Автор методики обращает внимание на то, что «для успешного решения диагностических задач, стоящих перед исследователем детей раннего возраста, требуется особая тактика проведения обследования. Результаты исследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда у исследователя не возникнет сомнения в том, что с ребёнком удалось наладить доброжелательный контакт и он захотел принять посильное участие в эксперименте, т.е. был достаточно заинтересован. Следует обратить внимание на общий фон настроения ребёнка и создание особых отношений доверия между ребёнком и исследователем».
Задания для детей 2-3 лет.
Рассмотрим методы диагностики детей третьего года жизни, разработанные Е.А. Стребелевой. Но прежде, чем приступить к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых нарушений зрения и слуха.
1.Лови шарик
Цель: выявить особенности контакта и умение сотрудничать со взрослым, понимание ребенком словесной инструкции, умение следить за движущимся предметом, определить уровень развития ручной моторики. Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования. Психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!». Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!». Взрослый ловит шарик. Так повторяется 4 раза.
Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2–3 раза), как это надо делать, т.е. обучение идет по показу.
Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.
Оценка в баллах:
1 балл – ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.);
2 балла – ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается практически;
3 балла – ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей после обучения результат положительный;
4 балла – ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым; успешно ловит и катит шарик.
2. Спрячь шарик
Цель: выявить практическую ориентировку ребенка на величину, а также наличия у ребенка соотносящих действий.
Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками, два (три) шарика, разные по величине, но одинаковые по цвету.
Проведение обследования. Перед ребенком кладут две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик – в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывают большую коробку, а маленькой крышкой – маленькую. Далее предлагается выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения – ориентировка на величину, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат. Оценка в баллах:
1 балл – ребенок не понял задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял;
2 балла – ребенок не понял задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет;
3 балла – ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет;
4 балла – ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.
3.Разборка и складывание матрёшки[ 3, c.243,247]
Цель: выявить уровень развития практической ориентировки ребенка на величину предмета, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого. Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки.
Проведение обследования. Психолог дает ребенку двухсоставную (трехсоставную) матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. В случаях затруднения взрослый берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. Далее предлагается ребенку выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.
Оценка в баллах:
1 балл – ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке и т.д.; 2 балла – ребенок выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет;
3 балла – ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку;
4 балла – ребенок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.
4. Разборка и складывание пирамидки [3, с. 243–244, 247]
Цель: выявить уровень развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колец.
Проведение обследования. Взрослый предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ему собрать ее. Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания, учет величины колец, обучаемость, отношение к деятельности, результат.
Оценка в баллах:
1 балл – ребенок действует неадекватно: даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т.п.;
2 балла – ребенок принял задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает кольца, но размер колец по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен;
3 балла – ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат;
4 балла – ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учётом размеров колец; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук, заинтересован в конечном результате.
5. Парные картинки [3, с. 243–244, 247]
Цель: выявить уровень развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.
Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок.
Проведение обследования. Перед ребенком кладут две предметные картинки. Точно такая же пара картинок находится в руках взрослого. Взрослый указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же. В случае затруднения ребенку показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.
Оценка действий: принятие задания, осуществление выбора, понимание жестовой инструкции, обучаемость, результат, отношение к своей деятельности.
Оценка в баллах:
1 балл – ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т.д.,
2 балла – ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может, в процессе обучения сличает парные картинки, к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет,
3 балла – ребенок сразу понимает условия задания, допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно, понимает, что конечный результат достигнут;
4 балла – ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки, заинтересован в конечном результате.
6. Цветные кубики [3, с. 244, 248]
Цель: выявить умение выделять цвет как признак, различать и называть цвета.
Оборудование: цветные кубики – два красных, два желтых (два белых), два зеленых, два синих (четыре цвета).
Проведение обследования: Перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем взрослый просит показать: «Покажи, где красный, а теперь – где желтый». Затем ребенку предлагают поочередно назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик». Если ребенок не различает цвета, то взрослый обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета 2–3 раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается, сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по слову, знает ли название цвета, фиксируется речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.
Оценка в баллах:
1 балл – ребенок не различает цвета даже после обучения,
2 балла – ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения, безразличен к конечному результату,
3 балла – ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату;
4 балла – ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета, заинтересован в конечном результате.
7. Разрезные картинки [3, с. 244–245, 248]
Цель: задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две-три части.
Проведение обследования. Взрослый показывает ребенку две или три части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Если ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его добавить другую. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, результат.
Оценка в баллах:
1 балл – ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом;
2 балла – ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого, к конечному результату безразличен, самостоятельно сложить картинку не может;
3 балла – ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно, понимает, что конечный результат положительный;
4 балла – ребенок понимает задание, самостоятельно складывает картинку, заинтересован в конечном результате.
8. Конструирование из палочек («молоточек» или «домик») [3, с. 245, 248–249]
Цель: выявить уровень развития целостного восприятия, умение анализировать образец, действовать по подражанию, по показу.
Оборудование: четыре или шесть плоских палочек одного цвета.
Проведение обследования. Перед ребенком строят из палочек фигуру «молоточек» или «домик» и просят его сделать так же: «Построй, как у меня». Если ребенок по показу не может создать «молоточек», взрослый просит выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагает ребенку выполнить задание по образцу.
Оценка действий ребенка: принятие задания, характер действия (по подражанию, показу, образцу), обучаемость, результат, отношение к результату.
Оценка в баллах:
1 балл – ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату;
2 балла – ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен;
3 балла – ребенок правильно понимает задание, но строит «молоточек» только после подражания действиям взрослого, заинтересован в конечном результате;
4 балла – ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу, заинтересован в конечном результате.
9. Достань тележку (скользящая тесемка) [3, с. 245–246, 249]
Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесемку).
Оборудование: тележка с кольцом, через кольцо продета тесемка; в другом случае рядом со скользящей тесемкой – ложная.
Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разъединены между собой на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесемки, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и подтянул тележку. Обучение проводится на уровне практических проб самого ребенка.
Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же он тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо, убрав экран, предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания. Фиксируется также отношение к результату, результат.
Оценка в баллах:
1 балл – ребенок не понимает задание, не стремится достичь цели;
2 балла – ребенок пытается достать рукой цель, после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания;
3 балла – ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки, после двух–трех попыток достигает результата, понимает конечный результат своих действий;
4 балла – ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание, заинтересован в конечном результате.
10. Нарисуй дорожку (или домик) [3, с. 246, 249]
Цель: выявить понимание речевой инструкции, уровень развития предпосылок к предметному рисунку, определить ведущую руку, согласованность действий рук, отношение к результату, результат. Оборудование: карандаш, бумага.
Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят: «Нарисуй дорожку», «Нарисуй домик». Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка. Принятие задачи, отношение к заданию, оценка результата деятельности, понимание речевой инструкции, результат. Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции.
Оценка в баллах:
1 балл – ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге, ведет себя неадекватно заданию, речевую инструкцию не выполняет;
2 балла – у ребенка есть стремление что–то изобразить (черкание), к конечному изображению безразличен, не выделена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук;
3 балла – ребенок понимает инструкцию, пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными, прерывистыми линиями без определенного направления, понимает конечный результат своих действий, определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук;
4 балла – ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции, заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия), четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.
код 1.Лови шарик .Кол-во баллов 2.Спрячь шарик. Кол-во баллов 3.Разборка и складывание матрёшки. Кол-во баллов 4.Разборка и складывание пирамидки. Кол-во баллов 5.Парные картинки
Кол-во баллов 6. Цветные кубики
Кол-во баллов 7.Разрезные картинки
Кол-во баллов 8.Конструирование из палочек
Кол-во баллов 9.Достань тележку
Кол-во баллов 10.Нарисуй дорожку
Кол-во баллов Общее количество баллов
Соответствие возрастной норме
(34-40 баллов)
01 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 40 Соответствует норме
02 3 2 3 3 3 2 3 3 3 4 29 Ниже нормы
03 3 2 3 3 3 2 3 4 3 4 30 Ниже нормы
04 4 4 3 3 4 4 4 4 3 4 37 Соответствует норме
05 4 3 3 3 4 3 4 3 3 4 34 Соответствует норме
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
3.1. Результаты методики исследования познавательной активности детей 2-3 лет Е.А Стребелевой
По результатам исследования познавательной активности детей раннего возраста мною составлена таблица.
Таблица 2
Из данных таблицы следует, что уровень развития познавательной активности соответствует возрастной норме у большинства детей - 60 % или 3 человека из 5 обследованных (нормальным для данного возраста считается количество баллов 34 – 40).
3.2. Рекомендации для воспитателей по организации занятий и созданию в группе развивающей среды.
По мнению М.А. Араловой «развитие познавательной активности ребёнка в раннем возрасте проходит преимущественно в процессе детского экспериментирования». Именно в свободной исследовательской деятельности ребёнок получает новую для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает так называемые открытия. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность малышу «опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами действия». [4 ,с.24 ].
С целью развития любознательности и стимуляции исследовательского поведения детей предлагается обеспечить соответствующие условия: в группе оборудуется специальный «уголок» для детского экспериментирования : игр с водой, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами (см. Приложение 1). Сминая пластилин, разрывая бумагу, ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребёнок познаёт разнообразные свойства и качества объектов и материалов: твёрдость, мягкость, тепло, холод, тяжесть и пр. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, дети узнают, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором, ребёнок производит самые настоящие мыслительные операции. Задачей воспитателя при этом является поддержание познавательной активности, побуждение ребёнка к самостоятельному экспериментированию. Эффективным способом стимуляции самостоятельной исследовательской активности является предоставление ребёнку специальных «загадочных» предметов, обладающих рядом свойств. Такими предметами являются специальные развивающие игрушки (музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа). Воспитатель может сам изготовить «игрушку с секретом»: положить её в прозрачную коробочку (для духов, сувениров, дискет) или в футляр для очков.
Исследовательский интерес ребёнка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускать солнечных зайчиков, прикладывать магнит к игрушкам из различных материалов, освещать фонариком разные предметы)
Большой простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой. Они не только очень увлекательны для малышей, но и полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объёме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того или иного материала. Дети с удовольствием будут переливать воду из одной посудинки в другую, проверять, тонут или плавают игрушки, пускать кораблики. Взрослые могут помочь детям разнообразить игры с водой : подкрасить её пищевыми красителями, сделать пену, пускать мыльные пузыри. Детям будет интересно замесить тесто ( из муки, соли и воды) и лепить из него пирожки, фигурки, раскатывать колбаски, делать крендельки и др. Можно предложить им пересыпать фасоль или горох из чашки в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. В процессе этих занятий ребёнок получает представления о том, что такое «полный», «пустой», «много», «мало» и др.
Для развития познавательной активности детей полезны игры с изобразительными материалами. Они могут не иметь изобразительных целей, а носить чисто исследовательский характер. Дети с интересом смешивают краски, делают пальчиками, кистью, печатками мазки и отпечатки на бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелком. При этом дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость (игры « Таинственные отпечатки», «Превращение воды», «Наливаем-выливаем», «Погружение в воду», «Цветные льдинки» и др. [ 4, с. 28-31.].
Богатые возможности для познавательного развития детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, свистульки, трещотки, пианино и пр.). Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, способности их дифференцировать, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата (игры «Кто что услышит?», «Узнай по звуку», «Кто внимательный», «Где позвонили?», «Угадай, на чём играют?», «Кто как кричит?», «Громко – тихо» и др. [7, с. 19-32. ].
Если ребёнок не проявляет исследовательского интереса или его действия ограничиваются простыми манипуляциями, воспитатель стимулирует его познавательную активность вопросами, подсказками, предложениями. Например: «Попробуй открыть коробочку», «А вдруг в этом ящичке что-то лежит?», «А что будет, если бросить в тазик камушек? Он утонет или будет плавать? А губка?»
В настоящее время в продаже имеется огромный выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность ребёнка. Это разнообразные игрушки «с сюрпризом» - «пульты», детские музыкальные центры, игрушки-головоломки, принцип работы которых ребёнок открывает сам в процессе манипулирования (нажатия на кнопки, клавиши, поворот рычагов). При определённых движениях ребёнка появляется «сюрприз» - выскакивает зайчик, раздаётся неожиданный звук или мелодия, начинают мелькать картинки или крутиться колёсики. Действуя с такими игрушками, ребёнок устанавливает связи между своими действиями и появлением новых ощущений, познаёт скрытые от наблюдения свойства предметов.
Примеры игр, развивающих познавательную активность, приведены в Приложении 2: «Разноцветные шарики», «Волшебные краски», « Цветные льдинки», « Найди колокольчик» и др. [ 4, с.26-46 ]
Заключение
Познавательная активность выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательная деятельность объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения : обучающую, развивающую, воспитательную.
Благодаря познавательной активности и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это познавательная активность, проявляющаяся в искреннем интересе к миру, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Благодаря врождённой познавательной направленности ребёнок может адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Довольно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребёнка его познавательная активность больше тяготеет к познавательной деятельности.
Можно определить познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убеждённость ребёнка в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний. Что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
Познание, как известно, начинается с восприятия. Для его развития важно, чтобы ребёнок усвоил сенсорный опыт и овладел наиболее рациональными способами обследования предметов, их свойств.
В ходе исследования мною были выполнены следующие задачи:
-рассмотрены характерные особенности детей раннего возраста;
-исследована освещённость в научной педагогической и психологической литературе познавательной активности;
-определены критерии диагностики развития познавательной активности детей раннего возраста;
-рассмотрены методики диагностики познавательной активности детей раннего возраста.
В практико-значимом проекте проведено исследование развития познавательной активности детей раннего возраста. Как видно из результатов исследования, каждая из характеристик умственной деятельности малышей, опираясь на их физиологические особенности, показывает необходимость психологического развития ребёнка, развития его психических процессов, так как познавательная активность и возникает и осуществляется на их основе. Обучение детей третьего года жизни носит наглядно-действенный характер. Предметную или графически-образную наглядность следует использовать в тесном сочетании с непосредственными действиями и речью всех занимающихся детей. Дети на занятиях должны не только смотреть, слушать воспитателя, но и действовать под его контролем, говорить.
В проекте разработаны рекомендации по развитию познавательной активности детей раннего возраста.
Цель проекта «Изучить особенности познавательной активности детей раннего возраста и определить основные средства её развития» достигнута.
Приложения
Приложение 1
Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей раннего возраста. [8, с. 72-73].
12-18 месяцев
Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.
Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).
Наборы форм, вставляющихся друг в друга.
Мягкие куклы среднего размера.
Мягкие игрушки - зверюшки.
Тамбурин.
Барабан.
Свисток. Дудочка.
Книжки с картинками.
Книжка с короткими стихотворениями для детей.
Большая грузовая машина.
Легковая машина с водителем.
Коробка или ведёрко с крышкой, имеющие отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши.
Матрёшка.
Составные игрушки из двух-трёх частей.
Самокат («машина», «лошадка»).
Подвижная игрушка на колёсиках, на шесте или на верёвочке.
Игрушки-модели предметов. Людей, животных.
18 – 24 месяца
Парные картинки (лото).
Кисти, краски.
Набор для нанизывания (бусы).
Игрушечная мебель.
Пластилин и другие материалы для лепки.
Пазлы (простые).
Разрезные картинки из двух-трёх частей.
Кегли.
Хрестоматия для детей от 2-х до 4-х лет. Со сказками «Репка», «Теремок» и др.
Миниатюрные модели бытовых приборов (газовая плита, стиральная машина и др.).
Игрушечный набор «Семья».
Наборы для ролевой игры («Инструменты», «Доктор», «Кухня», и др.).
Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолёт и др.).
Набор для игры с песком.
24 -36 месяцев
Модель дома.
Пазлы.
Фигурки животных с детёнышами.
Одежда для кукол по сезону.
Игрушечные часы.
Куклы для театра.
Разрезные картинки из четырёх частей.
Наряды для маскарада.
Лото: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Животные».
Составные игрушки из трёх и более частей.
Губная гармошка.
Детские ножницы с тупыми концами.
Игрушечный клавесин.
Трёхколёсный велосипед.
Приложение 2
Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
С помощью игр с элементами экспериментирования возможно:
Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.).
«Разноцветные шарики»
Цель: Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).
Материал: Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/.
Взрослый обращает внимание на то, что у него имеется несколько красок, например, красная, зеленая, синяя, желтая и на своем листе белой бумаги «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Лист становится разноцветным. Ребенок запоминает названия каждой краски. Затем ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, взрослый показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек. Обращается его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, их можно вложить в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой. Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д.
«Волшебные краски»
Цель: Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый, красного и желтого - оранжевый; красного и синего - фиолетовый (сиреневый); красного и зелёного - коричневый и т.п. Материал: Гуашь, кисти, 4-5 пустых прозрачных стакана.
Ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать; моет кисточку в стакане, таким образом, возникает цветная водичка. «Затем малыш рисует другой краской и промывает кисточку в другом стаканчике, и во втором стакане появляется водичка другого цвета. Ребенок рисует всеми красками поочередно, промывая каждый раз кисть в новом стаканчике. Если малыш повторно обращается к какой-либо краске, то моет кисть в соответствующем по цвету стаканчике. Взрослый собирает все стаканчики на один поднос и предлагает малышу показать «фокус», наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку и туда добавляет желтую воду. «Что у нас получилось? Какой цвет водички? - Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т.д. Примечание. Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Именно при их соединении получаются все другие цвета спектра. Оттенки (голубой, розовый, салатовый и другие цвета) получают при соединении основных цветов с белилами. В конце игры рассматривают рисунок, ребенок рассказывает, что нарисовал.
«Цветные льдинки»
Цель: В процессе экспериментирования показать ребенку, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).
Материал: Полиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.); коробка из-под шоколадных конфет; кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках. Примечание. Данная деятельность может стать логическим завершением игровой ситуации, описанной в предыдущих двух играх.
Взрослый беседует с малышом о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем с тобой льдинки». Расставляет формочки на столе. На глазах у ребенка наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие - цветную. «Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится». Во второй части экспериментальной деятельности используется коробка из-под конфет для изготовления «бус». В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки. На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой. Когда придет время гулять, взрослый в присутствии ребенка вынимает, цветные «нитки бус», и на улице украшает ими елочку, дорожки или снеговика.
«Найди колокольчик»
Цель: Научить находить заданный предмет по слуховому восприятию.
Материал: Коробочки (3-4 шт.), в которые закладываются звучащие предметы, например, колокольчик, камешки, погремушка. Одна коробочка остается пустой.
Взрослый показывает малышу закрытые коробочки, говорит, что в трех коробочках лежат разные предметы, а в одной - ничего нет. Просит найти коробочку, в которой отсутствуют какие-либо предметы. Подсказывает, как это можно сделать: «Покрути коробочку, послушай: лежит там что-то?» Малыш находит коробочку, которая не издает звук. «Значит, она пустая», - поясняет взрослый. Во второй части занятия ребенок по слуху определяет, что лежит, в какой коробочке: колокольчик звенит, погремушка гремит, а камешки стучат. Если малыш затрудняется, взрослый помогает. В последующем у ребенка будет формироваться более тонкая дифференцировка на звуки. Малыш узнает, что содержимое коробочки можно определить по слуху. После экспериментирования игра с найденными предметами разворачивается ситуативно, т.е. по замыслу ребенка.
Литература
1.Венгер А.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988.
2.Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: педагогика, 1983. Т 5. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А Венгер, В.В.
3.Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития/Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, – 336 с.
4.Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации/Сост. М.А.Аралова. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
5.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973.
6.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. -168 с.
7.Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т. В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 240 с.
8.Соляник Е.Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 80 с.
9.Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития. (Сайт «АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики РАО»//Научно-методический журнал. Электронное издание, № 4, 2001).